Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Рославль — Россия Июнь 2021

Предыдущая часть — здесь.

Продолжим знакомиться с музеем и с историей города.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

На втором этаже есть зал, посвящённый С. Т. Коненкову. Сергей Тимофеевич почётный гражданин Смоленска. А вот родился скульптор — в Рославльском уезде. В городе его считают своим. На Аллее Героев в честь Героя Социалистического Труда С. Т. Коненкова установлена табличка.

В Смоленске существует Музей скульптур С. Т. Коненкова. Специально для земляков, дабы создать экспозицию, художник изготовил копии отдельных работ, подарил автопортрет и личные инструменты.

Камень ваятелю ошибок не прощает. Подрубил больше чем надо — испортил работу. Глядя на простенькие свёрла, долото, молотки и топоры, даже не верится, что с их помощью можно было создавать столь значимые фигуры.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Уроженцем города являлся известный русский художник Афанасий Ефимович Рокачевсий (1830 — 1901 гг) Окончив в Петербурге Академию художеств, Рокачевский на какое-то время вернулся в Рославль. Позже перебрался в Киев, где жил до самой смерти. Но связь с Рославлем не терял.

Его работы хранятся в Москве в музее им. Пушкина, в Эрмитаже, в Минске, в Бородинской панораме. В родном городе три портрета кисти художника.

Один из таковых полон драматизма. Приехав в Рославль, Рокачевский начал писать И. И. Микешину, жену известного скульптора. Женщина на тот момент сильно болела и вскоре скончалась. Мастер заканчивал портрет уже после её ухода, отобразив на картине нездоровый цвет глаз.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Судьба талантливых людей не всегда одинакова. Кто-то славы так и не получает. Других она настигает после ухода. Третьи, наоборот, при жизни купаются в лучах славы, а после смерти про них забывают.

Михаил Осипович Микешин (1835 — 1896) — прославленный русский скульптор, уроженец Рославльского уезда. В 1859 г. на конкурсе «Тысячелетняя Россия» работа 23-летнего Микешина была признана лучшей. Это тот самый монумент, что стоит в Великом Новгороде.

Микешин создавал скульптурные образы во славу Родины и народа, в добавок к этому, занимался литературной деятельность. Царское правительство награждало орденами и званиями.

Жаль, но очень немногие Микешинские творения пережили годы Советской власти. До нашего времени дошли — памятник Екатерине II (1873) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый Тысячелетия России в Великом Новгороде.

Казалось бы, что может быть удивительного в обычном старом кресле? Пояснительная записка сообщает:

Кресло работы крепостных мастеров 1-ая половина XIX века, из имения Фроловских — родителей Н.Ф. фон Мекк.

Надежда Филаретовна фон Мекк (1831 — 1894) — русская меценатка, жена железнодорожного магната Карла Фёдоровича фон Мекка, хозяйка нескольких домов в Москве, подмосковной усадьбы Плещеево, виллы в Ницце. Известна своим покровительством и финансовой помощью П. И. Чайковскому, с которым она долгое время переписывалась.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Если глаза — зеркало души, то лицо — визитная карточка. На стенде фотографии рода Полозовых. Все лица светлые и одухотворённые. Глядя на таких людей, понимаешь, им можно доверять — они не обманут.

Полозовы внесли большой вклад в развитие города. Их предок был купцом. Революцию принял спокойно, передав новой власти значительную часть имущества и особняк.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Его сын Сергей Полозов учился с Коненковым на одном курсе в гимназии. Кто-то из Полозовых в дальнейшем стал художником, кто-то врачом, кто-то прославился на другом поприще, но из России никто не уехал. Полозовы передали музею большое количество личных вещей, картин и антиквариата.

Художник Н. Д. Полозов переехал в Ленинград, где пережил блокаду. Днём рисовал, ночью дежурил на крыше, отслеживая немецкие зажигалки. Супруга Н. С. Полозова работала врачом-окулистом. Её медицинские инструменты, прошедшие блокаду, соседствуют с осколком бомбы, что упал на крышу.

Вот так мы подошли к теме ВОВ.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

По словам экскурсовода, как-то раз в музей пришли дети и увидели инсталляцию одного из эпизодов Смоленского сражения. Посмотрев, сказали, что макет выполнен неправильно. Не видно, кто куда ранен, нет красных точек.

После ребята подарили музею свою версию битвы. К сожалению, их пластилиновая инсталляция очень нежная к перепадам температуры и потому хранится в запасниках.

Что касается реальных событий, в районе Рославля они развивались трагично. В 20-х числах июля 1941 г. 28-ая армия генерал-лейтенанта Качалова нанесла немцам контрудар, создав угрозу окружения.

Вермахт подтянул крупные силы, которые фланговыми ударами окружили группу Качалова. 4 августа 1941 года при прорыве из окружения Владимир Яковлевич Качалов погиб в танковом сражении.

В шестисерийном советском фильме «Война на западном направлении» есть эпизод, где немцы подбивают танк Качалова. В следующей сцене показано, как Мехлис докладывает Сталину, что по его сведениям, Качалов перешёл на сторону врага.

На этом примере можно осознать всю подлость немецкой пропаганды и нежелание советского репрессивного аппарата разбираться по существу.

Разгребая убитых, нацисты нашли тело Качалова, по лычкам определив звание. После объявили, что генерал перешёл на их сторону. Семья Качаловых оказалась репрессирована. Кто-то скончался в заключении, кто-то отбыл срок полностью.

Боевые товарищи ходили по кабинетам, доказывая, что генерал не мог перейти к немцам. Жена, отсидев 8 лет, тоже не оставляла попытки — вернуть честное имя мужа. В 1952 г. она получила новый срок за «антисоветскую агитацию».

23 декабря 1953 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила свой приговор 1941 года и реабилитировала В. Я. Качалова.

Постановлением ЦК КПСС от 29 декабря 1953 года Качалов был посмертно восстановлен в партии. Приказом Министра обороны СССР от 13 февраля 1954 года изменена формулировка выбытия Качалова из РККА на «погибшего в бою во время Великой Отечественной войны».

В начале 90-х генерал Качалов был повторно с почестями перезахоронен. Его петлица со звёздочками хранится в музее.

Захватив Рославль, немцы устроили в городе концлагерь. Шталаг № 130 просуществовал все два года оккупации. Ради справедливости нужно отметить, такого большого количества пленных немцы не ожидали. Только в январе 42-ого они выделили дотации на содержание. Многие из красноармейцев, кто попал в плен в 41-ом, умерли от голода.

Но это не отменяет их варварского отношения к советскому народу. Шталаг № 130 вошёл в историю как один из самых мрачных лагерей на территории СССР. Огромное количество людей в этом лагере было замучено. За день до ухода из города, оставшихся в живых фашисты расстреляли.

В музее бумажная копия косынки, на которой одна из узниц написала послание матери. Оригинал в Москве.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Одному из красноармейцев, прошедшему через лагерь, удалось выжить. Позже по памяти он рисовал пережитое.

В некоторых случаях сознание, дабы пожалеть мозг, попросту отключается. Наверно именно поэтому я не стремился запомнить сведения о концлагере.

На стенде деревянная колодка по типу голландского башмачка. Их носили узники Шталага. Кто их делал, я не запомнил. С нами Бог — выбито на немецкой пряжке. Сомневаюсь!

На территории района действовали партизанские отряды.

С артефактами времён Великой Отечественной на Смоленщине проблем не возникает. Музейная коллекция пополняется за счёт поисковиков.

Запомнился бюст Ленина. Перед войной Лениным была награждена одна из учениц, за успешное окончание школы. Когда пришли немцы, девушка Ильича спрятала.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Позже, проезжая уснувший полустанок Пригорье, я невольно сфотографировал станцию. В ночь на 5 ноября 1942 г. силами партизанских бригад в Пригорье была проведена одна из самых удачных операций за всё войну.

Согласно отчёту командира отряда, партизаны уничтожили 370 гитлеровцев, 2 воинских эшелона, 17 самолётов, 40 бронетягачей, 4 вагона с воинским снаряжением, 13 автомашин, 6 мотоциклов, 2 вещевых склада, сенобазу и мельницу с локомобилем.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

25 сентября 1943 года город был освобождён частями: 247, 139, 326, 49 стрелковых дивизий 10-й Гвардейской армии в ходе Смоленско — Рославльской операции. Впоследствии всем им было присвоено почётное наименование «Рославльских».

В небе над Рославлем, в 1943 году сражались лётчики 1-го истребительного авиационного полка «Нормандия».

Оккупация продолжалась 784 дня. За это время были разрушены почти все промышленные предприятия, сожжено 2/3 жилых домов. Особенно пострадали центральные улицы и привокзальный район.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Население сократилось с 41 480 человек (по данным переписи 1939 г.) до 7400 человек (по данным на 20.10.1943 г.)

Уроженцы города воевали на всех фронтах, включая зимнюю войну с Финляндией. Военный врач Василий Зуев, отправляясь на войну, взял роман «Евгений Онегин». Роман дошёл до Германии. Книга и медицинские инструменты Зуева хранятся в музее.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Захватив Москву, Вермахт планировал каждого солдата поощрить карманными часами. Когда советские войска взяли Берлин, на одном из складов была обнаружена партия часов. Ими, наоборот, поощрили за взятие Берлина. Такие часы один из фронтовиков подарил музею.

Экспозицию завершает зал боевых действий новейшей истории. Стараниями музейщиков он наполнился экспонатами. Кто-то, прошедших Афганистан и Чечню, принёс свои вещи.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Что-то подкинуло Министерство обороны.

На одном из стендов героически погибший в Сирии Александр Прохаренко и подло убитый боевиками росгвардеец Магомед Нурбаганов. До сих пор в ушах стоит его спокойное и уверенное: «Работайте, братья!»

Я невольно спросил, как они связаны с Рославлем? Экскурсовод ответила:

— Мы не делим Героев на своих и чужих — они все наши!

Вот такой замечательный музей в Рославле! Неподалёку от него на постаменте легендарный Т-34. Танк установлен в честь Воинов Западного фронта, по соседству с Аллей Героев.

Ещё одним знаковым местом является Сквер погибших воинов. Он уютный и расположен среди вековых деревьев. В центре братская могила, где на плитах фамилии павших за освобождение города.

Ещё 10 лет назад в наших городах Вечный огонь горел не везде. В настоящем подобного безобразия лично я нигде не вижу.

В сквере есть монумент исполнявшим долг в Афганистане и на Северном Кавказе.

Рядом мемориал пограничникам.

На другой стороне ещё один памятник.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

К 3 августа 1941 года немецкие войска захватили Рославль, 28-я армия оказались в окружении. После гибели командарма В. Я. Качалова, П. Г. Егоров принял на себя командование армией.

Вечером того же дня оставшиеся части 28-й армии пошли на прорыв из окружения. Во время выхода из окружения П. Г. Егоров пропал без вести. В мае 1971 года были обнаружены останки генерала Егорова и батальонного комиссара М. Е. Смирнова, погибшего вместе с ним. 22 июня 1971 года прах генерала Егорова и М. Е. Смирнова был перезахоронен в Рославле.

Из других достопримечательностей могу назвать мужской Спасо-Преображенский монастырь.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Пролетарская улица в Рославле одна из главных.

В исторической части она особенно изящна.

Центральную площадь украшают памятник Ленину и Дом Культуры. В ДК разместился Музей детского творчества.

Рославль из тех городов, которые о себе не кричат.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Если привести город в порядок, он вполне мог бы привлекать туристов.

В настоящем, увы, проблемы есть.

Они видны невооружённым взглядом.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

В любом случае, Рославль свою изюминку имеет.

К Бурцевой горе примыкает парк Культуры и Отдыха.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Сюда приезжают свадебные кортежи. Молодожёны вешают замочки и прикасаются ладонями к памятнику Петру и Февронии.

Мы в парке тоже были, и даже прокатились на колесе обозрения. Мне представлялось, что я сфотографирую интересные виды… Увы, город оказался закрыт деревьями.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Сразу после освобождения от немцев безвозмездную помощь в восстановлении разрушенного хозяйства оказали области и республик СССР.

В 1944 году по вечерам, в выходные и праздничные дни на восстановлении города трудилось около 60 строительных бригад из рабочих и служащих, а также 9 бригад, созданных из домохозяек.

Чем россияне в наше время добывают хлеб насущный? Для меня это один из вопросов, в котором не могу разобраться. Большинство предприятий города благополучно закрылось в эпоху Ельцина. Все невзгоды пережил только вагоноремонтный завод.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Всё правильно, если театр начинается с вешалки, ею и заканчивается. Медленно, но верно мы подошли к теме вокзала. Риго-Орловская железная дорога запущена в эксплуатацию в 1868 г. Тогда же появилась и узловая станция «Рославль-1».

В наши дни пассажирские поезда через Рославль почти не ходят. Риго-Орловскую ветку назвать загруженной сложно.

Рославль. Ч - 2. Великая Отечественная и современность

Нагулявшись по городу, мы вернулись на вокзал, где полтора часа в полном одиночестве ждали электричку. Вместе с нами в сторону Брянска отправилось не более 20 человек.

Повторюсь, Рославль город интересный, посмотреть здесь есть на что, но добраться своим ходом очень непросто.