Турист larabi
larabi
была вчера 23:51

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Дрезден — Германия Сентябрь 2020
21 34

В Никерне мы уже погуляли, на Рэкнитцких высотах побывали, и следующим пунктом нашей программы была Церковь мира в Лёбтау (Friedenskirche, Dresden-Löbtau) по адресу: Wernerstraße 32, 01159 Dresden.

Хотя это была чуть-ли не первая церковь, которую я увидела в Дрездене, но близкое знакомство состоялось 13.09.2020, благодаря «Дню открытых памятников».

2
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
1
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Первый камень в фундамент церкви заложили 14 октября 1889 года. Архитектором неоготического здания был ученик Земпера Кристиан Фридрих Арнольд (Christian Friedrich Arnold). Строительные работы вели мастера-строители из Лёбтау Шрайбер и Поле (Schreiber und Pohle).

1
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Храм был освящён как Церковь мира 6 октября 1891 года.

1
Фото из интернета
Фото из интернета

Церковь вмещала около 1100 прихожан. Её башня была высотой 62 метра. Несколько стеклянных окон спроектировал профессор Шёнхерр (Prof. Schönherr) из мастерской известного дрезденского художника по стеклу Урбана (Urban). Три запрестольных образа написал художник-историк Трёбс (Tröbs), ещё две картины с изображениями Лютера и Меланхтона были подарком художника профессора Вальтера (Prof. Walther) из Дрездена. Орган фирмы Jehmlich был подарен общинами Лёбтау и Науслиц (Löbtau und Naußlitz).

1
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

И хотя церковь была освящена как Церковь мира, в войну ей основательно досталось. Фриденскирхе была сильно повреждена во время авианалета 16 января 1945 года и окончательно сгорела 14 февраля 1945 года. И всё-таки она устояла.

В послевоенной Германии средств на реконструкцию церквей не хватало, Организация евангелической помощи Германии после Второй мировой войны поручила немецкому архитектору Отто Бартнингу (Otto Bartning) создать концепцию восстановления аварийных церквей. Благодаря своему опыту сборки и системного строительства, в условиях нехватки материалов и квалифицированных рабочих он создавал архитектурные шедевры.

1
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Лейтмотивом его серийного проекта было: «Эта церковь должна быть честной во всех отношениях. Камень остается камнем, дерево остается деревом, железо остается железом». Его церкви должны были быстро строиться с помощью простых средств и материалов и быть законченными сакральными зданиями.

Ведь люди, пострадавшие от последствий войны, должны были получить церкви, в которые они могли прийти со своим горем и обратиться в молитве к богу за утешением. Каркасная конструкция крыши строилась серийно для всех церквей и доставлялась на строительные площадки в собранном виде. Затем приходы строили каменный фасад из обломков разрушенных церквей и зданий. Таких церквей, в рамках программы чрезвычайных церквей Бартнинга, по всей Германии было построено 48, и 41 из них все еще стоят сегодня.

Вот и дрезденская Фриденскирхе — одна из этих церквей. Благодаря пожертвованиям местных и иностранных спонсоров, и бесчисленным часам работы добровольцев по расчистке завалов на руинах церкви и строительстве сделали возможным постройку «аварийной» церкви по проекту Отто Бартнинга и её освящение в 4-ый Адвент (18 декабря) 1949 года местным епископом Хьюго Ханом.

1 из 4
1 из 6
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
 

Первая разрушенная Церковь мира, была тщательно и сознательно встроена в совершенно новое сакральное здание. И до сегодняшнего дня даже издали становится ясно, что это рана войны. У башни уже нет конуса наверху, на ней двускатная крыша.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Стены возвели из остатков предыдущего здания: восточная стена сохранилась, окна заложили щебнем,

1 из 3
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
 
западную стену и стену за алтарём возвели из обломков старой церкви.
1 из 3
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
 

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Зал накрыли шатровой крышей.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

В 1974 году крышу перекрыли шифером вместо старой деревянной черепицы, Внутри церкви находится эпитафия из церкви св. Софии, созданная Себастьяном Вальтером (Sebastian Walther) в 17 веке, которая сейчас является частью алтаря. Камень, с богато украшенным алебастровым рельефом, изображает Иисуса, несущего крест, первоначально служил надгробием.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

В 1886 году он был установлен в алтаре ризницы Софенкирхе и восстановлен после её сноса в 1962 году. Другое оборудование, в том числе резная дубовая купель, кафедра и три стальных колокола 1920 года, были спасены из старой Фриденскирхе.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Первоначально в церкви было три бронзовых колокола дрезденской литейной мастерской Берлинга (Bierling), которые, к сожалению, пришлось сдать на вооружение во время Первой мировой войны. Некогда существовавший алтарь художника-историка Трёбса был украден в 1992 году и с тех пор бесследно исчез. Сегодняшний орган Фриденскирхе был построен в 1901 году в мастерской Рихарда Кройцбаха для церковной семинарии во Франкенберге. Он заменяет предшественника — орган фирмы Jehmlich 1892 года, который сгорел в 1945 году. В 2004 были проведены различные ремонтные и охранные работы, особенно в башне. В 2005 году приобретен новый колокол.

Церковь известна своей богатой музыкальной жизнью, которая включает госпел- и джазовые концерты Фриденскирхе была выбрана молодежным приходом города в качестве «молодежной церкви» и уделяет все больше внимания заботе о молодых людях.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Если кто не знает, как и я, что такое Го́спел, то это жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и развившийся в первой трети XX века в США.

Вот такая судьба у одной церкви.

Более трагично сложилась судьба у второй Церковь св. Иакова (Jakobikirche). Мы оказались у неё, или точнее сказать на месте, где она стояла, в конце нашего насыщенного «Дня открытых памятников». Вообще-то я хотели попасть в Музей энергии (Dresdner Energie-Museums der DREWAG),

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

но в нашей программе неожиданно возник порт (Alberthafen Dresden-Friedrichstadt). Там мы зависли надолго и в музей энергии опоздали. Здесь решено было посидеть в кафе на площади Веттинеров (Wettiner Platz) у ворот «Kulturkraftwerk Mitte». Народу было много. Кто-то расположился на каменных скамьях, кто-то в шезлонгах, которые выставило кафе. Нам достался столик.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Именно этот зелёный пятачок на Wettiner Platz разбит на месте, где находилась Церковь св. Иакова (Jakobikirche), поврежденная во время войны и ставшая жертвой сноса в 1953 году.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Якобикирхе в Дрездене построили в неороманском стиле в период с 1898 по 1901 годы на намоленом месте. На месте сегодняшний площади Веттинеров с 1568 года находился «старый лазарет» («Alte Lazarett»), в котором с 1681 года была построена «особая молитвенная комната» («besondere Betstube»). Позднее её расширили до часовни, «богадельни, напоминающей дом» («ärmlicher Bau von wohnhausähnlichem Aussehen»), интерьер которой, как говорят, состоял из остатков старых алтарей и памятников. В 1738 году часовня была перестроена, снабжена галереями и башней и превратилась в коллегиальную церковь. В середине XIX века приход соседней Церкви св. Анны (Annenkirche) вырос до 41 тыс. прихожан и в 1884 году около 15 тыс. прихожан выделились в отдельную общину Якоби. Он занял обветшалую и слишком маленькую коллегиальную церковь на несколько лет. Назрела объективная необходимость строительства новой церкви, был объявлен архитектурный конкурс, на который было представлено 68 проектов. Жюри выбрало работу берлинского архитектора Юргена Крегера (1856–1928), выполненную на основе моделей из рейнского высокого романского стиля.

22 марта 1898 г. был заложен первый камень в фундамент новой евангелическо-лютеранской церкви Св. Иакова. Зимой 1899/1900 г. было завершено внешнее остекление и система отопления, а 15 июля 1900 г. был установлен крест, помещенный на вершине башни. Освящение церкви состоялось 1-го Адвента 1901 г.

Фото из интернета
Фото из интернета

Сакральное здание было построено из твердого песчаника. Доминирующей чертой была мощная восьмиугольная центральная башня высотой 80 метров.

Интерьер был образован центральным нефом и двумя трансептами с галереями наверху. Перед триумфальной аркой ступени вели к поднятому алтарю, на котором располагалась кафедра из терракотового известняка. Рельеф для причастия украшал алтарь церкви и первоначально происходил из гробницы рыцаря Таубенхейма. Партер из массива дуба вмещал 1300 человек.

Напротив алтаря находилась органная галерея на 100 певцов. Орган с тремя клаватурами, 55 регистрами и 3708 органными трубами поступил от компании по производству придворных органов Gebrüder Jehmlich из Дрездена.

Двустворчатая бронзовая дверь, спроектированная Гансом Хартманном-Маклином была отлита на литейном заводе A. Milde & Co. в Дрездене. На четырёх полях в форме креста было изображено падение человека и несение креста, а также сотворение Адама и вознесение на небо.

Удивительно, что руины, которые в 1953 году еще находились в очень хорошем состоянии, были взорваны, подвалы засыпаны, а площадь выровняли. Последующие 50 лет площадь служила складом стройматериалов и стоянкой (мы тоже там любили парковаться, т. к. это рядом с центром и было бесплатно). Но поскольку Wettiner Platz образует центральный городской акцент на западной окраине Старого города (Altstadt) и расположена на окраине «Квартала музыкантов» в Дрездене, она была перепланирована на средства Европейского фонда регионального развития.

Восстановление сакрального здания не планировалось. Напротив, память о церкви решили сохранить творческими средствами. Результат — портал между Schweriner Straße и Kulturkraftwerk Mitte — стеклянный квадрат с бронзовой отделкой бывшей парадной двери Якобикирхе, восстановленной в 1947 году и предоставленной евангелическо-лютеранской общиной церквей св. Анны и евангелиста Матфея (Annen-Matthäus-Gemeinde).

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Расположение бывшей церкви видно с помощью простых дизайнерских средств. План этажа церкви смоделирован на возвышении. Он выступает из газона примерно на полметра.

«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Простые бетонные скамейки, похожие на церковные скамьи на травяном плато, напоминают интерьер и людей, собравшихся там для богослужений. На месте бывшего алтаря, теперь под стеклом, находится восстановленная бронзовая отделка бывшей парадной двери.

Благодаря своему центральному расположению рядом с вокзалом Митте, Дрезденской консерватории имени Карла Марии фон Вебера (Hochschule für Musik Carl Maria von Weber Dresden),

2
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

экологическим центром и «Kulturkraftwerk Mitte»,

3
«День открытых памятников» 2020: Часть III. Две церкви — две судьбы

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии