Турист Maxim Yashkin (maximyashkin)
Maxim Yashkin
был сегодня 8:21

Кронштадт — Россия Январь 2021

Мое знакомство с Кронштадтом произошло 15 лет назад. В то время я учился на 2 курсе Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова на факультете подготовки врачей для военно-морского флота (IV факультет). В январе—феврале 2006 года мы проходили практику на кораблях Балтийского флота. В Новый 2021 год решил посмотреть этот прекрасный город в роли гражданского туриста.

Сначала в 1704 году построен форт Кроншлот (швед. — коронный замок), а уже позже в 1723 году началась закладка самого Кронштадта (швед. — коронный город). Тем не менее годом основания Кронштадта принято считать год постройки Кроншлота. Символ чести и мужества военно-морского флота России. Ни разу нога врага не ступала на кронштадтскую землю.

Остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, всего в 30 километрах от Санкт-Петербурга. От станции метро «Черная речка» каждые 10–15 минут ходит маршрутка К405, на которой мы за 30 минут доехали до Кронштадтского Морского собора, откуда и началась наша прогулка по городу.

Пройдя Обводной канал через Советский мост сразу попадаем на Якорную площадь. Сразу справа видим 76-мм артиллерийскую установку линкора «Октябрьская революция». Из нее старшина 1-й статьи Иван Иванович Тамбасов вел бой с фашистами в 1943 году, защищая подступы к Ленинграду. Старшина погиб, спас при этом линкор от взрыва неиспользованных снарядов.

Якоря линкора Октябрьская революция
Якоря линкора "Октябрьская революция"

Сразу хочется коротко сказать об Обводном канале. В 1719 году началось создание базы для ремонта и строительства кораблей. Был прорыт Обводной канал с бассейном и доками.

Обводной канал. Вид с Советского моста

Обводной канал. Вид с пересечения улиц Карла Маркса и Советской

Обходя Якорную площадь по чугунной мостовой мы уперлись в ворота старого Адмиралтейства, жаль, что на тот момент оно было закрыто.

Старое Петровское адмиралтейство

До строительства собора на площади между старым Петровским и новым Адмиралтейством многие годы располагался склад якорей, отсюда и нынешнее название площади перед собором — Якорная.

13 июля 1722 года Петр I велел поставить в Кронштадте храм для морских чинов. В 1731 году была освящена небольшая деревянная церковь во имя Богоявления Господня. 7 марта 1897 года государь Николай II открыл подписку на сооружение каменного собора, образован Комитет для сбора пожертвований. Символ Кронштадта, главный храм-памятник российских моряков — Морской собор освящен в 1913 году в честь Святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков. Строительство собора высотой 70,6 метров с крестом длилось 10 лет.

Вид с Советского моста

В советское время в соборе пришло запустение. В 1929 году собор был закрыт, в 1930 году были сброшены колокола и кресты. Во время Великой отечественной войны собор служил главным наблюдательным пунктом советской артиллерии. В 1950-е годы здесь располагался кинотеатр, потом музей «Кронштадтская крепость». И только к 2012 году собор восстановлен, заново освящен в 2013 году.

Вид с Якорной площади

Построенный по образу храма Святой Софии в Константинополе, Морской собор стал вторым в мире, где удалось возвести парящий купол (диаметр 26 метров). Внутри собора, по его периметру установлены мраморные доски с именами погибших офицеров и матросов.

Собор поражает своими размерами, великолепной отделкой. Восторг!

На Якорной площади перед Морским собором установлен памятник адмиралу, флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю — Степану Осиповичу Макарову. Из Кронштадта С. О. Макаров в 1886 году вышел в кругосветное плавание. С 1899 по 1904 гг. С. О. Макаров являлся главным командиром Кронштадтского порта.

Памятник О.С. Макарову, 2021 год

Перед северным фасадом собора установлен памятник адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. На 6 курсе в Североморске я попал на врачебную корабельную практику на эскадренный миноносец северного флота «Адмирал Ушаков».

Вернувшись обратно через Советский мост сразу видим памятник морякам-революционерам Балтики. Кронштадт сыграл значимую роль в революционном движении России. Дальше мы пошли по улице Рошаля до улицы Восстания.

На Флотской улице находится памятник «Морякам-подводникам Балтики» в виде рубки средней дизель-электрической подводной лодки 613 проекта, которые строили в 1950-х годах.

На Флотской улице много заброшенных и полу заброшенных домов. В конце Флотской улицы выходим к проспекту Ленина, где расположен собор Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1879 году.

Князь-Владимирский собор

Дальше по проспекту Ленина, как и во многих русских городах устроен Гостиный двор. Перед Гостиным двором разбит маленький сквер, в котором установлен памятник Кронштадту в честь его 300-летия.

В Андреевском саду установлен закладной камень на месте собора Апостола Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Святой праведный Отец Иоанн Кронштадтский. Собор был взорван в 1932 году.

Возле Андреевского парка у Обводного канала на 300-летие Кронштадта установлен интересный памятник «Дерево желаний». Это улыбающееся дерево с большим ухом и торчащим сучком — носом. Напротив него — олененок. Вокруг дерева кружат три совы — «Успех», «Любовь», «Здоровье». Чтобы загадать желание нужно прошептать его в большое ухо — дерево желаний точно услышит!

На Посадской улице расположен дом (№ 21), где проживал Иоанн Кронштадтский. В нем сейчас устроен мемориальный музей-квартира Святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Дальше наш путь лежал в сторону Купеческой гавани.

В сквере подводников установлен памятник морякам-подводникам Балтийского флота.

Зимний Кронштадт спустя 15 лет...

По Синему мосту переходим к Итальянскому дворцу.

На берегу Итальянского пруда для графа Александра Даниловича Меншикова построен Итальянский дворец, превосходивший по размерам и красоте его столичную резиденцию. После ссылки А. Д. Меншикова во дворце размещались Морской кадетский корпус, а потом Штурманское училище. Сейчас в нем расположены Центральный военно-морской музей и архив.

Перед бывшим Итальянским дворцом лицом к Итальянскому пруду стоит памятник исследователю Севера Петру Кузьмичу Пахтусову.

Эскадренный миноносец Беспокойный

Задний створный маяк Кронштадтского рейда

По каналу имени Петра Великого корабли заходили на ремонт в Петровский док.

Канал имени Петра Великого

Указ о строительстве дока с гидротехнической системой был подписан Петром I в 1719 году, но его строительство затянулось. Строительство дока завершилось после смерти Императора в 1752 году. В настоящее время территория Петровского дока закрыта для посещения туристами, так как является территорией действующей воинской части.

Между Арсеналом и Петровским каналом разбит Петровский парк, в котором в 1841 году воздвигнут памятник Петру I.

Памятник Петру I, 2021 год

Зимний Кронштадт спустя 15 лет...

Глядя в даль с Зимней пристани, у стенки (то есть у военного пирса), видны стоящие корабли. И что я вижу?! Те самые подводные лодки, где мы знакомились с бытом подводников (правда без погружения).

Варшавянки, 2021 год

И тот самый учебный корабль Перекоп, где я 15 лет назад проходил корабельную практику!

Военные корабли в Средней гавани

В левой части Петровского парка, недалеко от пристани, в 2006 году открыт памятный знак Российским морякам-героям Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года. В пробоине брони японского флагманского корабля «Микаса» видны два погибших в том бою русских флагманских корабля.

Рядом с Петровским парком расположены здания Арсенала из красного кирпича. Двухэтажное здание было построено в 1836 году. На первом этаже хранили станки, запасные колеса, оси, тали, такелаж, на втором этаже — абордажное оружие, запасные ружья, пули, инструменты, формы для литья пуль. Во дворе Арсенала отведено место для орудий на лежнях, ядер, бомб, гранат. Сейчас Арсенал — предприятие Ленинградской военно-морской базы, где проводят ремонт и изготовление минно-торпедного и ракетно-артиллерийского оружия для кораблей и подводных лодок.

По Макаровскому мосту над Овражным парком возвращаемся на Якорную площадь, где закончилась наша прогулка по зимнему Кронштадту.

Макаровский мост, вид с Якорной площади

Как и 15 лет назад Кронштадт оставил приятные впечатления, в некоторых местах вызвал бурю воспоминаний. Поездкой мы были очень довольны, хоть и не обошли всех достопримечательностей — все-таки выход в Финский залив, холодный морской ветер…