Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Лабытнанги, Салехард — Россия Сентябрь 2020
Мост Факел

«На самом полярном круге, пересекающем величественную Обь, стоит старинный казацкий городок Обдорск, бывший оплот дружины Ермака, остающийся и доныне самым крайнем селением русских в этом пустынном крае остяков и самоедов» — так писал в 1893 году во время экспедиции на полуостров Ямал путешественник, писатель, ученый и исследователь Дмитрий Константинович Носилов. Его маршрут пролегал по реке Полуй, на крутом берегу которой в 1593—1595 гг. и началось строительство острога, положившего начало современному городу Салехард.

Строительство Обдорского острога. Художник Михаил Канев. Выстака, посвященная 425-летию Салехарда.

Основание Обдорска было вызвано необходимостью защиты от инородческих набегов, для пресечения беспошлинной торговли, а также контроля за передвижением товара на пути к центру ярмарочной торговли за Полярным кругом — легендарную Мангазею (первый русский заполярный город 1600 — 1672 гг. в Сибири).

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Просуществовав чуть больше 200-х лет, обдорская крепость утратила свое военно-оборонительное значение, а в 1807 году стены и башни крепости были снесены из-за ветхости.

Историко-архитектурный комплекс древнерусского деревянного зодчества Обдорский острог, воспроизводящий облик форпоста российского государства, открылся в 2006 году на историческом месте у слияния рек Полуй и Обь.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Обдорский острог включает в себя: Никольская башня, съезжая башня, проезжая башня, 2 глухие башни, дом воеводы, кузница, памятник основателям, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Вся территория острога в точности, как много лет назад, обнесена частоколом.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Обдорский острог не так хорошо просматривается с воды, как ранее. Берег застроен портовыми сооружениями с одной стороны и современными зданиями с другой. Со старого причала в острог к Никольской башне ведет лестница.

Никольская башня — главная башня, отмеченная двуглавым орлом, венчала основной вход в город. Названа она Никольской — в честь Николы Чудотворца, глубоко почитаемого и любимого северянами. Ворота башни служили Святыми воротами, оберегающими поселение от нечистой силы. По внутренней крутой лестнице башни можно подняться на дозорную вышку, с которой хорошо просматривается как внутренний двор, так и пространство реки Полуй.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Словно портал в прошлое открыт в Салехарде. Среди современных кварталов стоит острог, на том же месте, как и 425 лет назад. А за частоколом течет река Полуй и открывается вид, такой же, как видели жители и защитники крепости много лет назад.

В день нашего посещения было тихо и малолюдно, некоторые помещения закрыты, хотя обычно острог живет активной жизнью. Проводятся различные активности: праздники, фестивали, уроки истории для школьников. Работают ремесленные мастерские, кузня, встречает своих прихожан церковь. Ковид внес свои коррективы. Но мы не остались без внимания. Кузнец Николай провел нам экскурсию, открывая замки на дверях в помещениях острога, в том числе и Храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость»

В Обдорске церковь появилась в 1602 году, задолго до строительства здесь много башенной крепости, внутри которой она впоследствии оказалась. Именно с неё среди коренных жителей стало распространяться православие.

В жилых помещениях острога представлен казачий быт.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Казаки в совершенстве владели кузнечным делом наравне с военным искусством. Поэтому на территории острога была построена кузня, где сегодня занимаются дети, овладевая ремеслом своих предков. И в результате детской фантазии появляются туфелька для Золушки, изящные бабочки, а по стенам «ползают» жучки.

Именно казаки расширяли северные владения России. Города начинались с казачьего зимовья, на месте которого строился острог, в последствии расширялся до города-крепости. Так прирастала Русь Сибирью. На территории комплекса установлен памятник основателям острога. Бронзовые фигуры казаков под предводительством князя Петра Горчакова, преодолевая порывы ветра, устанавливают крест — символ государственности и христианства. Приятно было узнать, что проект памятника был разработан и реализован моими земляками, творческо-производственным объединением «Екатеринбургский художественный фонд»

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Осмотрев историко-архитектурный комплекс Обдорский острог», к слову единственный северный город в России, воссозданный в историческом месте, мы продолжили знакомиться со старой частью Салехарда. Недалеко от острога расположена церковь Петра и Павла. Первая каменная церковь в Обдорске. Напомню, что город расположен на полярном круге, в суровом климате, на вечной мерзлоте.

«Пятнадцать лет назад семь русских архитекторов строили эту церковь и, наконец, заявили о невозможности строительства каменной церкви. Теперь я должен снести каменный фундамент и за три года закончить строительство. И чтобы в этой отапливаемой церкви, даже при морозе в 50 градусов, температура достигала плюс 16-и. Так мне сказал тобольский губернатор во время ревизионной поездки…» — писал, приступая к строительству прусский архитектор Богдан Цинке. И эта сложная задача была выполнена и в 1894 году состоялось освящение нового каменного храма, старейшего храма на Ямале. Сегодня это объект культурного наследия народов России и охраняется государством.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Спустя несколько столетий и город в большинстве своем стал каменным. Выросли на сваях теплые дома с яркими фасадами. И уже стоят памятники нашим современникам, которые продолжали осваивать полярные территории. Если ранее регион был местом ссылки, то в 70-е годы 20-го века это было направление романтиков, геологов.

Про Арктику, как сокровище мира и огромное поле перспектив для России говорил еще Михаил Ломоносов. На долю Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) приходится около 75% разведанных запасов природного газа России и 22% мировых запасов. Но эти богатства еще надо извлечь. Вечная мерзлота, сильные ветры, длительная зима, короткое лето и отрицательная среднегодовая температура воздуха. Не удивительно, что большинство современных достопримечательностей региона связано с разведкой и добычей газа.

Мост «Факел» в Салехарде соединяет центр города и аэропорт, и является важной артерией города. Название объекта объясняется его формой со светящимся в вечернее время конусом, напоминающим пылающий газовый факел. Конструкция моста меня не впечатлила, а вот виды на город из лифта и ресторана, расположенного в верхнем уровне сооружения, дают общее представление о Салехарде. Можно оценить масштаб строительства будущей набережной реки Шайтанка и храм Преображения Господня. Храм строится уже 8 лет, но до полного окончания, как сообщают местные СМИ, надо еще около 3 лет. Но вернемся к мосту, а вернее к ресторану. Это был единственный ресторан, где нам удалось пообедать в городе во время прогулки. Остальные заведения (не беру во внимание бургерную), отмеченные в туристической карте закрылись, не выдержав противоэпидемических мероприятий, самоизоляции горожан и прекращения туристических потоков.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Еще один из таких объектов — музей полярной авиации под открытым небом вблизи аэропорта Салехарда. Здесь размещены списанные модели 9-ти самолетов и вертолетов, без существования которых, сложно представить освоение Ямала.

Застыли на пьедесталах первый серийный советский вертолет МИ-1, а также модели Ми-4, Ми-6А Ми-8;

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Расположив на своем логотипе стрекозу, газовики отметили большой вклад в освоение Ямала вертолетов. Я так для себя объяснила эту инсталляцию со стрекозой.

На вечной стоянке расположились самолеты: Як 40, Ли 2,Ту 134, Ан 2, Ан 26

Одними из пионеров грузовых и пассажирских авиаперевозок стали самолёты Ли-2. Экипажи обслуживали геологов, строителей, рыбаков и других жителей региона, а также самолет участвовал в строительстве железной дороги № 501, Салехард — Игарка, забрасывая в отдаленные места изыскателей, прокладывающих ж/д маршрут.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

А самолет Ан 2, известный в народе, как «кукурузник» или «антошка», тоже немало потрудился в ямальском небе, связывая Салехард со многими труднодоступными уголками региона.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Недалеко от музея самолетов, в районе переправы через Обь на небольшом холме стоит символ Ямала — мамонт.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Поле с самолетами и холм с мамонтом расположены по разные стороны дороги. Да, их разделяет дорога, а во времени — несколько тысячелетий. Вот такой удивительный регион и город на полярном круге.

Еще один символ Салехарда и обязательное место для посещения «must see» — стела «66 параллель», называемая в народе «Полярный круг». Стела сегодня — это обновленная конструкция, перенесенная в 2003 году в место с более точными координатами условной линии полярного круга 66°33′3″сш 66°37′34″E вд. Две пирамиды высотой в 20 и 22 метра, стоящие на постаменте и разделённые полукругом, символизируют город Салехард, расположенный на Полярном круге и, разделенный им на две части. Стела имеет внутреннюю подсветку и горит, как северное сияние на ночном полярном небе.

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Находясь в этой географической точке земного шара, испытываешь особое чувство. Чувство гордости за сильных духом людей, живущих и работающих в этом суровом климате и чувства горечи за совершенно нелепый проект, без предварительных расчетов и серьезных географических и геологических изысканий, проект строительства в 1947 — 1953 годах железнодорожной магистрали «Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка». В 1953 году после смерти Сталина строительство остановилось. Почти 1000 км. пути между Енисеем и Обью, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 3000 тысяч человек, осужденных и гражданских — по одному на каждые три метра пути. «По тундре, по железной дороге, где мчит курьерский Воркута-Ленинград, мы бежали с тобою от проклятой погони, чтобы нас не настиг пистолета заряд».

На памятном камне надпись: «Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен»

Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Участок стройки № 501 Чум — Лабытнанги уцелел и сегодня входит в состав Северной железной дороги. Салехард находится недалеко от Лабытнанги, на другом берегу реки Обь. через которую в летнее время курсирует паром. Мы не смогли не посетить Лабытнанги, конечную станцию Сосногорского региона Северной железной дороги.

Паром, курсирующий через Обь из Салехарда в Лабытнанги
Закат на Оби

Ж/Д Вокзал Лабытнанги

К сожалению, ковид закрыл перед нами некоторые «двери». Но гуляя по городу в последний день пребывания в Салехарде, мы решили, что разведка была удачной и мы обязательно вернемся сюда еще раз, чтобы побывать на фольклорном фестивале коренных народов Севера, прокатится на северных оленях, посетить природно-этнографический комплекс в Горнокнязевске, который сейчас находится на большой реконструкции, побродить по тундре, погостить в чуме у кочевников, и, наконец, сделать художественные фотографии природы этого сурового, но такого красивого края.

А пока мы шли по улицам Салехарда, щелкали гаджетами, чтобы оставить на память картинки из далекого полярного города России.

Вечером на площади перед зданием Правительства ЯНАО

Скульптура Оленевод, расположенная рядом с Центром национальных культур
Скульптура "Оленевод", расположенная рядом с Центром национальных культур
Салехард. ч.2 Путешествуем по России

Памятник муксуну - северная рыба ценных пород..

Черная идущая лисица - символ, присутствующий в гербе города Салехард. Впервые город был удостоен герба в 1731 году при Анне Иоанновне, тогда на нем была изображена лисица, держащая стрелу.