Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был сегодня 12:06

Сростки, Бийск, Республика Алтай — Россия Август 2020

Чуйский тракт больше, чем дорога. Чуйский тракт — главная кровеносная артерия республики Алтай, соединяющая её с Алтайским краем и остальной Сибирью с одной стороны, Монголией и Китаем с другой. Знакомство с Горным Алтаем невозможно без Чуйского тракта.

Наше путешествие на Алтай началось в Барнауле, который я уже описал в предыдущих заметках, далее продолжилось от Барнаула до посёлка Кош-Агач, предпоследнего населённого пункта на Чуйском тракте, дальше только пограничный посёлок Ташанта, для посещения которого требуется разрешение.

Итак, сегодня 10 августа 2020 года, мы выезжаем из Барнаула в Горный, именно так барнаульцы и жители Алтайского края называют республику Алтай. Ведь и так понятно, что Алтай, просто он бывает горный и равнинный. Мы это я, супруга Татьяна, дочь Катя, водитель Евгений и гид Сергей.

По новому мосту выезжаем из города, проезжаем город-спутник Новоалтайск и дальше направляемся в сторону Бийска. По Чуйскому тракту. Тут у Евгения и Сергея вышел спор, Сергей считает, что Чуйский тракт по-честному начинается от Бийска. Если говорить об исторической дороге, совершенно верно, от Бийска, но с 1961 года название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты, в настоящее время имеет индекс Р-256.

Все это я прочитал позднее, а сейчас мы в тонкостях не разбираемся, дорога хорошая, асфальт ровный, по две полосы в каждую сторону. При выезде из города на глаза попалось несколько забавных баннеров, оплаченных местным отделением КПРФ: портрет Карла Маркса с томиком «Капитала» в руках — «Я вернусь. I’ll be back». За окном мелькают поля, засеянные гречихой, перелески, по бокам тянутся на некотором отдалении деревянные заборы для снегозадержания, погода хорошая, солнечно, температура стремится к отметке +30.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Санитарная остановка, в кафе можно выпить чай из алтайских трав за 24 рубля. Мы на Алтае!

Примерно через полтора часа езды останавливаемся на месте гибели Михаила Евдокимова. Кто не помнит в силу молодости сообщаю, Михаил Евдокимов — известный сатирик, юморист, в начале 2000-х подался в политику, победил на выборах губернатора Алтайского края. Попытался изменить жизнь к лучшему, не получилось, местные депутаты организовали травлю, голосовали за его отставку. И вот, в такой ситуации, утром 7 августа 2005 года Евдокимов отправляется в село Полковниково на открытие музея космонавта Германа Титова. На скорости более 150 км/час водитель его машины, уходя от столкновения с поворачивающей на перекрестке машиной, не справляется с управлением, улетает в буквальном смысле слова в канаву и врезается в берёзу. Погиб Евдокимов, водитель и охранник, с тяжёлыми травмами выжила жена.

Вокруг трагедии много слухов и догадок, до сих пор жители края считают, что авария была подстроена, Евдокимова убили. На месте гибели, прямо у дороги памятный камень, та самая берёза, небольшая часовенка, и роща из 47 берёз, посаженных по числу лет, которые прожил Михаил Евдокимов. Кстати, часовенку при нас потихоньку ремонтируют, буквально три дня назад исполнилось 15 лет со дня трагедии. Тот конфликт Михаила Евдокимова с местной властью отголосками доносится до сих пор. Он, значит, был народным губернатором, а я что, не народный? Поэтому на официальном уровне память о Евдокимове не поддерживается, потому и среди лучших людей Алтая его я не увидел. Но народ помнит.

Добрались до Бийска, второго по населению города Алтайского края. Удивительно в райцентре увидеть трамвайные линии, но это так! Конечно, Бийск не совсем райцентр, население 200000 человек, крупный по сибирским меркам город. В городе сосредоточены предприятия химической и оборонной промышленности, порох, патроны и взрывчатку производят здесь. Прямо по дороге музей Чуйского тракта. Как укреплённая крепость основан указам Петра Первого в 1709 году, раньше, чем Барнаул, но статус города получил только в конце XVIII века. В предместьях города сливаются воды Бии и Катуни, образуя Обь. Бия — господин, Катунь — госпожа. О реках сложены легенды, переписывать не буду, можно посмотреть здесь.

Сергей, наш гид, хорошо знает историю края и людей, выросших на Алтае. По пути рассказывает интересные истории. Вот проезжаем поворот к коммуне «Майское утро» неподалёку от села Косиха. Была такая коммуна на заре Советской власти, организованная учителем Адрианом Топоровым. Главной особенностью «Майского утра» было то, что, наряду с трудом, главным занятием членов коммуны было совместное обучение и совместная культурная жизнь. Подробности здесь: Во время полета в космос второго космонавта — Германа Титова, выяснилось, что он считает А. Топорова своим «духовным дедом». Его родители жили и учились в коммуне «Майское утро», и их учитель — Адриан Топоров — стал для Титова примером настоящего человека. Человека, создавшего условия для прорыва в космос. Соседнее село также может гордиться знаменитым сельчанином — Роберт Петкевич родился в селе Косиха 20 июня 1932 года в семье сотрудника НКВД, позднее он стал широко известным поэтом Робертом Рождественским.

А вот ещё два имени или четыре, которые в свою очередь связаны с историей города Бийска: два дезертира: Шаргей-Кондратюк и Белянин-Бьянки. Первый был Шаргеем, во время Гражданской войны дезертировал из Белой армии, опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи мачехи получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка — под этим именем прожил до конца дней. Учёный, основоположник космонавтики. Придумал конструкцию элеватора «Мастодонт», построенного в городе Камень на Оби без единого гвоздя, крупнейшее деревянное сооружение. За что был посажен Советской властью, дескать, специально, сука, построил без гвоздей, чтобы побыстрее развалилось. Здание элеватора простояло 60 лет и сгорело от пожара в 90-х, остатки сооружения сохранились до сих пор. Автор трудов по космонавтике, рассчитал идею и траекторию полёта на Луну.

Американцы использовали расчёты Кондратюка для своей лунной экспедиции. Сергей дополняет официальные данные: американская делегация, в составе которой находились лунные космонавты, изъявила желание посетить родину учёного в 70-х годах. Власти бросились выяснять — а где он жил? С трудом нашли дом, мухой повесили на него мемориальную доску, организовали музей, наспех переименовали площадь именем учёного. Американцы приехали, расчувствовались и даже прихватили ведёрко земли с родины учителя космонавтики.

Другой носитель парной фамилии, живший какое-то время в городе Бийске — известный автор детских рассказов о природе Белянин-Бьянки. Ещё его дед, имевший немецкие корни, решил поменять фамилию Вайс («белый» на немецком) на фамилию Бьянки (тоже «белый» на итальянском). В своё время был призван в армию и воевал в армии Колчака, дезертировал, опасаясь репрессий, сменил фамилию на Белянин. Оба с пользой провели годы в Бийске. Плодовита Алтайская земля на талантливых людей!

Апофеозом популярных людей Алтая является деревня Сростки, крупный коммерческий и культурный центр на пути в Горный. Сростки, потому что разные русла Катуни здесь сращиваются. Пропустить и объехать невозможно. Родина Василия Макаровича Шукшина. Шу́кшина, уточняет Сергей, так в оригинале звучала его фамилия. Первым нас встречает рынок. Здесь есть всё, чем богат Алтайский край: мёд (!!!), варенье разное, оригинальное из полевой земляники, местного специалитета, копчёная и вяленая рыба из алтайских рек, солёные грузди, маслята, подтопольники, поделки из кедра.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Помидоры мясистые, с запахом, вкусные! Дыни, арбузы — все местные, сибирские! Но дорого. Дерут с туристов втридорога. Козий сыр — 2700 руб. за кг! Вяленый хариус — 2200 руб., х/к — 2000 руб., грузди — 700 руб. за литровую банку, варенье из земляники 300 рублей за 200-граммовую банку. Не удержался, взял на пробу неизвестные жителю Центральной России подтопольники, Таня — грузди, ну и хариус, конечно. Знаменитые сростские пироги со временем испортились, Сергей и Евгений говорят, раньше сами ели, а после того, как наелись сырым тестом, перестали.

Затарились, сто метров от рынка направо поворот на гравийную дорогу, поднимаемся на гору Пикет. Почему «пикет»? Так в древности снасть называлась для ловли рыбы, загораживали ей протоку, пикет устраивали. Понравилось мне место, зашло. Поднимаешься от автостоянки по пологой тропе, и вдруг вырастает на фоне луговой травы фигура присевшего Василия Макаровича, застывшего в думах о судьбе русской глубинки. Впечатляет. И простор земли с холма, деревня внизу, река, дали. Хорошо. Трибуна для Шукшинских чтений, арочные фермы, подгнившие подмостки. Но задник с видом на сибирские просторы потрясающий. Обязательно надо остановиться. Внизу, в деревне, есть музей Шукшина в доме его мамы, но нам надо двигаться дальше. Кстати, следом есть деревни Образцовка и Берёзовка, там тоже продают соления, попробуйте прицениться, не исключаю, что будет подешевле, чем в Сростках.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Ещё немного и мы въезжаем в республику Алтай, на въезде нас встречает памятник туристу и портрет улыбающегося президента на рыбалке. Дальше целая аллея баннеров, посвящённая героям-десантникам. Пост контроля грузов напоминает границу стран Евросоюза, когда граница есть, а пограничников нет, но мы же по-прежнему в России? Я засомневался, дорожные указатели на двух языках, река Катунь также именуется на алтайском — Кадын. Первое по трассе горное село называется Майма, на въезде в которое огромная реклама пива Weissburger родом из Барнаула, ещё немного и Горно-Алтайск, не заезжая продолжаем двигаться по трассе Р-256, Чуйскому тракту.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

«Расскажи-ка мне дружок, что такое Манжерок?» — пела Эдита Пьеха. Манжерок — это туристический посёлок, расположенный у подножия одноимённой горы, на которой Сбербанк построил горнолыжный кластер. Современная Cable Car, канатная дорога с кабинками, ведущая на вершину горы, зимой здесь отличные горнолыжные трассы, а летом народ валит посмотреть с вершины горы вниз. По прибытию на конечную станцию часть народа продолжает карабкаться на небольшой, но крутой склон вверх в ожидании ещё более крутого вида. Я слазил. Что могу сказать? Предлагаю установить указатель в начале этого подъёма: — Не тратьте время и силы, ничего интересного там нет. На спуске я бы поставил вторую табличку: — Ну что, убедились? Скажу больше, проедете мимо — ничего особенно не потеряете. Вид и вид, не впечатляет. Внизу много сувенирных магазинов, аттракционы для детей, скамейки с алтайскими поговорками. Посетили и ладно.

Едем ещё немного, и Сергей приглашает нас пообедать по пути в ресторане на территории пансионата Орлиное гнездо. Винегрет из местной, русской и европейской кухни. Надо привыкать не смотреть в меню, а сразу спрашивать — что сегодня есть реально? Сугудая нет, но хариус пожарят. После обеда прогулялись на берег Катуни, благо идти не более 100 шагов. Высокие сосны подступают прямо к берегу полноводной реки.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Здесь наша дорога на некоторое время уходит в сторону, на так называемый Чемальский тракт, в сторону посёлка Чемал. Чемал, возможно, самое популярное у туристов место в Горном. Вокруг посёлка создана туристическая инфраструктура, жильё на любой вкус и кошелёк, от места для палатки до люксового 4-х звёздного отеля на природе. Да, место для палатки надо покупать, 300 – 500 рублей за ночь, за эти деньги вы получаете охрану, туалет, ну и всё, похоже. Мы остановились в отеле Klever resort на берегу Катуни. Смело рекомендую! Красивые коттеджи и номера в гостинице. Современный дизайн, хорошая отделка, небанальная мебель, много лужаек, бассейн с видом на Катунь, хорошая еда.

13.08.20. Чуйский тракт, продолжение.

Прощаемся с Клевером. Здесь хорошо и комфортно, мелкие недочёты не в счёт. В 9:30 стартуем дальше. Сегодня путешествуем по легендарному Чуйскому тракту, одной из самых красивых дорог в мире, соединяющей Россию и Монголию (расстояние 300 км). По пути мы сделаем остановку в красивых и запоминающихся местах Алтая. Высокогорные перевалы Семинский (1894 м) и Чике-Таман (1460 м). Кедровая тайга. Памятники давно исчезнувшим цивилизациям. Древние курганы. Каменные изваяния. Экскурсия к наскальным рисункам петроглифам в урочище Калбак-Таш. В природном парке Уч-Энмек мы посетим памятники истории и археологии, а в гостевом аиле (алтайское национальное жилище) узнаем о жизни и быте коренного населения, пообедаем блюдами национальной кухни, послушаем исполнителей национальной музыки. Такая у нас сегодня насыщенная программа.

Едем обратно по уже накатанной дороге. Проезжаем Чемал с его огромным количеством магазинов, сувенирных лавок, рыбных точек, магазинов местных деликатесов, бюро путешествий на Каракольские озёра. Сегодня заметил большое поле, похожее на футбольное. Это для национальной игры кок-бору, можно перевести как козлодрание. Всаднику на коне надо выхватить шкуру козла у соперника и поместить в воронку. Другой популярный вид национальной борьбы называется куреш, где задача победителя коснутся конечности соперника.

За Усть-Сема сворачиваем на Чуйский тракт по новому участку дороги через кольцевую развязку. А в самом посёлке остался старый поворот и мост. Это место в 1964 году было съёмочной площадкой фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень». В самом начале ещё под титрами главный герой Пашка Колокольников в исполнении Леонида Куравлёва выходит из чайной и оглядывает дорогу и мост впереди. Вот она чайная, деревянный сруб, вот дорога, вот мост. Ещё и ГАЗ-51 во дворе для убедительности стоит. На всём надпись «продаётся». Евгений-водитель — молодец! У него в машине записаны песни и фрагменты кино, посвящённые Чуйскому тракту. Так что мы тут же можем сравнить кадры из кино с современными реалиями. Интересно, как будто в прошлое окунулись!

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Переехали Катунь и мир вокруг начал постепенно меняться. С Катунью мы прощаемся на время, дорога будет идти вдоль реки Сема. Формат небольшие лесистые горы и небольшая долина постепенно сменяется на большие нелесистые горы и большая долина.

Семинский перевал, база подготовки олимпийского резерва, сплошные ряды торговцев: к обычному хариусу, изделиям из кедра, меду и медовухе добавились монгольские шерстяные изделия и платный туалет. Никаких природных красот не видно, на перевале стоит каменный столп, это памятник двухсотлетию добровольного вхождения Алтая в состав Российской империи.

Немного истории. Территория современной республики Алтай в начале XVIII века являлась частью Джунгарского ханства, государства на севере Китая на стыке границ современной Монголии и Казахстана. Местные ханы погрязли в междоусобицах, Цинская династия Большого Китая захотела воспользоваться ситуацией и захватить земли алтайцев, монголы тоже не отставали, проводя опустошительные набеги. В 1754 году главы местных администраций, зайсаны тогда они назывались, написали письмо императрице Екатерине с просьбой о приёме в состав Российской империи, 2 мая 1754 года Екатерина Великая подписала соответствующий указ. В советский период была образована Ойротская автономная область в составе Алтайского края. В 1990 году на волне раздачи Ельциным суверенитетов была провозглашена независимость республики, в 1992 году АССР назвали Республика Горный Алтай, в 1993 году принято нынешнее наименование — Республика Алтай, убрали слово «горный», однако называют её именно так – Горный.

Сергей посоветовал запустить дрон, а мне страшно его потерять. Отошёл за памятник, поставил дрон в траву для старта, напряженными руками сжал пульт. Совершил не очень толковый полёт, вернулся, приготовился к приземлению. Пару коршунов поблизости проявили к моей машинке интерес, стали кружась приближаться. Вот незадача, не хватало чтобы его коршуны склевали! Но обошлось.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

Пока я поднимал дрон, Катя обнаружила на перевале марала, алтайского оленя, который позирует для фото. Хозяин жалуется, проезжающие мимо туристы потом отправляют жалобы на жестокое обращение с животным. Какое жестокое? Да он лучше меня живёт! У него огромный вольер, ест до отвала, посмотрите на его бока, спит — сколько хочет. Если его сейчас отпустить, мигом браконьеры поймают, рога срежут, да и не выживет он сам в лесу. Маралы, один из символов Алтая, существует мнение, что отвар из пантов, рогов марала, производит омолаживающее действие. На Алтае есть дикий марал, живущий в тайге, но также маралов разводят в мараловедческих хозяйствах.

Собираю дрон, человек поблизости, варящий себе кофе в турке на газовой горелке, дал совет: — не сажайте дрон в траву! Может намотаться на винт — сломаете! Разговорились. Мужчина лет сорока, едет один. Путешествует из Москвы на Байкал на Toyota Camry! Так что он посредине пути. Я рассказал о наших планах, впереди мы пересаживаемся на машину высокой проходимости для езды «по дорогам без покрытия».

— Да, знаю, я был там — говорит мужчина.
— Но вы на легковой?
— Да, я, конечно, проехал, но по приезду в Москву придётся проверить всю ходовую.
— Вам понравилось?
— Природа бесподобная, всё хорошо, если бы не местное «гостеприимство». Останавливаюсь отдохнуть, мне в окно стучит человек: — уезжай отсюда! По гравийной дороге еду, местный сзади сигналит — уступи дорогу, а я не хочу уступать, камнями из под его колёс свою машину изуродую, так он догнал, тут такие угрозы пошли, хоть в прокуратуру обращайся.

Пожелали друг другу удачного путешествия и разъехались. Впереди вас ждёт хорошая погода!

Да, к сожалению, это правда. Местные жители далеко не всегда доброжелательно относятся к туристам. Иногда вполне заслуженно, не все приезжие ведут себя одинаково, есть и те, кто оставляет за собой горы мусора. Но и местные платят тем же. Не все конечно, часть алтайцев работает на туриндустрию, зарабатывают на нас, содержа базы отдыха, кафе, аттракционы. Но есть и те, кто просто готов ограбить туристов. Помните, с чего я начал свои дневники.

Так что, не ехать? — Ехать, конечно! Просто соблюдать определённые меры осторожности. Сергей пояснил, если вы остановились на территории одного алтайца, другой алтаец никогда на неё не заступит, так что останавливайтесь в кэмпинге или в домиках базы, принадлежащей местным, не волнуйтесь! А мой новый знакомый путешествовал в одиночку, ночевал в палатке где придётся.

Главная достопримечательность на перевале — туалет. Огромная вывеска красными буквами на жёлтом фоне видна издалека. За 15 рублей можно встретиться с унитазом. Весьма актуально! Подавляющее большинство туалетов на пути представляют собой деревянный сортир с очком и выгребной ямой. Не все метко в это очко попадают, сами понимаете. Даже на сетевых заправках Роснефти или Лукойл такие стоят. Катя заглянула в один и, стиснув зубы, сказала: буду терпеть! Имейте в виду! Но всё это ерунда по сравнению с видами вокруг!

Едем дальше, неподалёку от села Каракол, съезжаем с дороги в природный парк «Уч Энмек». Здесь запланирована остановка на обед национальными блюдами, после чего мы сможем оценить традиционное алтайское горловое пение. В 2001 г. в Священной долине Каракол было организовано ООПТ «Уч Энмек» призванный сохранять, охранять и развивать на принципах устойчивого развития природно-культурное Пространство Священной долины. В результате последующих результативных действий «Уч Энмек» и на основе баланса традиционных и западных методов исследования объектов культурного наследия, были выявлены уникальные феномены взаимодействия между природно-культурным ландшафтом Священной долины и человеком, его сознанием и физическим телом. Вот в какое место мы попали!

Эзотерическая ферма, гостиница, место для встреч эзотериков, любителей научного, около и ненаучного. Подробнее здесь.

Есть мы сегодня будем в аиле. Аил — традиционное жилище алтайцев, чем дальше вглубь Алтая, тем больше аилов и больше алтайцев. Правильный аил восьмиугольный в основании, сложен из бруса или кругляка, с высокой конусной крышей и дыркой наверху для выхода дыма, левая половина от двери мужская, правая женская. По центру очаг, на котором готовят, над ним же коптят и сушат. Есть аилы стационарные и кочевые. В сёлах на нашем пути используются как летняя кухня вдобавок к обычному дому.

В таком аиле нас кормят сегодня. Симпатичная алтайка с красивым именем Урсула поясняет, что мы едим и пьём. Пьём чегинь — кисломолочный продукт на закваске, араке — из чегиня сделанный дистиллят, но не крепкий, с кефирной кислинкой. По еде так: копчёные над очагом в аиле кислый и сладкие сыры. Кислый едят с мёдом. Мягкий молодой сыр пыштак. Борсок — пончики, шарики, обжаренные на масле из дрожжевого теста. Кёче — наваристый мясной суп с перловкой, разлитый по пиалам, долго готовят в казане. Тёргом — бараньи потроха в кишке, ну и просто баранина из казана под названием керзен. Мне понравился тёргом, вкусный, хоть и неполезный. На столе также стоит кружка с сухим порошком. Это талкан, весьма популярное у алтайцев блюдо, протёртая ячневая крупа, его варят в виде каши, а также добавляют для сытости в чай, молоко. Типичная еда животноводов и кочевников.

«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 1

После алтайской части для закрепления результата следует часть русская: щи на крепком бараньем бульоне, разваристая гречка с котлетой.

Плотно поев, от пищи материальной переходим к пище духовной: в отдельной юрте, сложенной из горбыля, пожилой (но не слишком) алтаец исполняет горловым пением народный эпос Молодая Гора (Маадай-Кара по-честному, я в инете нашёл, переврал нам для удобства на русский), поёт 10 минут в сопровождении топшура, двухструнной лютни, профессору Функу из МГУ пел девять часов сокращенную часть. Полный вариант занимает двое суток. Весь текст на память помните? Конечно! Молодёжь не хочет учить эпос, а вот кайдарить, горлопанить любит. Кайдарить, играть на варгане, это востребовано. А сказительством не хотят заниматься, на всю республику эпос из молодых четверо исполняют. Профессор Функ хочет перевести эпос на русский и предложить мне его исполнить. Кроме топшура, сбацал нам на флейте местной, названия не упомню, и на хомузе-варгане. Три разных варгана и каждый по-своему звучит. Хорошо заехали.

Еще рассказы по теме Путешествие на Алтай. Август 2020
Барнаул
Один абсолютно счастливый день на Телецком озере
«Есть по Чуйскому тракту дорога». Часть 2

Полный текст дневника о путешествии на Алтай можно почитать на моем сайте. Адрес сайта смотрите в моем профиле.