Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Рославль — Россия Июнь 2021

Очень часто что-то значимое и интересное не умеет себя прорекламировать. Рославль на 10 лет старше Москвы. Но, увы, про город мало кто знает. История дама своеобразная, и решения её не всегда логичны.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

На одной из площадей города установлен памятник князю основателю. Ростислав Михайлович — князь смоленский, новгородский и киевский, внук Владимира Мономаха, основал город в 1137 году как один из опорных центров княжеской власти на землях радимичей.

Н. В. Татищев в своей «Истории российской» упоминает как по пути из Новгорода в Киев князь, узнав о рождении сына, поставил град и заложил церковь. Какими источниками пользовался Татищев, пока не ясно. Седое прошлое Руси покрыто пеленой.

Первое письменное упоминание о Ростиславле содержится в своде церковных грамот и относится к 1211–1218 годам.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Я давно хотел попасть в Рославль, к сожалению из Москвы подобное затруднительно. В это лето, отдыхая в брянской Жуковке, мы воспользовались электричкой. РЖД запустило новую электричку, соединив Рославль и Жуковку.

Сколько продержится маршрут, сказать сложно, народа ездит совсем мало. Не будет прибыли, могут и отменить. Впрочем, не стоит о грустном.

Рославль городок небольшой. Его вполне можно обойти за полдня.

Знакомство мы начали с музея. Я думаю это правильное решение.

Рославльский историко-художественный музей расположился в бывшей гостинице I класса. Табличка на фасаде с гордостью сообщает, что здесь останавливался Фёдор Иванович Тютчев.

Рославль стоит на горах и оврагах. Гостиницу поставили на одном из таких склонов. Со стороны входа она имеет один этаж, хотя на самом деле их два.

На нижнем располагалась кухня. Мы на собственном опыте почувствовали, как трудно приходилось половым, по многу раз в день бегать с подносом по крутой лестнице.

Приобретаем билеты, просим провести экскурсию. Женщина гид оказалась знатоком и патриотом родного города. Ей и другим сотрудникам музея, большое спасибо!

Музей Рославля основан в 1920 г. Во время войны оказался разграблен. Фонды пришлось собирать заново. Второе открытие состоялось в 1962 г.

Нижний этаж охватывает период от неолита до 1917 года. Древних экспонатов не так много как хотелось бы, но они есть. От довоенной коллекции сохранился только каменный крест. Где он стоял и кто отрубил одну из его частей, история умалчивает.

Я уже писал, что найденные артефакты желательно оставлять в местных музеях. Многие со мной согласились и здесь именно тот случай. Всё представленное имеет непосредственное отношение к городу и району.

На территории Рославля люди жили с самых первых времён, срок коих определить сложно. Музей может похвастаться костяными изделиями древнего человека.

Каменными топорами из неолита удивить сложно. Они есть во многих коллекциях, и тем не менее один из здешних вызывает восхищение.

Мастер не просто проделал дырку для палки. Он сумел выточить внутри специальный пазик, закреплявший рукоятку более основательно. В наши дни, когда существует множество инструментов, повторить подобное не сложно. А вот чем пользовался современник мамонтов, ответить не берусь.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

В новом тысячелетии на смоленских землях обитали славяно-балтские племена радимичей. Это определили по женским украшениям и по способу погребальных обрядов.

С последними всё очень непросто. Радимичи практиковали трупосожжение на кургане. Какое-то время усопших просто сжигали, но далее пепел стали собирать в погребальную урну.

В последней трети X века в земле радимичей появляются первые захоронения по обряду трупоположения.

В советское время на Смоленщине периодически работали археологические экспедиции, о которых в наши дни остаётся разве что вспоминать. Один из каменных топоров, как и значительная часть более поздних предметов были найдены на Бурцевой горе, на том месте где стоял княжеский Кремль, откуда пошёл расти город.

Рославль возник как центр местного управления, вдалеке от торговых путей. Городом мастеров и ремесленников он не стал. Здесь жили «люди княжеской администрации». Какое-то время здесь находилась резиденция князя. По мнению историков с 1197 до 1230-х годов мог существовать Ростиславльский удел.

На одной из витрин бюст основателя князя Ростислава. По задумке художницы О. А. Барановской он выглядел именно так. Рядом с князем куда более древний экспонат — костяной ритуальный топор XIII века.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

На Бурцевой горе была найдена пластина с изображением святого, датируемая XII — XIII век. Оттуда и костяное навершие с княжеским знаком.

Ниже на стенде шпоры, наконечники стрел и копий, фрагмент кольчуги, каменное ядро и немецкий меч. По мнению историков, он попал в Рославль благодаря купцам.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Кто привёз самшитовый гребень? Самшит на Смоленщине не растёт. Повторюсь, Рославль от основных торговых путей располагался далеко. Выходит, иноземцы дорогу сюда знали.

На одном из стендов вместе с артефактами фотографии с остатками деревянных зданий. Археологи работали в исторической части Рославля в 1970 и 1987 годах.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

В конце экскурсии, предложив ориентироваться от фонтана, научный сотрудник пояснила, в каких местах найдены артефакты. Для понимания ситуации переместимся на местность.

Территория городища свыше 5000 кв. метров и вытянута с севера на юг. Это некий мыс парящий над городом.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

С южной и западной части детинец защищали мощный ров и вал.

С северной и восточной — высокий берег речки Становки.

Бурцева гора считалась местом пограничным. Она служила ориентиром границ Смоленского княжества и охраняла от нашествий с Запада. С расширением территорий Рославль превратился в обычный провинциальный город.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

В начале позапрошлого века Гора принадлежала смотрителю училищ Н. И. Бурцеву, который много сделал для её благоустройства.

Владельцы менялись, но название закрепилось.

Бурцева гора уникальный памятник археологии. Теоретически, её нужно изучать ещё и ещё. Раскопы делались не везде. Какой там… Если россияне уже поняли, что футбол не наш вид спорта, то и археология постепенно чужеродной становится.

Просто удивительно, как умудрились городские власти изуродовать столь ценный объект безобразным фонтаном? Его воткнули прямо по центру! Плюс, как яркий символ 90-х, новый русский кафешку забацал.

Я хорошо понимаю, бюджет Рославля с московским не сравним, но та стела из листов светлого металла, что возвышается возле памятного камня, является реальным убожеством.

В любом случае, Гора всё стерпит и простит, она добрая и наделяет пришедшего энергетикой.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Глядя на распростёртую местность, представляешь себя охотником из неолита, решившим на Горе обосноваться, князем Ростиславом, либо его ратником.

Даже при минимальном количестве защитников взять штурмом здешнюю крепость, было крайне сложно. Кажется, что природа специально создала гору, дабы обезопасить своих детей от хищных животных и от злых ворогов.

Где археологи обнаружили остатки деревянных строений, я примерно понял. Но что прячет Гора в других местах, остаётся только догадываться.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Насыпные валы и крутые склоны в прежние времена обрамлял деревянный частокол. В настоящем периметр опоясывает тропинка.

В советское время с юго-востока подвели мост. Вроде как дело хорошее, но, когда идёшь, старенькие доски под ногами прыгают. Между щелей проглядывает убийственная высота, отчего сердце начинает стучать с досками в одном ритме. Городская администрация вполне могла бы мостик подремонтировать.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Зато с нижних ракурсов он кажется застывшим в воздухе. Изящный, на высоких опорах, мост представляется декорацией Мосфильма. Увы, нынешнее поколение тридцатилетних режиссёров про Рославль не знает…

По оврагу проходит улица Святого Князя Ростислава.

Он ли в действительности основал город? Русь в те годы, получив письменность, начала себя изучать и пересчитывать. Кто первый попадал в летопись — получал славу.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Вернёмся в музей, дабы познакомиться с последующей историей города.

Смоленские земли, ослабленные мором 1231–1232 годов, страдали от междоусобиц. В 1239 году Рославль и Рудню удалось взять литовцам. Город местные жители смогли отвоевать, обратившись за помощью к Ярославу Всеволодовичу.

Войска Батыя обошли крепость стороной. Русь после его похода оказалась ослабленной, чем воспользовались литовцы.

В 1258 г. они предпринимают новый поход. Рославль и окрестности оказались разорены. Но утвердиться литовской власти в городе не удалось.

В 1286 году город отвоёвывает брянский удельный князь Роман Глебович. Он желает подчинить своей власти всё Смоленское княжество для чего прибегает к помощи татар. Осуществить задуманное ему так и не удалось.

Смоленский князь Александр Глебович сумел отстоять свои территории и власть. Рославльский удел возвращает независимость.

В 1339 году в пределы Смоленского княжества вторгаются орды монголо-татар. Одним из первых пострадал Рославль. Татары не смогли захватить княжество, но приграничные города были сожжены, разграблены и ослаблены.

После татарских набегов, подчинение княжества литовским феодалам произошло при Витовте. В течение многих лет жители города и окреста платили налоги литовскому князю.

Почти 150 лет западные земли Руси находились под Литвой. Этот период российские историки не любят освещать. В любом случае, Рославль в состав Великого княжества Московского вернулся в 1522 году.

В Ливонскую войну 1563 г. городское ополчение дало отпор литовцам. Зато в Смутное время не удалось отбиться от поляков. Город вошёл в состав Речи Посполитой, получив Магдебургский статус. Как результат, в здешних кладах самые разные монеты.

В последующем Рославль неоднократно переходил из рук в руки. Тут и литовцы по многу раз отметились, и поляки, и казаки. В итоге город остался за Москвой.

Во время Северной войны шведский король Карл прошёл мимо, не отважившись на штурм. Через сто лет ситуация изменилась. После взятия Смоленска, один из наполеоновских отрядов двинулся в сторону Рославля.

Город французы взяли, разместив гарнизон. Рославльчане развернули партизанскую деятельность.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

В составе Великой армии в звании лейтенанта находился немецкий художник Фабер дю Фор. С корпусом маршала Нея он прошёл всю Русскую кампанию. Фабер дю Фор стал одним 100 вюртембержцев, которые вернулись в Польшу в декабре 1812, из 15 тысяч, принимавших участие в кампании.

Художник многое видел, оставив потомкам большое количество рисунков. В музее представлены копии работ, как жалкое и разбитое войско в лохмотьях отступает по Смоленщине.

В 1821 году губернию охватил голод. Царское правительство проблемы не замечало. Помощь уезду, обратившись к общественности, оказали будущие декабристы А. Н. Муравьёв и М. Н. Муравьёв. В Рославле их помнят. Декабристам посвящён стенд.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Жизнь здешнего крестьянства была не из лёгких. В музее представлен макет избы, что топилась по чёрному. Рядом предметы крестьянского быта.

В послевоенное время, дабы наполнить музей экспонатами, сотрудники мотались по деревням, просили земляков, поделиться артефактами. Так образовался уголок крестьянского быта.

Рославльский уезд впитал в себя кровь многих народов, что естественным образом отобразилось в одежде.

Думаю, читателю знакомы те длинные трембиты, что используют гуцулы. Я полагал, на территории России подобные трубы не употреблялись, оказывается, были. В одной из деревень научные сотрудники нечто похожее обнаружили и привезли в музей.

Труба сделана из бересты прадедом последнего хозяина. Дабы не развалился раструб, последний владелец закрепил его изолентой. Увы, музыкальный иструмент потерял голос.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

На Украине икону берут только через специальное полотенце — рушник. Во многих регионах России подобного не придерживаются, но здесь, в Рославльском районе, без рушника никуда. Рушники в каждом регионе отличались узорами.

Во время одной экспедиции деревенские жители передали в музей старый рушник, что хранился в семье. Глядя на него, сердце сжимается от боли.

ПИШУПИСЬМОНАРОДИНУМИЛОМУМОЕМУН.С.

ЖИЗНЬМОЯНЕЛАДНАВДОМЕ

Как тут не вспомнить:

Миленький ты мой,

Возьми меня с собой,

Там в краю далёком

Назовёшь ты меня женой.

Женщина, владевшая грамотой, вышла замуж. В новой семье жизнь не задалась и она, под видом расписного полотенца, передала в родные края весточку. Ни имени мастерицы, ни её судьбы в музее не знают.

К концу XIX к началу XX века появились заводы. Рославль стал известен как один из центров по производству стекольной продукции.

Н. Н. Бернардос известен как изобретатель электро-дуговой сварки. В 1888 г. его способ Николая был использован в Рославльских мастерских Орловско-Витебской железной дороги для ремонта паровозных и вагонных колёс. В течение пяти лет способ Бенардоса распространился по всей России.

На одном из стендов фотография местного жителя С. П. Ерошенко. Рядом наградной Георгиевский крест. У нас очень не любят показывать ту награду со Всевидящим оком, что давалась за участие в Русско-Японской. Всё правильно, домасонились господа хорошие до 17-ого года!

В любом случае, медалька редкая и в музее она есть.

С 1892 по 1914 г. в городе квартировал Невский пехотный полк. Большинство офицеров являлись уроженцами Петербурга. Многие из ребят встретили в Рославле вторую половину.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Присутствие офицеров, помогло поднять общий культурный уровень. В Рославле выпускалось сразу несколько газет и журналов. Действовали театры.

Роль полковой церкви выполнял Казанско-Пятницкий Александро-Невский храм 1845 г. постройки. Перед отправкой на фронт 1 августа 1914 года состоялся последний полковой молебен.

В самых первых боях Невский полк понёс большие потери. В 1918 г. оказался расформирован. К концу Гражданской из офицеров в живых остались единицы.

Рославль. Ч - 1. Пишу письмо на Родину милому моему

Ещё одной невосполнимой потерей стало уничтожение в 30-ые годы Благовещенского собора, что стоял на центральной площади. Алтарь располагался на том месте, где сейчас стоит Ленин.

Рословльчанин, прошедший Великую Отечественную, по старой фотографии собственными руками создал уменьшенную копию собора и подарил музею. Очень жаль, этот достойнейший человек несколько лет назад ушёл из жизни.

Экспозицию нижнего этажа завершают выставка местного художника-стеклодува и коллекция самоваров.

Зал Революции и массового террора на момент нашего визита оказался закрыт. В России непредсказуемое прошлое. В каком виде откроется экспозиция, остаётся только догадываться.