Турист Дмитрий Путешественник (Dimitry)
Дмитрий Путешественник — был 14 сентября 2023 11:07
Сидим дома. Вспоминаем былое...

Островной переполох. Куда бедному путешественнику податься, или Джокья кулинарная

Джокьякарта — Индонезия Январь 2020
Еда на каждый день.

Итак, мы в Джокьякарте. Прилетели относительно рано. И даже успели прогуляться по центральной улице Малиоборо и посетить дворец султана. https://www.tourister.ru/responses/id_32428 Вечер, однако, всё равно грянул и хочешь не хочешь, приходится устраиваться на ночлег.

В качестве базового лагеря выбрали отель Ibis Malioboro. Как всегда в качестве критерия для городской точки ночлега выступали два фактора. Расположение в центре, в шаговой доступности от всех основных достопримечательностей, и цена.

Насчёт цены особенно не парились. Потому что основная масса отелей в Джокьякарте явно укладывалась в отведённый бюджет. Две с небольшим тысячи рублей за двухместный номер ночёвка с завтраком. И это предлагают относительно приличные сетевые заведения. Если ещё чуточку накинуть, то и пять звёзд рассмотреть можно. Хотя… жадность берёт своё. Поэтому таки остановились на указанной цене.

Опять же, экономили не сильно. Так на всякий случай скажу, что чуть поодаль можно найти комнаты за 900 рублей в сутки. И не факт, что они окажутся намного хуже. Просто Джокьякарта не самое популярное у туристов направление, следовательно не самое по жилью дорогое.

Выбор номеров в районе туристической и торговой Малиоборо тоже обширен. Здесь уже можно тыкать пальцем в небо или кидать жребий. Потому что основываться на отзывах трудно. Настолько они кардинально отличаются и в то же время поют одно и то же, что голова идёт кругом. Именно методом случайного тыка и остановились на Ибисе Малиоборо.

Расположение. Ровно в одном квартале от железнодорожного вокзала. Ориентир:

— Торговый центр Малиоборо Молл.

Только вход в отель со стороны угловой подворотни. Хотя можно зайти и с центральной двери магазина. Просто придётся пересекать все торговые залы по диагонали.

Приняли нас по-восточному радостно. Улыбка во все зубы. Для редкого белого гостя готовы горы свернуть. За определённую плату, конечно. А так к работе рецепции никаких вопросов, сплошная благодарность. На любой вопрос ответят, направление подскажут, такси вызовут, чемоданы в камеру хранения заберут. Просто идеальное какое-то гостеприимство.

Жена насторожилась:

— Ой, не спроста. Должен быть подвох.

Косяк поймали в номере минут через десять. Когда остыли от волнения, разложили по местам свои вещи и пригляделись к комнате повнимательнее.

Нет, то что мебелишка далеко не новая и в меру ободранная, то полбеды. Никто не рассчитывал, что ради нас опустошат залы мебельного магазина и поставят нулячую кровать. В конце концов, сколько заплатил, так обстановка и должна выглядеть. К этому без претензий. Но вот когда после насыщенного жаркого денька лезешь в душ, а водичка не горячая, а только слегка тёпленькая, это уже бесит.

Дальше больше. Полотенца грязные, радикально-серого цвета и дырявые. Простыни в пятнах. Что-то красное то там, то сям намазано. Причём хорошо, если это только губная помада… А то знаете, как в анекдоте:

Мужик просыпается утром после конкретной попойки. Башка трещит, сушняк давит. Подходит к зеркалу. Глаза заплывшие. Щёки обвисли. А в уголке рта верёвочка висит.

Пацан смотрит так, крестится и говорит:

— Господи, сделай так, чтобы это был Липтон…

Осматриваемся дальше. На полу по центру валяется клок шикарных волос. Чёрных, разумеется. Густых и плотных.

— Явно не мои!

Вид на улицу опять анекдотичен:

— Дорогой, что означают пятна на солнце?

— Окна пора мыть.

Ванная комната отделана серой, под песчаник, грубой плиткой. Наверное специально, чтобы грязи видно не было. Если расстелить ножное полотенце, оно сразу становится радикально чёрным. Короче, чисто не там, где не мусорят, а где хоть иногда убираются. Здесь же полы не мыли никогда.

Можно найти и что-то хорошее. Например, много розеток. Заряжай хоть все гаджеты одновременно. Да и сантехника подогнана так, что ничего ниоткуда не течёт. А это редко бывает.

Со светом есть небольшие проблемы. Нет, его не выключают. С этим стабильно. Но вот лампочки настолько тусклые… Ревизорро помните, как ведущая по отелям бегала и люмены замеряла? Здесь бы этот параметр никакую критику бы не выдержал. Попытались перед отъездом вечером чемодан сложить. Как глаза не таращили, все действия только на ощупь. Потом плюнули, и оставили до утра. Которое вечера мудренее.

Чтоб уж совсем постояльцам скучно и грустно не было, на полочке стоят две Великие книги:

— Библия на индонезийском и английском. Одновременно.

— Коран. На индонезийском и арабском.

Читайте и помните:

— Бог всегда с Вами.

Заселившись и подбив наши суточные финансы, поняли, что срочно нужен обмен денег в местную валюту. То есть на сегодня покушать ещё хватит, а вот с утречка могут начаться проблемы. Доллары и прочие импортные бумажки в Индонезии никто не берёт. Расплата везде только местными рупиями. Поэтому спускаемся вниз и просим у администратора денежку конвертировать.

Однако получаем отказ. Оказывается, валютные операции строго настрого под лицензионным контролем и просто так, с бухты барахты сделать это не получится. Отсылают в обменный пункт. Правда очень ласково. Дали адрес, указали направление. Пальцем. Объяснили сколько шагов пройти и где сворачивать.

Другое дело, что обменники, пользуясь своим монопольным положением, работают не целый день, только по рабочим часам, с выходными и перерывами. И вечером, когда чухнули, наткнулись только на запертые двери и предложение «Приходите завтра». Если хотите подробнее почитать про обмен валюты в Джокьякарте, ищите мой совет здесь: https://www.tourister.ru/world/asia/indonesia/city/yogyakarta/tips/7855

В обломах поняли, что без денег далеко от отеля отходить не стоит и устроились на ужин аккурат напротив. В ресторане Legian Garden. Едальня находится на открытой веранде второго этажа. Чтобы туда подняться, нужно немного дать крюк. Заход сбоку, мимо текущей непонятно откуда вонючей лужи, мимо грязного коридорчика, мимо складских помещений. Но направление пути понятно.

Что ещё можно сказать. Пройдясь вдоль всей Малиоборо, мы тихонечко так подыскивали местечко для ужина. И, не поверите, отовсюду нападал стойкий отворот.

— То есть с цивильностью ресторанов в Джокьякарте всё плохо.

И продуваемая ветерком беседка в Legian Garden после всего показалась просто раем земным. Плюс она вся засажена кадушками с цветами и зеленью.

— Ну сущий рай!

Про чистоту не заикаюсь, потому что искать чистый стол или скатёрку, сто пудов остаться голодным.

Если ресторан выглядит лучше всех в округе, это значит цены будут что? Правильно, выше средних по району. Отсюда контингент.

— Сидят только иностранцы или никого.

Зато официанты прибежали сразу. Выдали толстое меню. Красочное. С картинками. Сплошное произведение полиграфического искусства. На котором даже без слов всё понятно. Листали недолго, заказ приняли быстро.

Итак, дегустация:

Две порции креветок с чесноком на гриле. По 120 тысяч рупий за каждую.

— Значит запомните. Эта цена для Джокьякарты просто запредельная!

Хотя для нас 350 рублей вполне приемлемо.

Что представляет из себя блюдо. На квадратной тарелке четыре штучки ракообразных, с рассечённым панцирем и залитых соусом. Подаются с двумя кружочками огурца и веточкой петрушки. На вкус мягкие и сочные. Жаль только порция откровенно маленькая.

На догонку из закуски так называемый азиатский гарлик бред.

— То есть бутерброд с чесноком, если по честноку.

Три кусочка батона, залитых чесночным маслом. Здесь вариант подачи с расплавленным сыром сверху. Мягкий. Достаточно приятный. Порция стоит 30000 рупий.

Дальше пробуем зелёный салат. В составе огурцы, помидоры, лук, лист капусты и авокадо кусочками. Ничего особенного, но главное подача. Укладывают овощную нарезку в большую морскую ракушку. Которую в свою очередь помещают на подушку из крупной кристаллической морской соли. Отдельно к салату приносят миску с бальзамическим соусом. Заправляй, мол, зелень сам. По вкусу.

Прикольно. Красиво. Но опять же мало…

Собственно, что же показал первый ужин на волшебной земле яванской? Выводы, как в известной на всю страну рекламе:

— Если не видно разницы, зачем платить больше?

Поэтому всем, идущим по моим стопам даю бесплатный совет:

— Не нужно размениваться на крутые рестораны. Кушайте в фудкортах, расположенных на последних, чаще всего верхних этажах больших торговых центров.

Мы, например, методом случая забрели в достаточно приличный по местным меркам Ramai Mall, расположенный примерно в самом сердце Малиоборо. Внизу, в подвале, приличный супермаркет. На верху, рядом с кинотеатром и детской игровой площадкой отличный представитель фудкортов.

Отличный в смысле типовой. В центре зала столы и стулья. Пластиковые, разумеется, и не особо чистотой блещущие. По периметру расположились прилавки с едой. У каждого своя кухня. Своё меню, чётко прорисованное для не умеющих читать на островном яванском. То есть проблемы выбора нет. Просто подходите, тычете пальцем и на второй руке показываете сколько вешать в граммах. Вернее, сколько порций нужно.

Еда отдельно. Питьё отдельно. Для этого специально выделенный киоск. Где жмут соки или открывают кока колу. На алкоголь можете не рассчитывать, он отсутствует как класс, не употребляемый в приличном обществе.

Из особенностей. Оплата происходит на отдельной, общей для всех забегаловок кассе. Заказав еду или питьё, получаете бумажный рукописный чек. В двух экземплярах. Потом проходите на кассу. Оплачиваете. На бланк заказа ставят печать:

— Погашено, — затем возвращаете бумагу обратно, в доказательство оплаты.

Система, как в советских гастрономах образца семидесятых. Когда одна касса на пять отделов. Благо очередей нет. Только в отличии от тех времён здесь кассир ещё за свои услуги набавляет десять процентов сверху. Так что учтите:

— Чаевые уже включены.

Теперь о том, что бы такого съесть, чтобы не отравиться. Ассортимент перепробовали если не весь, то во всяком случае некоторые блюда. Ходили сюда несколько раз по принципу «от греха не ищут».

Итак:

1. Креветки в одному Будде известно каком соусе. Ценой 18000 рупий. В скобочках буду приводить перевод на рубли для полноты усвоения информации. (75 рублей). Креветки, они везде креветки. Средне-мелкого калибра. Тупо варёные. С панцирем и залитые непонятной жидкостью оранжево-рыжего цвета.

Пахнет чесноком и перцем. Когда выковыриваешь гада морского, нужно в тарелке сплавать по уши, изрядно замаравшись. На вкус просто креветки…

2. Кальмары кусочками. 17000 (72). Сухарики в обильной панировке. Не колечки, как мы привыкли в европейской кухне, а именно кусочки. Нарезанные как попало из чего попало. На зубах скрипит резинотехническое изделие высушенное до возможно возможного предела.

3. Рыба жареная. 17000 рупий (всё те же 72 рубля).

— Вот это настоящий кулинарный шедевр!

Непонятно, как в одном месте одному повару удаётся сочетать ужас кальмаров и восторг от рыбки.

Небольшая речная, наверное, тушка приготовленная в карамелизированном соусе. Сладенькая. Сочная. Прожаренная. С нежным мясом и хрустящей корочкой. Если я скажу, что из всего нашего путешествия по Индонезии это было самое вкусное блюдо дня, то нисколько против истины не погрешу. И в который раз подтвержу истину:

— Цена на качество блюда пропорционально не распространяется.

Единственно в чём опять же стоит местных кулинаров упрекнуть:

— Очень маленькие порции.

Мы с женой кушаем не много. Да и сами мелкие. Но даже нам по одной тарелке на брата практически не наесться.

Поэтому в качестве наполнителя и заполнителя желудка добавляем миску варёного риса. Горсточка на тарелке, пресного, приготовленного в скороварке. Стоит 4000 тугров (17 рублей).

На запивалку. Бутылочка клока колы, маленькая. 5000 (20). И стакан свежевыжатого сока из волшебного фрукта манго. 12000 (50). Дальше учитываем, что сок из очень мясистого плода получается густым. А чтоб он мог хоть как-то уложиться в стакан и сосаться через трубочку, его чуток разбавляют. Причём я голосую за просто воду. А то ведь плеснули настолько насыщенного сиропа, что коронный прикол «задница слипнется» не просто слова, а будущий факт на лице.

Вообще отмечу, кухня в Джокьякарте, да и по Индонезии в целом, как я её понял, отличается двумя аспектами:

— Едят мало. Но потребляют очень много сахара.

Вот чего, чего в Джокье днём с огнём не сыскать, так это чего-нибудь вкусненького выпить. В смысле крепкого. Мусульманская страна. Крепкие традиции. Народ не пьющий. Чем догоняются и снимают стресс, особенно по далёким и мелким островам, грибочками или лечебными травами, то уже другой вопрос. Это я тоже наблюдал. К данной теме напрямую это не относится.

Момент состоит в том, что если выпить захочется, найти бар при гостинице завсегда можно. Другое дело, что предлагаемый ассортимент будет минимален, а цены бесконечно высокие. Пример? Да возьмём хоть бар при нашем отеле Ибис Малиоборо.

Притулился при ресторане. Только если ресторан в закрытом помещении, неплохо обставлен и имеет кондиционирование, то Ибис Бар за стеклянными дверями, на балконе, под жарким тропическим ветерком.

— С одной стороны это хорошо, — скажите Вы, — зато с видом на свободу.

Немного не так. Потому что вид на город равносилен виду на помойку. С драными рекламными плакатами, разрухой пустых помещений, лужами, текущими от мусорных баков и прочими атрибутами Азии. Пить кофе по утрам после завтрака, это ещё полбеды. Но убивать вечер, да ещё за свои деньги, такое развлечение уже слишком…

Плюсом очень ограниченный ассортимет. На барной стойке, больше напоминающей обычный шкаф из ячеистых полок, стоят несколько початых бутылок. Редко, редко. Из закуси только непонятной концепции снеки. В алкогольном меню бармена только Маргарита, Текила Санрайз, Сингапур Слим и ещё парочка коктейлей. Все по 130000 рупий (550 рублей) не считая налога. Причём ощущение, что готовить их будут непременно изо льда, а не по классическому рецепту.

Мы, конечно, хлебнули. Раз пришли. Правда остановились на чистом Ред Лейбл. По шоту. Маленькому, как колибри над цветком лотоса.

— Виски. Но айс.

Чтоб не успели развести капельку радости. Хлопнули по-быстрому и пошли в номер.

Отсюда возникает вопрос:

— А что же пьют в приличных барах местные?

Сейчас поведаю.

Волею судьбы нас однажды занесло под какую-то крышу чердачного типа в бар под именем Raminten Resto. Не знаю, насколько там ресторан, судя по названию, еда наверняка тоже есть, но в первую очередь нам подали меню именно бара.

Теперь представьте атмосферу. Третий, верхний этаж. Над тобою только балки, стропила и прочие деревянные конструкции. Кондиционера нет. Должно продуваться насквозь, но помогает в том обычный напольный вентилятор. Для редких туристов европейцев стоят несколько столиков. Местные располагаются на полу.

В перечне напитков только коктейли. Из всего, что можно смешивать, кроме опять же алкоголя. Хотя нет, соврал. Есть две позиции, в которых присутствует пиво… Самые дорогие из всего предоставленного ассортимента. Аж по 40000 рупий (170 рублей). Угадайте, что мы с голодухи выбрали? Правильно. Можете не сомневаться. Именно эти пивные смузи.

Один какой-то голубой, ибо в книжке так и написано:

— Blue. — После непонятных других закорючек. Второй был клубничным.

Заказ принят. Теперь начинается самое интересное.

Минут через несколько мальчик бармен приходит с извинениями. Так, мол, и так:

— Не могли ли бы Вы любезно заказ изменить, потому что банка пива у нас всего одна.

Знатные алкоголики! Пришлось уважить. Ткнул в первый попавшийся сок на картинке.

Теперь о том, что принесли. Красивый барный длинный стакан. На дне радикально голубой сироп. Посерёдке помещено пиво, методом аккуратного разлива. В жиже плавает долька лимона. Украшением служит кружочек лайма. Красоты добавляют непонятные семечки в желе.

— Из чего всё это сделано осталось за кадром.

Второй стакан оказался соком кокоса. Но не просто, а со смыслом. На дне опять же сироп, только на этот раз красный. Потом идёт перемолотый в блендере кокос. Молочный. С мякотью. Лёд кубиками.

— Сплошной гоголь-моголь, но красивый, не отнять, перфоманс.

Теперь как это пить. Лучше всего, конечно, через трубочку. При этом не затягиваясь вовсю и не погружая нижний конец на дно бокала. Почему? Сейчас расскажу.

Я с дури полной ложечкой жидкости перемешал. Чтоб цвет сока стал радикально розовым…

— Лучше бы этого не делал!

Сироп настолько сладкий, и его там настолько много, что пить дальше это было просто невозможно. Ждал, когда лёд растает, чтобы слизывать водичку из-под него. Я же говорил, что в Джокьякарте едят и пьют очень много сахара.

— У каждого свой вкус. — Так сказал кот, облизывая свои лапы.

И под конец рассказа ещё один кулинарный индонезийский нюанс. Для этого нам придётся вернуться в наш отель Ибис Малиоборо на завтрак. В ресторан на втором этаже.

Завтрак, он как завтрак. Вполне обильный и достаточный. Правда слегка с азиатским уклоном. Помимо традиционных для сетевых отелей омлетов, яичницы и сосисек, есть рис и лапша с овощами. Курица пережаренная кусочками с пряными травами. Такая традиционная для Юго-Востока и самая простая еда. Отдельно стоит бульон, из которого можно сделать супчик, доложив ингредиенты и добавки по вкусу.

Из фруктов арбуз, дыня, папайя. Убогие плюшки из кислого теста. Зато отличный ароматный напиток из кофемашины. Не кислый совсем с шикарным послевкусием.

Но не это нас сейчас интересует. Меня вдохновил раздел с местными специалитетами.

— В отдельном поддоне под горячее блюдо лежит целая миска красной икры!

И черпак рядом.

— Не жалей, накладывай с горкой. — В смысле жри ложками.

Рядом надпись, типа что это. Исключительно, правда, на яванском:

— Bubur mutiara.

Чувствую, однако, подвох. Не может русская народная еда деликатес вот так просто быть вываленной на всеобщее обозрение. Да ещё в таком несметном количестве. Благо интернет в отеле летающий, открываю приложение переводчик. Забиваю это самый «bubur» и жму кнопку перевести с индонезийского. Угадает кто правильный ответ?

В миске лежит… тыдыщьььььь:

— Овсяная каша!!!

Я, конечно, положил себе кусочек. Не мог пройти мимо и не попробовать. Вкус исключительно манки. Пресный. Абсолютно. Никакого рыбного привкуса. Даже краска тоже не чувствуется. Удовольствия никакого.

Хотя вру. Можно удовлетворить свои понты. Разослать по Whats App всем друзьям и знакомым фотографию блюда с комментариями:

— Смотрите чем завтракаем! Завидуйте.

Ещё бы хлебушка добавить…

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм