Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Нахль — Оман Май 2012

Форт Нахль и горячие источники Ещё в ноябре мы с женой взяли билеты на майские праздники в Оман, позже забронировав пляжный отель Шангри-Ла, находящийся возле Маската. Комплекс отелей Шангри-Ла построен примерно 15 лет назад и включает в себя три отеля 4, 5 и 6 звёзд.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

С нами в Оман в сопровождении бабушки прилетел наш малыш Ваня. Оставив бабушку с внуком на море, мы с женой на третий день поехали в небольшое путешествие по стране.

По плану предстояло отправиться вдоль побережья на север. Там, примерно через 80 км от Маската, возле города Барка, повернуть на восток и изучать внутренние районы. Далее, проехав по стране на юг, вновь выйти к морю возле города Сур, и снова вдоль побережья возвращаться в Маскат.

Ровно в 9 утра на ресепшене отеля нас встретил оманец в белоснежной одежде, который оказался нашим водителем по имени Мухаммед. Несмотря на утренние часы, начинает припекать. Прячемся от жары в салоне джипа под кондиционером.

Жизнь научила меня с недоверием относиться к водителю, к которому я впервые сажусь в машину. Но уже через 10 минут поездки понимаю, что Мухаммед аккуратен и дисциплинирован, значит, можно расслабиться, наслаждаясь дорогой.

Проезжаем через Маскат. Город построен в едином архитектурном стиле, и все здания не выше 5 этажей. Маскат неоднократно получал призы за чистоту, красоту и оригинальность архитектурных решений. Сулан Кабус запрещает возводить безликие громадины. Всевозможные небоскрёбы и башни из стекла и бетона в Омане, в отличие от ОАЭ, не растут.

Дома вдоль дороги появляются всё реже. За окном тянется выжженная солнцем земля. Удивительно видеть обустроенные посёлки с красивыми особняками, переливающие новизной школы, больницы и другие государственные учреждения.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Через 2 часа пути подъезжаем к городку Нахль. Он расположен у подножия гор Джебель Нахль, и, скорее всего, получил название от местности. Нахль по-арабски обозначает — пальмовая роща. Сердце небольшого городка — форт Нахль, который виден издалека.

Его называют самым красивым фортом Омана. Мухаммед останавливает машину на стоянке, покупает билеты и приглашает зайти внутрь.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Древние ворота слегка приоткрыты.

Поднявшись по уходящей вверх лестнице, оказываемся единственными посетителями.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Это даёт возможность проникнуться духом древней крепости.

В 1990 г. форт был капитально отреставрирован.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Один из залов, ранее служивший резиденцией имама, теперь является местом, где вали (губернатор) раз в неделю общается с уважаемыми горожанами.

Столов и стульев нет.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Пол устлан коврами, и под спинку кладётся удобный пуфик.

Воссоздавая атмосферу старины, интерьер дополняют всевозможная посуда, ружья и книги.

Мужские помещения всегда располагались в более прохладных местах.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Так и хочется почувствовать себя имамом или вали, прилечь на коврик и отдохнуть от жары.

Форт снаружи кажется маленьким, однако, внутри великое множество залов и комнат, находящихся на разных уровнях.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Есть комната, где содержали пленников, либо преступников.

Первые укрепления появились на месте форта ещё в доисламское время.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Городок построен на пересечении караванных путей. Рядом с крепостью на соседних холмах возвышаются сторожевые башни.

Нахль считался неприступной твердыней.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Строители умело использовали неровности рельефа и скалистые выступы.

Изнутри с каждого места можно отстреливаться от нападающих, оставаясь неуязвимым.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Несколько охраняемых ворот-ловушек таили множество хитрых сюрпризов, главным из которых было выливаемое на головы врагов кипящее масло.

Поднявшись на самый верх, любуемся пальмовыми рощами зелёным ковром лежащими у подножия пепельно-жёлтых гор.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Жизнь в городке не спешит проявлять активность. И можно легко представить, что чувствовали построившие форт имамы династии Яаруби, разглядывая со смотровой площадки горы, пальмы и своих мюридов.

При персах периодически владевших Оманом, форт Нахль назывался Шадун.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Персы и оманцы не всегда выясняли отношения на поле брани. Часто в ход шла восточная хитрость. В 1738 г. имам Ахмад бин Саид пригласил в Маскате персидский гарнизон на пир, где под бой праздничных барабанов, почти всех гостей перебили.

Используя племенные разногласия, персы вернулись через 4 года. Теперь уже они пригласили нового имама на пир.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Правителя основательно напоили, сняв с руки перстень с именной печать, и написали приказ гарнизонам фортов от имени имама — сложить оружие и впустить персов.

В июне 1747 г. в результате заговора был убит персидский Надир-шах. Известие деморализовало персидские гарнизоны. Получив приказ об эвакуации, армия с радостью его исполнила. Увы, тут тоже не обошлось без восточной хитрости.

Немного-де дойдя до Маската, налетел на риф корабль с новым губернатором Омана.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Оставшиеся в живых персы передали в руки арабов все его сопроводительные документы. Теперь уже Ахмад бин Саид повторил фокус с печатью, вернув власть.

Петляем по упрятанным в спасительную пальмовую тень кривым улочкам городка. Навстречу попадается старик в чалме, едущий верхом на ослике. Такой Хотабыч наверняка может исполнить любое желание, если вырвет волосок из своей бороды. Иногда дорогу переходят женщины, закутанные в пёстрые национальные одежды.

Жизнь в горах немного другая, в прибрежных районах дамы прячут красоту только под чёрной накидкой. Следующая остановка горячие источники Ат-Туара, дающие жизнь пальмовой роще и всему городку Нахль.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Они находятся на окраине городка в 2 км. от форта.

Между скал по ущелью бежит тёплый поток воды.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Легенда гласит, что это подземный джинн подогревает воду. В речушке весьма комфортно чувствуют себя шустрые рыбки, рядом порхают бабочки.

Мы с женой даже видели маленькую змейку, но это было уже далеко от оборудованной зоны отдыха.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Многие оманцы и даже гастарбайтеры индусы приезжают сюда на пикник.

Воздух прогрет до 40 градусов, и нет даже малейшего ветерка.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Ах, как оказывается приятно при такой жаре окунуть своё тело в купальню с горячей водой!

Дабы не привлекать внимания арабов, Лена купаться не стала, а я очень хорошо и долго посидел в волшебной водичке.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Тёплые струи помассировали мышцы и размяли косточки. После водных процедур омолодившемуся телу на улице весьма комфортно и вовсе не жарко. Кстати, врачи рекомендуют людям со слабыми сосудами обливаться в жару именно тёплой водой.

После принятия такой ванны шевелить конечностями не хочется, однако Мухаммед торопит, нужно двигаться дальше. В машине меня одолел сон. Сколько ехали, даже не представляю. Очнулся, когда дорога стала особенно сильно петлять.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Мы в горном ущелье Вади бени Ауф. Когда-то давно горы расступились и дали проход реке.

Вади называется любое место, где течёт река, или когда-то текла, оставив сухое русло. По вади люди во все времена прокладывали себе дорогу. Но вади может быть опасно во время дождя.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Сошедшая с гор вода ревущим потоком устремляется по своему бывшему руслу, сметая всё на своём пути. Извилистое, похожее на лабиринт, ущелье Вади бени Ауф очень красиво. Здесь много живописных уголков, где на горных балконах обнимаются олеандры и пальмы.

Впрочем, долго любоваться Вади бени Ауф у нас не получилось. От скалы к скале шрапнелью летит звук. Это строители тянут дорогу.

Султанат Оман. Ч - 1. Форт Нахль и горячие источники

Работа их весьма опасна, так как с гор периодически падают потревоженные эхом камни.