Турист chemodannoenastroenie
chemodannoenastroenie — была 21 февраля 10:23
Мир - это книга. И тот, кто не путешествует, читает только одну ее страницу

Кизнер, Ижевск, Можга — Россия Июнь 2021

Если вы знакомы с ландшафтом и природой Удмуртской Республики, бывали у нас или даже здесь живете, то прямо слышу, как, прочитав название моего рассказа, вы недоверчиво хмыкнули: «Ну-ка, ну-ка! Какие каньоны? Какие водопады на абсолютно равнинной территории?» И тем не менее, они есть.

О них мой рассказ.

Если вас занесет однажды в мою любимую, но, если честно, Богом забытую Республику, то я очень рекомендую осмотреть самые интересные места и локации недалеко от столицы Удмуртии, города Ижевска:

• Усадьбу-музей Петра Ильича Чайковского в городе Воткинск (интереснейшая экскурсия, интерактивы, мастер-классы, да и сам город очень красивый)
Каньоны и водопады Удмуртии

• Музей-заповедник под открытым небом Лудорвай (окунетесь в мир национальной удмуртской культуры и отведаете вкуснейшие перепечи и другие блюда национальной кухни)
  • В республике есть два гонолыжных курорта: Нечкино и Чекерил, которые, впрочем, работают круглогодично, а летом и на том, и на другом — прекрасные пляжи, открытые и закрытые бассейны. Также здесь организовываются различные спортивные состязания и музыкальные фестивали

• Каньоны и водопады Удмуртии

• Любителям древнерусской тематики для проживания и мероприятий могу посоветовать туристический комплекс «Варяжская дружина», где вас встретит русский богатырь, научит метать топор, стрелять из лука, а атомосфера двухэтажного просторного деревянного дома на высоком берегу реки перенесет вас в 12 век.

Обо всех этих местах я писала на своей страничке, кому интересно — почитайте. Но если уж вы приехали в Ижевск, то один день выделите и для осмотра достопримечательностей юга Удмуртии.

Приглашаю вас в мой родной город, Можгу.

Сейчас с ужасом вспоминаю прошлый год когда нам не рекомендовано было выходить без причины из дома. Но, с другой стороны, именно тогда я, отойдя от мысли, что заграничные поездки невозможны, начала знакомиться со своим родным краем. Именно тогда я узнала, что, оказывается, в равнинной Удмуртии есть настоящие горы и даже каньоны, в которых текут холодные горные речки.

Чемошур-Учинский каньон

Каньоны и водопады Удмуртии

Находится это чудо природы вблизи деревни Чемошур-Уча Можгинского района.

Искали мы это место долго. Местные жители знают о водопаде, но дорогу указывают неуверенно, махнув рукой, мол, там, идите, ищите. Тропинки туда нет, только трава по пояс. Слушали, как древние следопыты, шум воды и шли на него.

Сюда нужно было приехать, чтобы своими глазами увидеть совершенно неожиданную красоту водопада и склоны ущелья, неизвестно как появившиеся здесь, в регионе, где не только люди имеют абсолютно индифферентный характер, но и речки. Они текут себе спокойно, огибая препятствия.

И какая река пробила себе дорогу в этих скалах? Да и скалы тут откуда взялись? Загадка!

Углубление в стенах Каньона похоже на сердце и выглядит так, будто это сказочный портал в горную страну. Вертикальные стены зеленоватого песчаника и падающая вода завораживают.

Но, к сожалению, люди не смогли не оставить свой след и здесь. Следы цивилизации проявились тут в виде покрышки. Автомобильная шина, лежащая на дне ущелья, отрезвляет и переносит тебя из сказки в реальную жизнь.

Каньоны и водопады Удмуртии

Прочитав историю этого места, мы узнали, что деревню основали охотники из рода Уча. Вначале выбрали место для поселения возле реки Чемошур, но позже из-за плохой воды переселились к реке Кекоран.

На самом деле, водопадов здесь два. Тот, что выше по течению, полноводнее. Тот, что ниже, распадается на тонкие нити и переливается по каменным ступенькам.

Это была очень интересная поездка, поэтому, когда я услышала, что в 70 километрах от Можги, есть еще один каньон, Абатский, который, впрочем, называют пещерой, я, не раздумывая, собрала команду единомышленников, и мы выехали на экскурсию.

Абатские пещеры

Каньоны и водопады Удмуртии

Конечно, можно было самостоятельно осмотреть достопримечательность, навигатор без труда приводит по нужному адресу. Но мы созвонились с работниками культуры деревни Старая Бодья Кизнерского района, и для нас приготовили радушную встречу, это был целый праздник, который запомнится надолго.

Директор деревенского клуба и методист, две чудесные девушки, встретившие нас в удмуртских национальных костюмах, провели обряд знакомства, пели песни, рассказывали о деревне и ее достопримечательностях с теплотой и любовью. Позже они провели для нас мастер-класс по изготовлению куколки-оберега и накормили в кафе.

Так что, если вы решите посетить это место, обязательно созвонитесь с Домом культуры. Стоит мероприятие копейки, а удовольствия и информации получите море.

Дорога до каньона пролегает по деревне, которая, кстати, образовалась в середине XVI века. На пути — яблоневый сад. Здесь в 1954 году уроженец деревни Дмитрий Тимофеев высадил со школьниками яблони в память о земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

Дома в деревне крепкие, хорошие, есть школа, библиотека и Дом культуры, в котором работают кружки для детей и ведется просветительская работа. Но все равно население неуклонно сокращается. Молодежь перебирается в районный центр или в город.

История каньона

Именно здесь берет свое начало река Абат, именем которой пещеры и названы. Это место действительно уникальное и удивительное.

Название речки произошло от татарского слова «айбэт», что значит «вкусно, хорошо». Говорят, что когда-то давно татаро-монгольское войско остановилось на отдых у безымянной речки в один знойный летний день. Студеная вода пришлась им по вкусу, и они много раз повторили слово «айбэт», которое запомнили местные жители. Так безымянная речка стала Абатом.

Каньоны и водопады Удмуртии

В том месте, где Абат выбивается из-под земли, — скальная расщелина. Прийти сюда можно только по реке. Поэтому даже летом вам понадобятся резиновые сапоги или калоши. Мы пошли в тапочках, ведь стояла невероятная жара. Но вам так делать не советую, потому что вода действительно студеная. И зимой, и летом она имеет одну температуру: + 4 градуса.

Кстати, местные школьники изучали эту речку и нашли тут несколько десятков родников, бьющих в русле Абата. Немудрено, что зимой она не замерзает.

Каньон представляет собой стены из песчаника высотой в два человеческих роста. Как только входишь в коридор между скалами, сразу ощущается прохлада.

Каньоны и водопады Удмуртии

Почему место называется не Абатский каньон, а Абатские пещеры?

Потому что еще пару десятков лет назад у стен каньона была крыша. Это были полноценные, таинственные пещеры, где любили играть местные ребятишки.

Но песчаник — материал непрочный. В одну из зим под действием снега крыша пещеры обвалилась. Остались лишь вертикальные стены.

Каньоны и водопады Удмуртии

Дышится здесь очень легко, как будто это место находится в горах. Стены каньона причудливы и меняют свою форму. Но вот лицо хозяина этих мест вы найдете сразу. Становится не по себе от его пристального взгляда.

Говорят, что покрытые мхом стены бывших пещер могут наполнить человека особой энергией. А если загадать желание, то оно непременно исполнится.

Кроме того, глинистая порода является источником минералов для человека, кусочки глины из ручья можно есть также, как кто-то ест мел.

В любом случае, место необычное и очень атмосферное. Любители фотосессий найдут здесь много интересных локаций. А люди с фантазией в переплетениях корней и листвы увидят сказочных жителей каньона — животных, например, слона, черепаху и даже страуса.

Возвращаться можно той же дорогой, которой пришли — по оборудованному деревянному настилу со ступеньками, а можно сделать крюк и посмотреть, что еще интересного есть в деревне. А есть здесь баня, которой не меньше 100 лет. Раньше на берегу Абата было много таких сооружений, а сейчас осталась только эта.

Каньоны и водопады Удмуртии

В бане нет печки. Есть только чан для воды, который установлен на каменные подпорки. Под чаном разводится огонь, вода закипает, и пар от нее позволяет париться так, как мы привыкли. Конечно, от такого способа топки внутри бани все покрыто толстым слоем сажи. Кстати, окна в такой бане тоже не предусмотрены.

Правда, по моему мнению, из такой бани можно выйти еще более грязным, чем зашел. Но у наших предков джакузи не было — мылись как могли. Для общего развития объект очень интересный.

Водопад на реке Старая Кенка

Ну и если уж вы поедете в Можгу из Ижевска, то обязательно заедьте по пути (от трассы буквально 3–5 километров) в еще одно интересное место, в село Каменное, чтобы посмотреть на водопад. Он, как и каньоны, о которых я писала выше, входит в Топ-100 достопримечательностей Удмуртии, который был выбран жителями республики к ее 100-летию.

Здесь мы были в конце зимы 2021 года, но я все равно оставлю для вас эти фотографии.

Каньоны и водопады Удмуртии

Этот водопад отличается от Чемошур-Учинского тем, что он искусственный. По сути, это дамба, расположенная на реке Старая Кенка.

Старая Кенка — это левый приток реки Иж, длина реки всего 13 километров, но на ней обустроено несколько переливных дамб. Вот на одной из этих плотин и находится водопад. Высотой он около 5 метров. Летних фотографий у меня нет, но, по моему мнению, эта плотина похожа на те, что обеспечивают работу гидроэлектростанций, только в разы меньше, конечно. Зрелище необычное и очень красивое в любое время года.

Каньоны и водопады Удмуртии
    Сейчас, в конце зимы, бетонных плит искусственного сооружения практически не видно. Застывшая огромными ледяными глыбами вода образовала накаты, из-под которых даже в самые морозы бежит шумный незамерзающий поток воды. Кажется, что она вытекает из какого-то грота, будто изнутри горы.
    Очень живописное место. Думаю, что не только зимой, но и летом можно найти такой ракурс для фотографии, что и не поймешь, что это не памятник природы, а творение человеческих рук.

Как добраться

Вряд ли вы поедете туда так же, как ехали мы, поэтому дорогу подробно описывать не буду, оставлю координаты: 56.722879, 53.246664. Навигатор легко находит словосочетания «Водопад в Каменном» или «водопад на Старой Кенке», так что не заблудитесь. Дорога асфальтированная прямо до плотины. К самому водопаду останется только спуститься по тропинке.

Кстати, у местных жителей, судя по всему, это место пользуется популярностью, потому что даже зимой мы увидели несколько компаний, которые устроили пикник в лесочке неподалеку от водопада. Думаю, что там получаются шикарные свадебные фотографии.

Кроме самого водопада, здесь есть пруд, который является местом отдыха местных жителей. А создан он был для хозяйственных нужд.

Если вдруг вы объехали уже все интересные места рядом с тем местом, где живете, то от всей души приглашаю вас в Удмуртию. Здесь много классных атмосферных мест. А самое главное, живут добрые и гостеприимные люди.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия