Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 23:39
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Мусандам — Оман Июнь 2004

В своё время мой друг Георгий работал в туристическом бизнесе и занимался арабскими направлениями. На тот момент Россия переживала экономический подъём, и потому казалось, что дальнейшая жизнь будет вся в розовом свете. Туризм вступал в период расцвета. Открывались новые направления, куда старались заманить русо туристо.

Подобной новинкой стал Мусандам. Принимающая сторона решила организовать рекламный тур, подключив к реализации своего партнёра Георгия. Стоимость была небольшой. По количеству тур ограничивался четырьмя участниками. В результате поехали я с женой и Георгий с супругой.

В Мусандаме своего аэропорта на ту пору не было. Нам предстояло добираться через Арабские Эмираты. Последние в оформлении документов только-только начали переходить на электронку.

В памяти осталось, что мы то ли палец прикладывали, то ли каждому прилетевшему сетчатку глаза сканировали. В итоге, когда мы уже вернулись домой, Георгию прилетело из Эмиратов грозное предупреждение, что моя жена осталась в стране. Пришлось пересылать копию паспорта с печатями. Впрочем, не будем забегать вперёд.

Стартовав утренним рейсом, в середине дня были в Дубае. Водитель встретил, мы загрузились в микроавтобус и покатили в сторону Мусандама. Как только расстались с городом, окружающие виды стали резко меняться. Если в самом Дубае можно было видеть строящиеся небоскрёбы, то в провинции на ту пору всё оказалось бедней и проще.

Сперва пропали города, после посёлки, чёрная южная ночь обтянула землю, а мы всё ехали и ехали. Наконец, часов через пять, показались горы. Дорога запетляла и вывела к погранзаставе.

Эмиратскую границу прошли быстро, а вот Оман задержал. Офицер куда-то звонил, о чём-то консультировался, но штампы поставил, заявив, что впервые видит русских туристов.

Трасса далее вышла к морю и пошла вдоль побережья. От морского воздуха на душе стало приятней. Дневные хлопоты и усталость как ветром сдуло. Впереди было три дня, которые судьба выделила для экскурсий и пляжного отдыха.

Перед поездкой было два варианта размещения «Ебло апартаменты» и 4-х звёздный отель «Голден Тулиб». Последний шёл подороже, но мы выбрали его. Удивительное дело, отель приличный и большой, но в момент нашего визита оказался пуст. Мы вчетвером, в начале июня, оказались единственными постояльцами.

Подари мне Мусандам

Как позже выяснилось, арабы сюда не едут, тогда как иностранцы приезжают по большей части зимой и осенью. Летом слишком жарко, и это многих отпугивает.

На следующий день, сразу после завтрака, водитель доставил нас в порт. В программе значился круиз по заливу вдоль побережья.

Нам повезло видеть рыбаков, распродававших улов. В ящиках ползали морские гады, хвостами бились живые, только что пойманные рыбы самых разных сортов. Успокоенные хищники скалились множеством зубов, тогда как цветных животинок, похожих на карпов, мне почему-то было жалко.

На ту пору Иран находился в жёсткой блокаде. Говорят, что именно из Мусандама осуществлялась контрабанда товаров. Думаю, это действительно так, но мы ничего подобного не видели.

Занимаем места на катере. Из пассажиров мы четверо и одна супружеская пара из Англии. Капитан едва отошёл от пристани, как начались чудеса.

Подари мне Мусандам

Лодку стала сопровождать игривая стая дельфинов.

В естественной среде я впервые видел их так близко. Из морской пучины дружно показывались носы, головы и далее над поверхностью проступала тушка. Удивительные создания моря, живущие стаей, в едином, неведомом для человека ритме. Что ими движет? Зачем они играясь, сопровождают лодку, словно хотят показать себя и о чём-то поведать? В научном мире единого ответа не существует…

Матрос приблизился к борту и начал подзывать дельфинов. Как такое возможно, не понимаю, но они действительно подошли ближе?

Подари мне Мусандам

Стая сопровождала нас минут десять. После, опять-таки дружно и всем строем, морские артисты ушли в сторону.

Справа по борту замелькал разорванный берег, скалами и утёсами поднимавшийся над водой.

Подари мне Мусандам

Во вздыбившихся породах можно было прочесть геологическую историю формирования.

Мусандам, за его живописные фьорды, часто называют Арабской Норвегией.

Подари мне Мусандам

Мусандам является северной оконечностью хребта Джебель Хаджар, поднявшимся со дна моря.

Сто миллионов лет назад Аравийский полуостров был отделён от Индоевропейского континента океанским простором в несколько раз большим, нежели сейчас.

Подари мне Мусандам

Мусандам это сплошные горы и скалы площадью 3000 кв. км. Для жизни полуостров практически непригоден, но находится на перекрёстке торговых путей. Кто его контролирует, тот держит ключ ко входу в Персидский залив.

Вплоть до середины позапрошлого века, пока Персидский залив не стал британским, Мусандам, совместно с Шарджей и Дубаем, считался вотчиной пиратов. В запутанных заливах и бухтах удобно было прятаться. И нет ничего удивительного, что нападать корсары предпочитали именно в Ормузском проливе.

Подари мне Мусандам

Жертвами их флотилий становились не только купцы.

В 1804 году сейд Маската Султан бин Ахмад возвращался на своём судне из Басры домой. У южного побережья Персии он был атакован тремя пиратскими судами. Султан громогласно объявил, кто он такой, однако корсаров подобное, наоборот, раззадорило.

Подари мне Мусандам

Оскорблённый султан решил сражаться. Однако, обе стороны предпочли оставить баталию до утра. Под покровом ночи султан вместе со своим судном вполне мог уйти, но этого не сделал.

На рассвете началась битва. Чаша весов склонялась в пользу оманцев, но именно в этот момент султан получил смертельное ранение. Оманцы запаниковали, их корабль «Аль-Бадри» оказался захвачен и потоплен.

Подари мне Мусандам

С другой стороны, именно бедность и нищета толкали заниматься пиратством.

Мы проплывали мимо небольшой рыбацкой деревушки, где люди до сих пор пользуются привозной водой.

Подари мне Мусандам

Местные власти, дабы дать работу, пытаются развивать туризм. Что-то на этом направлении получается, но проблем хватает. Очень приятное впечатление оставили национальные лодки доу. Их используют рыбаки, на них катают туристов.

Капитан доставил нас в бухту рядом с Телеграфным островом, где предложил искупаться.

Подари мне Мусандам

Мы плескались минут двадцать, однако далее подобное надоело и я решил сплавать до островка.

Выйдя на сушу, поднялся на холм, где обнаружил остатки фундамента явно не арабской кладки. Позже выяснилось, по-арабски островок называется Джазират аль-Маклаб. В 1865 г. Лондон и Карачи были соединены телеграфной линией, и здесь находилась подстанция, контролировавшая подводный кабель.

В те годы Мусандам формально принадлежал Маскату. Однако, местные племена власть султана над собой не признавали. Появление англичан они восприняли как вторжение. Ради безопасности подстанцию решено было построить на острове. Терминал действовал до 1869 года — до открытия Суэцкого канала.

Возле Телеграфного острова состоялся обед. После оного капитан взял обратный курс, доставив нас в порт. До вечера времени оставалось предостаточно. Решили съездить в столицу Мусандама — Хасаб.

Хасаб городок небольшой и на достопримечательности небогат. В своё время оманские берега пытались контролировать голландцы. В XVII веке их трудами появился форт. В последующем крепость была перестроена и до нас дошла в том виде, в котором пребывала последние 250 лет.

Подари мне Мусандам

На момент 2004 года крепость занимала воинская часть. Осмотреть форт не получилось.

Городская застройка Хасаба интереса не вызвала, чего не скажешь о местном рынке. Не знаю как сейчас, но на ту пору туристов в Мусандаме не было, как и сувениров.

Интересно было посмотреть естественную, нетронутую глобализацией, арабскую жизнь. Местные женщины носят на лице маски, закрывающие глаза, что создаёт им вид враждебности.

Аборигенами полуострова считается племя шиху. Они говорят на собственном языке, представляющем смесь арабского и фарси. Как и в других частях Омана, мужчины покрывают голову особой шапочкой. Но если в основном Омане принято носить на поясе ханджар, то здешние бедуины ходят с тростью, на набалдашнике которой топорище.

Нас строго предупредили — местные мужчины воинственны и в перепалку с ними лучше не вступать. Очень жалею, что не купил подобный топор. Продавец заломил цену, а я постеснялся её сбить.

Ужин в отеле под звёздным небом завершил удивительный день. Завтра нам предстояло отправиться в горы.

Надо отметить, Мусандам это анклав окружённый морем и братскими Эмиратами. В 60-х годах прошлого века Лондон стал думать, как ему лучше уйти из Договорного Омана.

Подари мне Мусандам

2 декабря 1971 г. были провозглашены Объединённые Арабские Эмираты. Местные племена решили присягнуть султану Маската, о чём позже пожалели (по другой версии, их вынудили принять подобное решение англичане).

Отрезанный кусок суши оказался не у дел. До середины 80-х на полуострове не существовало дорог и больниц, тогда как у соседей началось развитие.

Подари мне Мусандам

За несколько лет до нас в оазисе Тави были поставлены столбы ЛЭП. Вроде как дело хорошее, но, глядя на них, сердце обливалось кровью. Дабы установить брёвна, мусандамцы сколупнули и разбили несколько валунов с наскальными рисунками.

Ради справедливости отмечу, кое-что для туристов сохранилось. На рисунках можно было различить человечков, животных, сцены охоты. Однако, увы, расколотые артефакты оставили тяжёлое впечатление.

Дневной жар усиливается, кондиционер ревёт на всю мощь, соревнуясь с мотором. Джип медленно ползёт вверх по каменистой дороге. По мере подъёма деревца и кустарники почти полностью исчезают.

Подари мне Мусандам

Местность превращается в суровую пустошь, посреди которой пасутся ослики, непонятно чем и за счёт чего выживающие.

Возле одной отвесной скалы останавливаемся. Указывая на естественный балкон, водитель рассказывает. Ещё совсем недавно там жил старик. Из имущества имел козу, которая его кормила. Раз в неделю ему доставляли воду. Иногда подкидывали что-то из продуктов. За два месяца до нашего визита старик скончался.

Подари мне Мусандам

Я спросил, можно ли мне долезть, посмотреть жилище? Водитель ответил, что опасно и я наверняка упаду. Вместо этого он показал нам домик пастухов. Оный представлял собой наполовину брошенное жилище, наполовину музей, где была выставлена старая медная посуда.

Позже, вернувшись в Москву, в одной известной передаче про путешествия, ведущий показал этот домик, заливая зрителям, что чуть ли не жил здесь, находясь в гостях у бедуинов. Кстати, их съёмочную группу отправлял в Мусандам именно Георгий.

Подари мне Мусандам

Конечной целью экскурсии являлась гора Джебель Харим, откуда просматривался Ормузский пролив.

Подняться на самый верх не получилось. Там расположились военные.

Подари мне Мусандам

Мы постояли, полюбовались видом на залив, сфотографировались и поспешили обратно.

Жара была неимоверной. Так и сяк прикидывая, Георгий хотел понять, получится ли продавать направление. Вчерашний день во фьордах оказался замечательным, но чем занимать людей дальше, если они приедут?

Подари мне Мусандам

После обеда мы отправились изучать море на предмет пляжного отдыха. Подобное радости не прибавило.

Для купания каменистый берег не подходил.

Подари мне Мусандам

Нет, теоретически место можно было найти, плюхнувшись в море с разбега.

А вот залезть обратно оказалось сложно. Более того, подошёл местный парень и начал рассказывать, что купаться во второй половине нельзя, к берегу подходят большие рыбы.

Напуганные, мы пулей взлетели обратно, после чего в море уже не заходили. Что касается бассейна, в отеле он был совсем маленьким. Вода в нём нагрелась и походила на кипяток.

Подари мне Мусандам

В плане пляжного отдыха и обзорных экскурсий Мусандам оказался проблематичен. В любом случае, я был рад, что удалось посетить столь экзотический кусочек Омана, а Георгий расстроился.

Это теперь в Хасаб заходят большие лайнеры и туристов катают по фьордам. Тогда же ни аэропорта, ни порта не существовало. Приобрести выпивку было невозможно. Прилететь в Дубай, дабы потом 6 часов трястись в Мусандам на машине — удовольствие сомнительное?

В общем, как туристическое направление северный Оман не подходил. Но мы подумали и решили, что Мусандам можно продавать в качестве отдыха влюблённым и молодожёнам. Георгий оживился и предложил придумать название тура.

Весь следующий день по дороге обратно мы выдавали фразы: «Медовый месяц среди фьордов», «Фьорды и горы», «Море и горы», «Арабская сказка во фьордах», «Любовь, фьорды и море» и тому подобное…

Наконец, меня посетила идея. Тур нужно назвать честно своим именем — «Подари мне Мусандам, я во фьордах тебе дам»…

Мы все тогда дружно посмеялись и с хорошим настроением улетели в Москву. И тем не менее, увы, одни уголки планеты туристами обживаются, другие нет, и дело здесь вовсе не в названии тура.

Через восемь лет мне довелось посетить основной Оман. Он оказался более интересным, но это уже совсем другая история.