Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 10:45

Москва — Россия Февраль 2021

А. Ю. Смирнов. «Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя.

Одноименное произведение написал в 1790 году А. Н. Радищев. За это Екатерина Вторая приговорила его к смертной казни, которую «по милосердию и ко всеобщей радости» заменили десятилетней ссылкой.

В книге Радищев рисовал картины современной ему жизни, которую наблюдал перемещаясь из одной столицы в другую и основная ее тема — наблюдения и описание тяжелой жизни крестьян, угнетаемых помещиками. В повести фигурируют Любань, Чудово, Новгород, Вышний Волочек, Тверь и другие существующие до сих пор города и поселки. Правда, жизнь в них с тех пор изменилась и сейчас уже никто не вспоминает, например, распутных женщин из Валдая, которые завлекали путешественников в баню и там всячески их обирали по типу современных «клофелинщиц».

Мне кажется, что это произведение мы проходили в школе, но готовясь к написанию отзыва я попытался хотя бы немного его почитать, но «ниасилил», настолько сложным и «нечитабельным» для нас языком оно написано. Ну и фиг с ним. Я буду рассказывать не об этом, но постараюсь поделиться крупицами собственного опыта тоже полученного в результате наблюдений. Лейтмотивом моего рассказа станет вторая часть названия, ибо эту поездку мы приурочили к 40-летию нашей семейной жизни. Я уже трижды писал о наших «придумках» для интересного отмечания свадебных дат https://www.tourister.ru/responses/id_22538 https://www.tourister.ru/responses/id_26517 https://www.tourister.ru/responses/id_30297 , но вот добрались и до круглой. А значит — очень важной. Поэтому для празднования был выбран не какой-то пригород или окрестности Северной столицы, а самый центр и даже конкретное место столицы Южной.

Сорок лет назад после церемонии бракосочетания мы отправились в свадебное путешествие, которое в то время смогли себе позволить. Организатором его выступила компания «Лентрансагентство» которая предложила «пакет» в который входили: билеты в купе туда/обратно, проживание в гостинице «Мострансагентство», обзорная экскурсия на автобусе по Москве и 2 билета в театр (в названии мы с женой расходимся — то ли им. Гоголя, то ли им. Чехова. Но это не принципиально, поскольку в антракте мы оттуда сбежали). Помню, что было очень снежно и холодно, мы много гуляли, но детали совсем выпали из памяти.

В этом году альтернатив Москве тоже, практически, не было. Мы давно туда собирались, я даже начал оформление поездки в декабре, но ковидные ограничения вынудили от поездки отказаться. Дождавшись ослабления ограничений мы стали планировать поездку. Естественно, сейчас мы смогли позволить себе намного больше, чем тогда, поэтому программу формировали сами.

Главными приоритетами стали музеи и обязательная поездка к родственникам на дачу под Можайском. От этого, как от печки, я и танцевал формируя маршруты. Также естественно, что отель выбирали на Букинге из категории 5 звезд, да с какой-нибудь «фишкой». В итоге остановились на Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. Чуть позже поясню почему. А «фишкой» стала предлагаемая там процедура романтического праздника для отмечания важной даты. Об этом тоже чуть позже.

Итак, перед поездкой погода начала нашептывать, что легкие прогулки для ознакомления с архитектурными и историческими объектами в городе могут не прокатить. Так, в итоге, и вышло — все помнят, что именно на период с 10 по 13 февраля пришелся самый пик циклона Волькер. Так что мои планы по посещению музеев пришлись очень кстати.

Недавняя наша поездка с таким же музейным уклоном в близкий Петергоф https://www.tourister.ru/responses/id_32979 научила, что в нынешних условиях все надо планировать заранее — и погоду и билеты в музеи. Поэтому я заранее купил электронные билеты на конкретные сеансы в Алмазный фонд, Третьяковскую галерею, Музей им. Пушкина и усадьбу Кусково. Сразу скажу, что везде мы проходили свободно и совсем не в то время, на которое билеты были куплены. Причина понятна — туристов мало. Больше того — поездка в Кусково сорвалась, но деньги за неиспользованные билеты (аж 200 рублей) мне вернули на карту! Респект за это и уважуха:)).

Вопросов по способу перемещения из Петербурга в Москву не было — «Сапсан» рулит и предлагает удобное время и хорошую цену, особенно если ты пенсионер, едешь туда/обратно и покупаешь билеты сильно заранее. Туда у нас был тариф «эконом», обратно «эконом +», что обеспечило нам большее пространства для ног и легкий перекус, который нас устроил.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

За окном стояла настоящая среднерусская зима, которую я безуспешно пытался запечатлеть.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Москва встретила бодрящим морозцем и необходимостью добираться до отеля. Оптимальным способом я посчитал метрополитен. Мы купили проездные «Тройка» в режиме кошелька и спустились под землю. И тут — лирическое отступление.

Ода московскому метрополитену.

Так получилось, что здесь и на других сайтах я активно консультирую туристов, приезжающих к нам в Петербург, в том числе из Москвы, в том числе и по вопросам пользования транспортом. И мой вывод однозначен — наше метро туристу не помощник. И вот тут мне придется сделать то, чего я не хотел, но чего дорогие москвичи, наверняка, от меня ждали — заняться сравнением двух столиц. Но только по транспортному вопросу.

Так вот — в этом аспекте мы отстали от Москвы не на годы или десятилетия, а навсегда. У вас линий в метро почти столько, сколько у нас станций. У вас за год открывают 7 новых станций, а у нас за 7 лет — одну. У вас построено уже два транспортных кольца и вот-вот запустят третье, а у нас даже думать об этом боятся. А какая экспансия в строительстве! Я не удивлюсь, если лет через 20 в систему московского метро войдет и Сапсан, который будет возить пассажиров в удаленный северный пригород.

НО!

Если дома я с закрытыми глазами объясню гостю как доехать на метро откуда-то куда-то, то в Москве НЕВОЗМОЖНО планировать нестандартную поездку без пристального изучения схемы и системы пересадок. Правда, навигация на станциях при этом вполне понятная и логичная. Нам понравилось разнообразие ТИПОВ составов, особенно со сплошным проходом. Понравились USB розетки (у нас только в некоторых новых составах наземного транспорта). Короче — светлое будущее для нас. Однако, мне показалось, что за счет развитого подземного транспорта в центре города страдает наземный. Так на очень важной транспортной магистрали под названием Новый Арбат я заметил только 2–3 маршрута автобусов. У нас по Невскому курсирует полтора десятка маршрутов. Другой вопрос — как это сказывается на сохранности дорожного полотна и фасадов зданий? Скорее всего — негативно.

Ну и главная засада — это переходы и пересадки. Войти у вас в метро — совсем не значит сразу сесть на нужный поезд. Вверх-вниз, по лестницам, переходам и эскалаторам — массу времени надо на это закладывать. И сил — если с чемоданом.

Конец отступления.

Наш отель располагался на Краснопресненской набережной.

Формально — центр города, до Дома правительства 10 минут пешочком. Но с транспортом — беда. Мы тратили 15–20 минут в один конец на проход от метро «Выставочная», а от «Улицы 1905 года» даже не пытались. Зато близость Москва-сити дала нам возможность днем и по вечерам любоваться совсем заграничными видами тамошних башен.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Я с огромным уважением отношусь к тем людям, которые это задумали и осуществили. А когда узнал, что в башне «Федерация» продается самый высокий и дорогой пентхаус Европы (за 2481 кв. метр на трех этажах просят 2 600 000 000 рублей) — совсем не удивился.

Так или иначе мы заселились в отель. При заказе номера я сообщил про наш праздник и под это дело попросил номер с видом на реку. Прислушались и номер такой на 12 этаже дали. Он нас устроил вполне, особенно порадовал такой экзотический для нас факт, что в нем было 2 жилых комнаты,

2 ванные комнаты,

2 вместительных шкафа и 2 телевизора.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Гуляй — не хочу! А уж виды из окна — замечательные. Кроме одного здания которое мы, единодушно, признали самым дурацким архитектурным проектом в городе.

Правда, не оказалось в номере блокнотика, в баре присутствовал чайник, пакетики с чаем и какао (?) а вот привычным кофе даже не пахло. На просьбу как-то это исправить тоже откликнулись и принесли… растворимый в пакетиках, как на кассе в «Пятерочке». ИМХО, для пяти звезд отсутствие кофемашины или, хотя бы, кофеварки — нонсенс.

Территория отеля огромна и включает в себя шикарный холл, магазины, рестораны и даже парочку картинных галерей. Мы туда вечером ходили как на экскурсию.

Надо было где-то перекусить. Поскольку отель находится на территории Мирового торгового центра, то там устроено несколько мест для питания сотрудников, в том числе вполне приличная столовая где мы успели пообедать, поскольку в 15.30 она уже закрывалась.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Очень порадовали стенды на стенах по пути в столовую — чтобы все видели, что жизнь там кипит!

Еще одним притягательным моментом для выбора отеля был заявленный на Букинге СПА центр с бассейном. Я даже плавки для него захватил. Но хорошо, что не пошел — он оказался платным даже для постояльцев — 2100 рублей за вход.

Завтраки проходили в помещении ресторана и были вполне приличными, кроме двух моментов. Однажды пришлось хлебнуть прокисшего сока (ужас!) и кофе-машина на всех была одна — официанты стояли в очередь чтобы сделать кофе. И это при минимальной заполненности. Короче, не любят там бодрящий напиток.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Ну, все — мы готовы к реализации культурной программы. Как же я ее планировал? На самом деле, кроме свадебного путешествия я бывал в столице раз двадцать. Впервые мы с братом попали туда классе в шестом как отличники учебы и активисты-пионеры. Мы жили тогда в школьном спортзале в поселке Щелково и каждый день ездили в Москву на электричке. Тогда мы сходили в Третьяковскую галерею, в Панораму, на ВДНХ и даже попали в Мавзолей! Отдельным пунктом программы было посещение Звездного городка (не удалось из-за карантина) и недоступного тогда для широкой публики Музея авиации в Монино — там понравилось очень. Позже часто ездил туда по работе на день-два и однажды, стажируясь в Альфа-банке, прожил там почти три недели. Много гулял по городу, но без особой культурной программы. В последний приезд в ноябре прошлого года, освободившись от дел, попросил отвезти меня в парк Зарядье и прекрасно там погулял, оставив зарубку на нынешний визит. Поэтому первым пунктом наших прогулок стал именно парк Зарядье.

От отеля я решил идти туда пешком. При другой погоде это было бы вполне реальным, а тут разыгралась такая метель, что пришлось садиться в автобус, который довез нас до Охотного ряда. По пути отметили, что народу на улице НЕТ ВООБЩЕ, а Новогодние украшения еще не убраны! Весело!

Прошли по Красной площади,

сделали обязательные фото на фоне красиво украшенных деревьев

и обнаружили аналог рю Орфевр в рождественском Страсбурге Никольскую улицу.

К сожалению, сугробы скрыли значительную часть интересного в самом парке Зарядье, но вечерняя подсветка и оформление, все равно, очень впечатлили.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Говорят, что наш Тучков буян будет не хуже.

Однако, вернулись домой, поскольку завтра рано поутру надо было ехать в Алмазный фонд. Единственные билеты, которые я успел захватить за две недели до даты, были на сеанс 11:20, но нас призывали приехать минимум за час, чтобы их выкупить. И когда я это делал кассир вдруг спросила, а не хотим ли мы пойти туда пораньше на час? Конечно! Таким образом, пройдя придирчивую проверку с обыском, мы попали в Оружейную палату.

Экскурсия для группы из 6 человек длилась 45 минут, проходила под бдительным оком охранника и была очень интересной. Я с детства мечтал там побывать, увидеть Корону Российской Империи и другие царские регалии. Сбылось! По понятным причинам фото не будет.

У нас было еще три часа до следующего похода — в Музей им. Пушкина. Поэтому я легко приобрел бесплатные для пенсионеров входные билеты на территорию Кремля и мы снова, после очередного досмотра, туда вошли.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Очень понравилось отсутствие публики, что позволило спокойно ходить там, где можно и фотографировать то, что нужно.

Просто какая-то немыслимая атмосфера и аура у этого места — чистая и наглядная История. А уж когда куранты на Спасской башне начали отбивать полдень — прямо мурашки. Я даже крикнул «С Новым Годом!». Навеяло.

Там как раз проходила выставка шедевров Фаберже, которая оттенялась вот такой инсталляцией.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Ну и с удовлетворением отметил, что не все московские чиновники разъезжают на иномарках.

Неспеша и по очень заморочной траектории пошли к музею.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Там тоже легко вошли на час раньше запланированного времени и погрузились в мир шедевров. Однако, какие-то непонятки остались. Вот наши художественные музеи — это, в основном, собрания подлинников. А здесь? Ладно картины, статуэтки и другие маломасштабные произведения.

Но гипсовые копии огромных скульптур, ворот, балконов, саркофагов и т. п. — разве что для общего представления. Хотя необычное оформление некоторых залов понравилось.

За полтора часа увидели все, что хотели. Непонятно только, когда Народный артист Украины и России Коля Басков успел там обосноваться. Похож?

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Местные креативщики беззастенчиво используют образ А. С. Пушкина для освещения злободневных событий.

Пообедав в Охотном ряду вернулись домой на заслуженный отдых. Но перед этим жена предложила поужинать в Афимоле в грузинском бистро «Швили» — очень ее заинтересовал тамошний торт «Наполеон». Вот он какой, вкусный.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Следующий день был праздничным и начался он с поездки в Третьяковскую галерею.

Вот где праздник! Огромное количество знаковых и с детства знакомых картин просто радовало глаза.

Причем, знакомые не только по учебникам, но и по современным фильмам. Помните «О чем еще говорят мужчины»?

Отдельно хочу отметить обнаруженные мной «пары» картин, на которых были изображены Москва (сверху) и Петербург (увы, снизу:)).

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Больше двух часов мы наслаждались внутри, но и выйдя на улицу с радостью обнаружили вот такое, как мне показалось, продолжение любимой картины «Московский дворик» Поленова — Никольскую церковь.

Но знающие люди поправили — на картине изображен Храм Спаса Преображения на Песках, что на Арбате.

Вторым пунктом нашей программы на этот день была поездка в Измайловский кремль.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Почему? Зачем — предвижу я вопросы местных ценителей старины? А вот хотелось мне окунуться в атмосферу Древней Руси. Да, китч. Да, коммерция. Да, лубок. Но у нас такого и близко нет.

Опять таки, к счастью, отсутствие толп народа, в том числе и зарубежного, позволило спокойно погулять, все рассмотреть и удивиться достойной реализации отличной идеи. А то, подумаешь — Диснейленды всякие…

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Порадовались тамошнему креативу с «веселыми хвостиками».

Перекусив в кафе вкусными супчиками мы отправились домой, поскольку на вечер была запланирована реализация Главной фишки — романтического ужина на двоих. Он проходил на 20-м этаже Клубного корпуса отеля,

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

в специальном зале и включал в себя атмосфЭру и ужин из 5 блюд с вином.

Специальный официант приносил блюда, подливал Просекко и быстро исчезал, позволяя нам в семейном узком кругу спокойно отметить праздник.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

А за окном уже начинался снегопад, выстраивались вечные московские пробки и прекрасная подсветка зданий делала виды особенно праздничными.

За полтора часа все было с удовольствием съедено и выпито, а в номере нас еще ожидал презент от отеля, чутко отреагировавшего на упомянутое мной при бронировании событие. Молодцы!

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

На следующий день мы собирались ехать в Кусково, но планы наших родственников немного изменились и мы уже в 13 часов рванули с ними на дачу под Можайск. Дорога туда пролегала через еще одно московское диво — магазин «Глобус».

Масштабно, по-Московскому, конца-края изобилию не видно.

Эта поездка была давно запланированной и ожидаемой, поэтому планов наших она, практически, не нарушила. А вот коварный циклон чуть не нарушил. Снег валил не переставая и

»Проснувшись рано, в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых на дворе и мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом»

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

Все было не просто «бело», Сугробы доходили до середины окон и перемещаться по двору было невозможно.

Пришлось вооружиться лопатой и представить себя каким-нибудь альпийским жителем, откапывающимся после схода лавины.

«Путешествие из Петербурга в Москву» или 40 лет спустя

А вечером мы должны были уехать, поскольку пора домой. А дороги замело… На некоторое время стало тревожно. Радовало то, что в доме было с избытком запасов еды и дров, да и компания приятнейшая. Но уж очень домой хотелось. И тут, как в фильмах про «отрезанных от внешнего мира», мы увидели, что по дороге проехал трактор-снегоуборщик. Фффууу… Вызвали такси, доехали до вокзала и на быстрой Ласточке вернулись в Москву. Приключение состоялось!

На следующий день мы уже уезжали. Снова получилось так, что на осмотр самой Москвы у нас было всего 2.5 дня. Это очень мало. Так что написать какой-то полноценный рассказ об увиденных московских красотах не удалось. Но при такой погоде вряд ли наши прогулки были бы комфортными. Так что придется снова приезжать — летом.

А теперь о том, почему я поддержал жену в выборе именно этого отеля. Как я уже говорил, сорок лет назад мы жили в гостинице Мострансагентства. А находится она на ул. 1905 года, д. 10,т. е. совсем рядом с нашим нынешним отелем. И именно 11 февраля я, специально не предупредив, привез жену туда, показал до сих пор существующую гостиницу и спросил: «А помнишь, как это было тогда, сорок лет назад?»

Круг замкнулся.

Спасибо за внимание. Авторы.