Турист Ilona Yaroshenko (Ilona_Yaroshenko)
Ilona Yaroshenko
была 18 ноября 2023 13:09

Гагра, Пицунда, Новый Афон — Абхазия Сентябрь 2020

Абхазия — это нечто, очень цепляющее за душевные занозы.

Вроде и не заграница, а граница в полный рост. На ней можно вспоминать и Финку или Китай: кто, где уродился, как говорится. Или скажем политкорректнее: кто где жил и где пересекал.

Вроде и Россия, а не Россия. Надписи не те, да и люди тоже самобытные. И край самобытный, гордый. Отдельный. Хотя Бурятии и Якутии это вроде как и не мешает? Вроде…

Это очень про Юг. Гостеприимство и тепло. Путь бедное, пусть похожее на 20 лет назад у нас, но точно-Юг. Я его чую нутром выросшего на Кавказе ребенка. Когда твое душевное тепло ответно отдается неиссякаемой лавиной тепла и гостеприимства. Когда на улыбку всегда ответят улыбкой. Когда кажется, что ты тут не в первый раз.

— А Вы успеете кофе сделать за 10 минут, а то автобус, а так хочется?

— Деточка, да я за пять тебе сварю!

Абхазия одним днем

Буйная красивая природа. И разрушающиеся здания советских времен. Сверкающие туристические автобусы из соседнего, вылизанного и благополучного Сочи и праворукий, забытый уже благополучными нами, автопром.

Туристические места единственные островки, которые пахнут достатком и деньгами. Дегустация меда, дегустация вина. Островки стабильности и достатка. А вокруг брошенные дома и разруха. Как в девяностые. Любой рубль — благо. Не важно как, важно выжить.

Печально и красиво. Красиво и печально. На фоне Арцаха и вовсе тоскливо, ибо просто не знаешь как лучше. Но точно понимаешь, что лучше без войны. А для этих людей война- это не дедушкины рассказы.

Ладно, «это присказка — не сказка, сказка будет впереди». Мы были в Сочи и решили, что у нас есть день на экскурсию. И решили, что это будет Абхазия

В Абхазию из Сочи уехать очень легко и можно делать это спонтанно. Продается экскурсия во всех туристических ларьках. Стартует со всех точек побережья. Занимает полный день. От тебя требуется желание, невеликие деньги, российский или заграничный паспорт.

Варианты по транспорту есть следующие:

• Большой автобус за 1900 Автобус Мерседес на 20 мест за 2200
  • Автобус минивен на 9 мест за 2500
  • Джиппинг за 1600

Мерседес Спринтер
Мерседес "Спринтер"
УАЗы

Варианты по маршрутам более менее похожи, кроме джиппинга. Он везет в более труднодоступные места. Джиппинг предаставляет собой машины марки УАЗ, по сезону и вашему везению открытые или закрытые. Честно говоря, это для неприхотливых и авантюрных. Если вы такой, то лучше в теплое время года и возьмите что то на лицо и голову от пыли. Медицинскую маску и бандану, например:) Пригодится, бывает пыльно.

Абхазия одним днем

Мы выбрали автобус на 20 мест, так как он по словам организатора и собственному автомобильному опыту был самым лучшим вариантом по соотношению количества людей и комфорта автобуса. В большом дольше ждать народ на точках, в девятиместном не очень комфортно ехать целый день и маленькие окна. Мерседес самое оно. Еще и выезжают они раньше всех, соответственно быстрее проходят границу. Поэтому мы поехали туром с гордым названием «VIP», он же «Спринтер». Соблазнились мы конечно не этими тремя буквами. Мы живем на свете уже довольно давно, хорошо знаем цену надписям на заборе и их соответствия содержимому. Но в качестве транспорта нам был твердо обещан микроавтобус марки Мерседес. А мерседесам мы доверяем примерно с тех же подзаборных времен. Поэтому было решено, что пусть будет «VIP».

Начиналось все хорошо. Мерседес и правду был. Белый и прекрасный. Водитель мерседеса- Артур явно любил свой автомобиль и тот сверкал чистотой и новизной. Сбор в пять утра, заспанные разнокалиберные туристы, которых автобус прихотливыми зигзагами бесноватой летучей мыши собирает по всему побережью. Они заходят в темный салон, хмурые, сосредоточенные. С видом осужденных занимают места, ропщут, тромбуют рюкзаки и пакеты, пересаживаются, потом еще раз, потом опять рюкзаки и пакеты, вздохи, ропот и наконец, смирившись с выбранным ими или за них местом, они затихают. Ближе к границе, которая наступает примерно через час от посадки в Сочи, в автобус впархивает очень бодрый и очень громкий экскурсовод. Начинает говорить банальности. Громким тревожным голосом. Про ужасы и сложности перехода границы. Ты вот прямо нутром чуешь, как отпускает. Сложности это даже хорошо. Ты в какой то степени даже жаждешь сложностей. Раз есть сложности, значит есть и переход, Значит все взаправду, преодолеешь, заплатишь искупительную жертву и выпустят. На адреналине ты просыпаешься даже. Вот же она уже — колючая проволока. Вот и красная полоса за которой надлежит дожидаться очереди к пограничнику. Вот он сам сидит в знакомой будочке, со всей своей профессиональной ненавистью тяжелым фирменным взором сверяющий тебя с фото на паспорте. И в руках у него все та же сложенная бумажка из какой то газеты, которую выдают всем пограничникам автобусных переходов. И он этой бумажкой закрывает части твоей фотографии и с мрачным упорством пытается найти сходство. А ты стоишь и понимаешь: хорошо то как! Не заперты! И черт с ним, что паспорт российский, и с тем. что даже в шесть утра ты все равно ни разу не похож на свое фото в паспорте, хоть с бумажкой, хоть без нее. Хотя казалось бы хуже выглядеть невозможно. И даже с тем, что вечером вам уже назад. Ты можешь выйти за! Можешь. Даже без маски можешь. Все по них опять забыли. И туристы и пограничники.

Абхазия одним днем

Ура, мы в Абхазии. Весь переход занял от силы 20 минут. Сели в автобус, поехали в Гагру.

Гагра — первая остановка по пути следования сбивает с ног и мыслей полной разрухой. Автобус останавливается у знаменитого по фильму «Зимний вечер в Гаграх» ресторану «Гагришь» и ты можешь либо вспоминать оный либо, что хуже слушать рассказы тех, кто ребенком катался тут на канатной дороге или шиковал с родителями шашлыком за рубль сорок. Наверное шашлык можно и сейчас устроить, и что то подсказывает мне, что он тоже запомниться в категории «шиканули», но не в рамках данной экскурсии, так как к восьми утра, когда вы туда прибудете все и все вокруг будут спать.

Абхазия одним днем

Погуляли, понастальгировали и поехали в Пицунду.

В Пицунде по программе надлежало купаться. Сомнительная часть программы, учитывая что дальше еще целый день экскурсий, а удобств в виде душей и раздевалок я не обнаружила, хотя может быть и есть. Но за нас ко всему все решил дождь, который мгновенно включил осень и холод и купаться не захотелось никому. Вместо моских ванн мы взбодрились кофе и позавтракали чудной самсой в местной кофейне. Если собираетесь купаться, возьмите сменку и полотенце.

Пицунда. Купаться как то не хочется

Далее путь лежал на обязательный пункт таких программ- дегустацию. Редкий случай, но дегустация вина, чачи и коньяка произвела на наши продрогшие организмы мощное положительное воздействие. Мы не стали рассуждать про качество, приличия и время суток и с огромным удовольствием не только надегустировались, но и понабрали с собой всякого. Забегая вперед скажу, что купленный там домашний коньяк был выпит мужем с превеликим удовольствием и без последствий для организма. Вино меня не впечатлило, так как в основном было сладкое, зато гранатовый сок был прекрасен.

Гостеприимный дом виноделов
Абхазия одним днем

Умиротворенные и согревшиеся покидали мы гостеприимный дом виноделов. Дорога запетляла по горам, виды становились все более захватывающие. Особенно в преломлении коньячно-чачечного духа, витающего в автобусе. Группа как то сроднилась даже. Остановились в ущелье с говорящим названием «Каменый мешок». Впечатляет. Даже если посетил уже миллион двести скал и горных массивов все равно ходишь, задрав голову и дивишься. Хорошо, что муж — остеопат. Шею не жалко. Починит.

Так доехали до озера Рица. Ну что тут скажешь. Горные озера — это очень красиво. И всегда стоит посещения. Будь то Гарда, будт то Черное озеро, будь то Рица. Они разные, но одинаково прекрасны. Как женщины. Каждая прекрасна по своему. Наш тур подразумевал объед озера по перемитру и мы могли налюбоваться видами вдоволь. На одном из берегов была сталинская дача. Одна из 72 разбросанных по всей территории бывшей СССР. Я вроде и не любитель такого рода памятников архитектуры, равно как и дегустаций, а ведь оказалась интересной. О ней будет отдельный рассказ.

Дальше остановка на обед. Мы не стали долго думать и взяли форель. Ее тут готовят просто: выловил (а в озере вы можете наблюдать невыловленных рыб во множестве), почистил, надел на шампур и пожарил на углях, рядом с шашлыком. Надо ли говорить, что нет ничего вкуснее той форели. Лимончиком залил и мммммм. Но если вам что то поинтересней, то вокруг озера с десяток кофеен с разнообразным меню. Просто, но очень вкусно. Выпечка выше похвал. Остатки можно скормить подрастающей форельке в озере.

Абхазия одним днем

В принципе, после этого я была готова ехать домой. Но автобус поехал в Новый Афон.

Ах, да, еще была дегустация меда, но это было уже хоть и забавное, но глубоко коммерческое предприятие. Я к тому времени еще и проснулась, протрезвела с прошлой дегустации и имела кучу претензий в части маркетинга и клиентского сервиса.

И это тоже улей
Мед
Абхазия одним днем

В общем, на меня тут равнятся смысла нет, избежать дегустации тоже. Можно развлечься наблюдением пчелинных ульев. Это интересно. Чтобы не обижать народ, купила маточного молочка в ампуле. Ем поутру, надеюсь на здоровье и долголетие. В отличие от коньяка второй раз покупала бы в Сочи. Дешевле, а на вид тоже самое. Коньяк другое дело. Он и гранатовый сок повод вернуться. Ну и кофе тоже. Да и форель. Вкусно там очень. Хоть и очень незамысловато.

Абхазия одним днем

В общем, привезли нас в Новый Афон. В монастырь. Мужской.

Однажды мы отдызали на последнем, третьем пальце Халкидиков, на коем стои старый Афон. Меня, как женщину туда даже близко не пустили. А тут пожалуйста. Одевай косынку и вперед. Это конечно относительный новострой и как и все в Абхахии носит следы запустения. Но зато библеские сюжеты фресок выразительны на новый лад, благодаря современному уровню исскуства и более понятны нам, чем более ранние византийские. Изнутри стены расписаны палехскими мастерами и живописцами М. В. Моловым и А. В. Серебряковым. Похоже, что фреска по сухой штукатурке. Но не уверена и не могу найти в источниках. Могу только констатировать, что фрески сохранились не очень, но зато крайне выразительны и запоминающиеся. Вообще монастырь производит очень приятные впечатления на любого посетителя, потому что есть и интересная история и архитектура и фрески и великолепный сад. Сад и аллеи киппарисов абсолютно прекрасны.

Абхазия одним днем

А если вы окажитесь там в выходные дни, то сидя в тенечке (Помните, что тень кипарисов крадет души, а в тени орехов можно не проснуться? Не помните? Ну и ладно, сидите себе на здоровье) можно наблюдать местные свадьбы. Судя по всему, монастырь является местом поломничества новобрачных. Они представляют собой очень колоритное и одновременно трогательное зрелище и можно уловить отблески из счастья и радости, хотя может быть это просто солнечные зайчики от витражей в монастырских окнах.

Абхазия одним днем

Покупаем чурчхеллу из абрикосовых косточек, пьем кофе, заваренный на песке в придорожной кофейне (закройте глаза и идите по запаху, не ошибетесь) и начинаем путь домой. Могли бы быть еще и пещеры. И те, кто в них был, сказали, что мы много потеряли отказавшись. Но факт остатется фактом, мы устали и всем автобусом решили двигать в сторону Сочи.

Обратный путь занимает около полутора часов до границы. И потом еще с час всех развезти по домам. К чему вам стоит быть готовым на данном этапе, так это к музыкальному ряду, которым вас будет развлекать.

Абхазия одним днем

Не, ну какой российский «VIP» без ложки дегтя? К сожалению, наш мерседес, помимо прочих достоинств, обладал выдающейся акустической системой, а наш водитель оказался меломаном…

Мне думалось, что после песни: «А я стою такая вся в розовом свитере, А ты спросил меня, есть ли я в твиттере…" , которая настигла меня врасплох на экскурсионном пароходике в г. Хабаровске, на реке Амур, в которой я очень хотела утопиться, я слышала все. Ан нет. Таких песен на свете много. Имя им — Легион! Ибо у нашего водителя таких песен хватило на весь обратный путь. Вежливые и не очень просьбы перестать мучать наши уши прерывали дьявольский концерт на недолгие промежутки, в течении которых в душе водителя Артура, видимо, нарастали экзистенциальные страхи, а тишина свивалась вокруг мрачным коконом. И тогда прекрасно сбалансированные акустические системы белого как снег мерседеса взрывались очередной нетленкой:

«Остановите! Вите надо выйти!

Остановите! Остановите! Вите, Вите надо выйти.

Остановите! Остановите! Вите, Вите надо выйти. Остановите! Остановите! Вите, Вите надо выйти.»

PS Нет, я не шучу. Можете погуглить. Это ВСЕ слова в этой песне. Я их выучила, да.