Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Салехард — Россия Сентябрь 2020
Салехард

Сегодня, когда коронавирус «опутал границами» весь мир, самое время открывать заповедные уголки нашей страны, удивительные природные достопримечательности и города России, узнавать край, в котором ты живешь.

Я живу на Урале, на стыке Европы и Азии. По иронии судьбы мой дом находится на границе между этими двумя частями света, недалеко от знака «Европа-Азия» и я могу, выходя на прогулку «путешествовать», одной ногой стоять в Европе, другой — в Азии. В один из сентябрьских дней мы с мужем решили «пройтись туда-сюда» по этой невидимой границе, которую еще называют Каменным поясом.

«Каменный пояс» Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. Точкой нашего притяжения на юге стал археологический памятник эпохи бронзы — Аркаим и дельта Волги, а на Севере — Салехард.

Речь в этом рассказе пойдет о последнем.

Ученые до сих пор точно не знают, как попали в эти суровые края древние люди. Мы же попали в столицу Ямало-Ненецкого национального округа, в единственный город мира, находящийся непосредственно на полярном круге, по воздуху, рейсом Екатеринбург-Салехард. преодолев за 1,5 часа 1124 км. Надо отметить, что «воздушный путь» остаётся единственным способом добраться до Салехарда, в периоды, когда осенью ещё не встал лед на Оби и во время весенней распутицы до начала работы переправы. Город не связывают с «внешним миром» ни автомобильная, ни железная дороги. Поезд доходит только до города Лабытнанги, а далее паром или «зимник» по льду Оби.

Сентябрьский Салехард встретил нас пасмурной, дождливой погодой.

Салехард. Путешествуем по России

Температура + 12* с холодным пронизывающим ветром, ощущалась, как +5* Но это мы почувствовали позже, а пока, в ожидания багажа, рассматривали купол внутри здания аэропорта. Высоко над головой, будто в ненецком чуме, сходятся десятки шестов-длинных жердей, создавая воздушную сферу, окутывающую Землю.

Чум для ненцев — это центр всей жизни семьи, это целый мир. К слову, у бедняков чум остроконечный, а тупоконечная вершина у семьи с большим достатком. Купол аэропорта был тупоконечный и это не удивительно. ЯНАО — регион с богатыми рыбными ресурсами и земными недрами, один из ведущих в России по запасам углеводородов, особенно природного газа и нефти. Вот так с аэропорта мы начинали знакомиться с российским Севером. Я и раньше посещала полярные регионы, но вот российские впервые.

Остановились мы в отеле Юрибей, в двух шагах от здания Правительства ЯНАО. Это район новой застройки, а непосредственно город находится на противоположном берегу реки Шайтанки. И бросив в номер наш нехитрый скарб, рассчитанный всего на 3 дня, мы, несмотря на дождь и холод, пошли на прогулку.

Здание Правительства ЯНАО
Салехард. Путешествуем по России

Но только вступив на мост, соединяющий два берега, поняли, что лишнего свитерка надеть бы не помешало. К дождю прибавился пронизывающий ветер. Полярный круг, однако.

Мост через реку Шайтанка
Салехард. Путешествуем по России

Дождливо и холодно, но мы самоотверженно продолжаем прогулку. Создавалось ощущение, что в городе численностью населения более 50-ти тысяч, мы гуляем одни. Осматриваем Парк Победы. Очень достойное красивое место. Парк открыт в 2015 году к 70-летию Победы и расположен в равнинной тундре. На площади в 20 гектар находится Пантеон Вечного огня, музей Военной техники под открытым небом, часовня, памятник неизвестному солдату и др.

Салехард. Путешествуем по России

Знакомство с Салехардом лучше начать с музея, так призывно рекомендовал рекламный плакат. Мы с радостью согласились, под крышей и в четырех стенах, где сухо и тепло, без сомнения знакомство будет более приятным. К слову, отопительный сезон на Ямале начинается обычно 1 сентября и длится почти десять месяцев.

И мы направились в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского — православного миссионера (игумена Иринарха). Именно он был инициатором создания в 1906 году этнографической коллекции инородцев Тобольского Севера.

Салехард. Путешествуем по России

В музее выставлены уникальные экспонаты, связанные с археологией и с историей освоения этих земель.

Салехард. Путешествуем по России

И, конечно, всемирно известные находки, как мамонтёнок Люба, обнаруженная в верховьях реки Юрибей.

Салехард. Путешествуем по России

Неблагодарное дело, пересказывать 2-х часовую экскурсию, особенно, когда ее провёл профессионал, увлечённый своим делом человек. Спасибо Нелля Сергеевна, мы получили большое удовольствие. Приятным бонусом стало продолжение осмотра — выставка фотохудожника Сергея Анисимова «Ямальский калейдоскоп» истории в 90 кадрах. С фото работами Сергея, салехардца, снимающего северные и арктические районы планеты, я знакома по фейсбуку, а в выставочном центре увидела его замечательные фотографии воочию.

Вторая половина дня ознаменовалась появлением солнца, вопреки всем прогнозам. И город засиял. Засиял своим разноцветными фасадами и улыбками горожан. Психологи считают, что такое разноцветье помогает жителям полярных регионов пережить долгую белую холодную зиму.

Салехард. Путешествуем по России

А пока можно загрузиться витаминами на местном рынке и, конечно, северной рыбкой. Но в связи с коронавирусом на рынке работали прилавки только с продуктами. Киоски с изделиями местного промысла: меха и оленьи шкуры, изделия из бивней мамонта и прочее, были закрыты.

Салехард. Путешествуем по России

День подходил к концу, а впереди было еще много интересного. Продолжение следует… часть 2