Турист chemodannoenastroenie
chemodannoenastroenie — была 21 февраля 10:23
Мир - это книга. И тот, кто не путешествует, читает только одну ее страницу

Остров-град Свияжск. Когда и с какой целью здесь побывали Иван Грозный и Сергий Радонежский

Казань, Свияжск — Россия Май 2021

Этот чудный остров и правда смотрится сошедшим со страниц книги со сказками А. С. Пушкина. Будто это тот самый остров Буян, одиноко стоящий посреди океана, который приютил опальную Царицу и ее сына.

Прямо из воды выступает высокая круча с белокаменным Кремлем на вершине.

Остров-град Свияжск

А между тем, вовсе не в десятках лет путешествия находится Остров-град Свияжск, а всего в 50 километрах от Казани. И это вполне современное поселение, правда, сейчас уже включенное в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Кстати, несмотря на название, это вовсе не остров, а, скорее, полуостров между Волгой и Свиягой, потому что с федеральной трассой его связывает вполне широкая современная дорога.

Обратите внимание на парковку. Мы приехали сюда в районе 10 утра, уже столько машин. Когда после обеда уезжали, автомобили парковались вооон там, на горизонте.

Казань брал, Астрахань брал…

Сейчас в Свияжске расположены женский Богородицкий и Свято-Успенский мужской монастыри.

А история этого места тесно связана с именем Ивана Грозного. Царь несколько раз пытался завоевать Казань, да все безуспешно.

Тогда на подступах к городу, посреди Казанского ханства, он и его войско обосновалось здесь, на территории в 64 га, откуда до Казани, кажется, рукой подать.

И вот снится раз Ивану Грозному сон, что не взять ему Казань, пока он здесь, в Свияжске, не построит 12 храмов. Шутка ли! Но это мы бы с вами за голову схватились, а Царь принялся за дело. Храмы один за другим вырастали за крепостной стеной, обносившей практически весь остров.

И что же?

Результат мы знаем. Как только последний храм был достроен, Казань пала.

Что обязательно нужно сделать в этом туристическом месте?

Конечно, смотреть, впитывать глазами всю видимую и ощущаемую красоту, наслаждаться свежим воздухом и прекрасными видами древних храмов и широких в этом месте рек Волги и Свияги.

А что еще?

1. Купить сувениры

Начинать осмотр, надо бы, конечно, с музеев и храмов. Но мы начали с торговых павильонов. Итак,

• В кузнице можно выковать подкову на счастье с фамилией вашей семьи всего за 300 рублей.

Именные подковы куются прямо здесь, при вас. Очень необычно и интересно

• Попробовать татарские национальные сладости в огромном ассортименте.
  • Продегустировать сбитень — это нечто среднее между лимонадом, пивом, квасом и сладким вином. Слабоалкогольный напиток по совершенно безумной цене: от 600 рублей за литр. Правда, можно купить стакан за 200. Ради интереса попробовали. Ну такое…

Тематический магазинчик. Судя по всему, тут монахи этот самый сбитень варят.

• Магнитики, посуда, свистульки и прочая интересная дребедень с символикой Свияжска.

2. Подняться на колокольню Никольского храма

Сам храм закрыт на реставрацию — так говорят. Но после того, как нас по всей территории гоняли за билетом в Успенский собор, я начала подозревать, что свято-Никольский храм они просто из вредности закрыли. Хотя за 200 рублей можно подняться на колокольню по крутущей небезопасной лестнице.

Все пролеты лестницы выполнены в виде железных трапов. А последний переход -вот такой узкий коридор. Человек побольше меня на один размер там уже не пройдёт, застрянет. Так что с некоторыми усилиями, но подняться можно.

Зато вид обалденный.

С колокольни вид прямо чудесный, но зарешечено все, и в колокола позвонить нельзя. Кстати, оставлю вам ссылку на статью про нашу поездку в Адыгею. Вот там можно было позвонить в колокола. Ощущения незабываемые!

Спустившись, можно осмотреть келью основателя монастыря, казанского чудотворца Германа.

Ну, хотя, там осматривать нечего. В толстенных стенах 15 века прячется маленькая комнатушка. Помещения перед ней пошире, повыше.

3. Зайти в Успенский собор

Правда, сделать это запросто, как я уже сказала выше, у вас не получится. Во-первых, в церковной лавке, в которой также находится и музей собора, нужно взять билет.

Вид на Успенский собор

Да, вход в храм по билетам. Они пока бесплатные, но чтобы их получить, нужно прийти за полчаса до сеанса посещения храма. Ни минутой раньше вам их не начнут выдавать.

Далее нужно дождаться своего времени. Обычно это час — полтора. Расписание посещения вывешено на двери лавки. Пускают в храм не больше 45 человек одновременно. Правда, находиться там можно хоть весь час, что длится твое время.

Фреска в куполе придела собора (ну или как называется пристройка, типа прихожей к храму)

Час там делать нечего, хотя фрески 16 века довольно интересные. В музее подробно рассказывают о красках, которыми они нанесены, о персонажах, сюжетах, святых — обо всем, что изображено на стенах собора.

Купол собора

4. Дойти до деревянной Троицкой церкви

В Поволжье эта церковь — самая древняя из дошедших до нашего времени. Она построена таким же способом, как и остальные древние храмы в Свияжске: зимой под Угличем для нее заготавливали бревна, а как сошел с Волги лед, переправили их на территорию, где Иван Грозный организовал русский форпост на подступах к Казанскому ханству. Уже в начале осени в церкви служили молебны.

Церковь открыта, можно также прогуляться по галерее, опоясывающей сооружение. Довольно необычно. Может быть, где-то на севере и сохранились еще такие церкви, но я вот впервые увидела. Она реально красивая и необычная. И внутри пахнет так странно: смесь дерева, ладана, еще чего-то — в общем, незнакомо, но приятно.

5. Поставить свечи в Соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости

Буквально за несколько дней до нашего приезда сюда, в Свияжск, в апреле 2021 года, решением синода здесь был образован женский монастырь и назначена настоятельница.

То есть, здесь женский монастырь не дольше месяца существует пока. А сам храм тоже интересную историю имеет и построен по тому же проекту, что и Морской собор в Кронштадте.

6. Дойти до развалин самого первого храма, построенного Иваном Грозным

Именно отсюда пошло активное строительство Свияжска. Буквально в 100 метрах, кстати, стоит еще один крест, который показывает расположение еще одного храма. Но от того уж и развалин не осталось.

7. И прогуляться по тем же дорожкам, по которым ходил Преподобный Сергий Радонежский

А побывал он на острове в 1545 году, за пять лет до того, как Иван Грозный заприметил это место.

Местные жители рассказывали Царю, что однажды вдруг стали они слышать звуки колокола, который звонил часто, причем в то время, которое православными обычаями для колокольного звона положено.

Испугались тогда жители, послали тех, кто помоложе, посмотреть, откуда звуки идут.

Когда вернулись гонцы, то рассказали, что не только колокол звонит, но и церковные песнопения слышны в одном месте. Только поющих не видно. А видели старца, который с образом и крестом ходит по этой части острова, благословляет это место и окропляет его святой водой.

Сейчас здесь, в том месте, где видели Преподобного Сергия Радонежского, жилые дома, гостиницы, еще один храм (деревянный купол его можно разглядеть вдали)

Долго не могли понять, кто этот старец. И только спустя годы взглянул один из юношей на икону Сергия Радонежского да и признал на ней того самого старца, что будущий город и храмы в нем размечал и благословлял.