Турист СЕРГЕЙ ШАТАЛОВ (Wanderer75)
СЕРГЕЙ ШАТАЛОВ
был 2 мая 20:13

Велегож — Россия Сентябрь 2021

Левый берег Оки — это Калужская область, а правый (Заокская сторона) — Тульская. На правом берегу гостиниц тоже хватает, и в условиях проживания мы заметили только одно различие — на правом они попроще и подешевле чем в Тарусе, которая уж очень «раскручена». На обоих берегах найдется гостиница на любой бюджет, да и уровень сервиса примерно одинаковый — все комфортно, но особых изысков не ищите. Те две гостиницы, где мы останавливались, нам очень понравились. У нас было всего три дня, и, поскольку мы раньше на Заокской стороне не были, решили жить по одной ночи в каждой гостинице — для сравнения. Сезон закончился, и номера мы бронировали в день заезда.

По большей части правый берег — низкий, весенний разлив его затопляет (исключение - тот самый холм Борок, который купил Поленов и где сейчас основные здания музея-заповедника). Тропка вдоль правого берега есть, но не такая удобная для гуляния, как на «тарусской» стороне. Метрах в пятидесяти от воды берег круто идет вверх — примерно на человеческий рост. Это рукотворное сооружение — местные называют его «отбойник» — какая-никакая, а всё же защита от весенних разливов.

В первый день мы подъехали к нашему глэмпинг-отелю «Гуляй-город» ближе к вечеру, и сразу пошли на берег. На закате небо над Окой вспыхивает невероятными цветами — ощущение, что стоишь рядом с потоком расплавленного золота.

Золотая осень на Оке

Эти цвета окрашивают панорамные окна домиков отеля. В одном из них отразились и наши бесплотные тени.

А небо пылает всеми оттенками розового и отражается в стынущей воде.

Золотая осень на Оке

Золотой поток разрезает моторка — рыбаки отправились в ночь.

Отель оказался интересный.

Помимо главного здания с обычными номерами (чистыми и просторными, с хорошей кроватью!), отель предлагает собственно глэмпинг — «капсулы». Некоторые стоят близко к воде, некоторые — рядом с главным зданием, на помосте, и недостижимы для весеннего разлива. В отеле нам рассказали, что каждую весну они убирают капсулы, стоящие рядом с водой, на более высокое место, а как разлив пройдёт — водворяют их на место. Работа непростая.

Золотая осень на Оке

Отель новый, ему всего пять лет. Внешний вид капсул нам понравился, внутрь не заглядывали. По отзывам проживавших — там тепло и уютно.

Похоже, формула глэмпинга пришлась клиентам по вкусу — отель расширяется, строит новые семейные палатки. Выглядят, как корабли пришельцев из космоса.

Подъезды к отелю пора бы и отсыпать...

Золотая осень на Оке

На следующий день пошли вверх по реке. Пока еще немало заброшек и развалин, большие куски земли на первой линии выставлены на продажу. Остается надеяться, что они попадут в хорошие руки, и мерзость запустения (и поздне- и пост-советская) исчезнет.

Рядом — несколько заброшенных карьеров, два из них заполнены водой, а один даже сообщается с рекой и туда заходят лодки.

При наличии фантазии, вкуса, и некоторого количества звонкой монеты — чудесное место для яхт-клуба, гостиниц и оздоровительных комплексов. Даже самым взыскательным гостям будет чем заняться круглый год.

Золотая осень на Оке

Собственно, и сейчас есть чем заняться, но в основном это традиционные купанье-рыбалка-грибы-баня. Велосипед в этих местах пока что не спорт, а средство передвижения на небольшие расстояния. Тем более меня порадовали обитатели гостиницы — когда я выезжал на велосипеде в семь утра, я встретил несколько пар, вышедших на утреннюю пробежку.

Насчет лыж - должно быть отлично! Местные подсказали, что по отбойнику вдоль реки и на север и на юг можно идти десятки километров.

На этот раз я взял с собой велосипед, и на следующее утро выбрался на небольшую дистанцию до Поленовской церкви в Бёхове. С асфальта не уходил — в этих местах есть более интересные способы истратить час времени, чем отмывание машины от густой грязи. Чтобы добираться здесь до самых красивых видов, здесь, конечно, нужен грунтовой, а не мой пижонский дорожник. Впрочем, красивых видов немало даже вдоль асфальта.

Золотая осень на Оке

Местность холмистая — отличная тренировка для сердца. Только одевайтесь по погоде — утренний перепад температур в это время года — от нуля до +12.

К сожалению, и по берегу, и по обочинам дорог немало мусора, хотя и меньше, чем в ближнем Подмосковье. Такое впечатление, что любимые виды спорта отдельных соотечественников — это швыряние только что опустошенных бутылок из окна машины и вывоз своего мусора в ближний лесочек. Да и кострищ неубранных на берегу изрядно… Утешает то, что стали появляться люди, не готовые мириться с этим. Когда отъезжал от гостиницы, встретил человека с большим мусорным мешком — он шел по обочине, подбирая пластик и стекло. Пока таких людей мало, но 20 лет назад их не было и в помине. Будем надеяться, что это только начало. Вот бы перенять опыт Штатов, где все большие дороги разделены на отрезки, над которыми шефствуют или фирмы (и наверняка получают за это налоговые льготы), или школы и клубы, или просто частные лица. А по речкам в американских городах я часто видел таблички «клуб друзей речки такой-то» и когда я ехал по берегу этой речки в субботу утром, десятки членов клуба (просто людей, живущих по соседству), в рукавицах и с мешками делали нехитрую, но такую нужную чистку вроде бы «ничьей» речки. Смотрите сами:

Золотая осень на Оке

Пару раз завернул в деревни по пути. Сельские церкви — там, где они остались после погромов 20-ых-30ых — иногда очень интересны, вкусы заказчиков бывали довольно эксцентричны. Едешь по среднерусскому пейзажу и вдруг выплывает храм с «цитатами» из античности или готики.

На пути к Поленовскому музею — застройка самая пестрая, включая весьма благополучные коттеджные поселки.

Золотая осень на Оке

Закончил я свой короткий велопробег в Бёхове, у Троицкого храма. Здесь вы можете увидеть его летние фото и немножко истории. Об этом храме писали многие, гораздо ярче и интереснее меня.

Свежее осеннее утро, над рекой висит туман, скрадывая окские дали.

Золотая осень на Оке

Открыта Троица только по воскресеньям, так что внутрь зайти не получилось. Этот храм, наверное, один из очень немногих, чья архитектура находится в абсолютной гармонии с пейзажем. Когда смотришь на него, не оставляет чувство благодарности к реставраторам и художникам, которые в 1960-ые добились для церкви охранного статуса, а в 1990-е годы восстановили ее близко к первоначальному облику. Ведь к началу 1960-ых храм лежал в руинах — по нему прокатились и богоборческие кампании первых послереволюционных десятилетий, и война. Вот фото 1963 г. — приглядитесь к нему повнимательнее.

Кажется, ворота церковной ограды выдержали испытание временем.

Золотая осень на Оке

Рядом — погост, он на несколько веков старше самой церкви.

Придите туда, постойте минуту на семейном захоронении Поленовых. Потомки Василия Дмитриевича сделали и делают очень много для того, чтобы его усадьба и сейчас, как и при его жизни, оставалась культурным «магнитом» для всех нас. Здесь реально ощутим дух красоты и умиротворения, который так хорошо почувствовал Поленов во время своего первого визита в эти места.

Золотая осень на Оке

В этой ограде была похоронена в 2020 г. и Н. Н. Грамолина, бывшая директором музея-заповедника «Поленово» в 1990—2011 гг., и супругой Ф. Д. Поленова - внука Василия Дмитриевича Поленова.

От церкви круто вниз — и вы на каменистой тропке, ведущей к роднику. Он освящен в честь иконы Казанской Божией Матери. Короткие, но удивительные дни — буйные краски, зачарованная тишина. Перелетные птицы улетели, туристов нет. Слышно, как грибы растут.

А вот и грибы! Прямо вдоль дорожки к роднику. даже в топкий лес заходить не надо. Опята здесь водятся и летние, и осенние, «королевские».

Золотая осень на Оке

А маслята и рыжики нашлись прямо рядом с гостиницей и в пяти минутах от нее, вот в этом лесочке. А какой там сосновый дух — уходить не хотелось!

Когда возвращались от источника — вышло солнце, и зажгло крест на храме.

Внизу сияет серебром излучина Оки.

Золотая осень на Оке

Оставили баклажку с родниковой водой в машине, и пошли по берегу в Поленово. Краски — не передашь словами! Резкий цветовой контраст: по левому берегу в основном ивы, они пока зеленые; на Заокской стороне пылают клёны.

Золотая осень на Оке

В самой усадьбе чарующе тихо: сезон кончился, туристов — единицы, можно всем любоваться без помех.

Пора домой…

Золотая осень на Оке

Автор выражает глубокую признательность порталу pastvu.com за использование фотографии Троицкого храма 1963 года.

Цикл материалов "На берегах Оки (Таруса и Поленово)"

1. Городок на высоком берегу Оки
  2. Гнездо искусств за Окой
  3. Золотая осень на Оке

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Велотуры, Автопутешествия