Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:59

Кисловодск, Ессентуки — Россия Август 2020

Кисловодск: наследие прошлого

Издавна, в горах Кавказа, в центре огромной каменной чаши из земных недр бурлящей струей вырывался живительный родник. Благодаря раскопкам и работе археологов было выяснено, что еще в пятом тысячелетии до нашей эры в этих местах проживали различные племена.

Однажды Петр I поправлял свое здоровье в Карловых Варах (Карлсбад), совершая моционы и попивая минеральную водичку. Ему так понравилась расслабляющая обстановка на курорте и лечебные свойства источников, облегчившие его самочувствие, что российский император загорелся идеей создать нечто аналогичное и в России.

По возвращении домой им в спешном порядке была организована разведывательная экспедиция, которую возглавил личный лекарь Его Величества. Благодаря тщательному изучению региона, лейб — лекарем и была обнаружена кисловодская котловина, а в ней лечебный нарзан. В этом месте природа удивительным образом соединила в единое целое природные и климатические составляющие, из чего и получился настоящий «рай на земле»!

Но более досконально все свойства нарзанных источников и близлежащих к ним территорий в 1793 году изучил немецкий ученый, путешественник Петр Симон Паллас, находящийся на русской службе.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

В 1798 году близ источника расположился лагерь войск Кавказской линии и их командующий граф Ираклий Иванович Морков испытал на себе и на своей астме чудодейственную силу минеральной воды. Было решено построить военный пост на горе Святого духа как раз над родником с кислой водой, оборудованным в колодец. Именно этот момент и положил начало современному городу — курорту Кисловодску, а название было дано в переводе с абазинского «аче-су» — кислая вода. Через пять лет вышел указ Александра I о строительстве настоящего укрепления в месте «где находятся у Кавказских гор кислые воды». В 1825 году недалеко от крепости была основана станица Кисловодская в развитии которой, как курортной зоны, принимали активное участие многие богатые купцы и промышленники России. Преследуя цель создать курорт, достойный европейскому, они смело вкладывали свои капиталы в строительство не только домов и дач для отдыха своих семей, но и особняков, предназначенных для проживания отдыхающих. Станица росла как на дрожжах и к концу 19 века она представляя взору вновь прибывших живописный курорт, где в окружении великолепных природных пейзажей расположились особняки, в строительстве которых заказчики и хозяева использовали различные стили, взгляды и пристрастия.

В 1903 году указом Николая II станица Кисловодская была преобразована в город Кисловодск. Самый популярный к тому времени курорт на Кавказе расцветал и утопал в зелени, привлекая известные, знаменитые и преуспевающие личности, которые обзаводились здесь своим жильем. Поэтому нет ничего удивительного, что многие необычные и симпатичные дачи и особняки, построенные в те годы сохранились и дожили до наших дней.

Гуляя по улочкам, я могла бы ощутить едва уловимый запах дорогих духов, шлейфом плывущий за прошедшими мимо изящно одетыми дамами в длинных платьях, спрятавшимися за зонтиками от теплого солнца. Могла бы наблюдать за молодыми девицами, прогуливающимися по мостовой и весело щебечущими об очень важных секретах. Переходя улицу, я могла бы угодить под пролетку или экипаж, доставляющий очередных курортников с не так давно выстроенного железнодорожного вокзала в новенький отель или наткнуться на важного городового с пышными усами. Все это могло случиться лишь в моем воображении благодаря ауре, создаваемой чудесным городом.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

А я продолжу свое повествование о трех днях, проведенных на курорте, в неспешную прелесть которых как обычно вмешалась погода. О, погода этого по всем показателям непонятного лета, о погода августа, что ты творишь именно в те три дня, в которые я отправилась любоваться Кисловодском! О, куда подевалась погода вчерашнего, совершенно удивительного дня, в котором я была обласкана твоим гостеприимным солнышком!

Вечером, сменив хозяйскую спальню в шикарном особняке на двухкомнатные апартаменты в стареньком домике, я с тревогой смотрела то в окно, то в мобильник, вещавший резкую смену погоды на предстоящее утро. Ах, если бы только на утро, я бы эту напасть приняла и как-нибудь пережила, но прогноз зловеще показывал тучку с голубыми пунктирами на два следующих дня, аккурат мои оставшиеся дни. Пару-тройку часов назад, уже еле передвигая уставшими за день ногами, я остановилась у одного из экскурсионных киосков, в надежде выбрать из списка предлагаемых поездок одну единственную, которая удовлетворила бы мой щепетильный и изысканный вкус.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Сделать это было крайне сложно, потому как, ну вы помните — и тут я была, и сюда ездила и это уже видела. А потом еще с моими отпускными днями не совпадал график поездок, дни недели. Но нашлось одно направление, доставившее радость в предвкушении. После просмотра ничего хорошего не обещающего прогноза, я все же позвонила по предложенному в проспекте телефону и забронировала место: ну, а вдруг случится чудо и легла спать. Тревожный ночной сон прерывался пробуждениями и прислушиванием к ситуации за окном: ни обещанного ветра, ни дождя, тихо и спокойно.

А рано утром все случилось так, как и было обещано — пошел дождь и никакого обмана! Грустная, я поплелась на вокзал — по плану предстояла поездка в Ессентуки.

Дождь лил почти все два следующих дня с небольшими перерывами, поэтому далее предстояли прогулки либо с зонтом, либо без него, но непременным условием были мокрые ноги. Кроссовки не выдерживали потоков воды, в данном случае пригодились бы только резиновые сапоги.

Кисловодский железнодорожный вокзал — конечная станция, пути здесь заканчиваются.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Летом 1872 года инженер путей сообщения барон Рудольф Штейнгель получил от правительства задание на постройку железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа.

Для транспортировки пассажиров-курортников до станицы Кисловодской, велено построить обычную дорогу, пригодную для экипажей. Летом 1875 года по построенным на личные средства железной дороги путям, прошел первый поезд, а уже в 1890-м году возникла необходимость в строительстве железной дороги до набирающего обороты и процветающего курорта.

Весной 1893 года на территории, где находились станичные огороды, началось строительство одноэтажного кирпичного пассажирского здания и станционных сооружений и уже через год стройка была завершена.

Руководством железной дороги были закуплены американские паровозы «Baldween» и с началом их движения по Минераловодской железнодорожной ветви, поток отдыхающих стал стремительно расти.

Прибытие каждого поезда в то время было событием и его непременно встречал духовой оркестр!

Можно сказать, что железная дорога и вокзал сыграли не маловажную роль в развитии города Кисловодска как курорта и в образовании в нем большого дачного поселения. Вокзал выстоял в суровые годы войн и революции. В 1936 году была построена Привокзальная площадь.

В 1975–1988 годах проведена масштабная реконструкция, построены 20-метровая Башня с часами и вокзал для пригородных поездов.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

В отдельно стоящем здании, где ранее располагалась администрация вокзала, в 2003-м году открыли музей: «История развития железнодорожного транспорта».

Приехав из Ессентуков примерно в час дня и радуясь, что дождь, возможно совсем не надолго, но прекратился, я отправилась гулять по заранее намеченному плану.

Напротив музея Федора Шаляпина,

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

на пригорке, скрытые за раскидистыми вековыми соснами спрятаны несколько старинных зданий, идемте и посмотрим.

Сейчас это корпуса Центрального военного санатория, центр реабилитации.

«Справедливость» в переводе на шведский звучит как «Ретвизан».

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Далекий 1790-й год, русско-шведская война, Балтика, Выборгский залив, сражение, победа русских и трофей: 64-пушечный шведский линкор «Ретвизан».

Начало 20 века, опять война, в этот раз русско-японская, эскадренный броненосец «Ретвизан» героически отражает атаки японского флота, защищая российскую крепость Порт-Артур.

Имя прославленного боевого корабля прославляют газеты и конечно их читают в городе Кисловодске, где владикавказский купец А. В. Лекарев как раз собрался строить себе дачу. В 1903-м году по проекту Эммануила Багдасаровича Ходжаева из красного кирпича было начато строительство двухэтажного здания. К дому на холме вела широкая лестница, по обеим сторонам которой высадили сосны.

В 1904-м году получив многочисленные повреждения, несовместимые с продолжением боевых действий, броненосец «Ретвизан» был взорван и затоплен в водах Тихого океана. Вилла тем временем была достроена и в честь знаменитого погибшего броненосца она получила название «Вилла Ретвизан». Вилла построена в виде гостиницы и скорее всего ее комнаты предназначались для сдачи курортникам. Рядом был построен небольшой одноэтажный флигель, названный «Избушка», он служил жильем семье купца.

Как и множество состоятельных людей, из Петербурга в будущий знаменитый курорт перебрался и казачий генерал Илья Иванович Сафонов, построив для своей семьи особняк. К родителям в благословенный край погостить часто приезжал сын, директор Московской консерватории, дирижер, председатель Русского Музыкального общества Василий Ильич Сафонов. Наблюдая за бурным развитием русского курорта на Кавказе, он решил организовать здесь концертное дело. Василию Ильичу удалось убедить влиятельных и богатых людей вложить в будущее предприятие деньги. Общество Владикавказской железной дороги заказало проект курортного зала архитектору Валериану Гусеву. Начавшееся в 1892 — м году через пять лет строительство было успешно завершено.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Курзал Кисловодска — это прототип современных развлекательных центров для отдыхающих, потому как и строился он таковым, где помимо концертного зала были библиотека и читальный зал, ресторан, выставочная часть, бильярдные комнаты. Вокруг была благоустроена территория, в которую входили цветники, прогулочные аллеи, детская площадка, летняя эстрада и гостиница, сохранившиеся до наших дней. Но какой концертный зал без своего оркестра? И он был создан, а на сцене курзала выступали самые известные деятели культуры того времени: Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, Святослав Рихтер, Александр Куприн и многие другие. Курортный зал был первым в России, двери которого были открыты для всех сословий, не взирая на толщину кошелька. Более того, в зале не было специальной ложи для высокопоставленных особ и царской семьи: они сидели рядом с другими зрителями в обычном седьмом ряду, который до сих пор считается зрителями особенным.

Василий Ильич Сафонов любил Кисловодск и не смотря на свою работу в Москве и Нью-Йорке, где он руководил филармоническим оркестром, часто и подолгу жил на курорте. Революция 1917-го года застала его здесь же.

Многие из вас смотрели фильм «Адмирал» с великолепным актерским составом — Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Анна Ковальчук, Владислав Ветров. Скажите, а где связь? А связь прямая, потому как дочь Василия Ильича Анна, родившаяся в 1893 году в Кисловодске, была любимой женщиной адмирала Александра Васильевича Колчака.

Сколько вынесла эта удивительная и сильная женщина, тридцать лет находясь в лагерях, через какие муки ада ей пришлось пройти, через всю свою жизнь неся самое ценное — любовь. Именно любовь и письма Колчака не дали ей сломаться, опуститься…Но это было потом, а тогда новая власть вдоволь накуражилась над ее родителями, устраивая в особняке бесконечные обыски и выводя их на улицу якобы на расстрел. В один из таких моментов сердце Василия Ильича Сафонова не выдержало, и он умер.

Здание Курортного зала, напоминающее средневековый замок с башенками в настоящее время — это Северо-Кавказская филармония, носящая имя ее основателя — Василия Ильича Сафонова. Официальное название — Старинный Курзал Общества Владикавказской железной дороги.

Спустившись от филармонии по широкой крутой лестнице, я попала на улицу К. Маркса, история которой тесно связана со временем сооружения Курзала. Слева располагались многочисленные магазинчики и бутики, так называемые Торговые ряды.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

В прошлый свой приезд я купила в одном из них дождевик, потому как дождь накрыл все пространство мгновенно. На углу, на пересечении с улицей Коминтерна (похоже Кисловодск чтит далекое прошлое и не спешит переименовывать улицы) находится приземистое здание из ярко — красного кирпича- это один из старейших магазинов Кисловодска,

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

построенный по проекту уже опытного к тому времени кисловодского архитектора Ходжаева. В настоящее время большую часть здания занимает продуктовый магазин «Центральный». Внутри есть кафе, где можно выпить кофе с вкусной выпечкой.

Сразу за торговыми рядами находится небольшой, но очень уютный Сквер Реброва, открытый в 2017-м году и приуроченный ко Дню города Кисловодска.

Алексей Федорович Ребров — один из первых поселенцев города, статский советник, предводитель Кавказского областного дворянства, предприниматель. Ребров много сделал для развития Кавказских Минеральных Вод и за что бы он не брался, все делал на совесть.

С 1821 года находился при легендарном генерале Алексее Ермолове как чиновник по особым поручениям и по его распоряжению составил «Правила устройства Кавказских Минеральных Вод хозяйственным образом». Выйдя в отставку Алексей Федорович выписал из Китая шелковичных червей и занялся шелководством, разведя тутовые плантации. Позднее французское Королевское общество признало его шелк одним из лучших в Европе.

Но и это не все: Ребров занимался скотоводством и виноделием, на своей земле у него росло более сорока сортов виноградных лоз. Алексей Федорович является первым историком Кавминвод, он также приложил максимум усилий для развития Кисловодского курортного парка и парка в Пятигорске. Благодарные жители города в центре сквера установили бронзовую 2,7 метровую фигуру прославленного земляка, отлитую скульптором Щербаковым в городе Жуковском.

В сквере так же восстановили и православную часовню, построенную в 1848 году по разрешению наместника Михаила Воронцова и разрушенную при советской власти.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Прохожу мимо Базара Художников, где на своих полотнах искусные мастера изображают самые красивые уголки чудесного региона Кавказских Минеральных Вод. Здесь можно остаться надолго, настолько хороши работы, но я, зная за собой слабость к пейзажной живописи, стремительно прохожу мимо.

Очередной символ Кисловодска- белоснежная Колоннада появилась на этом месте в 1913 году по проекту архитектора Н. Н. Семенова. Ее возведение было приурочено к столетию поражения наполеоновских войск.

Угловое здание напротив Колоннады было построено в 1860 году и его комнаты сразу предназначались для сдачи в наем. В 1880-м году особняк с меблированными комнатами приобрел купец, видный деятель Пятигорска, отец известного зодчего Багдасар Ходжаев. К 1896 году дом получил название Отель «Централь», владельцем которого стал родственник Ходжаевых. После революции в доме был банк, затем библиотека, в войну в нем находилась комендатура. В настоящее время здание занимает Центральная городская библиотека им. А. И. Солженицына.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Слева от Колоннады, на берегу реки Ольховки находятся отреставрированные корпуса санатория «Жемчужина Кавказа» и из-за забора можно рассмотреть два старинных корпуса, построенные архитектором Кисловодска Ходжаевым, талант которого значительно повлиял на внешний вид города. Это дачи созданы по заказу купцов и промышленников Тарасовых, о которых я вам уже рассказывала в первой части.

Купив огромный земельный участок для собственных нужд, они заказали своему знакомому Эммануилу Ходжаеву проект двух дач. Один из особняков каменный, другой, построенный в 1900 — великолепный образец роскошного деревянного зодчества.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Жаль, что на территорию вход по пропускам, иначе я бы обязательно сходила и полюбовалась бы бывшей дачей поближе.

Далее по плану были музей Крепость и Свято-Никольский собор, их я покажу отдельно.

Мне же хочется не спешно прогуляться по одной из улочек самого старого уголка Кисловодска — улице Кольцова и полюбоваться совершенно другой архитектурой, не такой изысканной и менее богатой, чем в других районах. Глядя на эти домики с деревянными балкончиками, удерживающимися с помощью стоек, мне казалось что я пребываю в далеком 19 веке, ну в крайнем случае начале 20-го.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Угловой кирпичный дом, пожалуй самый заметный и богатый, это дом профессора фармокологии Дмитрия Ивановича Цинцинатора, построенный в 1903 году.

А дальше вплотную притулились словно поддерживая друг друга совсем иные дома, старенькие, беленые, с арочными проходами внутрь двора, с разномастными балкончиками.

Рассматривать их одно удовольствие, но не покидала мысль — как в них можно жить, каковы сейчас там условия?

Посередине улочки удивительным образом, совершенно не вписываясь в общий колорит, щеголяет каменный особняк с балкончиками и башенками, а рядом, справа от него другой, попроще- это дома братьев Бландовых.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

В конце 19 века братья купцы второй гильдии начинали свой бизнес в Москве, где организовали первое паевое товарищество, но в начале 20 века переехали в Кисловодск и открыли здесь сразу несколько сыроварен. Они первые начали изготавливать кефир.
На другой стороне улицы, напротив домов находится небольшой Кольцовский сквер, но там шел ремонт тропинок, поэтому я смогла сфотографировать лишь скульптурную композицию «Журавли», созданную на средства, собранные жителями Кисловодска в честь земляков, погибших в Вовойне.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Скульпторы братья Роберманы и архитектор Валяровский место выбрали не случайно: именно из этого сквера солдаты отправлялись на вокзал и многие из них не вернулись назад. Установленный в 1978 году памятник в виде улетающих журавлей символизирует вечную память о погибших.

Сразу за сквером на небольшой территории расположена новая Соборная мечеть, построенная всего лишь год назад — в 2019 -м.

На этом месте последовательность прогулки прерывается, потому как я дошла до Курортного бульвара, погуляла там, любуясь потрясающими разноцветными клумбами и красивыми особняками. Было пасмурно, но хорошо, что сухо. Вечером я созвонилась с турагенством и конечно же они отменили поездку на следующий день, какие горы в дождь? Я же отправилась в аптеку и магазин, закупила средств для лечения активизирующейся в мокрых условиях простуды.

Ночью с неба опять полило, утро не принесло изменений и было очень грустно — противный дождь и не думал останавливаться. Что делать? Я выспалась, наковырялась в интернете, до дыр затерла окно, наблюдая за лужами и тестируя частоту и скорость падения капель. Часов в десять утра дождь немного угомонился и я решила — пора выдвигаться, да побыстрее. Прогноз был оптимистический — вся вода вылилась, ура! Но как покажет время — радовалась я слишком рано.

Путь мой лежал на самый высокий холм Киловодска, в так называемый армянский район — очень хотела полюбоваться апостольской церковью «Сурб Вардан» и панорамами города сверху. Предвкушая приятности в свой последний день пребывания в Кисловодске я наслаждалась прогулкой, поэтому передвижение на автобусе в расчет не брала. Дошла да Курортного бульвара, далее по крутой лестнице поднялась до улицы Чкалова, не забывая рассматривать несколько иную архитектуру.

Затем повернула на совсем уж деревенскую улицу Авиаторов — по ней мне предстояло идти в горку с полчаса. На перекрестке привлек внимание чудом затесавшийся в этот район санаторий «Самара».

А далее попрошу включить воображение и представить: субботнее пасмурное утро, все живое и не живое обильно полито дождем, тишина, лишь кое-где слышны падающие с крыш и веток капли, да собаки, заслышав мои неторопливые шаги, нехотя тявкали для порядка.

Из боязни пропустить что-то важное, я шла озираясь по сторонам и иногда глаз цеплялся за очень интересное.

На улицах никого, казалось весь этот район вымер или все сидят дома, в тепле и пьют горячий душистый чай, заедая его свежей выпечкой. Асфальт закончился, дома тоже, но гравийка извиваясь, словно удав, уверенно вела вперед и вверх. Скоро я оказалась в окружении деревьев и огромных кустарников, которые росли с двух сторон дороги, потом слева в просвет между деревьями рассмотрела гаражи, мусор! О, боже, вечно меня куда-то занесет — пронеслось в голове и я прибавила шагу. Появившееся справа частное владение за высоким забором немного успокоило — люди. Впереди показалась дорога, по которой стремительно проносились машины — уф, дошла, а вот уже и большая территория армянского апостольского храма «Сурб Вардан».

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Едва я ступила на вымощенную плиткой площадку, предвкушая приятную прогулку, как противно так, словно бы нехотя закапал дождь, постепенно прибавляя обороты. После посещения церкви, примерно через час, он лил уже так свирепо и нагло, что появляющиеся в лужах пузырики от напора и тяжести струй мгновенно лопались. Что же делать в такой мокрой ситуации? Транспортом пользоваться категорически не хотелось и я, уже вовсю ступая по лужам и потокам воды, пошла пешком, но по другому маршруту- по улице Кутузова.

Улица вела с холма вниз и там, где она плавно переходила в улицу Горького, слева находится Комсомольский парк. Гулять в такую погоду? Нет конечно, но рядом с парком есть Памятник героям гражданской войны, погибшим от рук белогвардейцев во время оккупации Кисловодска. Во время того страшного переходного периода смерть людям несли и красноармейцы и белогвардейцы, сотни их были замучены, убиты, повешены и чтобы следующие поколения не забывали и помнили ту, жуткую страницу истории, в 1927 — м году и был установлен этот монумент. Выглядит он позабытым, заброшенным, да и парк больше похож на лес, не уютно как-то, не хотела бы там гулять.

Шагая по очень коротенькому отрезку улицы Горького, где она ограничена улицами Тельмана и Куйбышева, слева, через дорогу увидела два исторических старинных здания: синагогу и Дом раввина.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Условия для фотографирования были прямо скажу экстремальные: справа от тротуара вверх уходит срезанный и обложенный камнем высокий склон холма, слева дорога, не прекращающийся ливень, в одной руке зонт, пешеходы снуют туда — сюда, как вы понимаете тоже с зонтами! Синагога из красного кирпича и очень хмурое, мрачноватое здание рядом — дача пятигорского раввина, построенные в начале 20 века. Прочла, что синагога не обладала официальным статусом, возможно это был частный молельный дом.

Оба здания очень интересны, выпадают из общей картинки, вплотную к ним подступила современность и они, как два заблудших старичка пытаются сохранить себе жизнь. Очень надеюсь, что им это удастся.

Зайдя в аптеку и купив уже сироп от кашля, ибо простуда крепчала, я отправилась в хостел, напилась горячего, мокрые кроссовки аккуратно поставила на печь, включила газ и завалилась спать.

Проснулась от тишины — дождь закончился! Время почти пять вечера! Быстро собралась, надела сухие (ура!) кроссовки и отправилась на прогулку вдоль речки Березовой по проспекту Победы. Речка узенькая, берега высокие, не оборудованы совершенно и там все заброшено и запущено. Слева здание администрации, стриженные газоны, клумбы, над которыми поработали умелые ландшафтные дизайнеры,

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

а прямо напротив этой роскоши словно умышленно на контрасте многострадальное здание кинотеатра «Россия»! Глядя на эту коробку, я подумала — а, что, символично!

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Судя по внешнему виду можно подумать, что этому зданию лет сто? А вот и нет — оно построено всего лишь в 1970-м году по типовому проекту. Аналогичные коробки в то время выросли в Челябинске, Перми, Москве и даже у нас, в Краснодаре! Уж не кинотеатр ли «Аврора»?
Весьма запутанная история. А дело вот в чем: в таком большом городе, как Кисловодск периодически должны происходить различные крупные мероприятия, типа форумов, конгрессов, но для этого в городе нет подходящей площадки, размером стандартного зала на 1200 мест. Заброшенный кинотеатр можно было бы снести и на его месте построить современное здание, удовлетворяющее всем критериям и условиям. Но есть одно, но: в декабре 2016 года кинотеатр вошел с список объектов культурного наследия. А пока он в этом охранном списке, его можно только реставрировать, не меняя внешний облик. Ровно через три года- в декабре 2019 здание исключают из списка наследия.

Заинтересованные лица облегченно вздохнули и на этом месте после сноса кинотеатра будет построен огромный многофункциональный культурный центр именно на 1200 мест. И тогда конечно просто необходимо будет облагородить не только прилегающие территории, но и набережную реки, находящуюся за кинотеатром.

Чуть дальше за кинотеатром и зоной отдыха, выглядевшей так, словно здесь ведутся раскопки,

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

находится уникальное по своей архитектуре здание цирка, самое большое по вместимости в Кавминводах — 1483 зрителя.

На этом месте еще в 30 — х годах прошлого века установили летний шатер для гастролирующих цирковых трупп. В 60-е годы в Пятигроске выступал цирк под руководством Г. М. Трахтенберга и руководство кисловодской администрации делает ему предложение возглавить труппу в новом здании цирка, но в Кисловодске. И вот по проекту заслуженного архитектора России Г. В. Наприенко в 1969 году было построено красивое, современное на том момент куполообразное здание. Недавно в нем была произведена реставрация.

Между кинотеатром и цирком видимо совсем недавно построено очередное красивое современное здание отеля, напротив через дорогу еще одно, да и вообще красивых отелей в городе очень много.

Показываю еще несколько приметных зданий на проспекте Победы, которые яуспела увидеть.

Большой отельный комплекс.

В Кисловодске очень много цветов, цветочных клумб, композиций, огромных вазонов, даже тротуарные ограждения украшены цветами. Все это создает уют и приятную атмосферу.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

Вечерело и заметно холодало, я поспешила назад, на площадь Курортного бульвара, где в ожидании начало шоу Музыкального фонтана собралась приличная толпа. Зрелище было невероятным, эмоциональным и только холод погнал меня назад в хостел.

Утром я испытала шок — температура за окном +9 и это август! Надев на себя всю имеющуюся одежду, я отправилась на вокзал, а затем в свой Краснодар, в комфортные + 27!

Путь до Краснодара длится 6 часов. Всю дорогу ничего не остается делать, как смотреть в окно и вот какое красивое здание железнодорожного вокзала из красного кирпича встретилось в пути. Это стация Кавказская в городе Кропоткин, постройки 1903 года.

Кисловодск: наследие прошлого и настоящее

В понедельник я еще успела сходить на работу, но уже к вечеру почувствовала себя ужасно: боль из горла опустилась ниже, в бронхи. Пришлось брать еще 3 дня отпуска отлеживаться и лечиться.

Вот так закончились мои три дня. Не смотря ни на что, они были замечательные, а в Кисловодске еще осталось много объектов, мною не досмотренных. Так что в любой момент я готова ехать в регион Кавминвод снова и снова.

Р. S. Есть еще одна удивительная женщина связанная с историей Кисловодска, в который она вместе с родителями переехала из Грозного. Помните, по ТВ шел турецкий фильм «Курт Сеит и Александра»? Ну так вот, этот фильм основан на реальных событиях, на истории любви офицера царской армии Курта Сеита Эминова и Александры Верженской, дочери начальника железнодородного вокзала Кисловодска. Где-то на улочках города сохранился чудесный особняк, принадлежащий семье Александры, построенный по заказу ее отца, Юлиана Матвеевича.

Сколько еще тайн хранит курортный Кисловодск, сколько счастливых и разбитых сердец он помнит?