Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 4 мая 20:35

Анталия, Чирали — Турция Август 2021

Стояла страшная жара. Химера, чудовище, древнее, как старые боги, ни за что не хотела сдаваться и изо всех своих немалых сил отстаивала своё право на жизнь…Вселенной ведь всё равно, добрая сущность ею создана или не очень. Вселенная нейтральна, она существует в бесконечности и вне времени, добро и зло в таких условиях растворяются напрочь, и актуально только одно — право на жизнь. И Химера, прожив тысячи лет, очень не хотела с этой жизнью расставаться, у неё были грандиозные планы на неё, да и что греха таить, жила она в месте с отличным видом, утром наблюдала рассветы над морем.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

По вечерам жарила козий шашлычок, наблюдая за закатом.

Такой «дольчевите» могли и боги позавидовать, хотя жили они неподалёку на Олимпосе.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Может, там вид и лучше, но зато Химера живёт одна, а у них там общага, суета, скандалы-интриги-расследования. И тут явился этот неугомонный вьюноша Беллерофонт на крылатом коне Пегасе и давай себе во славу подвиг совершать. Никакого покоя с этит героями. Что они там принимают, что им дома не сидится, не иначе, как запрещённый мельдоний. Но как не сопротивлялась древняя старушка Химера, молодость победила, израненное чудовище уползло под землю доживать свой век и только вечно горящие огни на голых камнях указывают на место её нынешнего проживания, и если раньше жизнь в Химере более-менее пылала, так и пылали огни на поверхности, то сейчас она уже практически угасла. И огни, по слухам, совсем слабые, даже не обжигают. Люди приходят на это поглазеть, тащат с собой котлеты и сосиски, нагло жарят их на остатках жизненных сил женщины-дракона, что вызывает время от времени её гнев и тогда побережье трясёт, но больше ничего она сделать не может… Эх, были же когда-то времена…

Мне было точно так же, как и Беллерофонту жарко, когда я стояла на трассе у съезда в турецкую глушь Чиралы.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Перед этим у меня было несколько дней трекинга в благословенном комфортном климате удивительной Каппадокии.

Я привыкла к приятным + 30 и реально была готова взбеситься от + 48, которые напали на меня сразу по приезду в Анталью и уже больше не отпускали до самого конца турецких каникул.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

В принципе, меня жарой не удивишь, я к ней давно привыкла и легко переношу, но + 48 — это слишком даже для меня. А ведь у меня были грандиозные планы на эту морскую часть отпуска, ибо в районе Чиралы, кроме знаменитых огней Химеры, проходят несколько участков Ликийской тропы с роскошными видами и пляжами и есть разной степени разваленности ликийские-греческие-пиратские города. В общем, всё есть, что меня интересует.

Я в этот раз была прекрасно подготовлена к трудностям Ликийской тропы: одежда, обувь, позитивный настрой на преодоление преград — всё было при мне…

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Но я одного не учла: человек не может планировать ничего без надежды на Провидение, а этому самому Провидению было неугодно со мной гулять по местным горам, видимо, ему хватило Каппадокии. И правительство Турции под страхом серьёзных штрафов все горные маршруты в этом регионе закрыло до конца августа, даже на Химеру не пускали взглянуть хоть одним глазком. Забегая вперёд, скажу, что мне удалось совсем немного по этой Ликийской тропе пройтись до смотровой площадки с видом на пляж Чиралы.

Занятие это из разряда «лучше не надо».

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

За пару км блужданий даже вечером я серьёзно утомилась, выпила 2 литра воды и приняла решение, что всё же такая нагрузка почти в +50 по Цельсию дело однозначно не богоугодное. Вот с октября месяца вполне можно такие походы уже планировать, а в разгар лета идите на пляж и там отдыхайте.

Что я и делала всю неделю, которую я тут прожила.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Для меня это очень необычный отпуск, обычно я отдыхаю под девизом «назло рекордам» или «выше, дальше и побыстрее».

А тут я попала в ситуацию, где оставалось только осваивать отдых в стиле фотосессий модных журналов, которые рекомендуют менять купальники каждые пару часов, пить морковные фреши для лучшего загара, и предлагают наиболее выгодные фоторакурсы для фото в садовом гамаке.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Первые пару дней такая лухари жизнь у меня вызывала ступор и недоумение: как же это я уже три часа лениво чилю на пляже, когда вон горы совсем рядом и они не хожены?

А потом я привыкла, в какой-то степени смирилась и принялась осваивать новый вид деятельности. Тем более, Оксана прекрасно эти самые огни Химеры показала вот здесь, сэкономив мне деньги и силы).

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Что же это за место такое Чиралы? На нашем сайте это не терра инкогнита, об этой деревушке прекрасно написано здесь и здесь, но я попытаюсь внести свои 5 копеек.

Из общей информации: Чиралы — это настоящий затерянный мир всего в 40 км от шумного Кемера. Поселение здесь существует с начала 20 века, но до 70х годов тут проживало всего несколько семей пастухов, ибо вокруг были болота и труднопроходимые горы.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

О туристах никто и не слышал. Пасли себе коз на развалинах древнего города Олимпоса (который, по слухам, создали то ли пираты, то ли ликийцы), ловили в бирюзовом море рыбу, и гоняли по пляжу черепах с смешным названием каретта-каретта.

И страшно удивились, когда из-за этих самых морских черепах в посёлке начала меняться жизнь.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Сначала в 1972 году поселение вошло в состав национального парка Бейдаглары, затем в 1987 году провели осушение местных болот и постепенно началось облагораживание территории, посадили оливковые и апельсиновые рощи, построили первые отели и тут в 1994 году Европейское агентство по окружающей среде объявило пляж Чиралы одним из защищённых мест, где каретта-каретта откладывает свои яйца.

Это и определило дальнейшую судьбу поселения. Здесь запрещены основательные постройки, нет никаких развлечений на пляже, а ведь он роскошный, более 3 км в длину и 100 метров в ширину. Дискотеки, караоке, горячие турецкие аниматоры — всё это ждёт вас в соседних туристических поселениях, а здесь исключительно деревенский отдых. Почему деревенский? Да потому, что не покидает ощущение, что ты не на курорте, а в гостях у бабушки в деревне. Просыпаешься в своём сарае бунгало ни свет, ни заря, от крика петухов, сладко потягиваешься, хватаешь полотенце и бегом на пляж по дорожке в апельсиновом саду, где деловито пасётся квочка с цыплятами.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

На часах ещё нет и 7 утра, но йоги уже застыли в сложных асанах, впитывают энергию солнышка, собаки радостно носятся в волнах, кое-где рыбаки ловят свою золотую рыбку, а ты с разбега ныряешь в прозрачнейшую и хорошо прогретую воду Средиземного моря… Это ли не рай?

Да, конечно, это настоящий парадиз, и эти самые йоги со мной полностью согласны, судя по количеству странных людей, встреченных мною здесь. Говорят, Чиралы — место силы не меньшей энергичности, чем Бали. И сюда магнитом тянет людей с альтернативными мировоззрением. На каждом углу можно встретить то йога-практику, то магазин с амулетами, эко-одеждой, натуральной веганской косметикой, чайные с необычными чаями и т. д. Более того, здесь запросто можно встретить веганское меню! И это в исключительно мясной Турции! Да что там, на завтраке в местных пансионах мяса не сыскать, даже сосисок не увидите. Хотя это на качество завтрака никак не влияет, я так вкусно очень давно не завтракала.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Впрочем, людям с традиционной пищевой ориентацией не стоит пугаться, обычных кафе и ресторанов здесь так же полно, кёфте и пиде с лахмаджунами ждут своих почитателей.

Что касается цен, то выше, чем в Анталии, конечно, но гораздо ниже, чем в Каппадокии. Некий средний вариант, а с учётом постоянной инфляции лиры в переводе на рубли так можно сказать, что по цене столовой на кубанском курорте Кучугуры.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Чтоб не слишком сильно округлить свои бока в таком режиме бытия, нужно как-то двигаться. А куда двигаться-то, если все тропы охраняются сердитыми жандармами?

Для особо настроенных можно, конечно, порекомендовать пеший тур к трассе на Анталию, почти 8 км с неплохим таким набором высоты под палящим солнцем, но виды будут роскошные, честное слово.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

В конце концов, если устанете, то остановите долмуш, раз в час курсирующий по этой дороге, и будете спасены.

Но мне почему-то это вариант не очень понравился, и я решила, что плавание — лучшая альтернатива походам.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

А плавать здесь настоящее удовольствие. Пляж в Чиралы может похвастаться и чистотой, и голубизной воды. Средиземное море ещё называют Лазурным морем как раз за неповторимый цвет воды. В этом нет ничего удивительного, просто так получается, что над всем регионом часто светит солнце, его лучи, преломляясь, и создают такой эффектный цвет воды.

Само это море очень древнее, древнее динозавров. Это реликт океана Тетис, который по предположению учёных был практически пресным. Вопрос, почему же нынешний вариант Средиземного моря такой солёный (39%)? Вот здесь много разных версий, и наиболее правдивая — такую солёность создал Атлантический океан. Дело в том, что океан Тетис со временем распался на несколько морей из-за резко поднявшейся гряды Кавказских гор. Одним из таких морей и стало Средиземное море, оно несколько раз за свою историю полностью пересыхало, на его месте оставалось несколько озёр и бескрайняя соляная пустыня, и вот примерно 5 миллионов лет назад сильнейшее землетрясение открыло нынешний пролив Гибралтар и в огромную впадину хлынули воды океана. И вот по поводу того, насколько же быстро произошло заполнение водой нынешнего бассейна моря, учёные спорят. Одни утверждают, что процесс шёл несколько десятилетий, другие — несколько лет, а некоторые современные компьютерные программы показывают, что на всё про всё ушло пару месяцев. В любом случае, человечества тогда ещё не было, даже легенд об этом событии не осталось, но люди всё равно оценили удобство береговой линии и начали активно заселять прибрежные территории, строить цивилизации, появилось судоходство. И ныне на акваторию Средиземного моря приходится 13 от всех мировых судоходных перевозок.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Понятно, что такая интенсивная человеческая деятельность не прошла бесследно. В настоящее время это один самых грязных водоёмов в мире. Жак Кусто во время одной из своих экспедиций назвал это море «свалкой мусора». Конечно, много чего сейчас делается для улучшения экологической ситуации всеми странами региона, в том числе и Турцией.

В настоящее время средиземноморское побережье Турции считается относительно чистым, в отличие, например, от Эгейского побережья.

И одной из таких экологических программ стала программа по спасению черепах каретта-каретта.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Она предполагает несколько аспектов, но прежде всего — охрана мест их размножения.

Сразу возникает вопрос, что это за черепахи такие, что их так тщательно охраняют? А это очень древние существа. Виду более 90 миллионов лет, они ещё динозавров видели и с тех пор мало изменились.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Эти красивейшие животные могут доживать до 70 лет, достигать в весе до 200 кг, и быть в длину чуть ли не до 1,5 метров. Полового созревания они достигают к 30 годам, яйца откладывают не чаще 1 раза в год, при этом, из 100 малышей выживет только 1. Ко всему прочему, их мясо считается настоящим деликатесом. Вот всё это довело их до Красной книги. И увидеть этих черепах в море — огромная удача. И вот как раз в районе Чиралы это вполне может случиться. Могу похвастаться тем, что мне это удалось несколько раз. Более того, я даже плавала рядом с этой кареттой-кареттой. Точнее, я от неё уплывала, ибо её большой размер вызвал у меня опасения, а не сожрёт ли она меня?

Хоть я и в курсе, что черепахи эти травоядные. Но мало ли, вдруг уже произошла мутация и они стали хищниками. В мае—июне черепахи на пляже в Чиралы откладывают свои яйца. Волонтёры и представители экологических организаций тщательно эти кладки охраняют. А уставшие мамаши, очевидно, отдыхают в прибрежных водах, изумляя туристов своей красотой. Понятно, что в водах около самого Чиралы они скорее всего не тусят, но в бухтах поблизости такие встречи вероятны.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Вопрос, как попасть в такую бухту? Теоретически можно дойти пешком в некоторые из них. Но большинство доступны исключительно с моря. И тут на помощь приходят организаторы дневных бот-туров.

За очень скромную плату вам организуют прекрасное плавание по нескольким соседним бухтам, с купанием, загоранием, обедом, чаем-кофеем-арбузом-печеньем.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

Такие путешествия организуются и агентствами, и в частном порядке. Я пробовала оба варианта, хорошо и там, и там. Цена, кстати, абсолютно одинаковая. Но в частной экскурсии было как-то душевнее, меньше людей, чуть вкуснее меню. Агентства расположены в разных точках Чиралы, а договариваться о частном варианте приходите на пляж, там стоят лодки с телефонами, ссылками на страницы в соц.сети, да и часто сами капитаны там присутствуют.

Обычно такая поездка длится с 10 утра и до 5 вечера, этого вполне хватит на отличный отдых. Вы успеете накупаться в нескольких бухтах до состояния одурения от бирюзовой воды.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

А названия у этих бухт одно романтичнее другого — тут вам и Берег пастухов, и Генуэзская гавань, и Аквариум, и Пиратские пещеры. К сожалению, каких-то интересных исторических фактов об этих природных красотах я не нашла.

Местные тоже не сильно осведомлены, но часто рассказывают легенды о пиратах, которые повсеместно прятали тут свои честно награбленные сокровища. Наверное, сами же эти легенды и придумали, и со смехом наблюдают, как наивные туристы наяривают вплавь по 7 кругов по часовой стрелке вокруг очередной пещеры в ожидании счастья. И гарантированно вы это счастье обретёте! Каждый своё, кого-то осчастливит встреча с грациозной кареттой, кого-то танцы на палубе под знойного Таркана, кого-то медитация с чашкой крепкого турецкого кофе на бескрайние просторы дивного моря.

В гостях у Химеры, или Как отдохнуть в турецкой глубинке

На всех хватит сокровищ и богатств! Приезжайте, подарите себе немного эндорфинов, очень стоящий подарок по нынешним временам!