Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Уфа — Россия Май 2021

Я рассказывала уже о своей поездке в Уфу в мае прошлого года, но показала далеко не все, что увидела за три насыщенных дня. Погуляем еще немного по столице Башкортостана, тем более что погода была замечательная! А прогулку начнем с главной улицы исторического центра — улицы Ленина. Многое на этой улице я уже показывала: Театр оперы и балета, Театральный сквер с фонтаном «Семь девушек», Верхнеторговую площадь и Гостиный двор…

В этот раз отправимся по улице Ленина дальше, а начнем от перекрестка с улицей Октябрьской Революции. Угловое здание — Дом печатника Николая Кондратьевича Блохина был построен в 1880-е годы, третий этаж надстроили уже в советское время. Николай Блохин — главный уфимский книгоиздатель, в здании была типография, а также небольшие магазинчики.

Книжный магазин, что сейчас называется «Знание», работает уже более ста лет. Его Н.К. Блохин открыл в 1915 году в честь 100-летия своего торгового дома.

Н. К. Блохин в 1874 году открыл первую крупную частную типографию в Уфе, в 1869 году открыл библиотеку, в которой через три года было уже три тысячи книг. Не имевший наследников, он славился своими добрыми делами, так, в 1912 году передал свою библиотеку в дар городу, а после революции добровольно передал все свои средства, как он считал, на благо народа. За что и получил: сначала его оставили без жилья, а затем поместили в тюрьму, где он и умер.

На перекрестке с улицей Коммунистической стоит здание Дома связи, построенное в 1935–1938 годах. В 1957 году его переименовали в Уфимский главпочтамт.

Уфа в мае 2021года

Как обычно, рядом со зданием Главпочтамта на тротуаре есть знак «Нулевой километр». Это символическая начальная точка отсчета протяженности дорог между Уфой и городами Российской Федерации. Его установили в 2007 году в год 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России.

Не могу пройти мимо одного из красивейших зданий Уфы. Оно входит в комплекс зданий МВД Республики Башкортостан, а построено было в 1897–1898 годах для Городской управы и банка. Третий этаж надстроили в 1930-е годы, но, надо сказать, не испортили! Стеклянный пристрой появился уже в 1970-е годы.

Уфа в мае 2021года

Есть в Уфе и свой дом-коммуна в так знакомом всем жителям Екатеринбурга стиле конструктивизма. Компания возведения домов «общего быта» была общесоюзной. Это была своего рода большая коммуналка, где квартиры занимали небольшую площадь, а все остальное было общим: столовая, прачечная, красный уголок, детский сад.

Уфа в мае 2021года

Рядом в сквере стоит памятник «Уфимский городовой». Его установили в 2018 году в честь 300-летия полиции России.

Среди домов советского периода встречаются и более скромные купеческие особняки конца XIX века, сохранившиеся и не очень. Например, исторический дом Бушмариных снесли, а потом опомнились и восстановили. Так что это теперь фактически новодел.

Дом Бушмариных

Государственный концертный зал «Башкортостан» (бывший Дворец культуры «Нефтяник») построен в 1974–1981 годах. Это ведущий дворец республики, за годы существования под его сводами побывали миллионы зрителей.

Уфа в мае 2021года

На противоположной стороне улицы в 1937–1941 годах была построена гостиница «Башкирия». В начале нашего века после капитальной реконструкции здания гостиница сменила название на «Башкортостан». Теперь это современный отель 4* со всем необходимым для этого статуса.

Боковые фасады и дворца, и гостиницы обращены к улице Кирова.

Уфа в мае 2021года

По ней можно дойти до кафедрального собора Рождества Богородицы, свернув вправо за концертным залом. Этот небесно-голубой храм с золотыми куполами был построен в 1889–1909 годах. После закрытия в 1934 году в здании были авиамастерские, а затем до 1991 года почти четыре десятилетия кинотеатр «Йондоз».

А если свернуть влево от гостиницы «Башкортостан», по улице Кирова дойдешь до площади, которая называлась Александровской по стоявшей здесь Александровской церкви. В 1934 году на фундаменте снесенной церкви начали строить Дворец социалистической культуры. Теперь это Дворец профсоюзов, реконструированный в 1980-е годы.

Александровской площади тоже нет, сейчас это сквер Мустая Карима, где стоит красивый памятник башкирскому писателю и поэту работы московского скульптора Андрея Ковальчука.

Вернемся на улицу Ленина, чем дальше, тем современнее становится застройка. Вот Национальный молодёжный театр республики Башкортостан им. Мустая Карима, который был основан в 1989 году как ТЮЗ. В театре работают две труппы: русская и башкирская. А рядом произведение современных башкирских архитекторов. Любят они сочинить что-нибудь эдакое!

Заглянем ненадолго на Площадь двух фонтанов, что скрывается за зданием молодежного театра. Я уже показывала одну из самых фотографируемых городских достопримечательностей, что находится там, — арт-объект, буквы которого образуют надпись «I love Өфө" («Я люблю Уфу»).

Уфа в мае 2021года

Но это далеко не все, что там есть. Это арт-пространство, созданное на месте существовавшей два десятилетия Ленинской мемориальной зоны, о которой напоминает только название жилого комплекса — «Ленинский мемориал».

От мемориальной зоны остался только Дом-музей В. И. Ленина. Ленин бывал в Уфе дважды в 1900 году, в последний приезд прожил три недели. Дом-музей был создан в Уфе в 1938–1941 годах, работы велись под наблюдением Н. К. Крупской. В музее воссоздана обстановка того времени и устроена выставка, рассказывающая о жизни и революционной деятельности Ленина. Кстати, в этом доме Ленин не бывал, для музея выбрали соседний.

Уфа в мае 2021года

Рядом сквер Геодезистов, где стоит памятник людям этой очень нужной профессии.

И снова проспект Ленина. Два трехэтажных кирпичных дома, построенные в 1908–1910 годах, принадлежали одному хозяину — Султанову. Как я поняла, в одном жила его семья, а второй был доходным, квартиры там сдавались внаем.

Свернем на улицу Революционную, где возвышается одна из современных достопримечательностей Уфы — административное здание банка «Уралсиб», построенное в 1998–1999 годах. Его высота 100,5 метров, это было первое здание высотой более 100 метров, построенное за пределами МКАД.

Уфа в мае 2021года

Здание «Уралсиба» — пример распространенного в Уфе «фасадизма», оно пристроено к старинному зданию Второго Мариинского женского училища и теперь составляет с ним единое целое.

Второе Мариинское женское училище, построенное в 1912-1916 годах.

На перекрестке Революционной с улицей Ленина — бывшее здание Уфимского коммерческого училища, построенное в 1912 году. После революции училище было закрыто, здание в разные годы занимал рабочий клуб, затем Дворец пионеров. С 1943 году в здании находится Уфимский авиационный техникум, но сейчас это целый комплекс, судя по вывеске на фасаде, это здание техникум сдает в аренду городской администрации.

Уфа в мае 2021года

Далее по улице Ленина Парк культуры и отдыха имени Ивана Якутова, о котором я уже рассказывала, Ледовый дворец спорта «Уфа-Арена», там уже и до конца улицы недалеко. Но дойти до храма Симеона Верхотурского у меня уже не было времени.

Что еще можно посмотреть в Уфе. Любители деревянных домиков могут заглянуть на тихую улицу Гоголя, здесь на участке между улицами Пушкина и Заки Валиди сохранилось несколько зданий конца XIX — начала XX века.

Здесь рядом стоят усадьбы отца и сына Петра и Виктора Гиневских, которые были городскими головами в конце XIX — начале XX века. После революции в этих домах жили народные поэты Сайфи Кудаш и Мажит Гафури. В доме Виктора Гиневского организован Мемориальный дом-музей Маджита Гафури — один из первых литературных музеев республики Башкортостан.

Мемориальный дом-музей Маджита Гафури

На трансформаторной будке рядом с башкирским художественным музеем имени М. В. Нестерова есть граффити со стихами башкирского поэта Рами Гарипова «Родной язык». Хорошие стихи, в наши дни как никогда актуальны.

Уфа в мае 2021года

Заслуживает внимания любителей архитектуры улица Карла Маркса. Здесь сохранились здания конца XIX — начала XX века. Степень сохранности разная, но посмотреть есть на что. Например, особняк самарского хлеботорговца П. И. Костерина, построенный в 1912 году в стиле «русский модерн». Я уже его показывала, но не упомянуть эту красоту в данном случае было бы ошибкой.

Уфимский ЦУМ. Исходное здание - магазин братьев Каримовых и Шамгулова, построенный в 1905—1907 годах. Современный вид и последний этаж дом приобрел в результате недавней реставрации. За ним виднеется здание гостиницы «Астория», построенное в 1894-1905 годах.

Целый квартал занимает студенческий городок Уфимского государственного авиационного технического университета — комплекс зданий разных лет постройки. Например, главный корпус университета был построен к 1961 году как Дом советов.

Доходный дом купца Г. К. Нагеля построен в конце XIX века одноэтажным, позже был надстроен второй этаж. На первом этаже купец открыл несколько магазинов: колбасный, оружейный, табачный, готового платья, а также парикмахерскую, типографию, мастерскую по изготовлению печатей и штампов. Сейчас здание занимают самые разные организации.

Уфа в мае 2021года

Дом Юлии Нагель начала XX века в стиле модерн. Хозяйка явно не бедствовала и заказала проект у хорошего архитектора. Здание и сейчас выглядит стильно, в нем размещается Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн.

Здание Дома офицеров было построено в конце XIX века как доходный дом купца А. М. Паршина. В нем размещалась Большая Сибирская гостиница, а первый этаж занимали магазины. С 1926 года здание передали в ведомство военных, с 1939 года здесь размещался Дом офицеров. Здесь и сейчас размещается Военный комиссариат Республики Башкортостан.

Вот этот уголок улицы Карла Маркса вроде город и не портит, но что-то из серии «смешались в кучу кони, люди…». Это бизнес-центр «Капитал», построенный в начале нашего века в результате реконструкции всего, что под руки попало.

Уфа в мае 2021года

Кто сейчас догадается, что придавленный внизу кусочек фасада — все, что осталось от первой уфимской электростанции, построенной в 1896–1898 годах уфимским инженером и предпринимателем Николаем Коншиным. Пожалуй, это самый жуткий пример знаменитого уфимского фасадизма. Кстати, есть вполне достойные варианты.

На перекрестке с улицей Чернышевского стоит особняк уфимских дворян Шкапских, построенный в 1860-е годы, а напротив него — торгово-деловой комплекс «Александровский пассаж», современный новодел.

На пересечении улиц Чернышевского и Мустая Карима стоит старинная усадьба, принадлежавшая местному купцу Ф. Х. Ахтямову. Она состоит из двух каменных домов: правый дом построен в конце XIХ века, левый — в начале ХX века. В плане архитектуры они совершенно разные: левый дом построен по типовому проекту, а правый дом не имеет в городе аналогов. Он богато украшен различными кирпичными декоративными элементами.

На стене одного из домов в 2012 году художник Павел Дорофеев изобразил картину Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского».

Рядом на улице Мустая Карима ведут реставрацию Хакимии — соборной Хакимовской мечети. Она была построена в 1907–1908 годах на средства татарского купца А. А. Хакимова. В 1930 году мечеть закрыли, снесли минареты, а здание превратили в фабричный клуб. С 1970-х годов здесь было диспетчерское управление «Башкирэнерго», которое освободило здание только в 2002 году. Уже два десятка лет мечеть восстанавливают.

Уфа в мае 2021года

На улице Цюрупы — одной из старейших улиц Уфы, исторических зданий сохранилось немного, но они очень хороши! Вот Дом Платонова, построенный в 1905–1906 годах. В нем жил хозяин с семейством, а также был магазин «Вино-колониальной торговли» и кондитерско-прянично-крендельное заведение Торгового дома Платонова и Ко. Сегодня в здании — Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции.

Дом № 9 по улице Цюрупы — один из корпусов Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова. В этом здании в 1909 году был открыт Учительский институт, от которого ведет свою родословную Башкирский государственный университет. Мансардный этаж здания надстроили уже в наши дни.

Уфа в мае 2021года

Самое нарядное — здание Уфимской губернской земской управы на перекрестке с улицей Заки Валиди, построенное к 1880 году. В 1874 году было образован орган местного самоуправления — Уфимское губернское земство, здание построили на средства благотворителей для размещения в нем различных городских и губернских общегосударственных организаций.

Здесь на должности писаря земской управы работал Федор Шаляпин. После революции до 1941 года в здании размещался наркомат земледелия, а во время Великой Отечественной войны — эвакуированный из Подольска кабельный завод. Завод «Уфимкабель» оставался здесь и в последующие годы. После выполненных реставрационных работ здесь находится многопрофильный медицинский центр GIM.

Уфа в мае 2021года

Советская площадь была на реконструкции, по центру строили светомузыкальный фонтан. Его открыли только 1 сентября, и теперь он работает ежедневно с 10 часов, а вечером в 20 часов включают световое и музыкальное сопровождение. Жаль, но увидела его в действии только на снимках в сети. Красивое зрелище, рекомендую. В этом году собираются еще установить на площади конный памятник Герою России, генерал-майору Минигали Шаймуратову.

Советская площадь появилась на карте города в середине прошлого века и считалась главной в Уфе, здесь проходили демонстрации и прочие городские мероприятия. Сейчас всё перенесли на площадь Ленина, теперь Советская площадь — довольно тихий и малолюдный уголок города, ее окружают солидные здания республиканских министерств.

«Дом промышленности» или «Дом с часами», как его называли местные жители, построен в 1956 году. Сейчас его занимают различные общественные и правительственные организации.

Красивое здание слева от Министерства сельского хозяйство было построено в 1898 году для Мариинской женской гимназии, открытой в Уфе в 1860 году. Спустя более полутора веков здесь все еще гимназия — Уфимская гимназия № 3 имени Максима Горького. Памятник писателю установили перед зданием в 1937 году, тогда же школа стала носить его имя.

Не менее интересное здание справа от Министерства сельского хозяйства. Это двухэтажный дом из красного кирпича в стиле эклектики, построенный в 1901 году, — Дом А. А. Нагарёва, уфимского купца, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале. Сейчас его занимает Средний специальный музыкальный колледж.

Уфа в мае 2021года

Заслуживает внимания улица Октябрьской Революции, я прошла по ней по пути от Монумента Дружбы, установленного в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Эта улица до революции называлась Большой Казанской, так как с нее начиналась дорога на Казань. Она соединяла старую часть Уфы с ее новым центром и до конца XIX века была главной улицей города.

На бывшей Большой Казанской сохранилось много интересного из прошлых веков. Вот, например, здание первой пожарно-полицейской части Уфы, построенное в первой половине XIX века. Полтора века оно защищало город от пожаров, сейчас здесь одно из подразделений МВД.

Улицу Октябрьской Революции пересекает нагруженная транспортная магистраль — проспект Салавата Юлаева. Перейдя мост над проспектом, можно полюбоваться строящейся соборной мечетью Ар-Рахим. Ее начали строить в 2007 году, заложили в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. В планах завершение строительства в 2024 году.

Уфа в мае 2021года

На перекрестке с улицей Воровского стоит одноэтажное здание, украшенное лепниной. Это дом горнозаводчика Демидова, построенный в 1770 году, краеведы считают, что это самое старое каменное здание Уфы.

Дом принадлежал Ивану Евдокимовичу Демидову, потомку Никиты Демидова. Он владел им всю жизнь до 1823 года. Дом известен тем, что в 1774 году в нем останавливался полководец Александр Васильевич Суворов, направленный в Уфу Екатериной II для подавления восстания Емельяна Пугачева.

Уфа в мае 2021года

Каменная Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) была заложена в 1824 году на месте сгоревших в большом пожаре 1821 года деревянных церквей — теплой Благовещенской и холодной Спасской. Церковь строили по образу Казанского собора в Санкт-Петербурге: от расположенного в центре купольного храма симметрично отходили две колоннады, завершавшиеся одинаковыми колокольнями.

Церковь закрыли в 1929 году, уничтожили колоннады, колокольни и купола, в здании устроили общежитие. Затем сорок лет здание занимали мастерские кинопроката, в 1990-х — кооператив по изготовлению окон и иконописная мастерская. С 2004 года возобновили богослужения, ведется восстановление храма, но пока он вот такой — с одним «крылом».

Уфа в мае 2021года

Напротив храма к улице Октябрьской Революции примыкает улица Новомостовая. Здесь есть красивая деревянная усадьба, построенная во второй половине XIX века. Она принадлежала отставному генерал-майору К. П. Слотову, а затем его сыну, тоже военному.

После революции особняк национализировали, в нем поселился Шагит Худайбердин, народный комиссар внутренних дел Башкирии. Его семья здесь жила до 1960 года. В 1996 году в здании открыли Дом-музей Ш. А. Худайбердина, филиал Национального музея Республики Башкортостан.

Уфа в мае 2021года

Вернемся на улицу Октябрьской Революции, там немало интересного, ведь более сорока объектов находятся в списке культурного наследия. Здесь будет интересно любителям деревянной архитектуры и резных наличников. У городских властей большие планы по реконструкции улицы и превращению ее в уфимский Арбат, но работы предстоит немало.

Вот, например, дом Ираиды Чижовой, вдовы Потомственного почетного гражданина Ф. Е. Чижова. Её мужа за несметные богатства называли «уфимским Крезом», так, в 1890-е годы ему принадлежала треть всех кирпичных домов Уфы. Но Ф. Е. Чижов был щедрым благотворителем, например, он отдал свою усадьбу под больницу на 30 коек. Чижовская больница стала первым крупным лечебным заведением Уфы. Традиции не нарушили его жена и сын.

Дом построен в конце XIX века, его архитектура не имеет аналогов в Уфе, возможно, его строили по проекту приглашенного из столицы архитектора. За ним здание с необычным стеклянным фасадом — недавно построенный Клубный дом «Соты».

Уфа в мае 2021года

А вот еще одна пожарная часть на перекрестке с улицей Цюрупы. Здание построено в 1869 году для Главного полицейского управления, при котором была пожарная часть, и до настоящего времени выполняет свою задачу. Здесь же находится Музей противопожарной службы.

В завершение еще пара интересных зданий на начальном участке улицы Октябрьской Революции. Дом вдовы лесопромышленника Ф. Е. Чижова мы уже видели, а вот еще один принадлежавший ему дом, построенный в 1880–1890 годах.

Справа от дома Чижова — здание Землемерного училища, построенное в 1880-е годы. Сейчас это корпус № 6 Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

На этом завершим прогулки по Уфе, мы вышли практически к исходной точке сегодняшнего маршрута, — рядом проспект Ленина.

За три дня в Уфе я увидела далеко не все, в основном гуляла по историческому центру города, его паркам и скверам. Остался «за кадром» значительный участок города вдоль проспекта Октября, это уже районы застройки советского периода. Уфа, как я уже говорила, город очень длинный, требует много сил и времени. Оставим что-то и другим, пусть погуляют и нам расскажут.