Турист kasheev
kasheev
был 2 июня 2023 1:49

Плёс — Россия Июль 2020

В последние годы я все больше отмечаю, как провинциальные города с какой-никакой историей стараются стать привлекательнее для туристов. И получается неплохо. Примеров масса, и не только в Московской области.

В свете этого от Плеса, который я посетил минувшим летом, я ждал чего-то, как минимум, калибра Суздаля. И недемократичные расценки на жилье, вынудившие меня забронировать номер в гостевом доме «Итиль» по цене 4300 рублей за одну ночь, косвенно подтверждали, что ждать от города стоит многого. Но в итоге оказалось все совсем не так.

Как обычно, я дополняю свой рассказ видеороликом, где все показано куда более наглядно.

Путешествие по России 2020: #14. Плёс (Ивановская область)

Началось все с того, что гостевой дом «Итиль» хоть и не имел явных косяков, но больше походил на советский дом отдыха. Этому способствовали характерные стулья в столовой и холодильник «Саратов» в номере. Можно подумать, что я придираюсь, но за такие деньги хочется получить что-то уровнем повыше. Повторюсь, когда я бронировал (а дело было в мае, когда никто еще даже не знал, когда закончится самоизоляция), это был один из самых адекватных по цене вариантов.

Выйдя в город, мы сразу же отметили посредственное качество дорог, а также никудышную организацию тротуаров и переходов. Поначалу мы списали это на тот факт, что гостевой дом находится ближе к окраине, но и в центре история оказалась такой же. Только к этому добавилась видавшая виды плитка.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Но мы все-таки не за урбанистикой в Плес приехали. Возможно, туда стоит ехать ради архитектуры? Как бы не так!

Купеческих особняков там действительно сохранилось немало, но вот состояние большинства из них на тройку с минусом. И хорошо, если это просто штукатурка облупилась, но были здания и в куда худшем состоянии.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Не спорю, отреставрированные дома там тоже были, но не так много, как можно подумать, начитавшись хвалебных отзывов про Плес. Да и в архитектурном плане они, будем честными, не слишком интересны.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Единственное, что запомнилось из домов — это так называемая «Плесская коммуна». Похоже, владелец превратил дом в арт-объект в память о своем дедушке, который явно был ревностный коммунист. Получилось, по меньшей мере, прикольно.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Церкви, которые я видел, пребывают в куда лучшем состоянии, чем большинство особняков, но положение это не спасает.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Впрочем, на горе Левитана деревянный храм действительно смотрится эффектно…

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Кстати о природе Плеса. Ее тоже многие хвалят, и я не очень понимаю, за что. Волга есть очень во многих городах, а в Плесе она просто прямая и смотрится весьма уныло без островов, мостов и изгибов. Есть два холма: упомянутая гора Левитана и заросшая ядовитым борщевиком Соборная гора, где когда-то была крепость. Виды оттуда, будем честными, неплохие, но не только же ради них в Плес ехать.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Гора Левитана выглядит достаточно приятно, но вот подъем туда организован довольно странно: часть пути — по деревянной лестнице, а часть — по земле и гравию, так что при каждом шаге переживаешь, как бы не испортить обувь.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Ну и Плес гастрономический. Хваленые углы — пирожки с копченым лещом — действительно вкусные и с пивом идут на ура.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Но вот если захочется перекусить более основательно, то тут наблюдается типичный рынок продавца с прогнозируемо завышенными ценами в немногочисленных заведениях, которые кучкуются в окрестностях Торговой площади и непосредственно на оной. В итоге счет за обед в «Плесском пивном доме» оказался самым дорогим за всю поездку — 2850 на двоих. При этом в самом заведении был аншлаг, и мы просто чудом урвали свободный столик, при этом нас предупредили, чтобы мы управились за 1,5 часа, так как он тоже забронирован.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

Еще были в летнем кафе «Неплакучая ива», где мы и купили себе в номер углов. Там тоже дорого, но есть прикольное блюдо — мороженое с портвейном. Такого я больше нигде не встречал.

Ну и утром в день выезда мы наскоро раскрыли для себя тему Левитана, посетив его дом-музей.

Задрипанный городишко с кучей претензий (фото + видео)

В принципе все миленько и атмосферно, но 200 рублей с человека за такую маленькую экспозицию — это тоже весьма дорого. Для сравнения, в Твери 250 рублей стоил билет в Путевой дворец, где действительно крутая экспозиция.

В общем, Плес — это тот случай, когда качество не соответствует цене. Ехать туда если кому-то и имеет смысл, то только тем, кто всерьез загоняется по биографиям художников, в этом городе творивших.