Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:44

Кахиб — Россия Декабрь 2020

Будущая республика Дагестан, аул Кахиб, ориентировочно 3 000 лет назад…

Первые поселения в этих местах датируют примерно такими внушительными цифрам. Это не выдумка местных этнографов, чтобы завлечь туристов — народ приезжает в горный Дагестан и сейчас, а через пару лет, поверьте, здесь будет не протолкнуться.

Приют вольных каменщиков...

Следы древних культур — языческие верования, зороастризм, первые христианские общины, зарождение ислама здесь можно увидеть своими глазами. Но интересен Старый Кахиб не только рисунками на камне.

Приют вольных каменщиков...

160 километров отделяют древний аул от современности в виде Махачкалы. По горным серпантинам не так и мало, не менее 3 часов. Однако, задремать в пути не выйдет — виды по дороге вас взбодрят, гарантирую.

Приют вольных каменщиков...

Путь к Кахибу проходит через Буйнакский перевал, сквозь Гимринский автомобильный тоннель — самый длинный в России, мимо живописного Ирганайского водохранилища. А как красиво в нем отражаются скалы и облака…

Приют вольных каменщиков...

И мимо бесконечных абрикосовых садов. Но это летом, в декабре абрикосы вас ждут разве что в утренней каше. Ее предложат на завтрак в моей новой находке — гест-хаусе Kah в одноименном поселке. Отсюда удобно смотаться и в Кахиб, и в Гоор, и в Матлас. Первый, как на мой вкус, самый живописный заброшенный аул в Дагестане.

Мы так торопимся неспроста: на сегодняшний день еще большие планы. Солнышко золотит окна машины, постепенно пробуждая утренний пейзаж. Сел-призраков в Дагестане десятки, но этот — не законсервированный музей, тут живут люди.

По горным меркам, Кахиб — почти городок, здесь постоянно прописаны около 2000 человек. Есть собственная школа, мечеть (как иначе), и даже клиника. Жители возделывают огороды и сады, ткут, шьют, а еще готовят мой любимый фантастический урбеч — настоящий, с отметкой «экологический чистый», есть только в горах.

Приют вольных каменщиков...

А еще там есть каменные сторожевые башни, рисунки на мощных плитах, разыскивать и рассматривать которые можно бесконечно, узкие тропки среди древних лабиринтов. Все это настолько неправдоподобно и сюрреалистично, что смотрится скорее дорогой живописной декорацией к фильму-фентези, нежели реальным поселком. В котором еще 50 лет назад жили люди — вы поверите?!

История древнего Кахиба возвращает нас на 3000 лет назад. Несколькими столетиями позднее начнет строиться высокогорный аул, и он неспроста такой красивый.

Есть такое разделение по ремеслам и талантам в дагестанских аулах: в Кубачах делают роскошные изделия из серебра, в Табасаране — ковры, в Унцукуле — деревянные изделия фантастической красоты. А кахибцы издревле славились как большие умельцы, искусные зодчие по камню.

Приют вольных каменщиков...

Свободолюбивые каменщики зарабатывали на стройках всей страны, но и о родном поселке не забывали. Получился настоящий музей культур под открытым небом: сторожевые башни и стены жилищ, руины тысячелетней мечети, петроглифы. Последние — нечто удивительное.

Приют вольных каменщиков...

Ощущение, что на улицах Кахиба можно прочесть всю историю человеческой цивилизации. Здесь и языческие символы, и сцены сражений, и олени, несущие на своих рогах солнце.

Приют вольных каменщиков...

Рядом — огненные картинки, христианские кресты и арабская вязь. Зачастую все это использовано как строительный материал: камни грубо замурованы в недостающие пробелы кладки, иногда перевернуты — ну чисто кирпичики.

Приют вольных каменщиков...

Квест за петроглифами — одно из приключений Кахиба. Второе: найти и попробовать посетить старинную мечеть, что на три этажа уходит под землю. Ну, или подняться на башню — несколько лет назад, по инициативе Министерства туризма республики, ее отреставрировали.

Приют вольных каменщиков...

Подъем труден и страшен (для меня так очень), а еще наверху открытая площадка — ни перил, ни ограждений нет. Техника безопасности в Дагестане — не, не слышали!

Приют вольных каменщиков...

В средние века именно благодаря этим башням Кахиб славился на весь Кавказ как неприступный город-крепость. Он пал лишь под ударами татаро-монгольского ига. Башни настолько органично дополняют пейзаж, что кажутся нерукотворными — естественным продолжением скалы. Похоже на чудо.

Приют вольных каменщиков...

Примерно тогда же, в средневековье, Кахиб вошел в состав 13 крупных аулов — центров торговли и ремесел, таких как Хунзах. Люди тут жили и процветали, об этом говорит прочность каменных стен жилищ бесстрашных аварцев.

Упадок селения начался в середине XX века. Жители постепенно переходили на более равнинные поверхности, а точнее, на противоположный берег реки Кахибтляр. В эпоху массового переселения горцев кахибцам предложили землю вблизи Махачкалы, но они отказались. Так и живут, с видом на исторические декорации.

Вместо послесловия

Если вас впечатлил архитектурный ландшафт Старого Кахиба, приезжайте в горный Дагестан минимум дня на 3. Остановитесь в Гунибе или Хунзахе — обе точки классно подойдут для радиальных поездок по окрестностям и осмотра красот.

Перечень достопримечательностей, доступных в округе, выглядит почти бесконечным: водопад Тобот, Салтинская теснина, Датунский храм, чудеса Матласского плато. Героический Гуниб, легендарный Гамсутль, живописный Чох.

Приют вольных каменщиков...

Мы спешим к плато Матлас — еще не подозревая, какое чудо там встретится. Кусочек царства Снежной Королевы на самом юге нашей невероятной страны — и такое бывает. Причем, разница во времени между льдом и солнцем — 1 час.

Такую поездку легко организовать в любое время года, главное здесь — грамотно составленный маршрут и опытный водитель (и с первым, и со вторым я помогу).

Приют вольных каменщиков...

Рассказывать можно долго, лучше увидеть все своими глазами. Точно вам говорю, это будет незабываемо!