Турист Наталия Макуни (Nataliya_Makuni)
Наталия Макуни
была 29 января 2021 14:10

Гороховец — Россия Август 2020

В Гороховец я собиралась давно — и странный 2020-й год окончательно убедил меня, что планы откладывать не стоит, так как неизвестно, когда удастся их воплотить. И в августе я сорвалась с места и поехала. И сказочный Гороховец мгновенно покорил мое сердце! Покой, тишина и волшебные пейзажи — что еще нужно для счастья?

Гороховец — маленький, да удаленький

Сразу хочу предупредить — туристы в Гороховец чаще всего приезжают на автобусах и вечером уезжают обратно, поэтому выбор вариантов еды и ночевки в городе невелик. Но встречают гостей действительно с душой. Я забронировала 3 ночи в Квартира Туристическая, чтобы неспешно насладиться маленьким городком. Это оказался отличный вариант проживания — до всех достопримечательностей я легко могла дойти пешком.

Мое знакомство с Гороховцом началось с набережной. Виды с берегов Клязьмы — одна из главных причин, почему я приехала в Гороховец. Старинный ансамбль не нарушают современные здания, и кажется, что время остановилось. Первый пункт моей поездки — дом купцов Опариных 17 века, а ныне — городской загс! Наверное, приятно жениться в таком маленьком уютном теремке! Сразу за «спиной» дома Опариных (можно дойти через подстриженный газончик за загсом) — Благовещенский собор, который некогда построил конкурент купца Опарина, купец Семен Ершов. Именно поэтому крыльцо своего дома купец Опарин развернул от храма к реке — чтобы «глаза его не видели» постройку богатого соперника!

Гороховец — маленький, да удаленький

Если еще немного пройти по набережной, вы увидите еще один дом 18 века — дом Канонникова, приземистый и аскетичный. Говорят, суровы и скромны в быту были и его основатели, купцы Канонниковы. Вблизи дом не очень эффектен, но фантастически смотрится с другого берега реки.

От дома Канонникова можно свернуть к Благовещенскому собору, также построенному в 18 веке. Рядом с ним возвышается красивая белоснежная шатровая колокольня. В храм мне за 3 дня попасть так и не удалось — поэтому если увидите его открытым, рекомендую обязательно сразу зайти внутрь, потом можете не успеть.

Гороховец — маленький, да удаленький

Центральная площадь Гороховца, до которой всего пара минут от собора, в будние дни удивительно пустынна. Только мамочки сидят в уютном сквере с вездесущим «Я люблю тебя, Гороховец», а в Сретенский монастырь то и дело заходят паломники. Советую зайти на его территорию, даже если не слишком любите монастыри — в теплое время года там много цветов, территория ухоженная и очень уютная. Белокаменные церкви построены в 17–18 веках. Снаружи в стену-ограждение монастыря встроен дом одного из богатых купцов — его покровителей.

Напротив монастыря на площади расположено небольшое кафе «Изба» — чуть ли не единственное предприятие питания в центре города. Еда недорогая и простая (русская кухня), но вкусная, заказывать нужно на кассе. Летом можно сесть на открытой веранде. Закрывается ранним вечером, поэтому, если хочется поесть в кафе, лучше сделать это в обед, а не в ужин. В Гороховце туго с ресторанами, к сожалению — в черте города это было единственное место, где я смогла поесть.

Главная улица города — спокойная и уютная. Немного пройдя по ней, нужно свернуть на Нагорную улицу — и мы попадаем в еще один сказочный терем. К счастью, его можно подробно изучить изнутри — это Гороховецкий историко-архитектурный музей, бывший дом купца Сапожникова. Однозначно рекомендую к посещению, это один из важнейших музеев Гороховца! Потрясает не только сохранность самого дома, но и деревянных ворот перед ним — в это сложно поверить, но они относятся к 17 веку. Внутри музея некоторые помещения обставлены как в 17–18 веках, а фотографии на стенах рассказывают историю бывших жильцов этого дома.

Гороховец — маленький, да удаленький

Гуляя по главной улице, мы наконец можем полюбоваться деревянным модерном, который, в свою очередь, обязан своим появлением другому поколению местных купцов, живших здесь в конце XIX-начале XX века.

Обращает на себя внимание зеленый дом Пришлецова с резными деревянными русалками (ул. Ленина, д. 38), а вот в музее Технической мысли «Марфа-Посадница» рекомендую задержаться подольше.

Гороховец — маленький, да удаленький

Когда-то этот дом принадлежал одной из ветвей известной в Гороховце семье купцов-судостроителей Шориных. «Марфа-Посадница» — самая большая на тот момент нефтеналивная баржа в мире (!!!), которую построили в 1907 году именно здесь, в маленьком Гороховце! Тогда название этого владимирского городка прогремело на весь мир! Но революция и репрессии заставили Шориных уехать из города, и их славная судостроительная карьера здесь закончилась. С купцами Шориными мы в Гороховце еще встретимся — у них в городе есть еще один потрясающий дом, еще более эффектный, чем этот.

По главной улице просто приятно гулять и сворачивать в переулки — то там, то здесь можно наткнуться на интересные деревянные дома со старинными наличниками. Например, если свернуть в Пушкинский переулок, издалека видно еще один уютный деревенский дом в стиле «модерн» с кокетливой башенкой.

Гороховец — маленький, да удаленький

Впрочем, самый эффектный дом Гороховца — сказочный Дом ремесел, бывший главный дом семьи купцов Шориных. До него надо добираться либо на машине, либо на такси, но однозначно рекомендую Вам сделать это. Этот невероятный зеленый «теремок» был построен в начале XX века купцом Иваном Александровичем Шориным для любимого сына в модном тогда стиле «модерн». Круглая башенка дома сделана из специальным способом вымоченных, а затем гнутых деревянных бревен! Сейчас в доме много экскурсионных программ, но лучше всего — выбирать ту, которая посвящена драматичной истории семьи его владельцев, благодаря своему таланту и трудолюбию «доросших» от обычных крестьян до купцов и владельцев судостроительного завода — а затем прошедших через жернова советских репрессий. Дом, его необычные окошки причудливой формы, красивые интерьеры — все это заслуживает пары часов времени.

Рядом с домом находится небольшая Казанская церковь (17–18 века постройки), она очень красива внутри. Рекомендую посетить всем, кто любит историю.

Завершающий штрих, который обязательно поможет Гороховцу запомниться вам надолго — это его пейзажи! Они прекрасны — как сверху, так и с другой стороны реки.

Для того, чтобы полюбоваться прекрасными теремами Гороховца на набережной, нужно перейти по понтонному мосту на другой берег. Не рекомендую ехать через него на машине — мост старый и при въезде можно сильно удариться днищем о торчащие балки! Пересекая мост, поверните налево и идите вдоль берега через небольшой лесок — дорога выведет вас на небольшой уютный пляжик. Красивее всего тут на закате, когда стены теремов солнце расцвечивает розовым и желтым. Тишина и покой тут такие, что кажется — время замерло и ты в настоящей русской сказке.

Гороховец — маленький, да удаленький

Также при желании можно завернуть в один из самых уединенных монастырей города — Знаменский красногривский женский монастырь. Дорога к нему через поле очень живописна, в августе лежали эффектные стога сена. Тоже ощущение настоящего путешествия во времени. В момент моего приезда монастырь, к сожалению, был на карантине, поэтому внутри я ничего не видела. Но и пейзажи хороши!

Еще одно чудесное место обзора — с территории Свято-Троицкого мужского монастыря. Он расположен на Пужаловой горе, возвышающейся над городом, и вид оттуда — и на сам Гороховец, и на его терема и церкви, и на бесконечные зеленые леса, окружающие его. Сам монастырь небольшой и приятный, а любоваться на виды оттуда можно не один десяток минут! Поражает «нетронутость» этих пейзажей! Уезжая из Гороховца, рекомендую обязательно заехать на эту гору — впечатление будет полным.

Гороховец — маленький, да удаленький

Кстати, если уж мы заговорили о горах, есть еще одно эффектное место в окрестностях — Лысая гора. Нет, шабаша на ней не предвидится — а вот прекрасный вид на Клязьму и окрестности обеспечен! Внимание — пейзажа самого Гороховца вы с Лысой горы не увидите, зато насладитесь совершенно первозданным видом полей и лесов без единого дома или купола! Такое ощущение, что вокруг на много километров ни души! Впрочем, уединение могут нарушить местные жители, которые любят делать здесь шашлыки. Доехать на Лысую гору можно по улице Горького. Вход на гору — около дома 54, нужно найти неприметную табличку и пройти по тропинке между двумя железными заборами, охраняющими яблоневые сады. Пейзаж остается в памяти надолго, особенно красиво здесь на закате.

Гороховец — маленький, да удаленький

Таков он, Гороховец — маленький, но полный самых разных достопримечательностей. Законсервировавшийся во времени и не желающий просыпаться для нового века. Лишенный кучи кафе, но по-домашнему уютный и гостеприимный. Оказавшись здесь, замедлите шаг, оглянитесь вокруг и вспомните страницы любимых русских сказок или классической литературы.

Здесь они к нам гораздо ближе, чем кажутся.