Турист Марина Климчук (mariwka28)
Марина Климчук — была 26 марта 9:43
Вернулась на сайт :)

Как мы познакомились с Санкт-Петербургом. Часть вторая — Русский музей, канал Грибоедова

Санкт-Петербург — Россия Июнь 2014
22 49

Наше знакомство с Петербургом началось здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33805

На второй день пребывания в городе в наших планах было посетить Русский музей — крупнейший музей русского искусства в мире.

Позавтракав в хостеле (на кухне мы обнаружили множество иностранцев, все они были заняты приготовлением завтрака), мы забрали свои вещи, чтобы переселиться в отель «Гаррах» на Гороховой улице. Номера отеля расположены в обычном жилом доме на втором этаже; пройдя через решётчатую дверь в арку, мы попали в закрытый дворик, со всех сторон огороженный домами. Заселившись в номер, мы отправились изучать русское искусство.

1 из 2
Здание Русского музея (Михайловский Дворец)

Данный музей был первым в России государственным музеем именно русского искусства, а решение о его открытии было принято императором Александром III. «Русский музей императора Александра Третьяго» был торжественно открыт 7 марта 1898 г. В коллекции музея насчитывается около 400 000 экспонатов, а экспозиция охватывает все исторические периоды русского искусства с Х по ХХI век, а также всевозможные виды: древнерусское искусство, живопись, скульптура, рисунок, гравюра, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, фотография, и искусство новейших течений. Мы посетили Михайловский дворец и корпус Бенуа, на осмотр экспозиции у нас ушёл практически целый день, и уходить не хотелось:)

Одним из первых экспонатов, который мы увидели, поднявшись по лестнице от главного входа, была копия памятника Н. М. Карамзину скульптора С. И. Гальберга. Нам было особенно приятно её увидеть, потому что в нашем городе Ульяновске стоит оригинал этого памятника, и мы часто гуляем возле него в Карамзинском сквере.

Интерьеры Михайловского Дворца очень красивы, античные статуи, скульптуры и картины гармонично смотрятся на фоне стен, окрашенных в приятные светлые цвета.

1 из 10
С.И. Гальберг. Модель памятника Н.М. Карамзину в городе Симбирске (Ульяновске)

В Михайловском Дворце представлены коллекции живописи 18–19 веков, здесь много значительных произведений, знакомых нам ещё со школьных учебников — Васнецов, Суриков, Репин, Перов, Брюллов, Айвазовский… Мы были рады увидеть эти выдающиеся картины вживую.

Рассматривая картины И.Айвазовского, я засмотрелась на картину «Русская эскадра на Севастопольском рейде», вспоминая трагическую историю корабля «Двенадцать апостолов», затопленного на входе в Севастопольскую бухту в 1854 г. (во время Крымской войны 1853—1856 гг.), чтобы корабли турецкого флота не могли заплыть в бухту. У соседней картины стояла экскурсионная группа, слушая рассказ гида. В какой-то момент мне показалось, что уровень воды в море на картине немного ниже, чем мы видели в Севастополе (мы как раз незадолго до этого были в Крыму). Я шёпотом спросила у мужа — «тебе не кажется, что здесь мало воды?», в тот момент рассказ гида у соседней картины как раз прервался, и благодаря музейной акустике она услышала мою фразу, посмотрела удивлёнными глазами и сказала: «в первый раз слышу, что на картинах Айвазовского мало воды!» :)

Очень впечатлила меня своим масштабом картина Ильи Репина «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Это самая большая картина одного из моих любимых художников. И.Репин работал над ней в течение трёх лет, из-за болезни правой руки художника вместе с ним трудились два его ученика — И.Куликов и Б.Кустодиев, причём Кустодиев писал правую часть картины, Куликов — левую, а Репин писал центральную. Кустодиев в письмах своей невесте Ю.Прошинской писал: «Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь — не знаю». Репин писал портреты государственных деятелей с натуры, при этом просил их позировать для картины на своём обычном рабочем месте, либо там, куда Репин сам помещал чиновника согласно композиции картины. Всего на картине изображен восемьдесят один член Государственного Совета. Отдельные портреты и этюды также являются частью экспозиции в этом зале музея.

1 из 5
И.Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь

Также интересным показался пейзаж «Лунная ночь на Днепре» А.Куинджи. Картина написана с использованием всего двух цветов — чёрного и фосфорического зелёного. Художник представил эту картину на суд широкой публики в 1880 году в полутёмном зале здания Общества поощрения художников, при этом окна зала были закрыты тёмными шторами, а сама картина освещалась от лампы, специально направленным на неё лучом. Всё это приводило к появлению особого светящегося блеска луны и лунной дорожки на воде. Зрители в зал допускались только по несколько человек, и перед зданием образовалась большая очередь. Некоторые посетители осматривали картину со всех сторон и заглядывали за неё в поисках дополнительного источника света; высказывались гипотезы о необычных красках. Дмитрий Менделеев, увидев эту картину, дал ей интересную характеристику — перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё». По прошествии времени краски на картине немного поблёкли, но всё равно она смотрится очень оригинально.

Очень понравилась мне чудесная картина И.Репина «Садко», слегка приглушённые цвета создают полную иллюзию погружения в подводный мир. Художник тщательно готовился к написанию данной картины, посещал Берлинский океанариум, зарисовывал морских обитателей в Нормандии, читал «Атлас морских и микроскопических форм жизни».

1 из 7
А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Далее мы осмотрели экспозицию народного искусства — крупнейшее в России собрание, около 50 тысяч экспонатов. Здесь представлены работы как крестьянского ремесла, так и различных центров художественных промыслов: гжель, холмогорская резьба по кости, вологодское кружево, глиняные и деревянные игрушки и многие другие экспонаты.

1 из 13
Коллекция прялок с узорами разнообразных художественных центров

Коллекция глиняных и деревянных игрушек:

1 из 8
Коллекция глиняной игрушки

Интересная вышивка, рассказывающая о событиях минувших лет. Если сегодня мы можем сфотографировать какое-либо событие, то раньше приходилось его вышивать:)

1 из 3
Русская вышивка 19 века
 
Русская вышивка 19 века

Дальше мы зашли в Корпус Бенуа, где представлено искусство ХХ века, от авангарда и конструктивизма до нон-конформизма. Увидели как работы Малевича и Родченко, так и картины Кустодиева, Петрова-Водкина, Дейнеки, Пластова (А.Пластов — наш земляк, у нас в городе есть художественный музей его имени, а также в Ульяновской области в деревне Прислониха, где родился этот художник, есть музей «Усадьба народного художника СССР А. А. Пластова»).

1 из 14
Б.Кустодиев. Купчиха за чаем
 
Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Отдельного упоминания заслуживает экспозиция «Декоративно-прикладное искусство XX века», которую составляют экспонаты из фарфора, стекла, майолики, а также мебель и текстиль этого периода. В коллекции есть «агитационные» предметы с символикой советского периода — посуда и текстиль. Мне обобенно запомнилась тарелочка с надписью «кто работает, тот и ест» :)

1 из 15
Образец агитационного искусства
 
Образец агитационного искусства

На этом мы закончили осмотр Русского музея. Нам очень понравилась экспозиция, отдельно хочется упомянуть хороший позитивный настрой, который остался после посещения музея. Могу сказать, что это место мне понравилось больше других не только из-за собрания замечательных произведений искусства, но и благодаря своей атмосфере. Если мы приедем в Петербург ещё раз, то обязательно сюда вернёмся.

Выйдя из музея, мы прогулялись до Дома Зингера — шестиэтажного здания в стиле модерн с элементами барокко. Оно было построено для «Акционерной компании Зингер в России», специализирующейся на швейной индустрии. Во времена постройки этого здания в Санкт-Петербурге действовало ограничение по высоте строящихся объектов — 11 саженей (примерно 23,5 метра), которое равнялось высоте Зимнего Дворца. Но архитектор смог элегантно обойти это ограничение: поскольку запрет распространялся только на фасады зданий, над уровнем в 11 саженей были возведены мансарда и купол здания. При строительстве здания были применены некоторые технические новшества: к примеру, здание было оснащено лифтами; существовала специальная паровая система для автоматической очистки крыш от снега; внутри стен были проложены трубы парового отопления. Также это здание было первым в России, при строительстве которого использовался стальной каркас. В настоящее время два нижних этажа Дома Зингера занимает «Дом книги», а на верхних этажах располагаются офисы компании «ВКонтакте». На крыше здания оборудована смотровая площадка. Подниматься на крышу мы не стали, а в книжном магазине с удовольствием побродили:)

1 из 4

Вечер этого же дня мы решили посвятить прогулке на кораблике по рекам и каналам Петербурга. Выйдя из музея, мы сразу отправились к берегам канала Грибоедова, где купили экскурсию продолжительностью в 1 час. Стоимость эксурсии на одного взрослого составила 600 руб., маршрут следующий: канал Грибоедова — Мойка — Фонтанка — Крюков канал — возвращение в канал Грибоедова. Перед отплытием всех пассажиров по очереди сфотографировали, а по возвращении предложили купить стилизованные магнитики со своим фото.

Канал Грибоедова проложен по руслу реки под названием Кривуша, он очень извилистый и узкий, на его берегах находится много памятников архитектуры и истории. Мосты над каналом Грибоедова (общее число мостов — 21) известны своими низкими сводами, здесь расположен Казанский мост, самый низкий в Петербурге. Пассажиров кораблика заранее предупреждают, чтобы не выпрямлялись во весь рост. Мы проплыли мимо домов, в которых в своё время побывали Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Гоголь, Чайковский.

Давайте совершим эту интересную прогулку и полюбуемся красивыми видами на Петербург с воды.

1 из 5

Проплыв мимо Казанского собора и дома Зингера, приближаемся к Церкви Вознесения Христова (Спас-на-крови).

1 из 7

В месте, где канал Грибоедова соединяется с рекой Мойкой, расположен необычный Трёхколенный мост. В середине 18 века здесь находилось два деревянных моста: Мало-Конюшенный (через Мойку) и Театральный (через канал Грибоедова). В начале 19 века во время перестройки переправ через водные объекты было решено соединить эти два моста в одной точке. Также был достроен третий мост — Ложный, или Пешеходный, мост-дамба. В результате этой перестройки получился Трехколенный, или Трехарочный, мост в нынешнем виде. Эта композиция из трех мостов является уникальной и принадлежит к объектам культурного наследия России.

Посмотрев на интересную инженерную конструкцию моста, плывём дальше. Река Мойка протекает мимо зелени Летнего и Михайловского сада, Марсова поля, затем поворачивает в западном направлении в застроенную красивыми зданиями часть Петербурга.

1 из 6

Доплыв до реки Фонтанки, мы увидели за поворотом на уступе «Чижика-пыжика», самый маленький памятник Петербурга, высотой всего 11 сантиметров. Недалеко от этого памятника находилось Императорское училище правоведения, его студентов прозвали «чижиками-пыжиками» из-за формы одежды — зелёных мундиров с жёлтыми обшлагами и петлицами, напоминающими оперение чижей, а также из-за пыжиковых шапок. Также неподалёку от училища в подвале дома купца Нефёдова находился трактир, который студенты периодически посещали. Так и родился всем известный стишок)

1 из 2

На берегах реки Фонтанки можно увидеть красивые дворцы — Летний дворец, Шереметевский, Аничков дворец с одноимённым мостом, украшенным конными скульптурами Пётра Карловича Клодта. Всего реку пересекают 15 мостов, в том числе два красивых башенных моста — Ломоносовский и Старо-Калинкин. Мы увидели красивый дворец Нарышкиных-Шуваловых, в котором расположился музей Фаберже. Проплыли мимо Толстовского дома.

Когда мы проплывали мимо здания Большого Санкт-Петербурского Государственного цирка, то услышали от гида интересную историю, как первый подаренный императору индийским падишахом слон добирался своим ходом до Петербурга от Астрахани. Для того, чтобы он не стёр ноги, ему были пошиты специальные кожаные сапоги. В годовой рацион слона входило 37 пудов пшена, 38 пудов сахарного песка, кардамон, орехи, рис и даже вино.

Также запомнился рассказ гида об Обуховской больнице. Это красивое жёлтое здание изначально было больницей для бедняков (причём принимали сперва исключительно мужчин), а затем здесь было размещено, в том, числе, первое психиатрическое заведение города. А. С. Пушкин поместил своего литературного персонажа Германа из повести «Пиковая дама» именно в это заведение, в 17-й нумер. Первоначально здание было выкрашено в традиционный для Петербурга жёлтый цвет, который стал основой для народного названия этого заведения — «жёлтый дом», а вскоре так стали называть и другие психиатрические лечебные учреждения.

1 из 20

Затем мы немного проплыли по Крюкову каналу и полюбовались видом на Никольский морской собор.

1 из 2
Вид на Никольский морской собор с Крюкова канала

После чего мы снова вернулись в канал Грибоедова. Мне очень понравились уникальные мосты — Львиный и Банковский, которые спроектировал немецкий инженер Вильгельм Треттер. Это два пешеходных висячих моста со скульптурами львов (Львиный) и грифонов (Банковский). Скульптуры на мостах выполнены по проекту П.Соколова. В 1820-е годы в Петербурге происходило строительство и украшение многих мостов. В мае 1825 г. скульптор П.Соколов, автор знаменитой статуи "Молочница" в Царском Селе, обязался сделать модель льва в короткий срок, и уже в октябре фигуры львов, состоящие из двух половин, были отлиты на казенном литейном заводе. Статуи были посажены на чугунные каркасы и зафиксированы, внутри них находились крепления цепей подвесного моста. Металлические цепи из звеньев круглого сечения торчат из пастей львов. В день открытия Львиного моста (1 июля 1826 г.) по нему прогулялось почти 3 тысячи жителей Петербурга. Уменьшенная копия львиного моста «Левенбрюкке» в 1838 году была установлена в Берлине.

Одновременно со львами, П.Соколов изготавливал модели фигур грифонов для Банковского моста, которые он представил для отливки на заводе 17 сентября 1825 г. Крылья грифонов были изготовлены отдельно. Внутрь статуй поместили крепления тросов моста, и 25 июля 1826 года началось движение по Банковскому мосту. Грифоны, согласно легендам, охраняли золото, поэтому этот мост был установлен напротив Ассигнационного банка) Сейчас рядом с этим мостом находится Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Интересно было увидеть Дом-утюг. Как пояснил гид в нашей экскурсии, в этом месте выделили под застройку земельный участок нестандартной формы, а будущему владельцу доходного дома хотелось разместить в строящемся здании как можно больше квартир, поэтому было принято решение о строительстве здания по типу «утюг».

Также мы проплыли мимо красивых домов, которые Достоевский заселил своими литературными персонажами — Соня Мармеладова, Родион Раскольников, старуха-процентщица. В Петербурге есть отдельные экскурсии по литературным местам персонажей этого писателя.

1 из 18
Дом-утюг

После речной прогулки мы посидели в сквере у Казанского собора.

1 из 5

Второй день в Петербурге получился очень интересным и приятным, находясь здесь, ты остро ощущаешь, что это — столица большой и необъятной империи. Архитектура зданий поражает воображение, и прогулка по каналам и рекам города тоже очень интересна, потому что взглянув на город с воды, ты воспринимаешь его совсем по-другому.

Вернувшись в номер, мы запланировали на третий день посещение Эрмитажа.

Продолжение следует!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Санкт-Петербург: полезная информация
Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии