Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Дубна — Россия Ноябрь 2020

В разгар летней пандемии я иногда по выходным катался вокруг своего города в поисках прекрасного и неизведанного. Про некоторые достопримечательности я успел вам уже рассказать.

Увядающая готика Тульской губернии
Восемь достопримечательностей Белёвского путешествия
Романцевские горы или природное чудо Тульской области
Заброшенная усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка
Интересный маршрут выходного дня — от Тулы до Полибино

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Осенью продолжил поиск интересных объектов и к ноябрю их почти не осталось. И вот в начале месяца друг из Москвы присылает мне фотографию одного архитектурного места и спрашивает был я там или нет. Посмотрев на снимок я понимаю, что не был. Сразу в интернете прочитал историю и сильно удивился, ведь от моего дома до теперь уже значимой для меня достопримечательности всего лишь 19 километров. Находится в красном круге, там где цифра 1.

С Московского шоссе сворачиваете направо (если из Тулы) и сразу же попадаете в посёлок Октябрьский. Далее от вывески никуда не поворачивая едете прямо чуть больше километра и вы на месте.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Я примчался сюда в первую же субботу рано утром. Вот оно это маленькое архитектурное чудо. Ничего не напоминает вам?

Кто был в Венеции, уверен сразу узнал, что тульская башня немного смахивает на кампанилу собора Святого Марка. Только итальянская в 4 раза больше. Это моё фото 2005 года. Получается, что ровно через 15 лет я навестил русскую внучку итальянской бабушки.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Колокольня была спроектирована по заказу идеолога и исследователя «русского стиля» в архитектуре Султанова Николая Владимировича (1850–1908).

На протяжении 13 лет он строил, проводил реставрационные и ремонтные работы для известного историка С. Д. Шереметева, князей Юсуповых, Воронцовых-Дашковых, Черкасских и других аристократических семей. Выполнял императорские заказы, осуществлял конкурсные проекты, возводил храмы, в том числе придворный собор Петра и Павла в Петергофе.

Обстоятельства заказа и причины выбора венецианского прототипа в литературе не публиковались, но любопытно, что Султанов здесь выступил в несколько неожиданном амплуа, отказавшись от стилизации в национальном древнерусском стиле.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Султанов спроектировал колокольню вместе с художником Павлом Васильевичем Жуковским (1845–1912), сыном поэта В. А. Жуковского, в тандеме с которым работал над созданием памятника Александру II в. Московском Кремле. Проект колокольни разрабатывался с 1891 года, а в 1894 она уже была полностью построена и освящена. Крест для нее делали на московской фабрике И. П. Хлебникова.

В 1903 году Николай Султанов писал своему другу графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни S. Marco, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России».

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

А теперь самое интересное о чём я даже и не знал до сегодняшнего момента. Оказывается, 14 июля 1902 года венецианская кампанила в результате землетрясения, удара молнии и износа конструкции полностью разрушилась. При падении башня отбила также ближайший угол дворца дожей. При обрушении башни не пострадал ни один человек, пропала только кошка смотрителя.

Вот что осталось от знаменитой кампанилы (справа). Картина конечно не радостная.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Не знаю правда или нет, но вроде как итальянцы узнали про российскую родственницу и отправились в Тульскую область чтобы сделать все необходимые дополнительные наброски и замеры. Башню восстановили на прежнем месте сделав её ещё красивее и надёжнее. Она была открыта в День святого Марка 25 апреля 1912 года.

Так что тульская колокольня из младшей родственницы превратилась в старшую и не пав жертвой советской власти и других природных напастей благополучно дожила до 2020 года. Мне бы узнать можно ли подняться на верх. На венецианской был, хочется теперь и на родной башенке отметится.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Если соберётесь сюда то это ещё не всё. Рядом с колокольней находится многоколонный купольный храм или проще говоря церковь Сретения Господня. Построен в 1840 году. Сейчас на реставрации.

Колокольня и храм здесь появились не просто так. Они ведь являются второстепенными объектами. Изначально здесь было село Богучарово. До 17 века оно носило название Далматское. Сейчас входит в состав посёлка Октябрьский Ленинского района Тульской области.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

В 18 веке село перешло во владение семьи Хомяковых, известным представителем которой являлся А. С. Хомяков (1804–1860). Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

До наших дней сохранился большой барский дом, один из служебных флигелей, погреб-ледник, старый парк и пруды.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

В 1995 г. усадьба «Богучарово» получила статус объекта культурного и исторического наследия федерального уровня. Правую часть дома занимает музей. Вот вход в него.

А в левой части, к моему удивлению, до сих пор живут люди. Вот как раз один из жильцов идёт мимо своей машины к себе домой. Условия там совсем не барские.

Вид с другой стороны.

В этот раз я не поднялся на колокольню и не посетил музей. Так что на более длительную прогулку я приеду сюда скорее всего весной или летом.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

В заключении покажу ещё одно место, которые впервые открыл для себя в этот же день. На карте оно обозначено цифрой 2. Как вы наверное слышали в Московской области есть город Дубна. Но он совсем молодой, основан всего лишь в 1956 году. Древняя Дубна полностью уничтожена монголами. Так вот, ещё одна Дубна есть в Тульской области.

Наша чуть постарше. Основана в 1740 году. Название населённый пункт получил от реки Дубны, на берегу которой с 1729 года действовал Дубенский чугунолитейный завод, основанный тульским оружейником, мануфактуристом Ф. К. Мосоловым.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Его потомок Пётр Иванович Мосолов в 1820-х годах построил в Дубне напротив завода трёхэтажный дом с верандой. Первый этаж дома — каменный, второй и третий — деревянные. Украшением дома является ажурная лестница.

Удивительно, но этот двухсотлетний дом сохранился до наших дней. Совсем недавно здесь ещё жили люди и здание было в плачевном состоянии, но в рамках празднования 500-летия Тульского кремля в 2020 году, усадьбу полностью отреставрировали.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Большой деревянный особняк на каменном первом этаже, единственный сохранившийся из трёх домов фабриканта Мосолова: два других были построены в Ялте и Протасово. В отличие от них, Мосоловский дом в Дубне выполнен архитектурно более представительно и монументально.

4 июля 2020 года в ней открылся Музейно-туристический комплекс, посвященный истории российской доменной металлургии. Музейная экспозиция насчитывает более 200 экспонатов. В частности, представлена домница тульского кузнеца и доменная печь металлургического завода, электронная энциклопедия заводов тульского региона и России. В усадьбе помимо музея работает загс, отель и ресторан.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Рядом с усадьбой есть небольшой прогулочный парк.

А за ним огромный, красивый пруд. Летом, здесь можно покататься на лодке.

Венецианская «внучка» в Тульской области и усадьба в Дубне

Вот такие две замечательные достопримечательности я открыл для себя осенью 2020 года. Возможно, эта краткая информация когда-нибудь пригодится и вам. Спасибо за внимание!