Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Дмитров — Россия Июль 2018

Если театр начинается с вешалки, то Дмитров с электрички. Добраться сюда из Москвы проще всего именно таким образом.

Подмосковный город Дмитров

В момент нашего визита на платформе происходил ремонт. Гастарбайтеры из Средней Азии выгружали стройматериалы До подмосковного Дмитрова дошла мода на плитку…. Хотя, если говорить откровенно, платформа нуждается в ремонте.

До Савёловского вокзала 65 км. Билет стоит 154 рубля (с 1 августа пенсионеры Москвы и Подмосковья в электричках могут ездить бесплатно).

Пригородный электропоезд идёт 1,5 часа (экспресс 1 час), но это многих дмитровчан не останавливает. С работой в городе не особо. Люди вынужденны ездить в Москву.

Подмосковный город Дмитров

Здание Дмитровского железнодорожного вокзала сохранило исторический вид. На фасаде со стороны платформы висит табличка:

Здесь в ноябре—декабре 1941 года Героически сражался экипаж Краснознамённого бронепоезда — 73 войск НКВД. Проявив мужество и отвагу, экипаж сыграл важную роль в защите рубежей столицы нашей Родины — Москвы.

Шустрые таксисты на привокзальной площади предлагают свои услуги.

Кто-то к ним садится и едет, другие ждут автобус, ещё одна часть вышедших с электрички идёт пешком.

Дмитров город небольшой.

Свою ауру город определённо имеет и посмотреть здесь есть на что.

Подмосковный город Дмитров

По Советской улице направляемся в сторону центра.

По левой стороне изучаем монумент «Дмитров — город воинской славы». В конце октября 2008 года Указом Президента России городу Дмитрову за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость своего Отечества, было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Здесь можно видеть таблички, где рассказывается о героическом вкладе дмитровчан в события, связанные с борьбой за независимость Родины.

Когда мы возвращаясь по этой же улице обратно, на другой стороне встретился вот такой киоск. Кладёшь деньги, набираешь номер и автомат выдаёт выбранный продукт. Не уверен, что всё это производят фермеры, и что творог и сметана натуральные. Впрочем, это уже тема другая…

Подмосковный город Дмитров

Моей основной целью в Дмитрове являлся музей Кропоткина. (О жизни П. А. Кропоткина предлагаю посмотреть заметку — П. А. Кропоткин — кто Вы? Великий учёный! Непонятый анархист?)

В экспозиции моё внимание привлекли три чёрно-белые фотографии. Неизвестный фотограф 100 лет назад запечатлел здешние дома. Один из таковых — дом Милютиной.

Удивительное дело, но он сохранился. Дом расположен рядом с музеем.

Два других также попали в разряд долгожителей. Сотрудники музея объясняли нам, где они находятся. Мы же туда не пошли, и после о содеянном пожалели.

Подмосковный город Дмитров

Попадая в незнакомый город, хочется посмотреть как можно больше.

Ну и как это всегда бывает, что-то обязательно упускаешь из вида. Улица Загорская одна из центральных.

Зато, если уйти чуть в сторону, сразу попадаешь в частный сектор.

Подмосковный город Дмитров

Чуть больше часа занял осмотр Краеведческого музея.

Пройдя мимо памятника Петру и Февронии,

Подмосковный город Дмитров

мы вышли на улицу Кропоткина. Она подступает к тому месту, где некогда возвышался Дмитровский кремль.

Земля здесь дорогая, а дома деревянные. Соответственно, как это часто бывает, дома горят. Во всяком случае, как уж так случилось и почему, но два подобных дома мы видели. Один из таковых чернел обгорелым тылом возле памятника П. А. Кропоткину.

Подмосковный город Дмитров

Улица Кропоткина пешеходная. Перед Егорьевскими воротами можно видеть изумительные по своему исполнению скульптурные композиции, где представлены не цари и не вожди, а простые люди позапрошлого века.

Бронзовые мужчина и женщина, одетые скульптором по самому писку давно ушедшей моды, совершают променад. Он с тростью, она держит его под руку. Скульптурная композиция называется — «Дворяне».

Подмосковный город Дмитров

В лаптях, с посохом и с котомкой на боку направился за лучшей долей «Паломник».

«Учительница» гимназии чем-то слегка удивлена. Об этом говорят её руки. Скульптор изобразил учительницу в момент общения с детьми. Дети меньше ростом именно поэтому её голова слегка приопущена.

Подмосковный город Дмитров

Четвёртый памятник прост и понятен. Он называется «Огородница с котом».

Наши предки, когда строили крепости, часто насыпали валы, на которых ставили деревянный частокол. Позже граница стала удаляться, угроза нападения миновала и потому валы везде и повсеместно срывали.

Дмитровский Кремль своими нетронутыми валами, как для нашей, так и для мировой истории, представляет особую ценность.

В прежние времена между двух серьёзных бугров находились башни и ворота. Время всё расставило по местам. Дерево сгнило, отгремели годы безбожного строя и вот теперь, как и прежде, приглашая в храм, блестит куполами Успенский собор.

Мне захотелось подняться на горку.

То место, откуда мы пришли, сверху выглядит немного в другом ракурсе, как и Успенский собор. Подле него домик, сложенный из красного кирпича лет 150 тому назад и ныне отреставрированный.

Что сверху, что снизу храм грациозен. Возле колокольни памятник — это вернулся в Дмитров святомученик Серафим Звездинский.

Подмосковный город Дмитров

Епископ Серафим служил в Успенском соборе. В трагическом 1937 году батюшка закончил свой земной путь. В 2000 году Серафим Звездинский причислен к лику святых Русской православной церкви.

Обходим собор и далее попадаем на Историческую площадь. В голове возникают сценки, как на этом месте появлялись глашатаи и объявляли дмитровчанам княжескую волю. Многое на Руси изменилось с приходом письменности. В память об этом событии во многих городах устанавливают монументы Кириллу и Мефодию.

Подмосковный город Дмитров

Очень правильно поступили отцы города, что поставили памятник просветителям именно здесь. Что касается самой Исторической площади, то она утопает в цветах.

Если к крепости подступал враг и обкладывал её со всех сторон, горожанам необходимо было где-то брать воду. Возле Никольских ворот донёс до нас через века свою правду слегка заросший Валовый пруд.

Рядом с ним Музейная гостиная, но мы туда не идём. Стою, жду, когда пройдут люди, чтобы сфотографировать воссозданные историками Никольские ворота.

Подмосковный город Дмитров

Когда через минуты две-три подобное получается, спешу за женой вверх по тропинке на бывшую крепостную стену.

В Москве на месте нынешнего Садового кольца по указу Бориса Годунова был насыпан примерно такой же вал. Протяжённость оного достигала 16 км.

Подмосковный город Дмитров

Дмитровский форпост по своим размерам скромнее. Это его и спасло. Затрачивать усилия на срыв никому не мешавшей насыпи городские власти не хотели. В конце 19-ого века возле насыпи появилась тюрьма, её дополнила Елизаветинская церковь.

В советское время валы также вполне спокойно вписались в городскую застройку.

Подмосковный город Дмитров

Гуляя по валу, я обнаружил воздушного змея, запутавшегося в кроне деревьев. Прорисованной улыбкой змей показывал, что ему комфортно на дереве. Дети его более не достают, и в небеса, трястись на ветру, не запускают.

Подобное, если смотреть в глубь веков, в истории происходит сплошь и рядом. Сегодня ты нужен и интересен, но завтра власть меняется и ты попадаешь в опалу. Вот и выходит, дабы сохраниться, нужно вовремя уйти, соскочить со шнура, как этот змей…

Подмосковный город Дмитров

Горка прерывается, спускаемся вниз. Когда-то на этом месте устрашали врага башнями ещё одни ворота. Не везде можно видеть, однако здесь сохранились остатки рва. Всё логично! Землю для валов брали прямо на месте. Таким образом появлялись валы и рвы, логичным образом дополняющие друг друга.

Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год.

Подмосковный город Дмитров

«В лето 6663 (от сотворения Мира) родился князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме, и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом». Так рассказывает летопись об основании Дмитрова.

Другими словами, основатель города Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий назвал город в честь родившегося у него в 1154 году сына. По обычаю того времени при крещении Всеволод получил второе имя — Дмитрий в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, почитаемого на Руси.

Монумент Юрию Долгорукому в Дмитрове один из самых красивых. Князь поднял руку, повелевая основать город.

Подмосковный город Дмитров

Спрашивается, как он понял, почему именно здесь? Ему подсказал Великий Ленин!!!… И первый и второй — наша история! Лично мне оба дороги.

Будет время, в Дмитров обязательно вернёмся.