Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 23:20

Варен, Нойштрелиц — Германия Июль 2020

Северо-восточную часть Германии занимает большая область с затейливым названием Мекленбург — Передняя Померания. Для нас наиболее важно последнее слово — Померания. Его происхождение от «Поморяне» доказывает, что эти территории издревле заселяли славяне — бодричи, лютичи и другие племена, которых и называли — «Живущие у моря». И действительно, водой здесь пропитано всё. Здесь и северный балтийский берег, и множество речек, озёр, связанных в одну обширную гидросистему. А где нет ни одного и ни другого, значит рядом болота. Гигантская тарелка, где дорожная развязка на втором уровне кажется большой горой.

Померания в основном осталась в Польше, немецкую западную часть вместе со Штральзундом мы проехали в июле уходящего года. Две трети нашего маршрута проходили по территории Мекленбурга. На этой территории не происходило бурных событий, меняющих мировую историю. Вдоль побережья и течения главных рек возникали и богатели ганзейские города-государства, внедряя первые принципы городского гражданского самоуправления. Швеция, заслуженно выкинутая с континента Великим Петром, ещё 100 лет зубами-ногтями цеплялась за прибрежные Висмар, Штральзунд и Рюген, но вынуждена была вернуть и эти территории законным владельцам. Герцогство Мекленбург-Шверин умудрялось периодически родниться с великими европейскими династиями, строить красивые города, замки и меценатствовать. Скромное герцогство Мекленбург-Стрелиц смогло породниться с Романовыми и основать российскую ветвь мекленбургских князей.

Хотя регион очень развивается последнее время и догоняет остальную Германию, порой кажется, что здесь время течёт медленнее. Заметил это и Бисмарк, его слова — «Если мне предстоит пережить конец света, то я предпочту уехать в Мекленбург, потому что здесь всё происходит на сто лет позже».

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Дорога из Чехии на северо — восток Германии занимает пять с половиной часов, да на часок надо было заехать к дочери в университет. На месте оказались уже далеко за полдень. Поэтому в день приезда осталось посмотреть только два небольших городка. Первая остановка — в Варене на Мюрице.

Этот городок и оздоровительный курорт с населением чуть более 21 000 человек считается штаб-квартирой Озёрного края. Несмотря на свои размеры Варен — главный город на Мюрице, самом крупном пресноводном озере, которое полностью находится на территории Германии.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Но не только туризмом живёт Варен. Кроме пищевой промышленности здесь присутствует и машиностроение, местный завод — лидер мирового производства гребных винтов для больших судов. Но нас конечно интересует исторический центр.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Пока идём туда от автостоянки, немного о истории города. Варен гордится тем, что упоминается как Вирунум александрийским географом Клавдием Птолемеем около 150 года. Как средневековый город Варен возник в 1273 году благодаря князю Николаусу I из династии Верле. К XIV веку сформировался тот исторический центр, который можно посмотреть и сегодня.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Своим быстрым ростом во второй половине XIV века город обязан недолгому статусу княжеской резиденции. После этого его влияние и значение пошли на убыль, постепенно Варен превратился в типичный сельскохозяйственный городок, который к тому же основательно пришлось перестраивать после городского пожара 1699 года.

Город пережил новый экономический бум только в XIX веке, когда он стал региональным центром района Мюриц. В начале XX века в городе начал развиваться туризм, который стал одним из главных источников дохода уже к 20-м годам прошлого века.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Ещё до возникновения города на территории будущего Варена сформировались два поселения вокруг скромных деревянных церквей. На их месте и сегодня стоят церкви, но уже другие, каменные и гораздо больших размеров.

Первая — церковь Святого Георгена — была построена в начале XIV века как трёхнефная кирпичная базилика.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Квадратная западная башня датируется 1414 годом. Церковь несколько раз пострадала от пожаров. После наиболее крупного пожара 1699 года интерьер и колокольня были разрушены. Расплавились даже церковные колокола. Перестроили церковь в неоготическом стиле только в середине XIX века и снова освятили в 1857 году.

Недалеко от церкви Святого Георгена находится небольшая площадь — Старый рынок. Название сейчас уже чисто символическое, на этом месте давно не проводится никаких мероприятий. С левой стороны можно заметить старую ратушу, двухэтажное кирпичное здание XIV века.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

К Старой ратуше примыкает одно из самых старых жилых зданий города.

Церковь Святой Марии старше, чем церковь Святого Георгена, была построена в 1250 году в романском стиле. Видна практически из любой точки города.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

В начале XIV века к церкви пристроили готический неф. Во время Тридцатилетней войны церковь сгорела и оставалась в руинах более 100 лет, прежде чем в 1739 году ей дали новую крышу и перестроили в классическом стиле.

Интерьер церкви очень простой, выдержан в светлых тонах. Есть ценные экспонаты — группа распятия, тирольская резьба по дереву, была сделана Фердинандом Демецом из Ортизеи в Валь-Гардене.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

К сожалению, настенную роспись Триумфальной арки " Вознесение Христа» на хоре работы Фрица Греве не удалось полностью сфотографировать из-за малых размеров нефа. Роспись нестарая — 1913 года, но и её пришлось реставрировать. В эпоху ГДР, в 1963 году она была закрашена в ходе «борьбы с опиумом для народа» тремя слоями краски. Восстановлена в 2013 году. Сбоку можно различить небольшую картину, изображающую Христа, снимаемого с креста. Картина неизвестного итальянского художника, примерно 1530 года.

Около церкви Святой Марии расположен Новый рынок. Эта просторная площадь, окружённая многочисленными красивыми фахверковыми домами, сейчас настоящий центр города.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Каждые две недели на Маркте проходят так называемые зеленые рынки свежих региональных продуктов, а разные сувениры, всевозможные товары и антиквариат продают каждую неделю.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Летом эпидемия не была страшной, народ прогуливался по рынку, казалось что нет и не будет масок, 2-х метров дистанции и запрета торговать…

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

На Новом рынке находится и действующая ратуша, построенная между 1791 и 1797 годами в историческом стиле Тюдоровской готики.

Углы подчеркнуты тонкими стойками в форме башенки, которые заканчиваются острием. Окружающая зубчатая «корона» завершает шатровую крышу.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Фахверковый дом, где уже долгое время находится аптека, был построен в конце XVIII века на остатках старых средневековых домов. В этом доме, среди прочих, жил мэр Шлааф, благодаря которому город был подключен к Германской железнодорожной сети во время его пребывания в должности с 1866 по 1899 год.

На прогулку Вареном хватило одного часа, включая посещение церкви. Двигаемся в сторону автомобиля. Город живёт, как будто нет эпидемии. Гуляют, празднуют в ресторанах.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Есть в городе ещё одна достопримечательность — музей Озёрного края Мюриц. Флора, фауна, живые и муляжи, диаграммы, таблички… В наши интересы такие музеи не входят (почти), но любители — не забудьте при случае посетить.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Из Варена мы за полчаса доехали до Нойштрелица, где предстоял ночлег. Остановились в «ботхаус», отельчике на берегу озера, где в основном ночуют любители водного отдыха.

Надо было принять решение — в город до ужина, или после. Еда после дня дороги показалась привлекательнее, к тому же кухня отеля работала всего до 9 вечера. Просмотр городка никуда не делся, закончили его правда в сумерках. Но Нойштрелиц очень маленький, скромный городок, где всего пара достопримечательностей

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Нойштрелиц был построен в самом начале XVIII века как придаток к резиденции герцогов Мекленбург-Стрелицких, после отделения этой ветви из рода мекленбургских князей. Вместе с замком был построен городок вокруг него, считается, что Нойштрелиц был последним городом в стиле барокко в Германии. Не забываем, что мода в Мекленбург доходила с опозданием. Нойштрелиц оставался герцогской резиденцией до 1918 года, а с 1918 по 1933 год был столицей свободного государства Мекленбург-Стрелиц. Для того, чтобы представить лучше, где такое государство находилось — карта, смотреть на жёлтенькое

Самый известный правитель — Георг. Герцог с 1816 по 1860 год, он отменил крепостное право, содействовал развитию образования, науки, культуры, занимался восстановлением памятников, много сделал хорошего для области. В Нойштрелице ему стоит памятник.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Скромная на первый взгляд династия герцогов Мекленбург-Стрелицких за 200 лет своего существования была связана однако с двумя громкими событиями.

Луиза Августа Вильгельмина Амалия, дочь Карла II Мекленбург-Стрелицкого, вышла за короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, и позднее вошла в историю как Луиза Прусская, или Прусская Мадонна. Это она фактически спасла Пруссию и мужа, примчавшись на встречу с Наполеоном в Тильзит. Мир никогда не узнает полное содержание её часовой беседы с императором Франции тет-а-тет. Народ боготворил её, Луиза до сих пор один из символов Германской государственности.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Второе событие — 16 февраля 1851 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, где состоялась свадьба герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого с русской великой княжной Екатериной Михайловной, дочерью великого князя Михаила Павловича, внучкой Павла I. Так возникли российские Мекленбург-Стрелицкие, владевшие Ораниенбаумом до самой революции. О российской ветви можно поведать много интересного, но сейчас рассказ не об этом, возвращаемся в Нойштрелиц

Возможно, на этот город ушло бы в пять раз больше времени, если бы существовал великолепный дворец. Но увы, он основательно пострадал в 1945 году и остатки его в ГДР снесли. А выглядел он вот так — фото первой половины XX века из интернета.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

То, что иные неподготовленные одиночные туристы принимают за часть замка — на самом деле отдельно стоявшая в стороне, в глубине парка, оранжерея в стиле классицизма. Это здание было построено в 1755 году Зейделем как зимний сад для экзотических растений. В 1842 году оранжерея была преобразована в садовый салон и антикварную коллекцию. Сегодня в бывшей оранжерее ресторан.

От сопутствующих замку строений сохранилась казарма, где сейчас находится какое-то госучреждение.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

А также бывшая замковая церковь, которая была построена из жёлтого кирпича в 1859 году. Замковая церковь сегодня больше не используется по назначению. Принадлежит городу, в ней проходят выставки и концерты.

Дворцовому парку Нойштрелица повезло больше, чем дворцу. Хотя и он, конечно не тот, не прежний, но основную планировку сохранил. Был первоначально спроектирован как сад в стиле барокко садовником Юлиусом Лёве в 1731 году.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

С годами его снова и снова модернизировали и расширяли. Примерно в 1825 году Питер Джозеф Ленне переделал большую часть парка в английский ландшафтный сад. Но барочная часть сохранилась. По прежнему видна живописная главная ось парка со множеством скульптур, фонтанов и вековых деревьев.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Эти ворота, отделяющие парк от замкового леса, смотрятся одиноко. Не всегда так было — они были прямо за дворцовым зданием. А стоим мы в центре пустыря, где когда-то этот дворец стоял.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

И немного о самом городе, историческая часть и правда очень мала. План барочного города был основан на идеальном итальянском городе. Это восьмиконечная звезда, исходящая лучами-улицами от квадратной площади. В XIX веке городской пейзаж Нойштрелица был структурно доработан студентом Шинкеля Фридрихом Вильгельмом Буттелем, который построил церкви, представительские здания и хозяйственные постройки.

Рыночная площадь Нойштрелица (120×120 м) — это первоначальная часть города в стиле барокко, построенная по проекту Кристофа Юлиуса Лёве и сохранившаяся до наших дней. От неё во все стороны отходят восемь улиц. В 1866 году по плану Фридриха Вильгельма Буттеля, площадь была расширена кольцевой развязкой и окружена двухэтажными домами. Буттель также спроектировал ратушу, строительство которой было завершено в 1841 году на восточной стороне площади.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Городская церковь в стиле барокко, построенная с 1768 по 1778 год напротив ратуши, была расширена Буттелем в 1831 году, по проекту которого возникла и четырехэтажная 45 — метровая башня.

Несмотря на кратковременность прогулки, на площади уже почувствовали приближающиеся сумерки.

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

Темнота опускалась довольно быстро.

Последний взгляд на пустой замковый парк

В Мекленбург — «Страну тысячи озер»

И в завершении дня — прекрасная панорама засыпающего озера. Утки покрякивают изредка, иногда плесканёт рыба. Тёплая летняя ночь, окно можно не закрывать. А комаров здесь не было!