Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 26 марта 17:01
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Райхенау — Германия Май 2021

Первомай выдался в этом году солнечным, какие-либо мероприятия из-за коронавируса отменили, а дома сидеть не хотелось. Поехали навестить дочку мужа и заодно прогуляться по острову Райхенау. Мне хотелось внимательнее рассмотреть фрески трех романских церквей. Но для начала хочу рассказать, что такое Райхенау. Это самый большой остров Боденского озера и он находится рядом с городом Констанц. Длинной в 4,5 км и шириной в 1,5 км.

Это главная житница нашего региона: 400 гектаров заняты плодовыми деревьями, виноградниками и парниками. Поздняя весна и осень до самых заморозков самое лучшее время для посещения острова.
Романская архитектура на Боденском озере

Летом здесь тоже красиво, но на крошечный остров прибывает столько туристов, что яблоку негде упасть, найти парковку очень проблематично. Гостиницы и кемпинги забиты под завязку. Виной тому, что в 2000 году Райхенау со всеми природными и культурными ландшафтами признан памятником под охраной ЮНЕСКО. Вот такой маленький, да удаленький наш любимый остров. Въезжая на остров можно увидеть руины средневековой крепости Шопфлин. От бывшей крепости осталось немного, время и стихия не пощадили цитадель.

Даже если Вы захотите увидеть Райхенау летом не спешите отчаиваться. Остров соединен с материком насыпной дамбой. Это самая красивая тополиная аллея в нашем регионе. Жаль ее нет возможности сфотографировать сидя в автомобиле. Вы можете приехать сюда на машине, на автобусе из Констанца или на кораблике, как с немецкой стороны, так и со швейцарского берега. Еще лучше приехать на велосипеде, по всему острову проложены удобные велосипедные дорожки. У нас машина и удобнее всего ее оставить на парковке рядом с рынком, напротив церкви св. Георга. Эту церковь недавно отреставрировали.

Романская архитектура на Боденском озере

Аккуратненькая, приземистая, она больше напоминает зажиточный дом бюргера, чем церковь. Внутри фотографировать можно только без вспышки. Простенькая и я бы даже сказала неказистая на вид церковь святого Георга хранит в себе настоящие сокровища. Здесь полностью сохранились фрески X века, единственные во всей Европе севернее Альп.

Настенную живопись в церкви святого Георга часто называют «Библией для бедняков».

Романская архитектура на Боденском озере

Росписи изображают Рождество Христово, аббатов монастыря.

Также знамениты фрески: «Страшный суд» XIII век, «Воскрешение Лазаря», «Исцеление прокаженного» и «Успокоение бури на Галилейском море».

Романская архитектура на Боденском озере

Есть еще одна любопытная фреска. В такое сложно поверить.

Две болтушки сплетничают между собой, а черт записывает за ними. Некогда здесь хранилась христианская реликвия-голова мученика Георга.

Романская архитектура на Боденском озере

В 896 году епископ Райхенау привез из Рима мощи Георга, казненного Диоклетианом. В православном варианте-Георгия Победоносца. Фрески сохранились благодаря тому, что в XIV веке подверглись грунтовке.

В этот период церковь расписали заново, по моде тех лет.

Романская архитектура на Боденском озере

Ранние фрески открыли в XIX веке. Совсем недавно закончилась новая реставрация и фрески «заиграли» по-новому.

Стенды перед входом демонстрируют кропотливую работу реставраторов, очистку стен от грибка, восстановление красок с помощью новых технологий.

Романская архитектура на Боденском озере

Выйдя из церкви мы спустились к озеру. Отсюда открывается вид на «Волльматингер Рид»- это заповедник и рай для 300 видов птиц. Здесь встречается широколистница, дербник, турухтан. В заповеднике гнездятся до 40 тысяч особей ласточек, многие растения занесены в Красную книгу. Заповедник можно посетить только с экскурсией НАБУ. Рядом с рынком находится небольшая галерея современного искусства и здесь есть экспозиция, посвященная истории церкви святого Георгия.

Мы же едем в центр острова, чтобы увидеть величественный собор святых Мартина и Маркуса (Марка).

Романская архитектура на Боденском озере

Чтоб понять для чего на острове в 816 году появилась эта махина, начать нужно с христианской истории острова.

Я ее Вам кратко перескажу. В далеком 610 году, когда монах Колумбана из Ирландии забрел в эти дикие леса проповедовать слово Божье язычникам алеманнам, затем к собрату подтянулся его коллега Галлус. Он собрал вокруг себя новых прихожан, которые помогли ему выкорчевать лес и построить келью. Только через сто лет появился первый монастырь Санкт-Галлен на Боденском озере. Вскоре после этого брат Пирмин основал монастырь в Райхенау. Согласно легенде святой Пирмин изгнал змей с острова и открыл святой источник, также обратил в христианскую веру алеманнского вождя. В связи с этим, в 724 году был основан бенедиктинский монастырь Райхенау, которых сыграл свою важную роль при Каролингах и Отонах.

Романская архитектура на Боденском озере

«Молись и работай» таков девиз бенедиктинцев. Этот девиз пришелся кстати франконским князьям, и они охотно поддержали дисциплинированных божьих проповедников. Им оказывали покровительство, охотно одаривали землями и деньгами. Монахи лучше других сдерживали диких горячих алеманнов зароняя в них ростки просвещения. При монастырях строились школы, для управления княжествами нужны были люди умеющие считать и писать. Как никто другой это понимал амбициозный Карл Великий, который в 800 году был коронован кайзером. Уже к XII веку школы при монастырях стали превращаться в престижные учебные заведения Европы.

Церкви собирали все больше денег и не тратились на жилье. Что позволяло части монахов полностью посвящать себя искусству. Началось развитие живописи, музыки, поэзии и ремесел.

Именно ювелиры Райхенау создали корону для кайзера. Все больше аббаты Санкт-Галлена и Райхенау влияли на двор, становились советчиками и дипломатами. В этот период только на небольшом острове Райхенау находилось 20 монастырей и капелл. Более 700 монахов жило на острове. Аббаты Райхенау были настолько богаты и могущественны, что по дороге в Рим с Боденского озера, они могли каждую ночь отдыхать в одном из своих владений. Средний неф из красного и белого песчаника выполнен в романском стиле с VIII по XI века.
Хоры в готическом стиле, XV век.

Романская архитектура на Боденском озере

В сокровищнице находится дарохранительница из слоновой кости (V век) и готические ларцы с мощами святого Маркуса и Евангелие (IX век). Здесь же находится картина 1624 года «Святой Пирмин вступает на остров и жабы, змеи, и другие ползучие твари объятые ужасом бросаются в воду».

При аббате Гетто (806–823 гг.) была собрана самая большая коллекция книг на Западе. Аббат Валахард Штраб (809–849 гг.) основал аптекарский сад, написал несколько книг по садоводству. Он вообще один из выдающихся писателей своего времени, а также воспитывал принца и будущего короля Карла Лысого при королевском дворе Ахена. Следующий выдающийся аббат-Герман Хромой (1013—1054 гг.) считался «чудом света»: парализованный монах рассчитал движение солнца, создал новую теорию музыки и составил «Хронику кайзеров Райхенау».

Романская архитектура на Боденском озере

Собор является частью монастырского комплекса.

Монастырский музей в начале мая еще был закрыт для посетителей, а винная лавка работала на полную мощь.

Романская архитектура на Боденском озере

Здесь продаются лучшие вина острова. Здание конвента построено в стиле ренессанса. Оно состоит из трех корпусов, соединенных между собой.

В монастыре останавливался святой Мефодий, изгнанный из Моравии и Швабии, остались славянские рукописи того времени. В XVI веке сытой монастырской жизни наступил конец. Монастырь «отжали» епископы Констанца. В 1757 году бенедиктинцы окончательно рассорились с епископством, и вынуждены были покинуть Райхенау. В 1803 году грянула секкуляция.

Романская архитектура на Боденском озере

Перед собором расставлены стулья для мессы в шахматном порядке с соблюдением карантинной дистанции. Месса уже закончилась, часть стульев туристы приспособили для отдыха. Мой Увэ купил в соседнем кафе кофе на вынос и остался ждать на стульчике. Сюда же должна была подойти дочка мужа, Заскиа. Я планировала дойти до последней романской церкви на острове святых Петра и Павла, и просто прогуляться по острову.

Рядом с собором старая ратуша XIV века. В бывшем здании монастыря заседает управление общин. Чуть дальше бело-красное здание бывший дом старосты, а сейчас краеведческий музей. Отдельное здание на окраине комплекса, здание Канцелярии епископа, XV век. Я спустилась по дорожке к причалам и яхт-клубу.

Романская архитектура на Боденском озере

В начале мая большая часть яхт находится в состоянии спячки, сезон еще не начался.

По живописной панорамной дорожке вдоль Боденского озера я дошла до кемпинга и городского пляжа, который открыл свой новый сезон.

Романская архитектура на Боденском озере

Фотографировала озеро, лебедей, лодочки и рыбаков. Стало припекать солнце, в этот день я даже загорела.

Но солнце припекало, и я решила сократить свой путь через парники. Остров Райхенау обладает особым микроклиматом и служит «парником всей Германии».

Романская архитектура на Боденском озере

Здесь выращивают даже арбузы, а также 20 000 тонн овощей и фруктов. Перед отъездом с острова мы прикупили свежей зелени и фрукты.

Цены дороже, чем в супермаркете, но качество отменное. По парникам я немножко заплутала, пару раз зайдя в чей-то огород.

Пока не вышла к церкви святых Петра и Павла.

Романская архитектура на Боденском озере

Она была основана епископом из Вероны в 799 году.

Снаружи здание церкви самое симпатичное, на мой взгляд, из всех трех церквей.

Романская архитектура на Боденском озере
Базилика XI века была основательно переделана в XVIII веке. Церковь в отличие от предыдущих церквей выглядит светлой и нарядной, все-таки стиль рококо обязывает.
Воздушная лепнина на потолке, ажурные элементы органа, но немецкая прямолинейность колонн скрадывает фривольность стиля. В 1900 году здесь были обнаружены ценные фрески начала XII века «Христос с апостолами и пророками Старого завета».
Пора было возвращаться к мужу. Жителей на острове немного, всего 3200 человек. Дома здесь покупают состоятельные граждане.

Пока дождались великовозрастное дитятко по имени Заскиа, которое умудрилось проспать обед, выпили в соседнем кафе домашний лимонад.

Романская архитектура на Боденском озере
Потом все вместе поехали в рыбный ресторан обедать, который торговал на вынос свежайшей форелью. Народу к тому времени было море, все соскучились по теплой погоде и по поездкам. В нашей регион вернулись соседи-швейцарцы, им открыли границы после карантина, чем они тут же и воспользовались. Они к нам приезжают закупаться в магазинах и обедать в рестораны, у нас ценны намного гуманнее, чем у них. Для меня романская культура какая-то настоящая, что ли, в ней нет пафосности.
Романская архитектура на Боденском озере
Романские фрески наивные, на грани детскости, но в то же время намоленные и сокровенные. Даже если Вы не любители романской культуры, то просто по острову приятно прогуляться. Паломникам интересно будет узнать, что: 25 апреля, на Троицу и 15 августа здесь проходят процессии со святыми мощами Марка.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия