Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 6:47

Владикавказ — Россия Май 2021

Название моего рассказа красноречиво указывает на то, что писать я буду о Владикавказе. Городе, о котором писали такие великие мужи как А.Пушкин, М.Булгаков, Н.Островский, городе на реке с красивым звучащим названием — Терек(название это я пронесла через года из детства, когда бабушка нам с сестрой пела старую казачью колыбельную: …«по камням струится Терек, плещет мутный вал…" , и не догадывалась я, что ее написал М. Ю. Лермонтов).Городе, атмосферой которого так проникся самый известный француз А.Дюма во время своего грандиозного путешествия по Кавказу и с сожалением его покидавшего.

Город на Тереке

Решение совершить автопутешествие по Северной Осетии-Алании конечно же не было спонтанным. Мысль увидеть эти места сверлила мозг несколько лет. Причин ехать именно в этом году было достаточно. Множество перечитанных отзывов от коллег по сайту (и не только), сорвавшееся путешествие в Турцию из-за пандемии-а теперь еще и руки никак не доходят, чтобы оформить новые загран-паспота (знакомая история)? Ну и основной причиной, не позволяющей нам разгуляться «на широкую ногу» была долгая и тщательная подготовка к свадьбе нашего Димона. Разумеется, без колебаний остановились на направлении поближе (и я об этом уже писала обзорку) Ростов-Кисловодск-Владикавказ-Ростов. Славно покружили по Кавказу в сопровождении нашего постоянного спутника — Димки и его молоденькой жены(тогда еще невесты).
И сейчас я возьму на себя смелость представить Владикавказ своим читателям.

Крепость Владикавказ.Основана в 1784г. по указу Екатерины II на правом берегу Терека близ осетинского селения Дзауджикау.

Основан Владикавказ был 1784 г. как русская крепость перед Дарьяльским ущельем в связи с подписанием Георгиевского трактата между Россией и Грузией и началом строительства Военно-Грузинской дороги. Историческое название означает «город, владеющий Кавказом».
Осетины называют город — Дзауджикау. Без тренировок это слово произносить нелегко, а читать и того тяжелее, особенно когда оно написано осетинским слогом:

Æз уарзын Дзæуджыхъæ-Я люблю Владикавказ.
Æз уарзын Дзæуджыхъæ-"Я люблю Владикавказ".

А на самом деле все очень просто: осетины называю город Дзауджикау-по названию осетинского селения, близ которого была основана крепость. А селение так называлось в честь своего основателя-Дзауга Бугулова. По славной советской традиции в 1931 г. Владикавказ был переименован в город Орджоникидзе, в честь уважаемого Г. К. Орджоникидзе, принявшего активное участие в установлении Советской власти на Северном Кавказе. В 1944 г. Сталин распорядился вернуть городу осетинское название — Дзауджикау и город жил с этим названием спокойно целое десятилетие. Но после смерти Сталина за ним снова закрепилось название Орджоникидзе и только в 1990 г. вернули-таки историческое название -Владикавказ.

Город на Тереке

Первым местом нашей локациии в городе был парк им. Коста Хетагурова. Старейший парк России.
На входе в парк мост украшают золотые грифоны:

Город на Тереке

Да здесь еще можно увидеть элементы советского прошлого — это интересно! Эта скульптурная композиция называется «Дед и внук», борющиеся на руках. И особенность ее в том, что в зависимости от угла под которым возможно разглядывать скульптуру играет возраст внука. Под одним углом он кажется юношей, но взглянув с другого угла может показаться зрелым мужчиной.

Город на Тереке

В 30-г. ХIХ столетия место именовалось комендантским садом, а с 1860 — публичным парком. Его территория настолько вписалась в окружающий городской пейзаж, что очень скоро парк начали благоустраивать, высадив более 5000 деревьев и кустарников, насчитывающих более 50 разновидностей. Вместе с тем был организован вело-трек и велосипедные гонки, вследствие чего парку дали название «Трек».

Город на Тереке

В течение следующих нескольких лет была создана система прудов с островками и лодочная станция. А парк стали назвать на французский манер «Монплезир», что значит «Мое удовольствие».На территории парка стало модно устраивать карнавалы и красочные салюты. В зимнее время водоемы были организованы под каток. История парка помнит много знаменитых имен. Сейчас парк немного обветшал, но глядя на прекрасный пруд с лебедями представляешь, как все было. Сегодня это излюбленное место молодежи и мамочек с колясками. Чтобы сделать чистые фото приходилось буквально проталкиваться между гуляющими:

Город на Тереке

В 1900-х на месте старого кладбища Владикавказа был возведен главный собор города в русско-византийском стиле. Свято-Георгиевский кафедральный собор. За основу этого храма был взят проект храма Архангела Михаила, который был разрушен после революции. Главная святыня собора — частицы мощей святого Горгия-Победоносца.

Город на Тереке

А мы вышли на главную улицу Владикавказа — проспект Мира. Его история началась в первой половине 19 века, когда начальником крепости был один из героев покорения Кавказа П. П. Нестеров. При нем-то и началось благоустройство парка Хетагурова и ближайшей к нему части города. Весь проспект-пешеходный. Нас смутили вначале трамвайные рельсы, которые шли в «никуда». Но после мы убедились, что по именно только трамваи здесь и ходят.
Кстати, красивое здание на фото ниже — это не что иное как дом Советов, нынешняя резиденция правительства парламента и главы Северной Осетии. Построено здание на месте Пушкинского сквера:

а здание напротив — Дворец правосудия:

С проспекта как нельзя лучше открывается вид на Кавказские горы! Зрелище я скажу — завораживающее. Везет же кому-то: из окна кабинета такие виды смотреть или же проснуться утром и из окна лицезреть горы!

Город на Тереке

Но горы из окна были во Владикавказе и у нас!!!

В начале 2000-х власти города провели конкурс на лучшую работу среди 26 скульпторов, которые должны были изобразить фигуру Дзауга Багулова — беглого раба и первого основателя Осетинской слободки. Бронзовый памятник был открыт в 2007 г. в день города. На заднем плане стоит импровизированная крепость, символизирующая русский форпост Владикавказа ХVIII в.на правом берегу Терека.

Город на Тереке

Когда возвращались вечером с прогулки обратно — сквер просто утопал в золоте огней:

На правом берегу Терека стоит красивая и единственная в городе армянская церковь Святого Георгия-Просветителя. Первые армяне пришли во Владикавказ в ХIХ в. как только появилась крепость и поставили небольшой деревянный храм. Спустя время появился этот каменный красавец в классическом армянском стиле. Приход не закрывался даже в советское время.

Город на Тереке

Недалеко от церкви, совершенно случайно я обнаружила скульптуру известнейшему деятелю русского театра Е. Б. Вахтангову. Владикавказ является его родиной, а памятник установлен в скверике рядом с родительским домом режиссера.

Горная река Терек берет начало в Тусовском ущелье в Грузии, протекает по России и впадает в Каспийское море. Название Терек-су Карачаево-Балкарского происхождения и переводится как «Быстрая вода». Найдены древние грузинские письмена, где река носит название — Ломеки. Просторная набережная Терека с широким тротуарами впечатляет размахом, ухоженностью и видом на Мят-Лоам или Столовую гору(название эта гора получила благодаря своей плоской форме, похожей на крышку стола).

Город на Тереке

Здесь отлично вписался памятник генералу Плиеву:

Город на Тереке

Нашелся уголочек и для стрит-арта:

Но самое впечатляющее зрелище-если серьезно-это прекрасная суннитская мечеть Мухтарова на левом берегу. Название свое получила в честь Муртазы Мухтарова-от которого поступила большая часть суммы для ее строительства. Сказочной красоты здание в египетском стиле. В 1934 г. ее за малым не взорвали, но нашлись заступники-солдаты татарской роты, которые отстояли здание. После чего мечеть получила статус памятника архитектуры. Сегодня храм принадлежит верующим.

Город на Тереке

И мост-знаменитый Ольгинский или Чугунный мост, украшенный снежными барсами-символами возвращения барса в среду их исконного обитания и расселения на территории Кавказа:

Город на Тереке

В 1860 г. по заказу городских властей в Англии изготовили мост из чугуна. Ольгинским его назвали в честь Ольги Федоровны, супруги кавказского наместника, князя Михаила Николаевича Романова. Поэтому, спросив у осетин название моста-оба ответа будут правильными. Спустя столетие мост был разобран за невозможностью его реконструкции. А рядом был выстроен железобетонный мост.

Герб города.

Владикавказ -город, в котором сохранился дух советского прошлого. Путешествуя по его окрестностям мы неоднократно в этом убеждались, обнаруживая места памяти, облик которых не пребывает в забвении, а прекрасно поддерживается властями.

Город на Тереке

А вот в одном из скверов города, нам еще предстоит побывать и увидеть мемориал Славы со скульптурной композицией «Послы у императрицы»,установленной в 2005 г. Мемориал отражает поворотный момент в истории Осетии — ее вхождение в состав России.