Турист larabi
larabi
была сегодня 10:16

Stadt Wehlen — Германия Август 2021

Про церковь (Radfahrerkirche) в Городе Велен (Stadt Wehlen) я уже написала, дошла очередь и до самого города. Мне он показался сказочным.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Город Велен из тех маленьких городков Саксонии на Эльбе, которые давно облюбовали туристы всех мастей, от пожилых созерцателей природы до активной молодёжи, для которой здесь полный спектр развлечений: река для гребцов, горные тропы для пешеходов, отвесные скалы из песчаника для альпинистов, и чуть не забыла про велосипедистов, для них велодорога от Праги до Куксхафена.

В 1269 году Велен впервые упоминался как Вайлин — поселение, под защитой замка, который Генрих Прославленный (Heinrich der Erlauchte) получил от чешского короля Вацлава в 1245 году. Следующий раз Велен упоминался как город (civitas) в 1346 году. Про замок подробнее в отдельном отзыве, тем более что от него остались одни руины.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

При том, что городок маленький, его население в давние времена жило за счет судостроения, ремесел и каменных карьеров. С 1547 года Велен получил статус «правительственного города» и управлялся не помещиком, а государственными чиновниками сначала из Ломена, а затем из Хонштайна. Когда летом 1848 года, в эпоху романтизма, до района Велена — Пётчи (Pötzscha) дотянули железную дорогу, вот тогда начал развиваться туризм, и уже в 1860 году в Велене было 48 гидов. Природа вокруг чудесная, но и сам городок милейший.

Уже от ж/д вокзала открывается вид на центральную, правобережную часть города.

На левом берегу вас тоже сразу готовы и накормить и обогреть. Вдоль Эльбы, что не дом, то пансион или ресторан.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Эльба с паромной переправой — одна из главных достопримечательностей Велена.

Причем паром обслуживается VVO и региональный проездной здесь действителен.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

С порома дорожка выходит к церкви Велосипедистов, главный вход которую с рыночной площади.

На стене церкви есть мемориальная доска, о то что в 1908 году в городе Велен впервые загорелся новый яркий белый газовый свет накаливания.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Карл Ауэр фон Вельсбах (Carl Auer von Welsbach, 1858–1999) в 1884 году изобрел для этого газокалильную сетку, многократно усиливающую светимость газового пламени, использовавшегося тогда для освещения — так называемый «ауэровский колпачок», который он запатентовал год спустя. Из города Велена проходил газопровод вверх по скалам к бастиону, где на дорожках и в гостинице горело еще больше фонарей. Для того времени это была сенсация.

Тут, на площади, и туристическое информационное бюро,

и отели-кафе-рестораны,

и ратуша.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Причём ратуша не в самом помпезном доме (он жилой), она делит дом с карамельной мануфактурой. Я очень люблю карамельки, но в начале визита в город заходить туда не стала, а в конце как-то забыла.

Перед ратушей в 2004 году, после наводнения установили фонтан «Солнечный фонтан Велину» («Sonnenbrunnen zu Welyn»). Идея постройки фонтана принадлежала учителю школы каменщиков в Демитц-Тумице (Steinmetzschule Demitz-Thumitz), уроженцу г. Велена — Вольфгангу Финку, а исполнителями стали шесть его учеников:
Jens Andrack, Finsterwalde
Frak Bellmann, Chemnitz
Torsten Knorr, Langenbernsdorf
Jens Schneider, Plauen
Torsten Singer, Rebesgrün
Lutz Müller, Leubnitz/Forst
и скульптуру для герба колонны создала Ulrike Ströbele, Sandhof/Langenerslingen.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Профинансировало создание фонтана предприятие Sächsische Sandsteinwerke Pirna. Теперь в конце августа каждый год проводят праздник Фонтана города Велен

Жилой дом по адресу Markt 1 (1527) — действительно красавец.

И ещё один красавец — отель Manufaktur Hotel Stadt Wehlen.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Пошли осмотреться, перешли через ручей Uttewalder Grundbach.

Уровень воды бывает значительно выше, но в сухую погоду воды не много.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

На правом берегу ручья тоже очень мило.

Здесь мы приземлились на террасе отеля-ресторана «Café Richter», чтобы подкрепиться кружечкой пива перед подъемом на смотровую площадку «Wilkeaussicht».

Путь начался с улицы Pirnaer Straße.

Подъем не обременителен. Тем более, что там полно красивых мест.

Кто-то лабиринт выложил.

Мост через ручей Wilkebach, у которого установили доску с именами спонсоров, на деньги которых в 2010 году этот мостик восстановили.

И водопад у моста.

И снова вверх.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

А это смотровая площадка «Wilke Aussicht» (официальное название присвоено 26.05.1902 г. Горной ассоциацией Саксонской Швейцарии (Gebirgsverein für die Sächsische Schweiz).

Ещё здесь есть скамеечка и тоже с именем собственным — Poltermann’s Ruh. Эту скамейку на одном из самых красивых мест у Велена установили на пожертвования пастора Херца из деревни Велена в 1900 году (он был пастором в деревне с 1899 года) в память о вдове его предшественника пастора Полтерманна (пастор деревни с 1818 по 1835 год). После смерти мужа вдова почти 30 лет, ежедневно, если позволяла погода, поднималась сюда, чтобы уединиться в своем горе.

Площадку ещё называют «Малым Бастаем» («Kleine Bastei»), потому что вид на город Велен с «Белыми разломами», на Бастай, на Рауэнштайн за Пётчей — просто изумительный.

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Мне здесь на ум пришли строки Пушкина:
«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.»
Это потому, что корабль, пристань и крепость (руины).

Сказочный Велен. Часть I. «Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

А у этого камня мы, опять как в сказке, оказались на распутье:

налево пойдешь — в исторические каменоломни попадёшь, направо — вернёшься в город Велен, а прямо — попадёшь в деревню Велен, где находится парк миниатюр «Маленькая саксонская Швейцария».

Поскольку дорогОй работает в «каменоломне», он уверенно отправился в парк миниатюр.