Турист Анна Рудницкая (Markuza)
Анна Рудницкая
была 15 июня 2023 23:51

Битов, Кийов, Зноймо, Йиглава — Чехия Июль 2020

Два дня насыщенной поездки по югу Чехии. Спасаемся от жары в пещерах и подземельях, замках и крепостях! Как в Чехии проходит лето 2020 года.

В середине лета в Чехии есть два государственных праздника 5 и 6 июля, на которые все местные жители стараются вырваться за пределы города — отдохнуть на природе. Этот год не стал для нас исключениям и из столицы мы направились к южным рубежам страны — в Моравию.

Поездка заняла у нас ровно два дня, но по насыщенности, наверное, хватило бы и на неделю.

День 1: Выезд из Праги, завтрак в Йиглаве, посещение крепости Битов, осмотр подземелий в Зноймо, дегустация вин на частной винодельне.

День 2: Слоупско-шошувские пещеры, обед в Кийове, осмотр замка Милотице, фотосессия в Моравской Тоскане. Возвращение в Прагу.

Итак, путешествие начинается!

Йиглаве предстала перед нами скромным и провинциальным городком, хотя по сути является административным центром края Височина. Так как было воскресенье, к нашему приезду как раз закончились церковные службы и центр города был наполнен звучанием колоколов.

Костёл Святого Иакова Старшего, Йиглава

Во времена позднего средневековья Йиглава являлась центром добычи серебра и успела обзавестись солидного вида храмами и просторной центральной площадью, вот только вскоре были отрыты залежи благородных метало в Кутной горе и богатство и влияние явно ушло туда.

Мы прогулялись до готического костёла Святого Иакова Старшего (покровителя шахтёров) с двумя разновысокими башнями, в летнее время на башню с часами высотой 63 м можно забраться и осмотреть город (мы к таким подвигам готовы не были ввиду ограниченности времени и 30 градусной жары))

Костёл Святого Иакова Старшего, Йиглава

Прошлись по главной площади и присели выпить кофе в кафе рядом с барочной церковью Святого Игнатия. Площадь что характерно носит имя в честь первого президента — Томаша Масарика, в Чехии его очень любят и заслужено! Он был не просто политиком, но еще и социологом и философом, а также внес огромный вклад в борьбу Чехии за независимость от Австро-Венгерской империи.

Площадь Томаша Масарика, Йиглава

Ансамбль площади сплошь исторические домики с разноцветными фасадами, зато в центре, увы, идиллию портит постройка явно социалистического периода — мрачный торговый центр, где теперь открыт Макдональдс. Я постаралась его в кадр не ловить, но вот тут он чуть-чуть засветился справа.

Площадь Томаша Масарика, Йиглава

Сытые и уже слегка поджаренные на солнце едем дальше.

Больше всего в Чехии я обожаю грады и замки, за более чем 12 лет в этой стране, я мне все еще кажется, что новым открытиям не будет конца. Так и сейчас мы выбрали для посещения места, которые редко встречаются в путеводителях для иностранцев, находятся в стороне от туристических трасс, а вместе с тем явно достойны упоминания и восхищения.

Мои друзья больше любят могучие средневековые крепости, чем изысканные дворцы. Мальчишкам подавай суровые башни и оружие, в то время как я люблю разглядывать интерьеры.

Град Битов порадовал тем, что сочетает в себе все прелести и града, и замка!

Небольшое представление на крепостных стенах в честь праздника, добавляет атмосферы.

Град Битов

Построенная на скалистом мысу высотой 70 метров, окруженным изгибом реки Желетавка, готическая крепость Битов играла важную роль для охраны оживленного торгового пути из Австрии в земли чешских королей. Потому укрепления имеет соответствующие своему статусу.

Град Битов, Главный вход

В дальнейшем град меняет своих хозяев, на смену королевским наместницам приходят Лихтенбурги, австрийский дворяне Шварценау и чешские Янковски из Влашима. Наконец, в 1912 году его не покупает знаменитый чешский фарфоровый фабрикант барон Гаас. В собственности этой фамилии средневековый чешский замок Битов и оставался вплоть до смерти последнего из Гаасов в 1945 году.

Здание, где непосредственно располагаются апартаменты хозяев может показаться снаружи достаточно скромным. Но это обманчивое впечатление!

Град Битов, жилой дворец

Барон Иржи Хаас вел поистине богемный образ жизни, у него было около 80 подруг среди местных жительниц, но он так ни разу и не женился. Животные и женщины, эти две страсти отчасти явились результатом того, что местные аристократы не хотели с ним общаться, считая Иржи нуворишем.

И интерьеры замка этому званию соответствуют! Оригинальная романтическая роспись под готику, люстры, украшенные металлическими цветами, внимание к деталям и комфорту.

Интерьеры града Битов, большая столовая

Из окна открывается вид на внутренний двор и церковь Вознесения Девы Богоматери.

Церковь Вознесения Девы Богоматери

И еще немного красоты. Вся готика на стенах — искусная роспись.

Интерьеры града Битов, бальный зал

Комплект малахитовых предметов — подарок из далёкой Российской империи.

Интерьеры града Битов

Еще одной страстью барона Гааса были животные. Он превратил замок Чехии Битов в один из самых больших частных зоопарков в стране. По субботам и воскресеньям его зоопарк всегда был открыт для публики — бесплатно или за символическую плату гиду.

Эксцентричный барон любил собак — у него их было больше 200. Жили они в больших питомниках в южном крыле этого средневекового замка. Специальная кухня, расположенная на первом этаже северного крыла чешского замка Битов готовила для них еду. Собаки были самых различных пород, в том числе сенбернары, доги, ирландские сеттеры, боксеры, таксы и многие другие. Естественно, было много щенков, которых барон никогда не продавал, а раздавал своим хорошим знакомым. О собаках заботилась целая команда профессиональных специалистов, составляющих специальный график по уходу, в котором указывались дни купания, сорт мыла и т. д. Многие из собак даже имели свои личные полотенца. Для барона было настолько трудно расставаться со своими любимцами, что после смерти он приказывал делать из собак чучела. Результатом этого явилось создание самой большой в мире коллекции собачьих чучел, которая и поныне представлена в чешском замке Битов.

Своеобразное зрелище, да?

А еще тут коллекция птиц!

Коллекции града Битов

И кошечек, которых по моде того времени одевали в платьица и шляпы.

Коллекции града Битов

Закончим нашу почти 1,5 часовую экскурсию осмотром исторической кухни и отправимся обедать.

Кухня града Битов

Обед затянулся, пока фотографировались, пока погуляли уже нужно было пулей лететь в Зноймо, где на пять часов вечера была запланирована экскурсия в подземелья.

Зноемское подземелье — это система подвалов и подземных ходов, которая пронизывает всю средневековую часть города. Она была сооружена в 14–15 столетиях и соединяла подвалы мещанских домов и дворцов.

Главная цель таких обширных подземелий — защита горожан во время осады города чужеземными войсками. Жители могли находиться в безопасности довольно длительное время. В подземельях существовала система вентиляции, колодцы, был накоплен большой запас продуктов. Зноемское подземелье строилось с помощью йиглавских или кутногорских горняков. Сегодня это любимый туристический объект очень привлекательный в июльскую жару!

Подземелья в Зноймо

Внутри темно! Но современный телефон справляется)

И вот наконец с культурной программой покончено. Солнце клониться к закату, а мы едем в маленькую деревеньку Олбрамовице, чтобы посетить семейную виноделью, где заранее договорились о дегустации.

В данном краю вы без труда найдете винодела по душе. Мы остановились на Винодельне Марек. Частью винодельни является сеть подвалов, первое письменное упоминание о которых датируется 1321 годом. Подвалы выдолблены в мягком песчанике, общая протяженность составляет 467 метров. На местных виноградниках можно найти, прежде всего, такие сорта как: Андрэ, Каберне Моравиа, Каберне Совиньон, Португальское синее и Святолаврентиевское. Среди белых сортов преобладают: Шардонэ, Совиньон и Вельтлинское зеленое.

Мы с друзьями любители сладких белых вин, и для нас тут было раздолье. Но если вы предпочитаете красные сухие, то и они тут имеются.

Владелец винодельни пан Иржи Мареком — доктор философии, с ним приятно поговорить не только о винных традициях Чехии, но и о культуре, кино, истории!

От дегустировав пять сортов и приговорив две бутылочки мы отправились гулять по посёлку, любоваться луной и петь.

Юг Чехии. Замки, поля и пещеры

Как вы понимаете вечер выдался жарким, а на следующий день подъём запланирован на 7 утра, так как нам нужно успеть добраться до Моравского краса.

Это один из самых крупных в Европе карстовых массивов, протяженностью 25 км и шириной 2–6 км. На всей территории расположены свыше 1100 пещер, из которых только четыре открыты для посетителей. Пещера Пунква с возможностью экскурсии по подземной речке Пунква, объединенной с осмотром дна пещеры Мацоха, Катержинской пещеры, в которой расположены уникальные вертикальные сталагмиты, пещера Бальцарка с разнообразной и красочной сталактитовой «отделкой» и Столбно-шошувская пещера, состоящая из масштабных коридоров и подземных пропастей.

В самую популярную пещеру Пунква бронировать входные билеты нужно минимум за две недели, а еще лучше за три! Наша поездка была несколько спонтанной потому мы смогли попасть только в Столбно-шошувскую пещеру, но впечатлений от этого было не меньше.

Нетронутые сталактиты, глубокие пропасти — дух захватывает!

Столбно-шошувская пещера

Скелет пещерного медведя.

Столбно-шошувская пещера

Самая ценная часть Столбско-шошувских пещер -Нагелова пропасть. На сегодняшний день Вы можете ей полюбоваться с двух мостиков. Ее глубина от потолка до уровня Столбской речки — приблизительно 90 метров, а она считается одной из самых масштабных пропастей в Чехии.

Нужно сказать, что даже летом при плюс 32 на улице в пещерах холодно. Где-то около 8 градусов. Потому мы благоразумно утеплились, даже захватив лёгкие зимние куртки. Некоторые из местных жителей правда были в шортах… Но это такая стандартная ситуация, чехи и зимой иногда в них выходят)

После пещер нам снова предстояла живописная дорого по маленьким деревням и городкам Моравии сторону Кийова, где мы пообедали на главной площади. И после отправились радовать уже женскую часть коллектива, то есть меня, осмотром роскошного дворца с изысканными интерьерами.

Замок Милотице стоит на месте средневековой крепости 14 столетия. В эпоху возрождения крепость перестроили в жилой замок. Современный вид замок приобрёл во 2-й половине XVII века. В конце Тридцатилетней войны замок приобрёл Габриэль Сереньи (1615–1664), а потомки рода Сереньи владели замком до начала XIX века. В последующие годы замок перешёл австрийскому роду Зайлерн-Ашпанг. Зайлерны внесли свои изменения в обстановку замка и обустройство сада.

С 1948 года последние частные владельцы замка уехали в Германию, а Милотице был конфискован в пользу государства. Вскоре комплекс открылся для посетителей.

С парадного въезда сохранены сухие рвы и каменный мост. Вход в парадный двор украшают барочные ворота с крылатыми конями, напоминающими Пегаса, покровителя поэтов.

Замок Милотице

Кому-то снаружи образ дворца может показаться скромным, но зато внутри — сказка. Кажется, что хозяева замка отлучились буквально на минутку, все очень живое и настоящее!

Вот например рабочий кабинет графини Антуанеты, где она принимала отчеты у слуг и раздавала указание по ведению домашнего хозяйства.

Интерьеры замка Милотице

Курительный салон с изящной отделкой письменным столом графа.

Обеденный зал, где семья графа Ладислава собиралась в 7 утра на завтрак, в 13 часов на обед и в 18 вечера на ужин.

Парадный зал с фресками.

Замковая библиотека, с уютными креслами и высокими книжными полками.

Интерьеры замка Милотице

И еще много красивых интерьеров.

Интерьеры замка Милотице

Есть у замка и собственный парк, с цветниками, прудиком и тенистой аллеей — туннелем, где приятно спрятаться от летней жары. Всё очень ухожено и красиво. На прогулку по саду лучше отвести не меньше часа времени, чтобы насладиться неспешным единением с природой.

Замок Милотице, сад

А еще нам повстречались в парке очаровательные принцессы. В замке можно взять на прокат исторические костюмы и устроить фотосессию!

Юг Чехии. Замки, поля и пещеры

Время уже клонилось к вечеру, и еще раз заехав в Кийов выпить кофе мы отправились в места, так называемой Моравской Тосканы. Холмистые поля и сельские пейзажи Южной Моравии являются одним из самых красивых и фотогеничных мест Чехии. При наличии объектива с длинным фокусным расстоянием тут можно сделать невероятные снимки линий и узоров полей абстрактной формы. У меня, к сожалению, в наличии был лишь телевик 70 на 200 миллиметров, а в идеале было бы найти хотя бы на 300 мм. Но вроде тоже получилось ничего.

Моравская Тоскана

Часовня Святой Варвары на снимках одна из самых доступных и известных точек съемки. Находится недалеко от местечка Strazovice.

А еще и колосков в полях наснимала!

Моравская Тоскана

С погодой не очень повезло, для красивых фото нужен был бы закат, но солнце скрылось за тучами и выглянуло уже только на обратной дороге домой. Возвращались мы по многострадальной трассе D1, где вот уже несколько лет идут неспешные ремонтные работы, а это был еще и конец праздничных дней — потому пробки наши спутники.

Но виды заходящего солнца скрашивали картину.)

Путь в Прагу

На этом наше путешествие в два дня заканчивается, как и мой рассказ. Спасибо, что дочитали до конца и, если будут вопросы, всегда рада на них ответить.