Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Кирсанов — Россия Август 2021

Кирсанов от популярных туристических маршрутов достаточно далеко, впрочем, как и сам Тамбов. Отчасти подобное обосновано.

Большим количеством достопримечательностей Кирсанов похвастать не может.

Кирсанов и его музей

И тем не менее, своя изюминка определённо есть, пусть и не самая изюмистая…

Кирсанов впервые упоминается в 1702 году как селение при Красинском железоделательном заводе; первопоселенцем, по преданию, был уроженец села Устье Кирсан (Хрисан) Зубахин, давший имя Кирсанову. В 1733 году завод сгорел, и село было передано в дворцовое ведомство.

Кирсанов и его музей

С 1779 года Кирсанов утверждён как уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 года — Тамбовской губернии).

В XIX веке Кирсанов — город купцов и мещан, центр обширного сельскохозяйственного района.

Кирсанов и его музей

В начале XIX в. утверждён план застройки города, состоящий из 16-ти пересекающихся под углом 90 градусов улиц и образующих 32 прямоугольных квартала с торговой площадью в центре города.

Значительным толчком к развитию послужило проведение в 1870 году через Кирсанов участка Рязано-Уральской железной дороги Тамбов-Умёт и продление в 1871 году дороги до Саратова.

Кирсанов и его музей

Интересный момент: много ли ты читатель знаешь москвичей, кто оставил Москву, переехав в провинцию? В конце позапрошлого века подобное практиковалось.

Степан Антонов, отец будущего атамана А. С. Антонова, вместе с семьёй из Москвы переехал в Кирсанов.

Кирсанов и его музей

Уездный Кирсанов в те годы процветал за счёт хлебной торговли. Степан Антонов открыл небольшую мастерскую и занимался починкой домашней утвари.

По нашей жизни в это даже не верится, но тогда было явлением обычным.

Кирсанов и его музей

Торговые ряды (1838–1841) — одна из главных достопримечательностей.

В Кирсанове большое количество улиц со старыми советскими названиями.

Кирсанов и его музей

На Рабоче-Крестьянской памятный монумент «Борцам за дело революции». Он установлен на месте братской могилы красноармейцев погибших при налёте антоновцев.

Рано утром 21 апреля 1921 г. Антонов напал на Кирсанов. О его появлении ЧК было известно заранее. Комсомольцы и коммунисты залегли на главной площади цепью и приняли бой. Плюс, по словам краеведов, красноармейцы были усилены пулемётами и броневиками. Антоновцы, не ожидая отпора, проявили нерешительность и отступили.

Кирсанов и его музей

Символично что рядом Центр патриотического воспитания. Особняк дореволюционной постройки, трагические события гражданской помнит.

Неподалёку от памятника «Борцам за дело революции» монумент «Защитнику Отечества».

Кирсанов и его музей

Он посвящён землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной.

Чтобы понять историю города, лучше всего посетить краеведческий музей. В Кирсанове это стало самым большим разочарованием. Музей небогатый, да ещё и отдел, посвящённый Гражданской войне, оказался на реставрации.

Музей основан в 1924 году. По словам сотрудниц, коллектив выбрал директора, начали работать. Но увы, из Москвы приехал человек с мандатом и заявил, что назначен директором. Делать нечего. Сотрудники музея решению Москвы подчинились.

Новый директор проработал в должности не более месяца. Взял в банке кредит на реконструкцию здания, тёмной ночью погрузил всё самое ценное в грузовик и был таков.

Кирсановский музей обладал уникальными картинами, посудой и иконами, но после столь циничного воровства в полной мере восстановиться не смог.

Музей расположен в центре города в бывшем купеческом особняке. На первом этаже геология, природа и немного археологии.

В доисторические времена Тамбовская область находилась на дне океана.

Кирсанов и его музей

О подобном свидетельствуют окаменелости обитателей пучины. Эти виды давно вымерли, но мы можем изучать их по окаменевшим останкам.

Когда море отступило, на Тамбовских просторах гуляли динозавры, шерстистые носороги и мамонты.

Кирсанов и его музей

Первые населяли планету миллион лет назад. Вторые и третьи, пусть и вымерли во времена Палеолита, но человек с ними соприкасался.

Кирсановский район это лесостепи. Не уверен, что здесь водятся лоси. Зато знаю точно — медведей на Тамбовщине нет. Чучело лесного хозяина один из самых старых экспонатов. Мишка до революции стоял в трактире местного купца, был экспроприирован и оказался в музее.

Кирсанов и его музей

Судьба орлана трагична. Птица сидела на дороге и не углядела фуру. Орлан в самый последний момент взлетел, но был сброшен на землю потоком воздуха, получив травму.

Сзади проезжал местный житель. Раненую птицу он увидел. Замотал в ткань и привёз домой, в надежде выходить, но орлан от травмы так и не оправился.

На территории Тамбовщины орлан встречается редко. Из короля воздуха сделали чучело и передали в музей.

Кирсанов и его музей

Седая древность артефактами с Кирсановским музеем поделиться не спешит. На стенде разложены каменные топоры, но это муляж.

На Тамбовщине свой след оставили скифы и сарматы. К какому народу следует относить представителей катакомбной культуры, учёных точного ответа нет.

Когда используется термин «культура», он обозначает определённый образ жизни людей, не оставивших о себе письменных источников.

Степь и лес в новом тысячелетии на территории Средней полосы России несколько раз меняли друг друга. С VII века в Кирсановском районе начинают прослеживаться следы городецкой (осёдлой) культуры.

В музей приходят дети. С ними проводят занятия по археологии, предлагая откопать «древность».

Кирсанов и его музей

Будем надеяться, дети вырастут, станут археологами и откроют миру много интересного о прошлом родного края. В настоящем, увы, никаких раскопок на государственном уровне не проводится.

Поднимаемся на второй этаж. Следующий зал помогает воссоздать изысканные времена дворянского прошлого.

В 1796 году отставному генералу Абраму Андреевичу Баратынскому и его брату Богдану Андреевичу Павел I пожаловал большое поместье с двумя тысячами душ — село Вяжля в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

Кирсанов и его музей

2 марта 1800 г. в Вяжле родился будущий поэт Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844).

В марте 1804 года Абрам Андреевич с женой и детьми перебрался из Вяжли во вновь отстроенное имение Мара, в том же Кирсановском уезде. В Маре проходило раннее детство Баратынского.

Люблю деревню я и лето:

И говор вод, и тень дубров,

И благовоние цветов;

Какой душе не мило это?

Быть так, прощаю комаров!

Но признаюсь — пустыни житель,

Покой пустынный в ней любя,

Комар двуногий, гость-мучитель,

Нет, не прощаю я тебя!

Отец рано ушёл из жизни и воспитанием Евгения занялась мать — умная, добрая, энергичная, но и несколько деспотичная женщина, — от её гиперлюбви поэт страдал до самой женитьбы.

Мать отправила сына на учёбу в немецкий пансионат в Петербурге. В 12 лет Евгений поступает в Пажеский корпус. До 1814 г. всё шло благополучно. Однако далее он сблизился с плохой компанией. Дело закончилось тем, что ребята у отца своего товарища украли деньги.

Кирсанов и его музей

Это происшествие вызвало громкий скандал в обществе, дошедший до императора. Баратынский и Ханыков были исключены из Пажеского корпуса и отданы их родственникам «с тем, чтобы они не были принимаемы ни в гражданскую, ни в военную службу, разве захотят заслужить свои проступки и попросятся в солдаты».

Это злоключение привело к изменению всей линии жизни и к тяжёлой психотравме, отразившейся на его стихах: одно из драгоценных свойств его поэзии — особый призвук тайной печали.

Покинув столицу, какое-то время Евгений жил в Маре. В феврале 1819 г. поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк. Как дворянин имел большую свободу, нежели нижние чины. Вне службы ходил во фраке и жил не в казарме. Баратынский сблизился с бароном Дельвигом и вместе с ним снимал небольшую квартирку.

Через Дельвига сошёлся с Пушкиным, Кюхельбекером и другими литераторами. Начал писать стихи. В январе 1820 г. был произведён в унтер-офицеры. Служил в Финляндии под началом своего родственника. Северная природа произвела большое впечатление на поэта романтика.

Кирсанов и его музей

В 1824 г. Баратынский был назначен в штаб генерала Закревского и увлёкся его женой. По всей видимости, дамочка была вольных нравов. После у неё случился роман с Пушкиным.

В любом случае, Баратынский переживал. Образ Закревской в его стихах отражается неоднократно.

Мне о любви твердила ты шутя

И холодно сознаться можешь в этом.

Я исцелен; нет, нет, я не дитя!

Прости, я сам теперь знаком со светом.

Кого жалеть? Печальней доля чья?

Кто отягчен утратою прямою?

Легко решить: любимым не был я;

Ты, может быть, была любима мною

С декабристами Евгений Абрамович был знаком, но в организации не состоял. В 1826 г. из-за болезни матери вышел в отставку. Поселился в Москве и женился на Анастасии Энгельгардт, с которой познакомился благодаря Денису Давыдову.

Кирсанов и его музей

В 1826 году, после издания поэм «Эда» и «Пиры», Баратынский получил признание. С 1828 по 1831 г. находился на гражданской службе. Выйдя в отставку, занялся обустройством усадьбы Мураново. Подмосковное имение к Баратынскому перешло в качестве приданного жены.

После выхода в отставку Баратынский посвятил себя частной жизни. В браке с Энгельгардт родилось 9 детей. В 1843 г. с женой и тремя детьми Евгений Абрамович отправился в путешествие по Европе.

Небо Италии, небо Торквата,

Прах поэтический древнего Рима,

Родина неги, славой богата,

Будешь ли некогда мною ты зрима?

Рвется душа, нетерпеньем объята,

К гордым остаткам падшего Рима!

Снятся мне долы, леса благовонны,

Снятся упадших чертогов колонны!

В Неаполе у Анастасии Львовны произошёл нервный припадок, что и раньше с ней случалось.

Это подействовало на Баратынского. Усилились головные боли, которыми он часто страдал. На следующий день, 29 июня (11 июля) 1844 года, поэт скончался. В его смерти остались загадки. Единственной свидетельницей и участницей драмы была Анастасия Львовна.

В августе следующего года гроб с его телом был перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невском монастыре, на Ново-Лазаревском кладбище.

Царь Небес! успокой

Дух болезненный мой!

Заблуждений земли

Мне забвенье пошли

И на строгий твой рай

Силы сердцу подай.

Кирсанов и его музей

В наше время творчество Баратынского изучают в школах и вузах, но должной славы поэт так и не получил. Есть несколько улиц, библиотек и учебных заведений, носящих имя Баратынского, но памятник только в Тамбове.

Если оценивать творчество, в некоторых случаях слышишь, что стихи тяжеловаты. Литературоведение второй половины XIX века считало Баратынского второстепенным автором. Поэт критикам отвечает через века:

В своих стихах он скукой дышит,

Жужжаньем их наводит сон.

Не говорю: зачем он пишет,

Но для чего читает он?

Или вот ещё:

Поэт Писцов в стихах тяжеловат,

Но я люблю незлобного собрата:

Ей, ей! не он пред светом виноват,

А перед ним природа виновата.

Судьба распорядилась так, что Мураново при посредничестве Ленина в 1920 г. станет музеем Тютчева, который в Мураново ни разу не был. С 1870 г. там жил сын Иван Фёдорович Тютчев, женатый на внучке генерала Энгельгардта. Из Овстуга он перевёз в Мураново почти всю мебель и фамильные ценности, что и определило создание музея.

Что касается Баратынского, Государственный музей Баратынского есть в Казани, небольшая комната-музей в имении Мара и постоянная экспозиция в Кирсанове.

Но, как я уже писал, значительная часть особо ценного оказалась украдена первым лжедиректором.

В качестве экспонатов на одной из витрин личные вещи В. М. Заверячева. Династия Заверячевых управляла имениями Чичериных и Баратынских. Потомки Заверячевых остались в Кирсанове, с потомками Баратынских они долгое время переписывались.

Кирсанов может похвастать причастностью к Оболенским. В селе Ира находилось имение князей Оболенских. Мария Константиновна Оболенская в 1897 г. повторно вышла замуж за Александра Максимовича Рейтерн.

Кирсанов и его музей

Рейтерны, как и Оболенские, старинный дворянский род. Один из Рейтернов 16 лет управлял финансовой системой России и считается отцом железных дорог.

По всей России многие усадьбы пострадали в огне пожара 1905 года, но это была всего лишь искра, если сравнивать с 1917 годом.

Тут мы имеем любопытный исторический перехлёст. В конце 1917 г. на должность начальника Кирсановской милиции заступил А. С. Антонов (будущий руководитель Тамбовского восстания).

Пытаясь остановить беспредел, он перемещался по уезду с небольшим отрядом конных милиционеров, преследуя шайки грабителей и конокрадов.

В последующем всё положительное, что в качестве начальника милиции сделал Антонов, большевиками было вычеркнуто. Точных сведений о его деятельности нет, и тем не менее мы можем предполагать, что в сохранённой дворянской мебели, попавшей в музей, есть-таки заслуга Антонова.

Экспозиция третьего зала оказалась совсем бедной.

Можно сказать, что она передавала дух небогатого послевоенного времени.

Великая Отечественная на прямую Тамбовщину не затронула. Тамбовская область являлась крепким тылом. В Кирсанове функционировало Гомельское военно-пехотное училище.

Кирсанов и его музей

Возвращавшиеся с войны фронтовики могли быть лишены наград по причине былого участия в Антоновском восстании, либо родственных связей с участниками событий.

По окончании войны в Кирсановском районе располагались лагеря для военнопленных. Надо отметить, первые военнопленные попали сюда после Первой мировой. Преимущественно это были венгры и итальянцы.

Кого-то успели отправить обратно в Италию из Архангельска, но большинство бедолаг закружило вихрем 1917 года. Из кирсановских венгров и итальянцев очень немногим удалось в 1920 г. сесть на пароход во Владивостоке.

Великая Отечественная в плане военнопленных для Кирсанова ещё одна страничка.

Кирсанов и его музей

В 1940 году территории Эльзаса и Лотарингии были присоединены к гитлеровской Германии, и 130 тысяч молодых жителей этих областей Франции были в принудительном порядке, под угрозой отправки в концлагерь и жестоких репрессий против родственников, призваны в армию и отправлены на Восточный фронт.

Летом 1943 года Комитет национального освобождения Франции, который возглавлял генерал Шарль де Голль, обратился с призывом к своим соотечественникам, воюющим в гитлеровской армии, переходить линию фронта и сдаваться в плен Красной Армии.

Кирсанов и его музей

Более ста тысяч «мальгрену» откликнулись на призыв генерала — и многие из них оказались в лагере для военнопленных и интернированных № 188 на станции «Рада» возле Тамбова и в его филиале — спецэвакогоспитале № 5951 в городе Кирсанове.

В июле 1944 года 1500 французов были освобождены. Но часть солдат «мальгрену», умерших в лагере, так и осталась лежать на кладбищах в Раде и в Кирсанове.

Вплоть до самого последнего времени бывшие военнопленные в Кирсанов приезжали неоднократно. Теперь мало кто из стариков остался в этом мире. Предчувствуя кончину, житель Эльзаса написал книгу, как он был в русском плену и подарил её музею.

Кирсанов и его музей

Один из современных кирсановцев (или даже двое) долгое время работал в Антарктиде. Его личные вещи и фотографии стали основой для выставки «Антарктида далёкая и близкая». Посмотреть интересно, но я расписывать не стану.

Город Кирсанов в плане достопримечательностей, как и его музей, это классический случай когда у одного стакан наполовину пуст, у другого наполнен наполовину.

С другой стороны, нам с братом повезло пообщаться с местным краеведом. Вячеслав провёл нас по городу, показав здание, где учился Александр Антонов, дом где он жил и даже особняк, в котором до сих пор располагается полиция, бывшая милиция.

По легенде, внутри спрятан антоновский сейф, который ищут и не могут найти… Об этом я расскажу в следующий раз.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия