Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:52
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Новозыбков — Россия Октябрь 2020

Новозыбков от Москвы на расстоянии 580 км., до областного Брянска 200 км. Зато до белорусского Гомеля всего 80 км. Трасса Брянск — Гомель проходит по соседству, но сюда мало кто сворачивает. Можно смело сказать — Новозыбков медвежий угол России.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

В новостные хроники город не попадает, большая часть россиян о его существовании ничего не знает.

Это самая что ни на есть глубинка: тихая, размеренная, никуда не спешащая.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

При этом город имеет интересную историю — а это как раз то что мне нужно.

Выбрав удобный день, в компании со своей постоянной спутницей Мариной, мы решили посмотреть Новозыбков. Взяв билет на ночной поезд, утром мы были на месте. Ночевать не планировалось. День отводился на осмотр, а вечером всё тот же поезд Климов — Москва.

Увидев нас повторно, проводник удивился. Приехать в Новозыбков менее чем на сутки? Тут что-то не то… Впрочем, не будем забегать вперёд.

Хмурое утро после душного вагона освежило лёгким дождиком. Мордовороты таксисты, подобно сладкоголосым сиренам, предлагали прямо с вокзала доставить в Гомель. Прорвавшись через их строй, мы оказались на привокзальной площади.

Народ со знанием дела расселся кто по машинам, кто по автобусам, и уже через пять минут вокзал и площадь оказались пусты. Здешняя жизнь с вечным движением никак не ассоциируется. Она не спешит расходовать силы, подстраиваясь под расписание пассажирских поездов.

Станция Новозыбков появилась в 1887 году. Железная дорога на линии Брянск, Гомель, Новгород-Северский связала городок с остальной Россией. Как память о прошлом, на украшенной фонарями привокзальной площади, возвышается пузатая водонапорная башня.

Рядом отреставрированный паровоз. Он, словно бык перед корридой, полон сил и готов бороться с электровозом. Однако, увы, время паровозов прошло.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Позавтракав в кафешке, направляемся в центр. Неподалёку от вокзала утыкаемся в гранитную глыбу с табличкой, где приведена цитата из универсала полковника Миклашевского от 1701 года об образовании на реке Карне новой слободы.

За монументом на искусственном холме, готовясь отпустить птицу, тянет руки к небу изящный ангел.

Лёгкий ветерок, разогнав тучи, пообещал, не портить день, и улетел в мятежную Белоруссию.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Получив передышку, клёны, ивы и тополя с удовольствием красовались друг перед другом рваными жёлто-зелёными платьями.

При отсутствии гастарбайтеров, местные коммунальщики приводили в порядок улицы, собирая ковшом экскаватора осеннее золото.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

С населением 40 тысяч Новозыбков третий город области после Брянска и Клинцов. По России из 1115 собратьев он занимает 390 место.

Следующим памятником, что встретился на пути, оказался монумент бойцам 307 Краснознамённой Новозыбковской стрелковой дивизии. Сформированная в июле 41-ого в Иваново, дивизия 15 августа прибыла на станцию Новозыбков, где вошла в состав 50-ой армии Брянского фронта.

Попав в окружение, сумела выйти к своим, воевала под Москвой, под Ливнами, на Курской дуге. Отступив из Новозыбкова она же его и освобождала, вела бои за Белоруссию и Польшу, участвовала во взятии Кенигсберга.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Позже, когда я рассказал одному знакомому, что посетил Новозыбков, визави поведал, город в 60-х годах был совершенно неухожен. Лужами и частными домами Новозыбков походил на разросшуюся деревню.

Современный Новозыбков в архитектурном плане имеет собственный стиль, в котором поучаствовали все эпохи, кроме нынешнего стекла и бетона. Частных домовладений в новой части почти нет, в 70-х всё снесли. Оставшиеся выглядят нарядными теремами.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Уроженец города А. М. Литвинов написал книгу «Германский вермахт в русских кандалах». Читая, можно понять, где немцы жили и где работали. Аккуратные кирпичные двухэтажки напоминают о своих строителях.

Глядя на гипсовых детишек, что нашли место возле школы, можно представить, как белоснежные фигуры наглядно доказывали военнопленным преимущества советской системы. Счастье в те годы выглядело мирным голубем, прилетевшим в руки и трёхколёсным велосипедом.

По своему детству подобных пионеров и комсомольцев помню, в 70-х их как раз начали убирать.

Ровесники скульптур давно стали дедушками и бабушками. Монументальное детство пережило культ личности, оттепель, брежневские 3.62 и 4.12, чернобыльскую радиацию, разруху 90-х, но саморазрушаться и уходить с постаментов, в отличие от московских собратьев, не собирается.

Если в Москве в кинотеатр уже не заманишь, то здесь молодёжь в дом культуры ходит и фильмы смотрит.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Перед входом в ДК и кустарник в старом добром стиле подстрижен, и Всесоюзный староста на постаменте остался.

Ежегодно в начале июня в Новозыбкове проходит Международный фестиваль молодёжных театров «Славянский перекрёсток». Он длится 3–4 дня, но за это время на сцене ДК им. Калинина успевают пройти порядка десяти спектаклей.

Нашей основной целью являлся Краеведческий музей. Он расположен в бывшем особняке фабриканта Волкова. В предыдущей части я об этом уже рассказывал.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Ещё одним объектом, который хотелось увидеть, являлась Злынка — самый маленький городок Брянщины. Мы туда ездили на такси. В Новозыбкове оно дешёвое, и я теперь очень жалею, что испугавшись опоздать на поезд, не посмотрели Каташинский монастырь.

Обитель основали старообрядцы. От города монастырь в семи километрах. Судя по фотографиям, там живописные руины. В любом случае, нельзя объять необъятное.

Вернувшись из Злынки, мы продолжили осмотр города. Таксист доставил нас в центр, высадив возле бывшего отделения Орловского коммерческого банка. Ажурное здание построено в 1902 году и относится к числу памятников регионального значения.

Глядя на радужный монолит, невольно думается, что никакой Мавроди обосноваться здесь не мог. От банка веет надёжностью. Царская финансовая система не чета нынешней.

На соседней улице ещё одна достопримечательность — Спасо-Преображенский собор.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Старообрядцам до 1905 г. запрещалось ставить каменные храмы. Строили деревянные, которые стоят по сей день. Почему, точно неизвестно, но Спасо-Преображенский храм начали строить в 1911 году опять-таки из дерева. Работы продлились три года.

Храм построен из дерева на кирпичном цоколе в стиле эклектики. Трёхъярусная колокольня с грушевидным куполом соединена с храмом через трапезную.

Строительство велось на средства местного купца Дмитрия Кублицкого без предварительного проекта, при активном участии всей новозыбковской старообрядческой общины.

Здесь можно видеть женщин, закутанных в длинные расписные платки и мужчин в однотонных рубахах, подпоясанных тесьмой.

В Евангелие от Матфея 12 стих 25 сказано:

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Если старообрядцы сумели сохранить моральные принципы Веры, то их раздробленность их бич. Затрудняюсь сказать, сколько на данный момент ветвей поповского согласия. Про беспоповцев вообще молчу.

Спасо-Преображенский храм принадлежит Московской епархии Русской древлеправославной церкви (другая ветвь, нежели РПСЦ (Рогожка). В 1963–2000 годах в Новозыбкове находился архиепископ Новозыбковский и всея Руси. Храм являлся кафедральным собором данного согласия.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Церковные двери были открыты и мы зашли внутрь.

Мне приходилось бывать и у беспоповцев на Преображенке и на Рогожке (РПСЦ). И там и там сразу предупреждают — креститься на иконы нельзя! Можешь просто постоять и посмотреть. По их понятиям, человек из большого мира не чист и несёт грех. Если ты что-то сделаешь не так, они будут долго отмаливать грех молитвами и поклонами.

Зная о подобном, я спросил женщину в храме, можно ли нам креститься на их иконы. Она ответила утвердительно. Более того, разрешила написать записки О Здравии! Я спросил, можно ли сфотографировать внутреннее убранство?

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Разрешила! Вот уж воистину — Просите, и дано будет вам.

С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 — нач. 20 в. в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей и главкой на граненом барабане.

На территории расположилась женская старообрядческая обитель. Мне захотелось подняться на второй этаж прилегающего здания. Я спросил дозволения у проходившей мимо монашки. Та ответила, подобные дела решает матушка и направила к ней. Дверь кабинета оказалась закрыта. Матушка оказалась занята. Она ходила по территории, объясняя рабочим, что и где подправить.

Не скажу, что я далее жить бы не смог без интересного снимка. Нет. В большей степени хотелось пообщаться. Увы, разговор не состоялся. Время поджимало, нам нужно было двигаться дальше.

Идём по улице, на обшитом сайдингом особняке изучаем таблички. Одна посвящена погибшему милиционеру. Вторая, более старая, сообщает:

Во дворе этого дома в 1941—1943 гг. гестаповцы замучили и расстреляли 1000 советских патриотов.

Дома в центре преимущественно купеческие. Каждый имеет свою историю, причём не всегда радостную. Иной человек умеет скрыть свою боль, а у другого не получается. Дома проживают свой срок по похожим правилам.

В начале XX века предприниматель Борис Певзнер построил в Новозыбкове интересное здание. Как сложилась дальнейшая судьба Певзнера? После Революции особняк конечно же отобрали, а ему самому наверняка пришлось уехать. О его судьбе ничего толком не известно.

Какое-то время в его бывших хоромах размещался Горком партии. В наши дни дом Певзнера — визитная карточка города. Глядя на очаровательный теремок, ни о чём плохом попросту не думаешь.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Удалённость Новозыбкова от центральных властей его плюс и одновременно беда.

При ремонте здания в 2013 году были уничтожены массивные дубовые двери и заменены на пластиковые. Обещание городских властей за год восстановить двери осталось пустыми словами.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Дом Певзнера примыкает к площади Октябрьской революции.

Это самый-самый центр города. До Революции со всех сторон площадь окружали торговые ряды.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Теперь рядом: здание администрации, жилой дом, особняк Певзнера, сквер с ёлками и дедушка Ленин на постаменте.

По Коммунистической улице движемся дальше, выходим к Нижнему пруду. Он, как и его собрат озеро Карна, образован водами одноимённой речушки. Нижний пруд облюбовали утки и лебеди. Для них создали специальный закуток.

По живописному пешеходному мосту переходим на другой берег.

9 мая 1967 года стараниями трудящихся здесь появился памятник советским воинам-освободителям. Он посвящен бойцам 307, 399, 73 стрелковых дивизий, 193 танковому, 84 гвардейскому минометному, 1184 истребительному противотанковому полкам, освободившим город Новозыбков от немецко-фашистских захватчиков.

В наше время аллею дополнили бюстами земляков — Героев Советского Союза. Так появился сквер Победы.

Неподалёку от сквера в 2001 году, в честь 300-летия Новозыбкова, город украсила стела в виде часовенки из красного кирпича, купол которой обрамлён золочёным крестом.

Берегом озера Карна возвращаемся в центр.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

В 90-х годах его спускали и чистили. Мне вспомнилась картина местного художника, что висит в музее, как комсомольцы 60-х вычищают дно вручную.

Возле музыкальной школы, держась за эфес, сабли смотрит вдаль уроженец здешнего края Павел Ефимович Дыбенко. Памятник открыли 2 октября 1987 года. Что называется, успели…

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Слегка забежав вперёд, отмечу, Новозыбков от морей и океанов далеко, однако с морем он связан тесным образом. Многие уроженцы города служили на флоте. Известный конструктор скоростных катеров, судов на подводных крыльях, десантных кораблей-экранопланов Ростислав Алексеев родился в Новозыбкове.

Судя по всему, якоря Алексеев не любил, ибо стремился к скоростям. И тем не менее с родным городом памятник, как и саму душу конструктора, скрепляют два якоря.

Движемся дальше по улице Ленина, попадаем в сквер Боевой Славы. Здесь, на углу Ленина и Кубановской, в 2003 г. появилась часовня Святого Вонифатия.

Святой Вонифатий раннехристианский мученик. Жил в Риме, пострадал за Веру в Малой Азии. Святому молятся, дабы Вонифатий избавил от пьянства.

В прежние времена на этом месте стояла церковь Святого Вонифатия, построенная в 1896 году купцом Афанасием Шведовым после пожара на одной из его фабрик по причине пьянства персонала. В 1932 г. церковь взорвали.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

С противоположной стороны под кронами деревьев бюст дважды Героя Советского Союза Д. А. Драгунского. У памятника, как и у самого Драгунского, сложная судьба.

Давид Абрамович родился в бедной еврейской семье в Святске. В 1942 году во время немецкой оккупации всё еврейское население села было уничтожено включая семью и родственников Давида. Два его брата были призваны в армию и погибли на войне.

В 1951 г. на Родине дважды Героя был установлен бюст. После аварии на Чернобыльской АЭС, в виду высокого заражения, село попало в зону расселения. В 1995 г. памятник перевезли в Новозыбков.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Очень хорошо помню выступления Драгунского по телевизору. Давид Абрамович возглавлял Антисионистский комитет советской общественности, главной задачей которого являлся отпор пропаганде Запада, а также пресечение отъезда евреев из Советского Союза. После распада СССР убеждённый коммунист Драгунский от своих взглядов не отказался.

Ещё одной достопримечательностью по праву считается жилой дом Абросимовых.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Построен в 1896 г. для местных торговцев братьев Абросимовых. Стены рублены из бревен, главный фасад обшит тесом, основание кирпичное, оштукатуренное. Своеобразный памятник деревянного жилого зодчества в русском стиле, следующий формам народной архитектуры.

В настоящем здание занимает типография.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

В бывшем доме дворянского собрания расположился Городской дом культуры. На фасаде табличка:

В этом здании 16 марта 1918 года был сформирован 1-ый Революционный имени В. И. Ленина полк.

На протяжении десятка лет здание привлекало внимание не только архитектурой, но и гнездом аистов. Для получившего дозу радиации города, подобное являлось добрым знаком. К сожалению аисты птицы перелётные. Последний раз они возвращались в 2014 году. На момент нашего визита гнезда на угловой башне уже не было.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Как пишут в местной прессе, Новозыбков стремительно теряет былой облик. Многие купеческие особняки принадлежат частным лицам.

Жить в таком доме престижно, а содержать — дорого. Жильцы деревянные окна, рамы и наличники меняют на пластик. Фасады обшивают сайдингом.

В противовес подобному большая часть старых зданий, если убрать провода, выглядит как сто лет назад. Особняки и отдельные улицы заставляют вспоминать о купцах, об артелях, о староверах.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Бывшую спичечную фабрику Волкова к архитектурным шедеврам отнести сложно. Производство дало толчок развитию города, и потому фабрика объект исторический.

Вода была необходима, заводик построили рядом с речкой.

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

Карну запрудили, образовав два искусственных водоёма. В наши счастливые времена производство остановлено. Озеро и прилегающий парк у горожан любимые места отдыха. Вода в озере чистая, имеется даже пляж.

Так что же здесь с радиацией? Можно ли жить в городе?

Неизвестная Россия. Ч - 11. Осень в провинциальном городе

В интернете периодически встречаются ролики, как всевозможные блогеры ходят по Новозыбкову с прибором и меряют уровень. Где-то он оказывается слегка выше, где-то в пределах нормы. Но кто знает, какой уровень в мегаполисах? Сомневаюсь, что в норме.

Человек это шедевр природного творения. Он периодически выживал в эпидемиях, приспосабливался к различным климатам и катаклизмам. Лично мне ситуация в Новозыбкове экстраординарной не показалась.

Радиацию победил Ельцин и произошло это при следующих обстоятельствах.

Заступив на должность Президента 14 января 1992 г. Борис Николаевич посетил Новозыбков. За всю историю города это был первый визит главы государства. Смена эпохи — время надежд. Люди толпились на аэродроме и на улицах, дабы увидеть Президента.

Борис Николаевич приехал с конкретной целью. Никчёмные коммунисты не смогли решить Новозыбковский вопрос по расселению города, попавшего в зону отчуждения — теперь это должен был сделать он.

О чём говорил Ельцин на митингах, история умалчивает. Зато, зайдя в магазин, Президент опешил, увидев цены на колбасу. Незамедлительно в прямом эфире через экран телевизора Ельцин уволил директора мясо-молочного комбината.

Популист уехал, а троцкиста-вредителя без лишнего шума в должности восстановили. Политические заявления это одно, а реальность совсем другое.

При этом надо отметить, часть желающих получили квартиры в других городах области. На реабилитацию выделили средства, которые поступали несколько лет - что-то сделать успели, а что-то нет.

В августе 98-ого в стране грянул дефолт. Центральным властям стало не до Новозыбкова. Про город писать перестали, из новостных хроник Новозыбков исчез.

С 2015 г. радиационный уровень загрязнения официально снят. Меньше знаешь — лучше спишь. Очень точная фраза на все времена!