Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 23:41

Уфа — Россия Май 2021

Уфа была в моих планах, но без обозначения конкретных сроков. Эта поездка состоялась спонтанно: нужно было использовать деньги за несостоявшийся в прошлом году рейс, перечисленные на свой счет авиакомпанией Ютейр. Поскольку выбор вариантов был небольшой — северные города ХМАО и Уфа, решила посмотреть столицу Башкортостана.

Перелет недолгий, всего полтора часа и я в аэропорту Уфы. Международный аэропорт имени Мустая Карима — современный комплекс, его не зря признавали в 2015–2017 годах лучшим аэропортом России с пассажиропотоком до 4 млн. человек в год.

От аэропорта до центра Уфы — 25 километров, уехать не проблема: рейсовые автобусы ходят регулярно, остановка напротив выхода из зоны прилета.

Автобус в город идет с частыми остановками, ехали где-то час. Интересно было смотреть в окно на совсем незнакомые места. В Уфе я провела три полных дня, посмотрела много, что позволило составить свое мнение о городе, которым и хочу поделиться. Возможно, это кому-то понадобится.

Уфа — город необычный, начиная с расположения на холмах на полуострове между реками Белой и Уфой. Его с трех сторон окружают реки, а с холмов открываются неплохие виды. Пусть и Белая, и Уфа не относятся к великим русским рекам, но достаточно живописны. Все холмы Уфимского полуострова имеют название и свою историю, да и высота их не так мала — от 100 до 180 метров, гуляя по городу это понимаешь быстро.

Поражало количество пока еще желтых одуванчиков вдоль дороги. Красиво, но ведь скоро они полетят!

Следующая особенность Уфы — ее размеры: город очень длинный и узкий. Он вытянут в длину почти на 60 километров, а ширина в самом узком месте менее 4 километров. Уфа — город-миллионник, ее население на 2021 год почти 1 126 тысяч человек. Понятно, что транспорта здесь много и пробки неизбежны. Поэтому, если вы приехали ненадолго и главная цель — достопримечательности, стоит выбрать жилье в историческом центре города, чтобы сократить до минимума в перемещениях общественный транспорт.

На три ночи заказала гостиницу «Агидель» на главной улице исторического центра города — улице Ленина, напротив Театра оперы и балета. Расположение идеальное и цена умеренная, но о ней я уже написала.

Здание Башкирского государственного театра оперы и балета построено в 1909-1920 годах. Его строили на деньги, собранные по всей Уфимской губернии, для Аксаковского народного дома. Театр размещается в нем с 1938 года.

Напротив Театра оперы и балета стоит еще одно историческое здание — Дворянское собрание, построенное в 1856 году. Сейчас его занимает Уфимский государственный институт искусств им. Загита Исмагилова. В здании Дворянского собрания состоялось в 1891 году одно из первых выступлений Федора Шаляпина.

Между зданием бывшего Дворянского собрания и гостиницей «Агидель» в 2007 году установили памятник Ф. М. Шаляпину.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

В Театральном сквере рядом с театром установлен памятник Загиру Исмагилову — башкирскому композитору, педагогу, создателю и первому ректору Уфимского института искусств, который теперь носит его имя.

За памятником Закиру Исмагилову - кассы Театра оперы и балета.

Театральный сквер, мне кажется, — самое оживленное место в городе. Он не пустовал в любое время суток: днем там гуляли мамы и бабушки с детьми, катались на машинках дети, торговали мороженым. Вечером играла музыка, многолюдно было даже очень поздним вечером, причем гуляли с детьми. Понять можно, еще первая половина мая, а солнце днем уже жарит на полную мощь. Комфортно только вечером, тем более главное в Театральном сквере — это красивый фонтан «Семь девушек».

Название фонтана связано с башкирской легендой о семи сестрах, которых пленили во время набега. Сбежав из плена, они предпочли неволе смерть в водах глубокого озера. Есть танец с таким названием, для создания фигур девушек скульптору позировали исполнительницы этого танца из Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Танец «Семь девушек» в «Золотом фонде» репертуара этого ансамбля.

Не менее популярна у местных жителей и туристов Верхнеторговая площадь — главная площадь исторического центра. Гостиный двор был построен на площади в 1825–1866 годах по проекту петербургского архитектора А. И. Мельникова. То, что сейчас можно видеть, — результат двух глобальных реконструкций, последняя была завершена в 2015 году. От исторического здания, говорят, остался один угол, но внутри все вполне достойно: небольшие магазинчики, кафе, сувенирные лавки. Если нужны сувениры, не стоит искать по городу, в Гостином дворе все есть!

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Летом площадь превращается в фуд-зону. Не знаю, когда закрываются кафе, но после 22-х здесь было еще очень оживленно.

Верхнеторговую площадь в XIX веке окружали торговые дома самых богатых купцов Уфы, некоторые из них украшают ее и сейчас.

Торговый дом братьев Нобель. Здание построено в 1912 году для купца И.Е. Иванова, а в 1916 году было приобретено Товариществом нефтяного производства братьев Нобель, занимавшимся торговлей керосином, для главной конторы. Сейчас здесь размещаются структуры Газпрома.

Из современных построек на Верхнеторговой площади — здание бизнес-центра «Нестеров». Не знаю, угловой элемент — встроенный фасад старого здания, или просто проект выполнен в стиле соседних зданий, но получилось неплохо! Кстати, использование фасадов старинных зданий при проектировании новых (фасадизм) — фишка Уфы.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Уфа — город студенческий, это хорошо заметно именно в историческом центре города, так как здесь базируются многие институты и все крупные университеты столицы Башкортостана:

• Башкирский государственный университет;
  • Башкирский государственный медицинский университет;
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы;
  • Уфимский государственный авиационно-технический университет.

Башкирский государственный университет

Вечером много молодежи на Пушкинской аллее у Театра оперы и балета и на Аллее современной городской скульптуры ArtTerria. Эта аллея — интересный уголок Уфы, здесь в центре в 2016 году после симпозиума ArtTerria выставлены 13 скульптур мастеров из разных уголков мира.

Вечером аллея популярна не только у молодежи, я сама там посидела на лавочке, поговорила с местными пенсионерками. Как вы думаете, какой вопрос мне задавали, узнав, что я приехала посмотреть город, все жители Уфы, с кем довелось поговорить?

«Похищение Европы» Николая Карлыханова

Вы знаете, что Уфе дали прозвище «три шурупа»? Название города на башкирском языке, записанное в верхнем регистре, выглядит как ӨФӨ. Такая стилизованная надпись используется в оформлении, ее видишь в Уфе довольно часто. В народе ее прозвали «три шурупа».

У здания Национальной библиотеки Республики Башкортостан установлен такой архитектурный объект в виде стилизованного названия города на башкирском языке.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Уфа — очень зеленый город, не зря он в списке самых зеленых городов страны. Перечень ее парков, садов, аллей и скверов поражает! Я увидела многие из них, покажу сейчас самые интересные. С аллеи ArtTerria по подземному переходу попадаешь в Парк имени Ленина. Этот парк сначала назывался Ушаковским, так как был заложен в 1867–1872 годах уфимским губернатором С. П. Ушаковым, а спустя столетие сменил название, так как рядом находился обком КПСС.

В Парке имени Ленина два больших фонтана, памятники Александру Матросову и Героям Гражданской войны, но в этот день не это было главным! В парке зацвела «башкирская сакура», так здесь называют декоративные яблони с розовыми цветами. Примерно неделю вокруг них ажиотаж, любители фотосессий стоят в очередь, а по аллее к парку тянется ручеек девушек.

Далее путь лежит по Софьюшкиной аллее. Эта историческая аллея также достопримечательность Уфы. В Уфе многое связано с историей дворянского рода Аксаковых. Сын писателя С. Т. Аксакова — Григорий Сергеевич был первым губернатором образованной в 1865 году Уфимской губернии, при нём был создан Уфимский губернский музей, построен городской театр, открыта женская гимназия.

Аллею заложили в 1860-х годах по просьбе Софьи Александровны, жены губернатора, поэтому за ней закрепилось такое название.

По аллее можно дойти от Парка имени Ленина до Парка имени Салавата Юлаева. По пути встретится немало исторических зданий. Вот, например, Первая соборная мечеть Уфы, построенная в 1830 году. В 1960–1992 годах это была единственная действующая в городе мечеть. Мечеть входит в состав комплекса Центрального духовного управления мусульман России.

В самом конце, слева от аллеи, стоит одноэтажное здание Мемориального дома-музея С. Т. Аксакова. В этом доме, принадлежавшем его деду, писатель жил в детстве в 1795–1797 годах, он описывает его в своей книге «Детские годы Багрова-внука». Дом — один из немногих сохранившихся в Уфе деревянных зданий XVIII века.

Напротив арки в конце Софьюшкиной аллеи — вход в Парк Салавата Юлаева. Это один из самых старых парков Уфы, он был открыт на склоне горы в 1900 году, чугунные ворота парка сохранились с тех времен. Сначала парк назывался по месту расположения — «Парк на Случевской горе», потом еще не раз менял название. Парк популярен у местных жителей с детьми, здесь есть хорошая детская площадка. Других аттракционов здесь нет, ничего не продают, место замечательное для неспешных прогулок!

Туристы приходят сюда полюбоваться видами реки Белой и автодорожных мостов через нее. В парке три смотровые площадки с красивыми ажурными беседками и висячий мостик через овраг.

В Уфе благоустроенная набережная, я сделала попытку спуститься туда, хотя уже очень устала в первый день. Не посоветовала молодежь, к которой я обратилась с вопросом о спуске к реке. Сказали, что там очень жарко, за день белокаменная набережная раскалилась, как сковородка, а потом еще и назад на холм нужно подниматься по сотням ступеней!

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Уфа — город исторический, он основан в 1574 году. Конечно, я хотела увидеть самую популярную достопримечательность Уфы — памятник Салавату Юлаеву, национальному герою, изображенный на гербе Республики Башкортостан. Он стоит на высоком зеленом холме над рекой Белой и виден издалека.

Жаль, утром великолепные фонтаны на аллее, ведущей к памятнику, еще не работали. Кстати, это светомузыкальный фонтанный комплекс, стоит сюда прийти вечером.

Вокруг памятника по склонам холма — замечательный парк с освещенными дорожками, красивыми лавочками и фонарями, лесенками, соединяющими разные уровни, цветущими деревьями.

Со смотровой площадки у памятника открывается вид на Дёмский железнодорожный мост через Белую. Вдали — Дёма, город, который с 1944 года входит в состав Уфы.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Рядом здание в стиле современной национальной архитектуры — Конгресс-холл Торатау, открытый в 2007 году. Архитекторы: Киокадзу Араи и Ришат Муллагильдин.

Кстати, примерно с первой декады мая до середины октября по Белой можно совершить прогулку на теплоходе. В 2021 году они отправлялись от причала у Конгресс-холла Торатау. Начинаются рейсы продолжительностью 45 минут с 12 часов, теплоход отправляется при наличии 10 пассажиров. Я планировала такую прогулку, но приходить сюда еще раз не было времени, тем более опыт есть (в Саратове), пассажиры в будний день могут и не собраться. Уточнить все можно на сайте.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

В Уфе много скверов с памятниками разным историческим личностям: сквер В. И. Ленина, сквер Ф. Э. Дзержинского, сквер В. В. Маяковского и многие другие.

Памятник Владимиру Маяковскому в сквере Маяковского.

Мне очень понравился памятник башкирскому писателю и поэту Мустаю Кариму в сквере перед Дворцом профсоюзов. Здесь за фигурой Мустая Карима изображены взлетающие листы рукописей с героями его произведений. Автор — московский скульптор Андрей Ковальчук. Кстати, недавно я показывала его работы в «Археопарке» Ханты-Мансийска.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Уфа — город музейный, здесь более трех десятков разнообразных музеев, найти интересный для себя не составит проблемы, 2ГИС вам в помощь.

Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова — один из старейших музеев страны, он открыт в 1920 году. Музей занимает два здания:

• Особняк в стиле модерн, построенный в 1913 году для купца-лесопромышленника М. А. Лаптева, где размещается экспозиция классического искусства.
  • Новое здание музея, построенное в 2014 году, где размещаются выставки.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Основание музея связано с даром М. В. Нестерова, выдающегося русского художника, уроженца Уфы. Не зря его именем назван музей и на территории установлен памятник. Художник подарил родному городу коллекцию из 102 произведений русской живописи и графики второй половины ХIХ — начала ХХ века, а также свои работы.

В музее одна из крупнейших коллекций произведений М. В. Нестерова, уникальная коллекция живописи «отца российского футуризма» Давида Давидовича Бурлюка, а также еще немало интересного. Я заглянула на территорию до открытия музея, а потом зайти уже не успела, о чем до сих пор жалею.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Я успела сходить в Национальный музей Республики Башкортостан, экспозиции которого посвящены природе, истории, археологии, этнографии, богатому прошлому и настоящему Республики Башкортостан. Музей занимает красивое здание, построенное в 1911 году для Крестьянского поземельного банка Уфы.

Уфа — город театральный, удивительно, если было бы иначе. В исторической части города кроме Башкирского национального театра оперы и балета находится еще два крупных театра.

Это Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. Театр стоит на бывшей Соборной площади на месте разобранного в 1932 году Воскресенского собора. Перед зданием установлен памятник народному поэту Башкортостана Мажиту Гафури, чье имя носит театр.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

На проспекте Ленина находится Национальный молодёжный театр республики Башкортостан им. Мустая Карима, который был основан в 1989 году как ТЮЗ. В театре работают две труппы: русская и башкирская.

Если вы любите фотографироваться на фоне арт-объектов, выражающих любовь к городу, то зайдите за здание театра на площадь Двух фонтанов. Фонтаны не ищите, они не работают, а вот арт-объект, буквы которого образуют надпись «I love Өфө» («Я люблю Уфу»), есть. Это одна из самых фотографируемых достопримечательностей города.

Кстати, площадь Двух фонтанов интересна не только этим, — это еще одно арт-пространство Уфы, где в летнее время выступают различные творческие люди и коллективы, а также работают кафе.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

В Уфе немало интересного для любителей архитектуры, но придется походить. В историческом центре можно увидеть деревянные дома с резными наличниками, кирпичные дома XIX века, здания начала XX века в стиле модерн, в стиле конструктивизма. Больше произведений современных архитекторов, в том числе образцов того самого «фасадизма», о котором упоминала вначале. Историческую застройку за прошедшие годы оберегали не очень, но в целом город красивый, чистый и глаз радует.

Если у вас в запасе всего два-три дня, не стоит планировать дальние поездки по городу. Лучше ограничиться пешими прогулками по нескольким улицам в пределах исторического центра. Конечно, в первую очередь это главная улица Уфы — проспект Ленина.

Слева - кинотеатр «Родина»

Я прошла большую часть проспекта Ленина от начала до Ледового дворца спорта «Уфа-Арена» — домашней арены хоккейного клуба «Салават Юлаев». На противоположной стороне проспекта — Парк культуры и отдыха им. Ивана Якутова, классический парк с аттракционами, детской железной дорогой и прочими детскими радостями.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Одна из самых красивых улиц, где сохранились здания конца XIX — начала XX века, — улица Карла Маркса. Здесь находится первое здание в стиле модерн в Уфе, построенное в 1910 году, — особняк Поносовой-Молло, который сейчас занимает «Музей археологии и этнографии».

Здесь же на углу с улицей Пушкина — самое красивое здание Уфы в стиле «русский модерн» — особняк П. И. Костерина, самарского хлеботорговца. Сейчас его занимает Башкортостанская таможня.

Особняк П.И. Костерина, 1912 г.

Мне понравилась улица Заки Валиди, на которой находится много важных учреждений: Конгресс-холл Торатау, Башкирский государственный университет, Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан и многие другие. Здесь много красивых зданий, как построенных в XIX веке, так и совсем новых.

Здание Уфимской губернской земской управы, построенное к 1880 году. Это здание специально возведено для размещения в нем различных городских и губернских общегосударственных организаций.

Любителям всего нового и интересного рекомендую заглянуть в Городской центр «Арт-квадрат». Ориентир — недавно открытый Торгово-развлекательный центр «Галерея ART», перестроенный из бывшей обувной фабрики.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Найти «Арт-квадрат» несложно, входы есть с разных улиц, но проще всего незнакомому с городом человеку зайти с улицы Мустая Карима, между яркими домиками слева.

«Арт-квадрат» — это яркое творческое пространство в историческом центре Уфы, где постоянно происходит что-то: концерты, фестивали, вечеринки, музыкальные, спортивные и деловые мероприятия. Здесь красиво и интересно: можно перекусить в одном из кафе, поучаствовать в мероприятиях или просто отдохнуть на лавочке.

Я заходила в «Арт-квадрат» дважды, вечером там было особенно оживленно и весело. По какому случаю был праздник, не выясняла, больше волновали собственные проблемы: пришло время ужина.

Проблемы поесть в Уфе не существует, предлагаются варианты на разный вкус и кошелек. В этот раз я неплохо поужинала через дорогу — в чайхане рядом с мечетью «Галия». Поскольку в поездках я в еде неприхотлива, вполне устроили бюджетные сетевые кафе «Баракат», пользующиеся популярностью у местного населения: выбор большой и цены умеренные, студентам и пенсионерам — скидка.

Немного об общественном транспорте Уфы: на мой взгляд, с ним все в порядке, автобусы и маршрутки в хорошем состоянии и бегают сплошным потоком. Воспользовалась ими только один раз, съездила посмотреть Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор построен в 1901–1909 годах. В 1934 были снесены купола и колокольня, до 1991 года в здании был кинотеатр.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

От храма доехала до Монумента Дружбы, он находится немного в стороне и не очень удобен для пеших прогулок, но увидеть его нужно обязательно.

Монумент Дружбы заложили на холме в 1957 году, через год после того, как взорвали стоявший здесь Смоленский собор, закрытый в 1930 году. В 1957 году отмечали 400-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Русского царства. Но открыли памятник только 7 августа 1965 года. Стелы в форме меча, рукоятью закопанного в землю, — символы дружбы, у основания монумента — скульптуры, изображающие Россию и Башкортостан, с лавровыми венками — символами мира.

От монумента можно посмотреть на изгиб реки Белой. В этом году все перекопано, продолжается благоустройство набережной. В Уфе задумали крупный проект «Уфимское ожерелье» — создание комфортной и интересной пешеходной тропы, которая охватит всю береговую линию Уфимского полуострова. Думаю, это отличная идея как для местных любителей прогулок, так и для развития туризма в городе.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

У монумента красивый сквер, я засмотрелась на цветочки, а там еще и огромные ели есть, скрывающие под своими лапами лавочку, где можно отдохнуть от жары.

Назад прошла по улице Октябрьской революции, там есть, что посмотреть любителям деревянных домиков, много и другого, не менее интересного.

По пути посмотрела на знаменитый уфимский долгострой — Мечеть Ар-Рахим, которую строят с 2007 года. Соборная мечеть была заложена в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. Очень красивая будет мечеть, надеюсь, что в 2024 году все-таки достроят. Этот срок встречался в сети, там же называют мечеть «памятником башкирской коррупции».

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Мне удалось увидеть и достопримечательности, расположенные на значительном расстоянии от исторического центра. Случилось это благодаря нашей Лилии Кряжевой, жительнице Уфы. Спасибо ей за встречу!

Лилия отвезла меня к соборной мечети «Ляля-Тюльпан», которую я хотела увидеть. Цветущий тюльпан — символ приходящей весны и символ тюркских народов, минареты мечети олицетворяют два бутона тюльпанов. Построена мечеть в 1989—1998 гг. Это мусульманский религиозный центр Уфы, там проводятся мусульманские праздники, к какому-то празднику готовились и в этот день. Мечеть находится рядом с Парком Победы, мы сходили и туда.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Показала мне Лилия и новый памятник «Землякам, ушедшим на фронт», открытый у вокзала Уфы 22 июня 2020 года. Это скульптурная композиция из девяти фигур, изображающая проводы на фронт в 1941 году, её создал авторский коллектив под руководством известного скульптора Вадима Кириллова.

Памятник производит сильное впечатление! Не пропустите его, если приедете в Уфу поездом.

Уфа или три дня в столице Башкортостана

Я показала вам многое из того, что увидела в Уфе за три дня, но это далеко не все, что можно увидеть в этом огромном красивом городе. Думаю, понятно, что столица Башкортостана мне понравилась. Здесь туристу комфортно, есть указатели к достопримечательностям, OR-коды на исторических зданиях, а главное, — доброжелательная атмосфера.

Понятно, что крупная достопримечательность, какая всегда привлекает туристов, кремль, например, уже ниоткуда не появится, но жаль, что нет пешеходной улицы с всеми присущими атрибутами, которые любят туристы всех возрастов. Но, как я поняла, в Уфе над этим работают, предполагают сделать местом туристического притяжения улицу Октябрьской революции.

P. S. Все, с кем мне пришлось поговорить, — пенсионерки на лавочке, служительница в музее, таксист, отвозивший в аэропорт, молодой человек, сфотографировавший меня у Монумента Дружбы, спрашивали одно: «Была ли я в Казани?»