Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:30
Филиппины покорены! Куда дальше?

Владимир, Боголюбово — Россия Февраль 2021

Крушение планов или нет худа без добра

Первые две недели февраля мы с женой должны были провести на острове Тодду. На этом мальдивском острове нет фешенебельных резортов, но есть несколько десятков гостевых домов, два великолепных пляжа с белоснежным песком, плавающие в бирюзовой морской воде черепахи и бесконечное количество фруктов и овощей, кои именно на этом острове и выращиваются.

Такой ленивый формат отдыха не совсем мой, но, с другой стороны, почему бы и нет, расслабиться по полной программе, говорят, очень полезно для здоровья. Я уже представлял себя этаким похудевшим, поджарым и загоревшим, «измученным» манговыми фрешами, папайевыми салатами, а также котлетками из только что выловленного тунца. Согласитесь, неплохая перспектива провести таким образом половину зимнего месяца, да ещё и за вполне вменяемые деньги.

Итак, перелёт арабскими авиалиниями был оплачен, номер в гостевом доме с правом бесплатной отмены забронирован, летние вещи, чистые и отглаженные, приготовлены и только ждали своего часа, чтобы оказаться в недрах нашего большого чемодана.

Однако, за неделю до отбытия пришла «благая весть», что арабы отменяют на неопределённый срок сегмент перелёта Домодедово — Абу-Даби, туда и обратно. Причина не указывалась, но угадывалась легко: ограничения в условиях треклятой пандемии.

Спасибо арабам, что вернули деньги быстро и в полном объёме и по результатам срыва поездки мы ничего не потеряли. Может оно и к лучшему, что так получилось. В условиях неопределенности путешествовать далеко слишком рискованно. А если бы застряли там, на острове Тодду? Стать мальдивскими резидентами в наши планы не входило, на Мальдивах, без сомнения, хорошо, но дома, однозначно, лучше.

Однако, что делать с запланированным отдыхом, тем более, что на руках уже были билеты в Москву в один конец? На семейном совете решили, летим, новая цель: совершить марш-бросок по Золотому Кольцу.

Во Владимиро-Суздальскую Русь на скоростном электропоезде

Электропоезд «Стриж» Москва (Курский вокзал) — Нижний Новгород (через Владимир) двигался с весьма приличной скоростью. Наверное, это лучший вариант начать, таким образом, самостоятельное путешествие по Золотому Кольцу. Расстояние в 180 км от Москвы до Владимира, в который мы и направлялись, электропоезд преодолевает за 1 час 40 минут, обеспечивая своих пассажиров очень даже достойным комфортом. А что, сиди себе в мягком кресле и рассматривай пролетающие за окном зимние пейзажи, всего и делов-то.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Да и стоимость поездки не сильно бьёт по карману. Насколько я знаю, тариф в зависимости от дня недели и времени отправления может меняться, нам же билет в одну сторону на персону обошёлся рублей в 800.

Таким образом, Владимир оказался первым в нашем списке городов Кольца, главным образом потому, что в этот город достаточно легко добраться. Но мы в этом плане были не оригинальны, так поступают многие. Стартовать из Владимира по Золотому Кольцу удобно с логистической точки зрения и, во многом оправдано логикой разворачивавшихся в прошлом исторических событий.

Напомню, что сам термин Золотое Кольцо России появился в 1967 году с лёгкой руки искусствоведа и журналиста Юрия Бычкова, который по заданию газеты «Советская культура» отправился на своём автомобиле по городам Владимирской области, чтобы потом опубликовать в газете серию репортажей.

Собственно говоря, именно этим мы все с вами и занимаемся, путешествуем и рассказываем об этом, каждый в меру своих способностей. У журналиста Юрия Бычкова, очевидно, получилось очень талантливо, во всяком случае, говорят, что серия его путевых заметок под названием «Золотое кольцо», в своё время была очень популярна.

Так вот, Юрий Бычков, прокатившись по Владимирской области, решил домой в Москву тем же путём не возвращаться, а продумал другой маршрут, кольцевой, включивший в себя 8 городов: Владимир — Суздаль — Иваново — Кострома — Ярославль — Ростов Великий — Переславль-Залесский — Сергиев Посад.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

На карте видно, что этот маршрут не такое уж и кольцо, а некая фигура неопределённой формы, но если ему следовать, то выехав из Москвы, рано или поздно, туда же, в Москву, и вернёшься.

Советским чиновникам такой туристический маршрут чрезвычайно понравился, они ухватились за него и стали достаточно активно раскручивать, обеспечивая, таким образом, приток иностранной валюты в страну.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Все города, включённые в бренд «Золотое кольцо» по своему архитектурно-историческому наследию, безусловно, достойны были такой чести, за исключением, разве что Иваново.

Этот город, как мне кажется, попал в список больше по идеологическим причинам. В Иваново есть несколько достойных внимания домов в конструктивистском стиле, но обилия древних церквей и монастырей там точно не наблюдается. Иваново промышленной город, центр лёгкой промышленности, а ещё он известен по революционным событиям начала 20-го века, именно тем, что там впервые появился Совет рабочих, что для советской России было принципиально важно. Также Иваново расположен по пути, между Суздалем и Костромой, возможно, и по этой причине был включён в список Кольца.

Что касается нашего маршрута и способа его преодоления, то было запланировано так. Прибыть на электропоезде во Владимир, провести там два дня и три ночи, далее на такси отправиться в Суздаль, уделив этому городу-музею также два дня. Из Суздаля на такси, как вариант, на автобусе перебраться прямиком в Кострому, минуя Иваново, по причине, что была озвучена мною выше. Пробыв в Костроме полные два дня, также на такси добраться в Ярославль, провести в котором не менее двух дней и уже из него на поезде вернуться в Москву.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Итак, четыре города из восьми, ровно половина Кольца. Почему такой усечённый вариант? Во-первых, в Ростове Великом мы к счастью бывали и не так давно. Но самое главное, что решили поглощать Древнюю Русь постепенно, частями. Не хотелось устраивать гонки на скорость или растягивать сроки поездки. В любом случае, вернуться в те места в планах имеется. Что не удалось охватить сейчас, увидим позднее.

Поездка обещала быть комфортной. Отели выбирали весьма достойные, с рейтингом на Booking близком к 10, и обязательно в историческом центре города. Когда я путешествую один, обычно останавливаюсь в местах попроще, а в этом случае решили не экономить. Однако, стоимость проживания в реально классных отелях была весьма доступной, причиной чего, как я понимаю, был несезон.

Это наш отель во Владимире - Владимирский дворик называется
Это наш отель во Владимире - "Владимирский дворик" называется
Суздаль, гостевой дом Усадьба благодатная,  шикарное пристанище
Суздаль, гостевой дом "Усадьба благодатная", шикарное пристанище

В каждом городе было запланировано индивидуальное экскурсионное сопровождение, предварительно с гидами договорился, контакты которых нашёл здесь на Туристере или по рекомендации их коллег.

План получился великолепным, нам он очень нравился. Но что получилось в итоге? А по факту мы увидели лишь четвертинку Кольца, только Владимир и Суздаль, в этих двух городах мы провели полных пять дней.

Всё было великолепно, и даже лучше чем ожидалось, но нас испугали морозы. Знаете, когда начинаешь постоянно получать сообщения об арктическом вторжении, о небывалых морозах, что пришли на территорию Центральной России, и которые в ближайшие дни обещали быть только крепче, то спасует любой.

На те дни, что мы должны были провести в Костроме и Ярославле, синоптики обещали до минус 30, при этом, в нашем родном городе на те же дни прогнозировали плюс 20. Как вам такая альтернатива, 50 градусов разница?

Так что визит в прочие города Кольца, а если конкретно, в Кострому, Ярославль и их окрестности, пришлось отменить и ретироваться домой раньше срока. Увы! Настоящая русская зима это прекрасно, а для нас вообще реальная экзотика, но, как говориться, «хорошего понемножку, а сладкого не до сыта». Вернёмся в эти места, обещаю, но в более тёплое время года.

Боголюбово

За наше экскурсионное обслуживание во Владимире и Суздале взялась профессиональный гид Марина Евсюкова за что мы ей бесконечно благодарны. Приятная во всех отношениях женщина и настоящий профессионал своего дела Марина вложила в наши головы такое количество сведений по истории Владимиро-Суздальского княжества 12–14 веков, которое, думаю, сравнимо с объёмом знаний получаемых студентами исторического факультета за целый семестр.

А то, что повествование Марины проходило на фоне и внутри реальных исторических объектов той эпохи, таких как храм Покрова на Нерли или Успенский собор, а также в залах исторического музея Владимира, превращало наши уроки истории в динамичные и интерактивные и оттого невероятно ценные.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Кстати, Марина Евсюкова присутствует на Туристере в разделе гидов и если вам когда-нибудь понадобиться экскурсионное сопровождение в том регионе, обращайтесь к ней, не задумываясь, я это от чистого сердца рекомендую.

Знакомство с Владимиром, как это не покажется странным, лучше начать за его нынешними административными границами, а именно в посёлке Боголюбово, что находится в Суздальском районе Владимирской области.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Впрочем, от центра Владимира это совсем недалеко, не более 10 км. Это мой совет номер 1.

Совет номер 2 заключается в том, что перед поездкой во Владимир надо бы освежить свои познания в отношении такого исторического персонажа как Андрей Боголюбский.

Это бюст Андрея Боголюбского из Исторического музея во Владимире. В следующем материале хочу обсудить, как узнали, что князь Андрей выглядел именно так и почему он похож на монгола

Без него там никуда, ибо все значимые объекты, что вы там увидите, будут, тем или иным образом, связаны с его именем.

Внук Владимира Мономаха и старший сын Юрия Долгорукого княжил всего 18 лет, но за такой недолгий срок он превратил Владимиро-Суздальское княжество в реальный политический центр древнерусского государства, вокруг которого восточнославянские племена в итоге сплотились в единую нацию. Именно это я имел в виду, утверждая, что начинать путешествие по следам Древней Руси логично именно во Владимире, ибо именно на тех землях разворачивались исторические события предопределившие создание Российского государства. А князь Андрей Боголюбский стоит в ряду главных пассионариев тех великих процессов, ведь его называют и первым великороссом и первым самодержцем.

Возбуждённый величием его личности я с ужасом узнал, что в нашей стране князю Андрею Боголюбскому не установлено ни одного памятного монумента и вообще его имя, почему то совсем не на слуху.

Владимир «Красное Солнышко», Екатерина Вторая, Петр Первый, Александр Второй, Николай Первый, Николай Второй и многие другие исторические деятели досоветской России отмечены в настоящее время монументами и не одним. А князь Андрей Боголюбский личность не меньшего масштаба, отметился великими делами и погиб, к тому же мученической смертью, за что и был причислен к лику святых, но он такой чести не удостоен.

Ведь именно Андрей Боголюбский инициировал строительство многих белокаменных храмов, уникальных в своём роде. Они стоят до сих пор, и ими восхищаются и гордятся, принимая за бесценное историческое наследие.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Разве это не повод воздвигнуть хоть какой-нибудь монумент?

Или взять Москву, столицу нашей родины. Да, за основателя Москвы принимают отца князя Андрея князя Юрия Долгорукого. Но обустраивать Москву начал Андрей Боголюбский и то, что село, отобранное Долгоруким у боярина по фамилии Кучка, стало городом Москвой, центром русского мира, во многом его заслуга.

Кстати, я тут долго копался в одном вопросе, почему один из древнейших районов Москвы называют Китай-город. Гипотез много, точно никто ничего не знает. Но одна из версий такова: Андрей это крестильное имя, а изначальным именем князя был Китай и вот в честь него исторический район Москвы так и назвали. Хотя в других источниках читал, что всё это неправда и никогда князя именем Китай не называли, это придумали в 18-м веке какие-то сочинители.

Что касается прозвища Боголюбский, возможно, оно дано князю от названия селения, которое тот выбрал для места строительства своего замка. Но другие авторы утверждают, что прозвище это князь Андрей получил за то, что почитал Бога, много сделал ради православной веры или за то, что был любим Богом, который помогал ему во многих свершениях. И уже потом его поместье, в котором он провёл последние годы своей жизни и где был зверски убит, стало зваться Боголюбово. Но в любом случае в Боголюбово ехать надо обязательно и лучше знакомство с Владимиром начинать именно там.

За что убили князя Андрея Боголюбского?

Есть в Боголюбово Свято-Боголюбский женский монастырь, который по праву считают уникальным памятником архитектуры 12-го века.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Но конкретно об этом монастыре, в том числе о его истории я не буду вести речь, по той причине, что он совершенно меня не вдохновил. Я не почувствовал внутри его храма особой энергетики, что несомненно присутствовала в соседнем храме Покрова на Нерли, или в Успенском соборе, или в храмах Суздаля.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Почему так, сказать не могу. Может оттого, что в советские времена в храме функционировал консервный завод, а нынешнее его убранство никоим образом не соотноситься с древнерусскими храмовыми традициями.

Если в Успенском соборе можно увидеть фрески Андрея Рублёва, то здесь современные иконописцы украсили его ликами царя Николая Второго и его семьи в память об их пребывании в этих местах в своё время.

Внутри храма фотографировать было запрещено, предъявить внутреннее убранство не имею возможности

Но есть на территории монастыря фрагменты замка князя Андрея Боголюбского ещё тех времён, и которые специалисты принимают за самое древнее уцелевшее здание гражданской архитектуры на территории нашей страны.

Обратите внимание на колокольню и арочный переход выполненные из камня

За то, что элементы замка сейчас доступны для просмотра, надо сказать спасибо советскому архитектору по фамилии Воронин.

Считалось, что замок уничтожен, а вот Воронин в 1954 году смог вычленить среди монастырских построек те самые оригинальные элементы, а именно лестничную башню и арочный переход, который соединял башню с хорами собора.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

В башне князь Андрей Боголюбский жил, а при необходимости по переходу сразу из дома, не выходя на улицу, попадал на балкон внутри храма на уровне второго этажа.

Так вот сохранилась только башня, ныне колокольня, и арочный переход. Собор сохранился также, но это строение более поздних эпох, 17-го века. Оригинальное здание собора было разрушено в результате неудачных перестроек. Всё это очень наглядно видно.

То, что было построено в 12-м веке, выполнено из грубо обработанного, но правильной формы камня, а более поздние строения представлены в виде белёного кирпича.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Новый собор отличается не только вариантом отделки, но и внешним видом. Я видел реконструкции того, изначального храма, что сделали историки-археологи, по остаткам строения, обнаруженным ниже современного уровня. Там много оборонительных элементов, в том числе имелись стены, защищавшие храм от нападения.

И в заключении, мне хотелось бы упомянуть об убийстве князя Андрея Боголюбского, что произошло именно в этой сохранившейся лестничной башне.

К сожалению, попасть вовнутрь башни мы не смогли. Это возможно, но в зимнее время там всё закрыто, помещение не отапливается.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь

Однако, я столько слышал про это убийство, что кажется, представляю как это происходило. Тем более, что подробности того злодейства описаны чуть ли не очевидцем, неким игуменом Феодулом.

Более того, останки Андрея Боголюбского сохранились, это научно доказанный факт. Они в 1934 году подверглись медицинской экспертизе, а ныне хранятся в Успенском соборе во Владимире, им поклоняются, ибо убиенный князь причислен к лику святых.

Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 года. Убивали толпой, жестоко и с азартом, как это часто бывает, например, при убийствах Юлия Цезаря, несчастного Павла Первого или Муаммара Каддафи.

Убийцами были бояре Кучковичи или Кучки, ближайшие родственники того самого боярина Кучки у которого Юрий Долгорукий отобрал село, на месте которого заложил Москву. Получается сын ответил за отца? Как вариант.

Но тут есть один интересный момент: в числе заговорщиков и убийц Боголюбского была его жена Улита Степановна, родившая, на минуточку, ему четверых сыновей. Так вот эта жена была из рода Кучковичей и все те злодеи были её ближайшие родственники. Странно, казалось бы, сначала коварная Улита долгие годы была верной супругой князя Андрея, матерью его детей, а потом на старости лет решила отомстить за своего родственника. Согласитесь, как-то нелогично.

Но тут появляется такой момент: незадолго до убийства Андрей Боголюбский, вроде бы, прогнал свою первую супругу, взяв в жёны некую волжскую булгарку, захваченную в плен в военном походе. Та вторая, как я понимаю, была молодая и красивая, вот вам и идеальный повод для убийства — ревность.

А может поводом была казнь по приказу князя Андрея одного из братьев Кучковичей за некое злодеяние? Может и так.

Я вам сейчас могу накидать ещё с десяток версий убийства, я достаточно долго копался в этом вопросе. Даже еврейский заговор среди возможных обсуждается или некая тайная операция рыцарей ордена Тамплиеров. Но, думаю, хватит. Главное, что уникальность места обозначил.

О той поездке я планирую подготовить ещё несколько материалов. Столько всего в голове крутиться, охота поделиться. И вот скажите теперь, разве после двух недель на острове Тодду у меня появилось бы столько занимательной информации, столько поводов поразмышлять? Наверное, нет.

Но, с другой стороны, мы бы провели чудесное время в тропическом раю. Индийский океан, черепахи, манго, креветки и всё такое, в том же духе.

Думаю, везде хорошо, главное путешествовать и как можно чаще.