Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:41
Филиппины покорены! Куда дальше?

Владимир — Россия Февраль 2021

Исторический музей во Владимире. Внешний облик Андрея Боголюбского: неразгаданная тайна

Есть во Владимире Исторический музей, в самом центре города, возле Дмитриевского собора, в который я советую зайти, если, конечно, вы заехали во Владимир с познавательными целями.

Владимир. Начало начал

Не скажу, что все экспозиции этого музея чересчур интересны, во всяком случае, то, что представлено на втором этаже, как мне кажется, заслуживает лишь беглого осмотра.

Владимир. Начало начал

Безусловно, эпоха Ивана Грозного, смутное время, реформы Петра I и Александра II, годы правления Николая II и Первая мировая война важнейшие этапы российской исторической науки, да вот только к Владимирской земле они имеют несколько косвенное отношение. Всё значимое и определяющее тех исторических эпох происходило за её пределами.

Но вот первый этаж, это совсем другое дело. Представленные там экспонаты имеют отношение к 12–13 векам, когда происходило становление и развитие Владимиро-Суздальского княжества столь печально прерванное монгольским нашествием.

Владимир. Начало начал

Если речь идёт о Владимиро-Суздальском княжестве, то надо понимать, что обязательно в поле зрения возникнут три исторических персонажа: князь Юрий Долгорукий и два его великих сына, рождённых от разных женщин — князь Андрей Боголюбский и князь Всеволод Большое Гнездо.

Особенно мне полюбился образ Андрея Боголюбского, которого я воспеваю уж который раз. Как-то до поездки во Владимир этот исторический деятель был вне моего внимания, может и слышал когда, но не более того. А тут я так проникся уважением к его личности, что перелопатил целую кучу материалов, художественных и околонаучных.

Ну, вот хотя бы взять его внешний облик. В Историческом музее Владимира представлен бюст князя Андрея, в котором легко угадываются азиатские черты.

Владимир. Начало начал

Если бы речь шла о хане Батые или об ином его собрате из монгольского племени, то наличие в портрете раскосых глаз и широких скул было бы логичным. Но откуда монгольские черты у русского князя, причём задолго до монгольского нашествия, это реально антропологическая интрига.

Начинаем разбираться. Хорошо известно, что Юрия, прозванного историками 19-го века Долгоруким, сына Владимира Мономаха, по повелению отца женили в юном возрасте. Настолько юном, что мальчики такого возраста, думают о чём угодно, только не о прелестях противоположенного пола. Но такие были времена, тем более, что данное решение Владимира Мономаха было важно с политической точки зрения.

В жёны князю Юрию была выбрана дочь половецкого князя Аепы, с целью заключения с половцами мира. От этого брака у Юрия Долгорукого было несколько детей, одним из которых, вроде как старшим, был мальчик, получивший при крещении имя Андрей. Ну, что тогда понятно. Азиатский генотип при скрещивании, как правило, доминирует, вот и взял Андрей Боголюбский черты своей матери.

Но как же всё-таки узнали как выглядел князь Андрей, прижизненных портретов его, насколько я знаю, не было. А вот это интересно.

Долгое время в исторической науке было представление о том, что половцы относились к монголоидной расе. А тут ещё исследования советского историка и антрополога Герасимова, который в 1940-м году по черепу Андрея Боголюбского реконструировал его облик. Останки то князя сохранились, они и сейчас находятся в некрополе Успенского собора Владимира.

Так вот учёный Герасимов и произвёл на суд публики тот бюст Андрея Боголюбского, что выставлен в зале Исторического музея и растиражирован по всем историческим и не только источникам. Я вот на днях прочитал произведение Натальи Павлищевой «Юрий Долгорукий. Мистический князь», так вот там сын его Андрей представлен именно монгольской внешностью, о чём многократно упоминается.

Да как не верить антропологу Герасимову, вроде был заслуживающий уважения ученый ещё при жизни называемый «гений научной реставрации». Но оказалось, что его знаменитая методика восстановления облика на основе скелетных останков, не такая уж и продвинутая, и что созданный им образ Андрея Боголюбского во многом плод его субъективного воображения.

Историческая наука развивалась и стали появляться сведения, что половцы, скорее всего, имели европеоидные черты. Что были они белокурыми или рыжими, что-то как-то не вяжется с классическим монгольским обликом.

А тут ещё взялись за дело эксперты Российского центра судебно-медицинской экспертизы и провели повторное обследование останков князя Андрея, но уже более современными методами. Их вывод таков: Андрей Боголюбский может быть отнесен к числу типичных представителей среднеевропейского варианта европеоидной расы, а присутствие монголоидных черт его лица исключено полностью.

Кто в итоге прав: антрополог Герасимов или современные эксперты я не знаю. Пусть это будет ещё одной исторической тайной.

Владимир. Начало начал

Успенский собор во Владимире. Отчего все главные храмы России — Успенские?

Думаю, будет абсолютно неправильным, если перед посещением Успенского собора во Владимире вы ничего не узнаете о нём. Я бы таким посетителям вообще вход запретил, не подпуская к собору даже близко. Однако, мнение моё в этом случае никого не интересует, поэтому пустят любого, который придёт в рабочие часы в потребном виде, купив предварительно входной билет, ибо это музей.

Владимир. Начало начал

По Успенскому собору во Владимире надо ходить, будучи хоть немного просвещённым или в сопровождении просвещённого человека, чтобы он и вас просвещал. Вот у нас как раз был последний вариант, мы прикоснулись к истории и тайнам этого выдающегося храма, с помощью хорошего гида Марины Евсюковой, много чего узнали, отчего, правда, вопросов стало ещё больше.

Например, у меня, совершенно нерелигиозного человека родом из советского прошлого возникает такой вопрос: почему в России так много Успенских соборов и что означает их такое название? И как оказалось, рядом именно с этим храмом, такой вопрос был крайне уместен.

Владимир. Начало начал

Есть в православии такой праздник Успение Богородицы, которым, собственно говоря, отмечается день её кончины. Казалось бы, это повод погрустить, а тут праздник. Но так рассуждать могут только такие материалистически настроенные люди как я, а для людей духовных это действительно светлый праздник.

Все годы после распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа Богородица жила в Иерусалиме, проповедуя наравне с апостолами. Но пришло время и её кончины, о чём Богородицу за три дня предупредил Архангел Гавриил, точно так же, как в своё время он сообщил Пресвятой Деве, что ей суждено стать матерью Спасителя мира. Надо сказать, что данная весть весьма обрадовала Богородицу, ведь ей предстояла встреча с тем, кого она любила больше, чем жизнь.

Владимир. Начало начал

Свидетелями кончины были все апостолы, кроме Фомы, которые вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали, и сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу своей Матери и возвести её в рай.

Так почему это праздник для православных верующих? А как же по-другому, ведь он отражает смысл христианского отношения к смерти. Смерть, как трактует Евангелие, не конец существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В этом и есть суть праздника Успение Богородицы, с этим разобрались и идём дальше.

Теперь такой вопрос, почему на Руси большинство соборов и храмов освящено именно в честь Успения? Возможно, причин много, но главная, как мне кажется эта вера православного человека, что именно усопший сможет оказать особенную помощь, сверхъестественную, на которую живой человек не способен, каким бы всемогущим он не был. Именно поэтому в молитвах верующие обращаются к святым, или даже своим умершим родственникам, если, они, конечно, этого достойны, а уж к почившей Матери Божьей подобная молитва будет особенно желанной, ибо её помощь окажется самой сильной.

Владимир. Начало начал

С этим моментом вроде бы стало немного понятнее, но вопросы теологии не находятся в сфере моих интересов. Я это всё кручу для того, чтобы показать уникальность Успенского собора во Владимире в становлении православной веры Российского государства, а если смотреть шире, то и в становлении самого Российского государства с центром во Владимире, а позже в Москве.

Наши предки, мы сами, и, возможно, наши потомки жили, живут и будут жить именно так, а не иначе. Отчасти, это произошло потому, что в 12-м веке Андрей Боголюбский заложил во Владимире Успенский собор.

Владимир. Начало начал

Князь Андрей, задумав перенести столицу Руси из Киева во Владимир, заложил будущий кафедральный собор нового русского государства, по аналогии с Софийским собором — главным храмом Киевской Руси, а последний в свою очередь, возводился по аналогии с главным византийским храмом — Софией Константинопольской.

В прошлом своём материале я проводил подобную взаимосвязь между Золотыми Воротами этих городов, оказывается, ещё большая взаимосвязь существует между их главными храмами.

Но и это ещё не всё. Успенский собор Московского Кремля возводился уже по образу и подобию своего тёзки во Владимире. Князь Иван III, как известно, специально отправлял архитектора Фьораванти в командировку во Владимир, чтобы тот увидел оригинал.

Если подвести некий итог, то получается так. Стоящий на высоком берегу Клязьмы, Владимирский Успенский собор, несколько веков был главным храмом на Руси, именно с него пошла традиция посвящения главных храмов городов Успению Богородицы.

Этот храм следует принять за начало начал распространения православия в московской Руси, а если учесть, что православие является важным идентификатором русского этноса, то Успенский собор во Владимире знаковое место в формировании и единении русского народа.

Владимир. Начало начал

Вот так, ничего себе сходили посмотреть храм.

Но и это ещё не всё. А вы знаете, почему при Андрее Боголюбском Успенский собор был одноглавым, а уже при младшем брате его Всеволоде Большое Гнездо пятиглавым? А какие известные исторические личности, кроме вышеупомянутого Андрея Боголюбского покоятся в некрополе храма? А правда ли, что где-то в межстеновых проёмах спрятаны ещё со времён монгольского нашествия несметные сокровища? Один вопрос занимательней другого.

Теперь вы понимает, моё желание запретить несведущим людям посещение Успенского храма, пока они не получат ответы на все эти вопросы. Иначе, скажут они: «ну храм и храм, мало ли таких на Руси». Нет, этот храм особый, это начало начал.

Владимирский Успенский собор уникален и с искусствоведческой точки зрения, ибо там можно увидеть образцы храмовой росписи, начиная с 12-го века, в том числе уникальные фрески Андрея Рублёва. А вот про следует упомянуть.

Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Роспись Успенского собора

Недалеко от Успенского собора, на Соборной площади, установлен бронзовый памятник Андрею Рублёву, самому известному русскому иконописцу.

Владимир. Начало начал

И это, как вы понимаете не случайно. В Успенском соборе есть роспись исполненная Андреем Рублёвым и его сотоварищем Даниилом Чёрным, которым мастер открывает свой второй период творчества, когда и были созданы его самые лучшие работы.

Тут сразу скажу, что комментировать увиденные нами сюжеты Рублёва не буду, может только чуть-чуть, и на это есть две веские причины. Основная та, что в храмовом искусстве я практически никаких познаний не имею, да и особого интереса, честно скажу, тоже. Про Андрея Рублёва слышал, конечно, кто же про него не слышал, но в основном через знаменитый фильм Тарковского, в котором домысла и видения автора больше, чем правды.

Вторая причина, что не имею иллюстративного материала, ведь фотографировать внутри Успенского собора строго настрого запрещено, что, учитывая уникальность представленного там, вполне оправдано. Одно фото, сделанное тайком на телефон, однако, имею, но оно больше для доказательства, что там был и знаменитые фрески видел своими глазами.

Владимир. Начало начал

Моя же задача на сегодня завершить тему, обозначенную в заголовке данного материала, показать особую роль Владимирской земли в зарождении Российского государства. Эту особую роль, кстати, понимали московские князья, уже начиная с Дмитрия Донского, ибо уже с его княжения началась систематическая реставрация храмов домонгольской Руси.

Реставрировать Успенский Собор во Владимире приказал князь Василий I, сын Дмитрия Донского. Он то и послал в мае 1408 года Андрея Рублева и Даниила Чёрного восстанавливать Успенский собор, который нуждался в обновлении после страшного пожара, устроенного монголами в 1237 году и последующего разграбления.

Владимир. Начало начал

Московские князья рассматривали себя как прямых преемников знаменитых владимирских князей, этим и объясняется их особый интерес к Успенскому собору, поскольку именно в этом соборе владимирские «самодержцы» венчались на великое княжение и там же были захоронены.

Что касается росписи Успенского собора сделанной Андреем Рублёвым и его артелью то до наших дней она дошла лишь частично. Большая часть фресок безвозвратно погибла в результате безграмотной последующей реставрации и побелки. Сейчас внутри храма можно увидеть лишь фрагменты огромной композиции «Страшного суда», великого замысла великого иконописца.

Однако, и по этим фрагментам специалисты смогли расшифровать смысл послания Андрея Рублёва, его толкование Судного дня, а также его стремление вернуть русским людям веру в Бога, во многом утерянную за годы монгольского господства.

Вот такие три сюжета из Владимира у меня получились в этом материале, так мне захотелось представить три достопримечательности этого города. Но с Владимиром ещё не прощаюсь, уж много чего накопилось, хочется поделиться.