Турист Светлана (sveta_vvv)
Светлана — была 9 апреля 8:39
Нам, простым людям, и реальность сгодится:)

Тоскана, Пиенца, Питильяно, Пиза — Италия Октябрь 2019

Простая деревенская жизнь давно волновала и будоражила меня. Когда мы летом выезжали на наш Алтай в горы и жили в деревянных домиках на природе, я получала несказанное удовольствие от поездок.

Отзывы людей, поселившихся на фермах Тосканы и затерявшихся там в период сбора винограда и изготовления вина со всеми вытекающими окончательно очертили правильные формы новой мечты. Ни для кого не секрет, что намерения всегда исполняются — вопрос времени. И вот, третьим серьезным пунктом нашего путешествия стала Тоскана, на которой мы сошлись все единогласно по многим причинам.

Напомню, что до этого мы посетили красочный морской курорт — Искью, затем забежали в знаменитую пиццерию в Неаполе из фильма «Ешь, молись, люби», далее мы жили в Вечном городе, и Тоскана стала итоговым пунктом итальянских каникул. Дело было в октябре (да-да, когда мы еще были свободны в выборе направлений).

Для меня это был способ гармонизировать душу и тело. В доступности с фермой расположены известные всем итальянцам, а возможно и остальному мировому сообществу, термы ди Сатурния. Мужа привлекала перспектива посетить маленькие города — крепости, расположенные на холмах и знаменитые своей архитектурой. А дочь предвкушала восторг от возможности замучить исследовать животных, проживающих на ферме, а их там оказалось очень много (почти все известные мне домашние виды).

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Ко всему прочему абсолютно натуральные продукты с фермы, свое вино, мед, масло и сыры окончательно расставили все точки над «i», и вот я уже забронировала нам машину в Пизе, куда мы на поезде добрались из Рима.

Остановлюсь на маршруте. В Риме мы сели на поезд (билеты бронировали на сайте trentitalia за 30 евро на троих). В Пизе машину бронировала исходя из того, что вылетали после итальянских каникул из Пизы в Дюссельдорф (билеты были гораздо бюджетнее, нежели из Рима). К тому же на обратном пути запланировали заехать и посмотреть (ну и сфотографироваться на фоне, конечно) Пизанскую башню, must have программы.

Машину брали в аренду в Европе первый раз, я перелопатила кучу отзывов, пересмотрела многие компании и остановилась на местной итальянской Joyrent. И какого же было наше удивление, когда в аэропорте Пизы нас обслуживала русская девушка и почти землячка! Уж не знаю, то ли потому, что повезло, то ли компания действительно надежная, но никаких «косяков» с арендой не было. Все прошло без сучка, без задоринки, даже штраф не прислали спустя полгода (разве что с заправкой мы долго разбирались, но это не к прокатчику вопрос).

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Итак, сели в машину, включили Google Map и поехали. За рулем был муж, меня тоже вписали в страховку, но в Тоскане такое вкусное вино, что, как выяснилось позже, зря.

Выехали примерно часа в 4 и очень надеялись до заката попасть на ферму, хозяйку Дарью предупредили (она итальянка). Сначала все шло прекрасно, к дороге и машине привыкли. Остановились разок перекусить панини, которые нам заботливо завернула вообще не понимающая по-английски радушная продавщица. Мы приехали на поезде в Пизу в обед, и большинство заведений было закрыто, и только в крошечной забегаловке, на которую случайно набрели, оказались эти вкуснейшие бутерброды с пармской ветчиной, сыром и баклажанами.

Чем дальше, тем живописнее становилась дорога. Пейзажи уже преобладали гористые, мелькали плантации виноградников в лучах начавшего садиться солнца. Конечной точкой у нас была агроферма Agriturismo La Valle degli Ulivi в 5 км. от курортного города Сатурния. Вот так она выглядит при свете дня.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Приложение показывало, что нам пора свернуть направо на грунтовую дорогу и до конца пути осталось минут 30. Мы свернули, начали спускаться под гору, а там знак «встречная полоса» и кирпич. То есть по идее, где-то должна быть объездная дорога. Вбили на моем телефоне тот же маршрут, поехали по объездной — вернулись на это же место. Вечер становился все глубже, кругом — ни души, интернета нет, я начала слегка паниковать.

И тут со встречной дороги, куда стоит знак запрета, едет машина. Мы замахали руками (да и ногами тоже), из машины вышли молодая пара итальянцев, объясняли им, что заплутали, они сказали, что сами не местные, но сейчас что-нибудь придумают. На наше счастье с другой стороны ехала еще одна машины, там сидела пожилая синьора, которая не говорит по-английски. Молодая пара все ей доступно объяснила, при этом горячо жестикулируя, и та в свою очередь объяснила им, по какой дороге ехать. Выглядело это все довольно любопытно. Посреди тосканских полей остановились три машины, и люди около них громко и с жаром что-то обсуждали. После этой ситуации я окончательно убедилась, что итальянцы в беде не оставят никого.

В итоге на ферму мы приехали около 9 часов в глубокой темноте. Поэтому мой совет — выезжайте утром, особенно если не знаете маршрут. Мы увидели усадьбу с несколькими каменными домами в типичном тосканском стиле, освещенную тусклым светом фонарей. Навстречу нам выбежали добродушные большие собаки и, весело поприветствовав нас, лизнули в щеку. Следом за ними шла улыбающаяся хозяйка. Она проводила нас в комнату на втором этаже, и мы с облегчением завернулись в воздушные одеяла.

На следующее утро подъем был в 6, и мы отправились в горячие природные ванны. Фото в начале седьмого утра.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Я планировала посещать их два раза в день, рано утром и поздно вечером после всех поездок. Ах, как прекрасно передвигаться на своем транспорте, пусть даже и арендованном. Сразу становишься гораздо свободнее в выборе времяпрепровождения. К тому же, я была наслышана начитана, что после 8 к термам стекаются стройные ряды не очень стройных итальянцев в белых махровых халатах. И слухи подтвердились, как-то мы днем заехали туда и очень пожалели, некуда ногу было поставить.

Расстояние от нашей фермы до ванн не более 5 минут езды. Про полезные свойства этих источников написано очень много, от себя могу сказать, что это такой нетривиальный спа — салон, где ты можешь лежать в приятной теплой ванне с видом на поля со стогами сена. Изюминку добавляет поднимающийся вверх над полями пар. И тишина. Наслаждение не только для тела, но и для души. Кстати, это наслаждение со мной разделили только раз, в остальные заезды залезть в ванну отказался даже ребенок, потому что выходить в 7 утра все-таки холодно на свежий воздух. Но в этом ведь тоже есть свой кайф!

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

После принятия водных процедур нас ждал роскошный завтрак в общей гостиной отдельного каменного дома. Среди гостей были исключительно итальянцы, в том числе дядечка из Неаполя, он говорил только по-итальянски и по-французски. Я говорю на английском, могу высказаться на немецком, и самое любопытное, что мы как-то умудрились составить с ним продолжительный диалог.

Завтрак был не такой, как в общем туристическом понимании, когда ты спустился, налил себе кофе, наложил бутербродов с общего стола и побежал с рюкзаком навстречу новому дню. Здесь мы сидели пару часов, в уютной, домашней атмосфере.

Дарья готовит завтрак лично, и продукты использует исключительно свои, с фермы. Когда она принесла шоколадный пудинг, то пояснила, что молоко для пудинга «от нашей дорогой коровы». Среди блюд было много мясных закусок, включая традиционное прошутто, несколько видов сыра, в том числе мягкая, свежайшая риккота (вы уже извините за подробности, но я очень люблю поесть)) И обязательно горячий хлеб. Все это не свойственно итальянскому завтраку, где, как правило, круассаны и кофе. Однако сами итальянцы с большим удовольствием поглощали и мясо, и сыр, запивая все дружно эспрессо.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Напитки хозяйка приносит на выбор, я пила и латте, и эспрессо, но больше всего мне понравился чай из луговых трав с натуральным, опять же местным медом. Не итальянка я, в общем)) Помимо закусок на завтрак всегда было представлено большое количество выпечки и сладких пирогов. Очень вкусные и разнообразные, особенно с грецким орехом, дерево которого растет сразу на выходе из дома. Так что и орехи местные)

После завтрака мы довольные отправились знакомиться с самой фермой и представителями фауны, живущих на ней.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Ферма представляет собой несколько домов, в одном из которых живут хозяева с детьми (их правда я не увидела, может к бабушке уехали в другую деревню?), а остальные сдаются постояльцам. Также в усадьбе есть помещение, где производят сыр. Ряды белых шапочек рикотты расставлены в ряд, кругом стоят чаны и оборудование. В окрестностях фермы растут оливковые деревья, урожай с которых превращается в оливковое масло. К сожалению, мы были не в сезон изготовления масла, первая партия была успешно распродана, а вторая отжималась в ноябре. Но вот вино купили. А еще взяли открытки, которые по почте отправляют друзьям. Почту не нашли, и теперь открытка занимает должность закладки для книги и греет тосканским солнцем.

Муж Дарьи вставал с рассвеом и занимался хозяйством. Мы видели красных, тосканских коров, загон овечек (из молока которых делают сыр) лошадей, осла, котят и очень много собак. Уделив пару часов прогулке по ферме и тем самым очень порадовав дочь, перешли к реализации культурного плана на день.

Помня наш опыт Рима, где галопом мы осматривали достопримечательности, в Тоскане решили посетить пару городов в разные дни. Остальное время отдали неспешным прогулкам по виноградникам, пикникам с фотосессиями и дегустациям местных вин.

Выбор пал на Пьенцу, потому что, во-первых, Пьенца издавна претендует на звание самого красивого и романтичного места в Италии, очень хотелось посмотреть, насколько оправданы такие амбиции. Во-вторых, исторический центр Пьенцы внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. И наконец, путь к Пьенце лежит через восхитительную долину Тосканы — Валь д’Орча, с рядами стройных кипарисов и городами — крепостями на холмах.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Погода стояла роскошная, не смотря на октябрь, светило приятное, ласковое солнце, мы путешествовали налегке и лишь к вечеру одевали легкие кардиганы. Дорога петляла среди полей, виды вокруг были живописнейшие, по сути, сам путь уже представляет собой растянувшуюся на многие километры достопримечательность.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

До Пьенцы добрались комфортно, пару раз только съездили по кругу — но это для нас отличный результат. Сам город очень милый, узенькие каменные улочки, туристы всех национальностей и незабываемый вид со стены на Валь д’Орчу.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

В Пьенце мы съели вновь мороженое, соскучились уже с Рима по режиму «ем мороженое три раза в день». В Риме вкуснее, а может просто привыкли уже)

Потом сфотографировали нашего фотографа:))

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Город небольшой, быстро обошли его вдоль и поперек и отправились распивать вино с видом на Валь д’Орчу.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Из практических рекомендаций помню, что единственная бесплатная парковка в Пьенце — это под стенами города. Если едете в не сезон, то при большом везении вы там найдете место (как мы).

На обратном пути остановились погулять по виноградникам, их никто не охраняет и туристы с удовольствием делают остановки.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

К слову сказать, когда около нас там остановилась машина с полицейскими, душа ушла в пятки, что сейчас нам предъявят штраф за нахождение на частной собственности. Поэтому мы начали усиленно сниматься. Но эти синьоры вышли, сорвали себе гроздь винограда и поехали дальше. Сплошная la dolche vita.

Возвращаясь обратно на ферму, вспомнили, что не помешало бы заехать в супермаркет, купить что-нибудь на ужин. Озарение пришло немного поздновато, километров за 10 до нашего ночлега. И вот представьте, не то, что супермаркета, ни одного продуктового магазина в этом радиусе! Традиционно спустились сумерки. Опять начали искать по карте признаки съестных припасов и нашли один ресторан поблизости. Переоделись и отправились на ужин. Подъехав к ресторану, поняли, что с парковкой прямо беда. В окно было видно, что официанты снуют туда — сюда с подносами, а гости звенят посудой и громко разговаривают. Когда мы подошли к входу, нас спросили, забронировали мы стол, эээээ, нет. На наше счастье, оказался один свободен.

Я заказала себе пасту с мясом кабана и какими-то орехами, остальные члены семьи и попутчики по совместительству — по пицце.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Когда принесли заказ, я поняла, что достаточно было одной пиццы на троих.

Хорошо, хоть на десерт не позарилась. Еда была потрясающей, и за все про все, включая сборы за обслуживание, мы отдали всего 28 евро на троих. Будете в этих краях, обязательно посетите ресторан Lo Scangeo

Кругом сидели одни итальянцы, видимо это заведение пользуется у них большой популярностью. Обращая внимание на заказы соседей, я удивлялась, как это все в них помещалось. Они не ели, они смаковали каждый кусочек пиццы, не спеша запивали все вином, тут же отправляли в рот брускетту с оливковым маслом, затем плавно переходили к пасте, и в конце трапезы у них стояло по три — четыре десерта на двоих. Сладкоежки.

Ребенка накормили, сами тоже не растерялись, отправились на ночлег.

Утром повторился гастрономический аттракцион вновь, традиционно на ферме. В этот день мы запланировали выезд по окрестностям, ввиду того, что завтра предстояла дальняя дорога обратно в Пизу. Пересмотрев близлежащие города, остановили выбор на Питильяно. Прежде всего потому, что среди самых красивых итальянских средневековых городов (деревень) он занимает неизменно первое место (согласно списку «борго» в 2017 году. Борго — это итальянское название маленьких городов — крепостей). Поэтому после завтрака мы отправились посмотреть, чем же так прекрасен этот туфовый город этрусков.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

История города очень интересна, на просторах интернета можно найти довольно много информации на эту тему. В первую очередь он известен как центр еврейской жизни в Италии.

На меня Питильяно произвел невероятное впечатление. Все сложилось в единый пазл. Во-первых, туристов было немного, мы почти одни не торопясь прогуливались по узким улочками с яркими цветочками на балконах. Во — вторых, архитектура города очень затейлива и необычна, создавалось впечатление, что мы ходим по прохладному лабиринту.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Наконец, в городе очень красивая площадь с фонтанчиками и невероятными видами. С какой стороны города ни глянь — везде красота. Не только внутри, но и снаружи.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Здесь мы опять сфотографировались у нескольких дверей (любовь к итальянским дверям у меня еще с Рима).

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Поели мороженого, пополнили запасы воды в уличных фонтанчиках и купили оливковое масло, специи и пасту в дары родным.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Я чувствовала глубокое удовлетворение, потому что не нужно было следовать некому плану и осматривать статую за статуей, а можно вот так, посвятить полдня ленивым прогулам по средневековому городку, в сопровождении соседской кошки.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Вдоволь нагулявшись и напитавшись тосканским солнцем, отправились в ставший сразу любимым ресторан. И каково же было наше удивление, когда мы не обнаружили там никаких признаков жизни! Только мужчина подметал двор и на наш вопрос, когда откроется ресторан, на итальянском горячо доказывал нам, что в следующем сезоне, судя по всему.

Вопрос питания снова возник на горизонте. И мы подумали, что стоило пообедать в Питильяно, там было открыто много пиццерий и тратторий. Делать нечего, призвали на помощь гугл. Он неутешительно проинформировал нас, что открыт только кафетерий в самом городе Сатурния. Приехали туда и ничего кроме круассанов там не оказалось. Видимо в округе все закрывается в конце сентября, а с октября уже вступает в права низкий сезон.

Подкрепились и отправились «на базу» встречать закат и культивировать концепцию «La Dolche Far Niente», что означает «сладкое ничегонеделание».

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

На следующее утро предстоял отъезд. Мы горячо благодарили Дарью за гостеприимство, уют и семейную атмосферу.

Мечты сбываются или семейный опыт агротуризма в глухой итальянской деревеньке

Смело могу сказать, что в таком месте можно и нужно задержаться на гораздо больший срок. Именно в Тоскане я как будто оторвалась от реальности. Это такое ощущение, когда ты не строишь планов, не ведешь подсчетов, не думаешь о возможностях и времени. Знаменитое итальянское «искусство наслаждаться жизнью» здесь познается в полной мере. No plans, no times, no limits.

P. s. В Пизе план выполнили — на фоне башни сфотографировались и опять съели мороженое, ох:)