Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 2 мая 11:09
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Фрутиген, Тун — Швейцария Май 2021

Теперь у меня прочная ассоциация с Бернской возвышенностью-это абсолютно непредсказуемая погода. Готовясь к поездке за неделю до отпуска посмотрела погоду в регионе, интернет показывал среднестатистические 17–20 градусов и переменную облачность. Строила маршрут, что в солнечную погоду мы с мужем будем лазить по горам, а в дождь поедем в соседние города. Изучила какие канатные дороги работают в регионе Фрутиген. Оказалось, что всего их семь, но в конце мая работала только одна. Остальные начинают работу с середины июня, тогда и открывается летний сезон. Через пару дней прогноз погоды ухудшился, а за день до поездки температура упала до минусовой и дожди с ливнями ожидались ежедневно. Смотрела на градусы и не верила, что будет так холодно. В нашем Зингене комфортные 23 градуса тепла, понятно, что в горах прохладнее, но чтоб настолько. Пришлось доложить в чемодан шарф и вторую куртку (она мне очень пригодилась). Набросала себе пару маршрутов на канатную дорогу, горное ущелье и озеро, если все-таки выглянет солнышко. В ночь поездки успокоилась, что будем действовать по обстоятельствам. Мой Увэ полностью доверяет мне маршрут поездки, иногда озвучивает места, куда точно не поедет, а так для него каждый день сюрприз.

Ворота Бернского высокогорья

Первый день нашей поездки начался со знакомства с Берном, а затем мы поехали в деревню Фрутиген, где забронировали гостевой домик. Она находится в 50 км от Берна за перевалом Герихорн в долине Кандер на высоте 800 метров над уровнем моря. Я коротко опишу и покажу наш гостевой домик. Может кто-то захочет тоже здесь остановиться, его нет на сайте Букинга. Двухэтажный гостевой дом «Wildrösli» (дикая розочка) 1971 года постройки рассчитан на две семьи.

Мы расположились на первом этаже, на втором этаже жила пара из Цюриха. Удобно, что у каждой семьи отдельный вход. У нас была: гостиная, спальня, кухня, душевая с туалетом и хозяйственная комната.

В гостиной стояла электрическая печка. Удобно, что домик полностью оборудован предметами первой необходимости. Шкафы в гостиной и кухни ломились от посуды и кухонных приборов. Платяной шкаф в спальне был забит дополнительным постельным бельем, подушками, одеялами, полотенцами. В хозяйственной комнате стоял набор для гриля, шезлонги, зонтики от солнца, все для уборки и мойки дома. На столе в гостиной лежала приветственная открытка, шоколадка «Toblerone» и лечебная мазь из жира сурка для суставов (собственного производства) в подарок.

Ворота Бернского высокогорья

На третий день мы познакомились с радушной хозяйкой домика, муж не знал, как уменьшить температуру в печке и случайно выключил стартер, оставив и соседей без тепла. Единственный минус, что в горном шале нет интернета и телевизора, но имеется радио. Мы живем на границе со Швейцарией и у нас интернет с покрытием на две страны. Почитать новости и пообщаться с друзьями его хватало. На вечер муж покупал газеты и журналы, я же купила себе очередной путеводитель по Швейцарии и в домике было много проспектов с туристическими маршрутами на немецком языке. У наших соседей, с которыми мы быстро познакомились в отличие от нас был балкон и терраса.

Наша терраса для гриля была за домом, но мы ей так и не воспользовались из-за холода и дождя. После обеда и небольшого отдыха прошлись по соседним улицам и по фотографировали пейзажи.

Ворота Бернского высокогорья

Даже несмотря на небольшой дождь панорамы были очень живописными, а воздух такой, что его хотелось выпить.

Сочная зелень, снежные пики Альп, постоянно набегающие тучки, деревенская архитектура и коровки. Последние стояли только в стойлах, для выгула еще слишком прохладно.

Ворота Бернского высокогорья

Наш гостевой дом стоял в окружении таких же гостевых домов разной комфортности. Сезон еще не начался, а дома не стоят пустыми. Много лет назад я с дочкой ехала на туристическом автобусе с севера Германии в Рим всю ночь. Дочка спала на моих коленках, а мне никак не удавалось уснуть в сидячей скрюченной позе. Всю дорогу я любовалась Альпами, замками в ночной подсветке и огоньками в горных шале.

Ворота Бернского высокогорья
Фантазируя, что в таких шале живут гномики и когда-нибудь я тоже поселюсь в таком домике. Гномиков мне увидеть не удалось, но пожить в горном шале у меня получилось.

Ворота Бернского высокогорья

Переполненные впечатлениями мы рано легли спать. Утро нового дня нас встретило дождем и туманом. Прогноз погоды обещал полный комплект: туман до 11 утра, мелкий дождь, переменную облачность, опять дождь и немного солнца, а на вечер ливень. Решила не испытывать судьбу, лезть в горы в туман и дождь не хотелось и мы поехали через перевал в соседний город Тун. Все тридцать километров от Фрутигена до Туна шел сильный дождь и я даже обрадовалась, что не пошли в горы. Под дождем и при температуре 5 градусов радости от лазаний мало. В Туне довольно быстро нашли парковку от автовокзала и пошли знакомится с городом. Ливень сменился мелким дождиком, да и температура в городе уже +10 С, но ветер был холодным. Город Тун расположен в долине между Альпами Бернской возвышенности, за что и получил название «Ворота Бернского высокогорья». Большая часть Старого города была создана в XII веке при графе Бертольде фон Церинг. Это тот граф, что Берн основал.

Первая площадь, что попалась на нашем пути Мюленплатц (Мельничная) она соединена с островком Беллиц. Этот остров мекка для шопоголиков. Здесь находится множество магазинов, ресторанов и баров. Летом все террасы реки заняты отдыхающими. Это вытянутый остров на реке Ааре, недалеко от того места, где река вытекает в озеро Тун. Здесь же стоит старейшая в городе гостиница «Freienhof».

Ворота Бернского высокогорья

После XIX века город начал расширяться и занял правый берег реки. Построенный на бурной реке Тун мне немного напомнил итальянский Меран. Тут еще и солнышко выглянуло, совсем другая картинка.

Такая же голубая лента реки по берегам, которой расположены фешенебельные гостиницы, рестораны и виллы. В городе присутствует флер курортного городка. В Туне преобладает белая постройка ярко украшенная флажками и цветами. Как и в Люцерне здесь имеется крытый деревянный мост «Нижний шлюз».

Ворота Бернского высокогорья

Рядом находится скромное бежевое здание театра «Старый филин». Сезон еще не начался и мост, пока не украшен цветами, как я видела в летнем Люцерне. Муж остался в кафешке на острове Беллиц, а я пошла поглазеть на Главную улицу города. «Хаупгассе» считается достопримечательностью города из-за ее архитектурной особенности.

Главная улица двухъярусная. На этой улице тротуарами служат террасы домов. Здесь также находится множество магазинов, бутиков, ресторанов и сувенирных лавок.

Ворота Бернского высокогорья

На «втором этаже» улицы туристы в кафе потягивают кофе и апероль. Улочки Старого города кажутся уютными и праздничными после мрачных улиц Берна.

Арки домов не скрадывают пространство, а яркие флажки и цветы поднимают настроение. Все домики аккуратненькие и ладненькие.

Ворота Бернского высокогорья

Если в швейцарских горах живут гномы, в Берн они везут свои мешки с золотом, то сюда они приезжают на отдых и шоппинг.

С Ратушной площади открывается красивый вид на замок Тун.

Ворота Бернского высокогорья

Ратуша была построена около 1500 года, перед нами перестройка 1685 года. Ратушу объединили с Архивной башней, в которой и по сей день находится архив города. Привлекают внимание арки на массивных колоннах и высокая шатровая крыша.

Прочитала на сайте города, что зал Ратуши облицован панелями в стиле рококо. Было воскресенье и здание по выходным закрыто. Рядом стоит домик с башенкой-это гостиница и ресторан «Корона».

Ворота Бернского высокогорья

Напротив несколько ресторанов с символами королевской власти на торцах зданий.

На сайте города обнаружила, что можно заказать оригинальную экскурсию в рамках которой туристов познакомят с владельцами ресторанов и бутиков, они расскажут всем желающим об историческом прошлом своих заведений.

Ворота Бернского высокогорья

Радует, что на площадях и улицах не нужно ютиться по углам, как в Берне, чтоб сфотографировать красивые дома. Когда дома готовила маршрут по Туну прочла в интернете, что от Ратуши можно подняться по ступеням к замку. Стояла напротив и искала эти ступени, но не находила. Полезла в навигатор, мне сообщили, что я должна пройти 150 метров направо, прошла и опять не вижу. А навигатор все вещает повернуть налево, затем направо. Блуждала по навигатору то налево 150 метров, то направо 200 метров периодически отвлекаясь на фотографирование красивых домов и интересных деталей, все дальше отклоняясь от маршрута.

Как потом оказалось меня сбила с толку оранжевая мусоровозка, которая закрыла обзор на вход, а обойти ее и заглянуть в арку я не сообразила. В какой-то момент навигатор выдал другой маршрут. Нужно было завернуть за угол и пройти еще 600 метров. Мне так надоело кружить на одном пяточке, что быстро перекинулась на новый маршрут. На площади Бернские ворота я залюбовалась примечательным зданием с деревянными резными лоджиями.

Ворота Бернского высокогорья

Это оказалась гостиница «Emmental». Несмотря на то, что движение на магистрали довольно оживленное, стояла и фотографировала домики. Рядышком была парочка зданий в стиле модерн, но они «смазались», проезжающим транспортом. Во второй половине дня в Интерлакене я еще в волю налюбуюсь красивыми резными домиками, но этот был первым.

Я шла вдоль крепостной стены и увидела такого персонажа. Это любимый герой всех масленичных маскарадов Швейцарии и Германии.

Наконец-то навигатор сообщил, что я у цели.

Ворота Бернского высокогорья

Заходила я на Замковую гору через Городские ворота (Бургтор). Отсюда тоже можно любоваться красивыми виллами Туна.

Подивилась, как на гору по узеньким улочкам взбираются машинки, а в старинных домах живут люди.

Ворота Бернского высокогорья

Подергала за все ручки Городской церкви. Увы, но главная реформаторская церковь свои двери предо мной не открыла. Эта церковь была построена в 1330 году, в 1430 году ее внутренний облик украсила фресками.

В период Реформации от фресок мало, что осталось, а в XVIII веке добавили парочку барочных элементов. Наконец-то я увидела деревянную лестницу по которой я должна была изначально подняться к замку. Так вместо 150 метров я сделала круг в 2 км, зато увидела город с разных сторон.
Уже по правильной лестнице поднялась к замку. На пути притормозила перед этой виллой, так мне она мне понравилась. Удивительно только одно как же на эту верхотуру можно поднять технику или мебель.
Если даже таскать авоськи с продуктами замучаешься. Шла к замку и опять влезла в чей-то мини огород ради панорам на Альпы. Потом я дошла и до смотровой площадки.

Ворота Бернского высокогорья

Отсюда открывается вид на горы Ниден (2362 м.) и Штокхорн (2190 м.) жаль они были плотно укрыты облаками.

Хочу рассказать в паре абзацев об истории города. В эпоху неолита (2500 лет до н. э.) на территории Рыночной улицы существовало поселение. Имеются богатые находки бронзового века (1800–800 года до н. э.). Название «Тун» кельтского происхождения. Означает «укрепленная территория» или крепость. Во времена Римской империи эта местность относилась к провинции «Верхняя Германия».

Ворота Бернского высокогорья

В 1190 году был построен замок на горе графом Бертольдом V, потом стал домом графов Кибург, а в 1386 году он был захвачен наместниками Берна. Вокруг замка тянется тропинка, сфотографировала панорамы с «обратной стороны».

Во внутреннем дворе замка стояла приличная толпа швейцарских школьников, они облюбовали для посиделок торцы старинного колодца и так галдели, что их не могли перекричать две учительницы. Минут пять понаблюдав за этой сценой поняла, что мне категорически не хочется в замок.

Ворота Бернского высокогорья

Топать по пятам за школярами слабое удовольствие. В одной из башен находится Рыцарский зал, украшенный гобеленами Карла Смелого и коллекцией оружия. В музее замка имеется археологическая экспозиция, выставка швейцарской керамики. В средние века Тун славился своей керамикой.

В залах замка находится выставка кукольных домиков и старинной утвари. Когда-то в одной из башен находилась тюрьма. Посмотрела на голубое небо, и сомнения идти или нет в замок отпали. У меня теплилась надежда, что пока не пошел дождь можно покататься по озеру Тун на кораблике. Пока спускалась в центр, муж решил прогуляться по другой стороне города. Договорились встретиться возле железнодорожного вокзала.

Ворота Бернского высокогорья

Он находится рядом с причалом. Через полчаса воссоединилась с Увэ, он был не против корабельной прогулки. До отплытия нашего кораблика у нас был еще час времени.

В соседней кафетерии выпили латте макиато, прогулялись по променаду. Я закончила историю города на Средневековье. Не буду вдаваться в подробности средневековых распрей и войны с Наполеоном. Начало XIX века стало поворотным в истории всей Швейцарии и не обошло Тун. Началась эпоха туризма в Швейцарию. В Туне активно строются гостиницы и рестораны. В 1835 году открылось пароходство на озере Тун, и город становится важным туристическим центром.

Ворота Бернского высокогорья

В 1859 году в Туне проложили железнодорожный путь и открыли вокзал. Еще Тун известен, как военный город Швейцарии. В 1819 году было открыто военное училище. Со временем оно переросло в крупнейший арсенал Швейцарии, в 1861–1863 годах сюда переехали федеральные военные компании. В 1859 году промышленник Густав Селве открыл в городе завод по производству боеприпасов. Для интересующихся этой темой могу посоветовать посетить Танковый музей Туна. Не хочу заканчивать свой рассказ военной темой.

Хорошее наследие в этом городе оставил композитор Иоганн Брамс, здесь он написал свою «Тунскую сонату». Немецкий композитор любил проводить свои летние сезоны в Туне. Благодарные жители назвали набережную в честь известного композитора.

Ворота Бернского высокогорья

За два часа обошла почти все достопримечательности города. Прочитала на швейцарском сайте, что Тун входит в десятку самых интересных и красивых городов страны. Я пожалуй соглашусь с этим мнением, мне он очень понравился. Абсолютно не пафосный, но с легким курортным флером и средневековой тематикой мне Тун поднял настроение. О наших корабельных приключениях я расскажу в следующем рассказе.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия