Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 9:13
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Смоленск — Россия Январь 2021

Решив, вырваться на новогодние праздники из Москвы, мы выбрали Смоленск. Скооперировавшись небольшим коллективом, нашли гида, гостиницу и отправились в путешествие.

Очень радует тот факт, что теперь во многие соседние города можно добраться на скоростном поезде. Четыре часа пути и мы на железнодорожном вокзале Смоленска.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Новый город из туристического списка встретил лёгким морозом. Если летом во времени ты не ограничен, то зимой холод твои планы часто меняет. Заказываем такси и направляемся по адресу.

Наша встреча с гидом была назначена на углу Ленина и улицы Глинки возле оленя. Что за олень, мы сперва не поняли, но после, когда прибыли на адрес, грациозного гиганта сразу опознали. В Средней полосе России подобные виды не водятся.

Мысль моя оказалась верной, но мы не станем забегать вперёд. В назначенное время появился Вадим Морозов, и началась наша экскурсия.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Городской сад Блонье (сад им. М. И. Глинки) — старейший парк города.

Он разбит в 1830 г. на месте плац-парадной площади, расположен в центре города и является у смолян любимым местом прогулок.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Кажется, что Блонье слово иноземное. В Смоленске квартировал Наполеон и потому представляется некая связь с французами. Нет, это не так, «Блонье» слово исконно русское.

В «Толковом словаре» Владимира Даля читаем: «Блонье, болонье — ближайшая окружность города, предместье, слобода, околица».

В древности эта местность представляла собой открытое пространство перед городскими стенами. Во время обороны Смоленска оно было удобно для стрельбы с валов и стен, а в мирное время горожане выпасали здесь домашний скот.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Что касается оленя, вместе с двумя львами, в качестве трофея он был вывезен из Кёнигсберга с дачи Германа Геринга.

Уже в наше время немцы несколько раз обращались к смолянам с предложением, обменять оленя и львов на что-то равноценное. Но олень в городе настолько прижился, что его считают родным. На мощном туловище некоторое время назад можно было прочитать надпись:

«Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев Энского корпуса».

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Скульптура имеет интересную историю и на даче Геринга оказалась не самым понятным образом.

В 1909 году в окрестностях своего охотничьего домика в Роминтенской пуще кайзер Вильгельм II подстрелил оленя с удивительно витиеватыми рогами. Охотничий трофей настолько понравился императору, что он решил увековечить его в бронзе. Для этого был приглашён известный в то время скульптор-анималист Рихард Фризе.

В 1910 году у часовни святого Хуберта на невысоком постаменте была установлена скульптура. Получившийся бронзовый олень оказался примерно в полтора раза больше оригинала.

Детвора любит запрыгивать на мощный корпус и потому всю спину затёрли. Местные энтузиасты в новогодние праздники оленя принаряжают ленточками. На шею подвешивают капсулы с конфетами. Их должны снять дети, не получившие подарка в Новый год.

Что особенно поразило, весь город о подобном знает, но конфеты провисели до вечера. Думаю, их забрал именно тот, кому они предназначались.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Городской сад Блонье стал известен с 1885 года, когда здесь торжественно открыли один из первых в Российской империи монументов — памятник композитору М. И. Глинке. Маэстро на постаменте неподалёку от оленя, напротив Смоленской областной филармонии.

Памятник возводился на народные пожертвования. Автор скульптуры А. Р. фон Бок (1829–1895). Белую простыню с чугунного Михаила Ивановича Глинки торжественно снял П. И. Чайковский под авторскую музыку «Жизнь за царя». В последующем каждый день ровно в 12 ч. дня оркестр оглашал город произведениями композитора. Жаль, но со временем традиция ушла.

Ажурный заборчик ограждает гения от почитателей. Ограда появилась на два года позже памятника, выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений композитора. Автор проекта академик И. С. Богомолов.

Бронзовая скульптура изображает Глинку с дирижёрской палочкой в руке. За спиной подставка для нот. Пальто композитора по неизвестным причинам с пуговицами слева.

Глинка не случайно стоит спиной к пюпитру. Это подчёркивает, что он не просто дирижёр, а именно композитор, знающий ноты наизусть. На гранях постамента расположены бронзовые венки с надписями:

«Глинке — Россия, 1885 год»; «М. И. Глинка родился 20 мая в селе Новоспасском Ельнинского уезда, скончался 3 февраля 1857 года в Берлине, погребен в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре».

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Справа на постаменте выбито имя скульптора. По словам Вадима, когда немцы захватили Смоленск, хитрые смоляне указали им на фамилию фон Бока. Скульптор к генерал-фельдмаршалу, командовавшему армией группы «Центр», никакого отношения не имел. Однако немцы, опасаясь скандала, взяли памятник под охрану.

Здание филармонии тоже может похвастать историческим перехлёстом событий.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

От табличек на фасаде рябит в глазах. Бывший дом Дворянского собрания в 2025 г. будет праздновать двухсот летний юбилей.

Помимо того что здесь исполнял свои произведения М. И. Глинка, с 1886 по 1895 гг. в качестве губернатора в здании заседал Н. А. Хомяков, крестник Гоголя, Председатель третьей Государственной Думы (1907–1910).

В декабре 1899 г. читал свои произведения Максим Горький.

В конце декабря 1918 г. здесь состоялся съезд Компартии Белоруссии, объявивший образование Белорусской Советской Социалистической Республики. В составе Белоруссии Смоленск просуществовал недолго.

8 января 1919 года правительство ССРБ переехало из Смоленска в Минск. 16 января 1919 года решением ЦК РКП(б) Смоленская область была передана в состав РСФСР.

Улица Глинки упирается в Коммунистическую, и здесь ещё одно здание, в Революцию ставшее знаковым.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Рядом с магазином «Всё для самогоноварения», под вывеской «Белорусская косметика» мемориальная табличка о победе красногвардейцев над контрреволюционными казаками. Это произошло 31 октября 1917 года.

Вот ведь как интересно, Смоленск мог запросто стать и польским, и белорусским, и даже литовским. Границы в те годы перемещались туда-сюда подобно пьяному циркачу на одноколёсном велосипеде. Очень символично, что подобную конструкцию в городском саду установили.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Она находится в непосредственной близости от самой известной скамейки города.

Верхнюю часть последней украшает железная надпись «Союз Дизайнеров России», боковые части и низ утыканы неимоверным количеством пружин, шестерёнок и всего подобного.

Блонье имеет прямоугольную форму. Он ограничен улицами Ленина, Глинки, Коммунистической и Октябрьской Революции.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Со всех сторон административные здания дореволюционного и советского периода.

Если быть точным, дореволюционных сооружений в городе немного. Оно и понятно, Смоленск сильно пострадал в Великую Отечественную.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Город дважды посещала Екатерина Великая. В 1788 г. она встречалась здесь с австрийским императором Иосифом Вторым. К визиту Екатерины был открыт Драматический театр. Здание неоднократно перестраивалось, но осталось на том же месте. Театр на улице Ленина и примыкает к саду Болонье.

Второй раз Матушка-Екатерина посетила Смоленск в 1788 году, во время знаменитой поездки по югу России. Императрица останавливалась в Путевом дворце, который до нашего времени не сохранился. Дворец стоял в историческом центре, на месте нынешней площади Ленина.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

В настоящем здесь Дом Советов и несгибаемый Владимир Ильич Ленин.

Ещё одно интересное здание, примыкающее к саду, на улице Октябрьской Революции. В особняке квартировал Наполеон во время своего похода на Москву.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

По словам нашего экскурсовода, ровно через сто лет город посетил Николай II. Самодержец попросил постелить в той же комнате, где спал Наполеон. По легенде французский император явился во сне российскому собрату и дал пророчество о будущем Империи.

Дружной компанией мы гуляли по Смоленску, как в светлое так и в тёмное время суток.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Точкой сбора неизменно являлся Блонье. Смоленск ещё не отошёл от Новогодних праздников. В саду можно было видеть ёлку, деда Мороза и всевозможных сказочных персонажей.

На мой взгляд, отцам города праздничную атмосферу создать удалось.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Особенно приятно, за счёт подсветки и иллюминации, было вечером.

Открытием стала Смоленская Художественная галерея. Она находится в здании бывшего Александровского реального училища, опять-таки примыкая к саду Блонье.

Когда в тёмное время суток музей включает иллюминацию, кажется, что внутри нарядного особняка начался бал: приехали князья, графини и множество знатных персон, одетых по моде позапрошлого века…

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

Впечатления от музея оказались сильными.

Коллекцию картин изначально сформировала княгиня М. К. Тенишева.

Городской сад Блонье и другие достопримечательности

(И. Ф. Репин. Портрет М. К. Тенишевой 1896 г.)

Зауважав эту женщину, мы посетили летом её заброшенную усадьбу в Брянском селе Хотылёво. Про Художественный музей и про Хотылёво я рассказу отдельно, как и о многих смоленских достопримечательностях.