Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 13:02

Ростов-на-Дону — Россия Январь 2021

Набережная Дона

Буденновский проспект

Очертания Большой Садовой улицы, угадывавшиеся на предварительном плане Ростова еще в 1781 году и не имевшей названия, прорисовались конкретнее на генеральном плане 1811 года и тогда же она получила свое первое название — Загородная. В это же время на четной стороне улицы были разбиты сады. Сейчас, гуляя по центральной улице Ростова-на-Дону, никакой фантазии не хватит представить на месте этой улицы кучи мусора, свозимые со всех сторон на окраину и слив нечистот. И так было до середины 19 века, пока улица не получила право быть центральной и не началась ее застройка красивыми, уникальными зданиями.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

А ведь в самом начале купцы и богатейшие жители города отказывались возводить здесь свои дома и заведения, не видя в ней будущего. Позднее нежелание прошло и тогда улица словно ожила и заиграла всеми возможными сооружениями: здесь появились и доходные дома один краше другого и роскошные особняки, называемые по фамилиям владельцев, магазины, конторы, банки, административные заведения. В 1864 году на Загородной появились первые керосиновые фонари, в 1865 — м водопровод, в 1868 — м году по улицы начали разъезжать многоместные кареты. В дальнейшем все нововведения в городе начинались с центральной улицы: в начале 20 века запущен трамвай, уложена брусчатка, в магазинах появились витрины.

В советское время Большую Садовую переименовали в улицу имени Энгельса, но в девяностые годы 20 века вернули прежнее название и правильно сделали, Садовая — звучит красиво, уютно и как-то даже по-домашнему.

Вполне логично задаться вопросом: если есть Большая Садовая, значит должна быть и Малая? Да, она была расположена параллельно Большой, но в настоящее время ее уже нет.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Моя прогулка по центральной и самой красивой улице города, где сконцентрировалось наибольшее количество сохранившихся и отреставрированных купеческих сооружений началась на второй день моего путешествия, который был как раз таким, каким и должны быть все дни — солнечным, приятным и комфортным. Закончила же я ее уже на следующий день, в который погода вернулась к своему изначальному настроению, усугубив его не прекращающимся заунывным, нудным и противным дождем! Поэтому мой рассказ будет с соблюдением хронологии домов и изменением погодных условий, т. е. вы, не выходя из дома почувствуете разницу и настроение города. И мое, конечно, тоже.

Так уж получилось, что первый дом под № 18, на пересечении с Братским переулком и сразу такое, но спешу вас успокоить — особняк заботливо укутан «лесами», а значит вскоре предстанет всем на обозрение обновленным и красивым.

Следующий объект, роскошный двухэтажный особняк под № 25- это Дом Маргариты Черновой.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Дом, построенный в 1899 году по проекту архитектора Н. А. Дорошенко, был подарком возлюбленного, известного купца и промышленника Парамонова своей возлюбленной, известной актрисе Маргарите Черновой. В ту далекую эпоху конца 19 века дом был излюбленным местом богемы, здесь, в специально оборудованном для этих целей большом зале со сценой выступали музыканты и поэты, проходили балы.

Своими выступлениями радовали изысканную публику Федор Шаляпин, Николай Гумилев. Небольшой с виду особняк с балконами, балюстрадами включал в себя не только многочисленные комнаты для семьи артистки, но и комнаты для сдачи в наем и помещения для торговли купца Юлиуса Гарохова. В 2000 году особняк подвергся детальной реконструкции, но его общий первоначальный вид и отличительная изюминка — бельведер с куполом над центральным входом были сохранены. Долгое время в здании находился архив Ростовской области, сейчас здание занимает банк.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Следующее длинное строгое здание стального цвета — это Управление ФСБ России по Ростовской области. Этим все сказано, вдаваться в детали и подробности не буду.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Большая Садовая под № 33, угловое здание — бывший главный корпус Донского (Варшавского) университета.

В 1869 году по распоряжению императора Александра II был учрежден Императорский Варшавский университет, русский ВУЗ в столице Царства Польского. В 1915 году факультеты университета были эвакуированы на юг, а в октябре этого же года состоялось открытие Императорского Варшавского университета в Ростове — на — Дону. Красивое угловое здание для университета, украшенное колонами и эркерами было построено в 1917 году по проекту архитектора Г. Н. Васильева. В настоящее время в здании размещаются Институт истории и международных отношений ЮФУ и Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Итак, мы подошли к так называемым «Архитектурным воротам Ростова», перекрестку центральной улицы Большая Садовая и Буденновского проспекта, о нем я вам уже рассказывала. Именно на этом очень оживленном перекрестке в 1933 году был установлен первый ростовский электрический светофор.

В 1971 году пешеходные полосы убрали и построили подземный переход, украсив его мозаичными картинами.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

С тех пор в Ростове было построено несколько переходов через оживленные перекрестки и все они украшены мозаикой на самую разную тематику, в основном картины рассказывают о прошлом города.

Когда я впервые попала в такой переход, то шла медленно, разглядывая детали, и вдруг, услышала голос из микрофона: »Подземный переход поздравляет вас с Новым годом и Рождеством»! В каком бы настроении не был человек, после этого пожелания оно у него без сомнения поднимется!

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Под землей конечно интересно, но перекресток заслуживает особого внимания, вернее здания, обрамляющие его и так как я жила неподалеку, то каждый день проходя мимо, считала своим долгом запечатлеть их.

На этом перекрестке до войны находился «Черный дом», получивший такое название из-за цвета фасадов. Его название невероятным образом отразилось не только на судьбе здания, но и десятков мирных жителей, погибших под бомбежкой во время Великой отечественной войны. В 1948 году по проекту архитектора Л. Эберга на этом месте было построено здание «Дома книги» и сооружен небольшой сквер с фонтаном.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Напротив, через улицу Садовую находится еще один небольшой сквер с фонтаном и здание консерватории имени Сергея Рахманинова.

А теперь смотрим на противоположную сторону Буденновского проспекта. По обе стороны Большой Садовой находятся два очень красивых здания, при виде которых я каждый раз замедляла шаг. Вернее — я останавливалась и любовалась ими: слева роскошный угловой дом «сталинской» эпохи с расположенным на первом этаже знаменитым кафе «Золотой Колос»,

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

справа центральный универмаг с башенкой и курантами — ЦУМ.

Кондитерская «Золотой Колос» на Садовой — это лишь одно из крупнейшей сети кафе на Северном Кавказе этой фирмы, история которой началась в середине прошлого века.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Место любимое не только местными жителями, но и приезжими, это я поняла, посетив кафе. Ассортимент огромный, цены умеренные, обстановка приятная. И расположение кафе в самом бойком месте исторического центра также играет определенную роль. В ассортименте кондитерской не только выпечка, но и салаты и первые, вторые блюда, так что здесь смело можно рассчитывать на конкретное восполнение потраченных калорий после многокилометровых прогулок.

А теперь, восполнив силы, мы спокойно и без суеты полюбуемся на удивительное и грандиозное здание, памятник архитектуры 20 века — «Торговый Дом Г. Г. Пустовойтова», построенный в 1910 году по проекту архитектора Е. М. Гулина для судовладельца Пустовойтова. Здание в стиле модерн, построенное в идеальном для торговли месте и всю свою вековую историю используемое по первоначальному назначению, может много рассказать о городе за вековой отрезок пути.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

После национализации в 20-е годы в здании разместили ГУМ, затем научную Библиотеку Донского университета, полностью уничтоженную во время бомбежек в войну.

Сильно пострадавшее здание реконструировали до 1951 года и именно в то время на здании были установлены часы. Читала, что часы и раньше и в настоящее время исполняют гимн два раза в час, но ни разу не слышала, а гуляла рядом часто.

С 1965 года к зданию пристроили еще один корпус и все оно в целом становится центральным универмагом или ЦУМом.

Гуляем дальше?

Рядом с кондитерской в 2006 году установили символ бурно развивающегося Ростова- памятник купцу -коробейнику, созданный скульптором Дмитрим Лындиным. У коробейника в руках специальная сумка, в которой он предлагает праздно гуляющей публике свой нехитрый товар — бусы, книги, нитки и другую мелочь. А рядом с купцом расположился Кот, неотъемлемая часть этой композиции.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Сразу за зданием кондитерской начинается территория центрального городского, старейшего парка города.

И опять, на минутку перенесемся в прошлое, в далекий 18 век и окажемся на окраине будущего Ростова: обрывистые берега балки, течет грязный ручей, вокруг кучи мусора — свалка! Бррр! Начало 19 века — городской голова Андрей Ященко разбивает здесь сады и в 1813 году передает все свои разросшиеся владения городу, привлекая к благоустройству различные городские клубы. Члены клубов дружно организовали работу: разбили газоны, проложили аллеи и высадили еще деревья. Благодаря заботе и вниманию к 1890 — му году сад превратился в большой зеленый массив. К 1917-му году это был Городской Сад площадью 11 гектаров. В середине 30-х годов парк был переименован в городской парк имени Максима Горького. Я пару раз прошлась рядом с парком и один раз вечером через парк,

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

так что немного имею представление о нем.

А теперь внимание, объект на Большой Садовой под № 47: Здание Городской Думы Ростова — на Дону, монумантальнейшее, наикрасивейшее и самое удивительное и прекрасное здание города! Я его увидела у нашей Юленьки, запомнила и мечтала лицезреть в реальности- свершилось!

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Итак, как же все началось? Конец 19 века для Юга России был ознаменован бурным подъемом экономического роста. Выгодно географически расположенный Ростов разбогател до неприличия и тогда члены местной Думы на одном из заседаний подумали: а не построить ли нам нечто этакое, чтобы огромное, красивое да непременно с кариатидами, скульптурами, лепниной и прочими кренделями! Подумали, озвучили и решили пригласить знаменитого архитектора А. Н. Померанцева, того самого что московский ГУМ строил. За три года до окончания 19 века строительство началось, а уже в 1899 году новая роскошная мэрия в стиле эклектики, но и с элементами барокко была освящена — пожалуйте господа, начинайте вашу сессию! Вот вам тут и капители с женскими головками и античные богини с кариатидами, медальоны и растительные элементы — все как и заказывали! Огромное сооружение имело внутренний дворик с клумбами и газонами,

городская дума и управа заседали на верхних этажах, а на первом все как водится: торговые ряды, магазины со всякой всячиной.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Так вот откуда пошла идея убрать все квартиры с первых этажей в современных городах, теперь понятно! Но что меня больше всего поразило прямо -таки: внутри зала заседаний была сделана галерка-балкон специально для посетителей, т. е. 200 мест для зрителей, наблюдающих за работой Думы! Но не воображайте себе, что эта демократия продолжается и доселе, отнюдь — в настоящее время ни посещений, ни экскурсий, ни тем более наблюдений за работой депутатов мэрии нет!

До недавнего времени здание имело нежный молочный цвет, но в ходе последней реконструкции был возвращен первоначальный — бежево -коричневый.

Продолжаем инвентаризацию исторических сооружений: здание под № 53 — бывшее здание Волжско-Камского банка, построенное в 1906 -1909 годах по проекту харьковского архитектора А. Н. Бекетова в стиле модерн с элементами классической архитектуры.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

И здесь так же, как и везде — верхние этажи занимал банк, первый этаж — торговые помещения. Сплошные магазины, богатый в то время был город Ростов и люди жили состоятельные.

После национализации в 20-е годах прошлого века зданию было оставлено прежнее назначение. В 1936 году в нем был открыт Дворец пионеров, в настоящее время это Дворец творчества детей и молодежи.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Пересекаю широкий и оживленный Ворошиловский проспект и понимая, что второй раз я сюда вряд ли дойду — прохожу немного влево, фотографируя интересные здания и вправо к Ворошиловскому мосту и реке Дон. Покажу позже, лимит не дает развернуться и боюсь показаться слишком нудной.

Возвращаюсь к одной из центральных площадей Ростова — Площадь Советов.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Большая и просторная площадь впервые была обозначена на плане разрастающегося города в 1845 году, в это же время начинается застройка периметра площади одноэтажными частными домами, товарными заведениями, а сама площадь получила название — Площадь Нового Базара.

В конце 18 — начале 19 веков в центре этой площади, на месте церкви, установленной в память о покушении на жизнь императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Ященко возводится величественный, роскошный и богатый Александро-Невский собор. Строительство продолжалось в течении 16 лет и было закончено в 1908 году.

После революции 1917 года богослужения в Александро-Невском соборе были прекращены, а его несколько раз пытались взорвать, но безуспешно. Наконец в 1930 — м году собор был все-таки разрушен.

Я нашла фото в интернете — нет слов, чтобы описать восторг и сожаление о судьбе при виде такой невероятной монументальной красоты собора!

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

В 1915 году на проспекте Соколова, примыкающего к Новобазарной площади по проекту архитектора М.М Перетятковича в стиле неоклассицизма было построено роскошное здание для размещения в нем Государственного банка Российской империи.

Главный фасад здания украшают мощные колонны, портик и грандиозный фронтон.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Первый и второй этажи разделены между собой рельефным поясом, аттик над колоннадой украшен скульптурами римских богов, двухглавым орлом и знаменами.

В этом же году напротив здания скульптором Я. З. Вейде была создана красивая композиция: лестница с балюстрадой, полукруглый фонтан, по углам которого на тумбах возлежат медные львы. Огромные и величавые львы, как мне показалось, лежат расслабленно, словно в дреме или неге, заметно, что живется им здесь вполне комфортно.

Через два года после открытия здание Госбанка было национализировано.

В 1929 — 1934 годах по проекту архитектора И. А. Голосова на площади было построено здание Дома Советов.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Во время второй Мировой войны большая часть домов, окружающих площадь Советов, были разрушены, чудом уцелело лишь здание Государственного банка.

В 1948 году по проекту М. И. Тараканова на площади был разбит сквер. В 1972 году, в центре площади на месте разрушенного Александро-Невского собора по проекту скульптора Е. В. Вучетича был установлен монумент Первоконникам, посвящен освободителям Ростова от белогвардейцев в 1920 году.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

В этот праздничный полдень 5 января площадь была пустынна, тиха и меланхолична, ничего не напоминало о страстях прошлых лет, о слоях истории, наложившихся один на другой и оставшихся жить лишь в людской памяти. Новогодняя елка и лихо взлетевший на дыбы конь не связывались в общую композицию, их не смогло соединить даже прорвавшееся сквозь белые облака голубое небо.

Оставив все как есть, я двинулась дальше и пройдя через Кировский проспект, попала в Покровский сквер, а в нем сразу несколько достопримечательностей, которые попадают в поле зрения.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Начну с главной составляющей сквера — Старо — Покровского храма. История его длинная и сложная, началась она в 1762 году, когда церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы перенесли из упраздненной крепости св. Анны, что под Черкасском в новую крепость св. Димитрия Ростовского. В 1784 году вместо старой церкви строят новую. В 1895 году в церкви происходит пожар, а уже в 1897 году закладывают фундамент нового каменного храма. В 1909 году очень красивый, вернее даже роскошный трехпрестольный Ново-покровский храм был освящен. Но судьба ему была уготована не долгая и он разделил участь многих храмов страны — в 1930 — м году он был закрыт и позднее разрушен. В следующее десятилетие на этом месте разбивают Кировский сквер, устанавливают часы на столбе, затем фонтан и памятник С. М. Кирову.

В начале 2005 года был заложен камень в основание будущего храма. В ноябре 2007 года Старо-Покровский храм, построенный на благотворительные средства, собранные не только в Ростове, но во многих уголках России, был освящен.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Летом 2007 года, прямо перед центральным входом в еще не достроенный к тому времени собор, установили семиметровый памятник императрице Елизавете Петровне, разработанный скульптором Сергеем Олешня.

Над созданием памятника трудились 69 человек. При входе в Покровский сквер, на месте установленной 142 года назад первой водопроводной колонке видим еще одну скульптуру женщины с ведром, набирающей воду — Памятник первому водопроводу.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

В сквере на соснах увидела вот такие необычные кормушки для птиц.

Погуляла, все детально запротоколировала, сфотографировала красивые и особо понравившиеся композиции и наконец-то могу все свое внимание переключить на другую сторону Большой Садовой, где уже давно маячит необычный силуэт Ростовского Государственного Музыкального театра.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Новое грандиозное здание театра, уступающее по своей площади в 37 тысяч кв. метров лишь Большому театру, построено в 1999 году по проекту группы молодых архитекторов. Внешний вид здания выполнен в виде рояля с открытой крышкой — таким образом олицетворяя музыкальное искусство.

Пытаясь разглядеть этот огромный рояль, я поднялась на открытую площадку сбоку здания театра

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

и на параллельной улице — Социалистической увидела трехэтажное здание, привлекшее мое внимание гораздо больше открытой крышки.

Длинное и красивое, построенное из красного кирпича с белой отделкой, очень похожее на дворец — жаль, что солнце светило прямо в объектив!

В 1761 году на этом месте был заложен камень Елизаветинского редута крепости святого Дмитрия Ростовского, а в начале прошлого века было построено здание коммерческого училища на собранные для этой цели пожертвования ростовских купцов.

С 1907 года это женское отделение училища, в 1918 — Донской коммерческий институт. В последующие годы институт несколько раз менял свое название и направление. В настоящее время это Академия Строительства и Архитектуры ДГТУ.

За академией заметила красивый особняк, хорошо, что зима и он не был спрятан за густой листвой. Просунув камеру между железных прутьев ограды сделала пару кадров.

Это здание, единственное из сохранившихся в Ростове, построенное в 1914 году по проекту архитектора П. Я. Любимова специально для суда. Исторический особняк — объект культурного наследия регионального значения, в настоящее время в нем находится Ростовский областной суд.

В 2008 году завершили строительство современного восьмиэтажного здания — теперь это огромный комплекс, сооружения из разных эпох соединены между собой переходами и отлично дополняют друг друга.

Возвращаюсь опять на Большую Садовую, ведь сегодня именно эта улица моя основная цель и двигаюсь далее. Несказанно обрадовалась, увидев на пересечении с Крепостным переулком сказочный домик — теремок из яркого красного кирпича, уютно устроившийся в кружении разномастной архитектуры.

Купеческий Ростов. Улица Большая Садовая — Ростовский Бродвей

Домик этот построен в 1893 году по проекту ростовского зодчего Н. М. Соколова в псевдоготическом стиле с элементами русского и немецкого зодчества для британского подданного Ивана Романовича Мартын и его большой семьи.

Рядом находился семейный литейно — механический завод «Джон Мартын и К», а в доме располагалась контора завода.

В 1910 — м году один из братьев Мартын-Георгий был консулом США и в доме располагалась его приемная. В 1920 — м году Дом братьев Мартын попал под национализацию, на первом этаже разместили различные учреждения, а второй приспособили под коммунальные квартиры. К 2007 году дом с эркером и остроконечной башенкой был в жутком и обветшалом состоянии.

Попав в заботливые руки музея-заповедника М. А. Шолохова, перенеся реконструкцию, чудесный особняк с радостью принял в свои помещения «Шолохов-центр», в котором теперь проводятся различные культурные проекты.

Что-то я слишком увлеклась, кажется уже вышел и лимит слов и даже фото. Придется продолжить позднее, тем более город настолько интересный, самобытный и я, как наскучавшаяся по поездкам и красивой архитектуре, оторвалась в нем по полной.