Турист Виктор (grau59)
был вчера 18:19

Прогулки по весенней Астрахани. Мечети

Астрахань — Россия Апрель 2021

Когда я ехал в Астрахань, то помнил из курса школьной истории, что город почти сто лет был столицей Астраханского ханства. По идее здесь должно было быть много мечетей, но это оказалось не так. Я обнаружил 7 мечетей, из них — 6 были дореволюционной постройки.

Хотя согласно исторических сведений первые мечети в городе были построены в 1616 — 1620 годах, но постройка самой старой сохранившейся мечети Астрахани датирована 1810 годом. Может мечети были деревянными и исчезли во мраке времён из-за пожара или ветхости.

Сколько всего мечетей в городе я так и не понял, но исторических, которые были построены до 1917 года, осталось только 8, причём некоторые из них до сих пор не отреставрированы. В 1910 году по одному из исследований астраханских краеведов в городе было 18 мечетей, остальные в советское время были снесены и не восстановлены.

Впервые в своих поедках столкнулся с тем, что многие мечети Астрахани имеют свой номер, причём если до революции был один номер, то это не означает, что после революции он не поменялся. Самый большой номер, который встречался мне в современных описаниях Астрахани — это 47, но такого количества мечетей явно в городе нет.

Так случилось, что до мечетей я добирался один. В первый день спутники отдыхали после обеда, на следующий день еще спали, а я прогулялся ранним утром и еще на 5 мечетей набрёл.

Когда я отправился на базар в Больших Исадах, то мне встретились две мечети.

Первая особо на мечеть похожа не была. Ведь у мечетей обычно присутствует минарет.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

У этой мечети минарета не было.

Когда была построена мечеть — сведений не нашел, но названа она в честь Махмуда-эфенди Алмали Дагестани (1810 -1877). Другое название мечети у местного населения — «дагестанская», ибо родился устаз-муршид на территории Дагестана, правда сейчас его родные места находятся в Азербайджане. Последние годы Махмуд-эфенди провёл в Астрахани, здесь же он умер и был похоронен.

Прямо на территории базара Большие Исады находится Красная мечеть или Кавказская мечеть, современный № 1. До революции мечеть Вагабия носила № 13. Была построена в 1900 году, в 1935 году была закрыта и затем передана Дому санитарного просвещения. В 1990 году возвращена верующим, в 2013 — 2014 году проведены большие реставрационные работы.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

Со стороны рынка находится вход в мечеть.

Но я сначала увидел минарет в проулке, вошёл туда, но оказалось — дальше хода нет, а у забора мечети разместились автомобили, то ли официальная, то ли стихийная парковка.

Кстати, местный житель утверждал, что в проулке вход и находится. Шутил или откровенно врал — непонятно.

На следующее утро отправился к зданию ТЮЗа — скульптуру Конька-Горбунка сфотографировать. Вроде просто и без затей нужно было пройти по улице Бабушкина, где находилась наша гостиница, и упереться в здание театра. Дошёл, сфотографировал и хотел назад возвращаться, но чёрт дернул глянуть в сторону Набережной имени 1 мая. Показалось, что за каналом имени Варвация виднеется минарет. Дошёл до канала — точно минарет мечети!

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

Жажда новых открытий погнала меня вперёд. Так оказался возле Чёрной мечети.

Изначально мечеть была домом для молитвы Бухарского двора. Астрахань долгое время была торговыми воротами для торговли с Востоком: Бухарой, Индией, Персией.

Деревянное здание в 1816 году было перестроено в каменное. Мечеть стала носить № 10. В 1930 году мечеть закрыли, в ней разместилась сначала школа, но постепенно здание обветшала и разрушилось. В 2005–2008 году была фактически построена новая мечеть на месте бывшей. Вот она и приманила меня своим минаретом.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

Практически рядом нею мечеть № 1, известная под многими именами: Центральная, Соборная, Красная (как и мечеть в Больших Исадах), Казанская (из-за сравнения по своей красоте с мечетями Казани). Официальное название — Ваххабия.

Была построена в 1898 году и имела дореволюционный № 9 Гилянского двора, т. к. находилась на территории Гилянской слободы.

В советское время долгое время была одной из двух мечетей, которые не были закрыты. Но с 1941 по 1950 год всё же её закрывали.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

А вот до следующей мечети пришлось немного поплутать.

Мечеть Бакы получила свое новое название после восстановления её в 2004 — 2008 году из полуразрушенного состояния. Когда была построена в 1909 году, то носила название Криушинская мечеть из-за расположения в районе Криуши.

В 1932 году мечеть была закрыта и до 1952 году служила складом, затем получила повышение — в её стены въехал Дом Культуры артелей кооперации инвалидов Астраханской области. Инвалиды довели мечеть до ручки, т. е. до развалин. Эти развалины передали верующим в 1997 году и присвоили № 38.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

От мечети Бакы возвращаюсь к Чёрной мечети и иду вдоль канала имени Варвация в противоположную сторону той, где только что побывал.

Среди старых домов увидел самую старую каменную мечеть Астрахани — Белую мечеть, построенную в 1810 году на месте более старой деревянной мечети.

До революции носила № 11.

С 1930 года до момента возвращения мечети верующим в 1992 году сменила множество квартирантов. С 2000 по 2008 году была осуществлена огромная реставрация.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

Посмотрел на солнце и мечеть, понял, что пора в гостиницу возвращаться.

Но, оглянувшись назад, увидел еще один минарет.

Прогулки по весенней Астрахани.  Мечети

Ногайская мечеть ныне носит № 2, а до революции была мечетью № 12. Была построена в 1830 году и по описанию является деревянной, но что-то в этом я сомневаюсь, по внешнему виду более походит на каменную.

Еще одним названием мечети является «Зелёная», но дело в том, что есть в Астрахани еще одна мечеть с таким же названием, правда не восстановленная до сих пор. Не будем путаться.

Фактически это единственная мечеть Астрахани, которая вообще не закрывалась при советской власти.

Осмотревшись по сторонам и не обнаружив более ни одного минарета, я отправился в гостиницу завтракать, ведь там меня заждались.

Прогулки по весенней Астрахани.