Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 22:08
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Челябинск — Россия Июль 2020

Однажды солнечным июльским днем мы отправились на машине в путешествие по Челябинским озерам. Поехали мы в будние дни и сначала заехали в областной центр — один из крупнейших промышленных центров страны, в кузницу тяжелой металлургии, серьезный и «суровый» Челябинск.

Вот главная площадь города — площадь Революции.

Челябинск. Только центр

В центре, как положено, стоит мраморный Ленин, небо над площадью сурово затянуто проводами. За Лениным приятный сквер с музыкальным фонтаном. Справа площади стоят Народный дом постройки 1903 года, ныне ТЮЗ, и современное здание полукруглого арбитражного суда.

Остальные здания вокруг площади в стиле сталинского ампира смотрятся весьма неплохо.

Недалеко от площади видим Городские ворота — это копия дореволюционных ворот Челябинска.

Челябинск. Только центр

Отсюда мы начинаем прогулку по пешеходной улице Кирова. Улица эта совсем не сурова, здесь можно увидеть историю города в виде старых купеческих домов, интересных скульптур и просто отдохнуть на многочисленных скамейках и в уличных кафе, наконец-то открытых после коронавирусного бума. Пешеходная зона построена в 2000 году. Издалека видно 23-этажное здание делового центра «Челябинск-Сити», высота которого составляет 111 метров (со шпилем).

Чуть дальше Городских ворот стоит «Городовой», такие толстопузы до революции частенько прохаживались по городу.

Челябинск. Только центр

Здесь же рядом напротив здания Законодательного собрания Челябинской области стоит скульптурная композиция «Крестьянин и закон».

Мужик, читая закон, грустно почесывает бороду, а его собака с надеждой взирает на хозяина. Ну очень говорящая и актуальная скульптура! Автор композиции — Константин Гилев из Каслей.

Далее мы видим верблюдов с мальчиком.

Челябинск. Только центр

Они здесь не случайно. В старые времена здесь проходили торговые караваны с южных стран. В 18 веке Челяба — крепость на перекрестке пяти древних дорог стала столицей Исетской провинции, здесь разместили таможню и другие службы.

Вот из магазина одежды вышла прекрасная дама прошлой эпохи, это скульптура «Кокетка с зеркалом» автора Александра Зубова.

Челябинск. Только центр

Возле обувного магазина сидит «Чистильщик обуви».

А возле банка — «Нищий». Если потереть его голову, то будет вам безбедная жизнь.

Справа аллея Славы.

Памятник добровольцам-танкистам выполнен в виде фигуры бойца, стоящего на башне советского танка. Во время Отечественной войны Челябинск называли Танкоградом, тогда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов, массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня.

Напротив аллеи Славы на скамейке сидит «Ветеран». Очень выразительная композиция.

Челябинск. Только центр

В память воинам- афганцам есть скульптура Розенбаума, поющего песню «Черный тюльпан», текст песни написан рядом на камне.

Вот челябинский Хатико. Эта скульптура связана с реальной историей, случившейся в Металлургическом районе города. Хозяин собаки погиб в ДТП, и собака два года жила на трамвайной остановке возле места происшествия, ожидая возвращения своего друга.

Челябинск. Только центр

Появился этот символ верности в 2018 году.

Памятник почтальону изготовили на Каслинском заводе художественного литья. Автор Наталья Куликова.

Челябинск. Только центр

Его поставили возле почтамта, но теперь в этом здании суд. Образ письмоносца отсылает нас в конец 19 века, когда на почте в 1885 году по указу императора Александра III была введена форма с фуражкой. Можно прикоснуться к письму, загадать желание и потереть медную пуговку на сюртуке, чтобы заветные мечты осуществились.

Напротив бывшей каланчи стоит неунывающий пожарный.

Челябинск. Только центр

Вот у дверей нас встречает приветливый трактирщик, приглашая зайти.

А вот Художник с картиной-зеркалом.

Челябинск. Только центр

Есть здесь и Левша со своей блохой.

И даже Ждун:

Челябинск. Только центр

На месте первой челябинской крепости стоит стела с четырьмя фигурами: казак с пикой, башкир, крестьянин с пилой и офицер Тевкелев — основатель крепости в одежде 18 века, а в руках — указ об основании Челябинской крепости.

На этих землях раньше жили большей частью башкиры. Крепость Челяба была основана в 1736 году с согласия владельца земли хана Таймаса Шаимова, что освобождало его башкир от подати. На пике стелы — архангел Михаил.

У стелы открывается вид на площадь Ярославского. А перед площадью милая скульптура «Мама и сын».

Челябинск. Только центр

Позади скульптуры — театр оперы и балета имени М. И. Глинки построенный в 1950 году на месте снесенного Христовоздвиженского собора. Здание выполнено в классическом стиле + элементы советского конструктивизма, вверху фасада — герб Советского Союза. Парадокс времени: Ярославский, чьим именем названа площадь, на которой стоит театр, был ярым революционером, партийным деятелем, организатор атеистической компании. Настоящая фамилия его — Губельман. В конце 1920-х годов им был наложен запрет на исполнение духовной музыки Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. Новогодняя елка тоже была запрещена благодаря обоснованиям Ярославского. Вот стоит театр оперы и балета и спокойно смотрит на пл. Ярославского, исполняя музыку Чайковского и других композиторов, проводит новогодние елки. За что же ты боролся, товарищ Губельман? Возможно чтобы выжить в революционной мясорубке, он так яростно усердствовал и уничтожал все церкви и культуру страны. Странно, почему площадь до сих пор не переименовали.

Также на площадь смотрит здание Концертного зала. Напротив Концертного зала через площадь — скульптура Прокофьева, а за скульптурой — современное здание Краеведческого музея.

За площадью — мост через реку Миасс.

Челябинск. Только центр

Вспомнилось давнее стихотворение челябинского поэта из детской книжки: «Речка в городе у нас, называется Миасс. До середки доплывешь, а потом пешком пойдешь." Ну вот такая она у них речка: у берега поглубже, на середине помельче. Правда никто сейчас уже не плавает, загрязнили реку.

За мостом слева — дом Музыки,

справа — цирк.

Мы туда не пошли, а подошли к музею.

Челябинск. Только центр

Кстати, здесь хранится фрагмент челябинского метеорита. Челябинскому государственному краеведческому музею уже более ста лет, он сменил несколько помещений. Сейчас он называется Государственный исторический музей Южного Урала. В 2006 году переехал в собственное новое здание. Здесь более 300 тысяч экспонатов. Времени у нас осталось немного, экспонаты разглядывать некогда, заглянем на территорию музея со стороны реки. Здесь неплохая набережная, сад камней

и вот они — суровые челябинские металлические скульптуры.

Челябинск. Только центр

Если выйти из музея на улицу Труда, то сразу перед нами мечеть.

Рядом с музеем на ул Труда 98 — красивое красное здание, это Особняк купцов Шиховых.

Челябинск. Только центр

До 1883 г. принадлежал купеческой семье Шиховых. В начале 20 века в доме находился клуб челябинской интеллигенции -«Дом общественного собрания» и библиотека. В настоящее время здесь расположен геолого-минералогический музей.

Возвращаемся на улицу Кирова и разглядим здесь и на прилегающих улочках купеческие дома: дом семьи мещанина Л. Я. Мельцера, дом купца Н. А. Самохвалова, торговый дом братьев Валеевых, дом мещанина У. А. Ахметова, купеческий дом Семеиных, дом аптекаря Плонского, дом купца И. А. Иванова и множество других купеческих домов. На сегодняшний день практически во всех расположены кафе или магазины. Все фотографировать не стала, так как почти все они завешены рекламой и вывесками, что совсем их не украшает.

Челябинск. Только центр

Этот дом был построен в 1880-х года прусским подданным Людвигом Мельцером, который стал челябинским мещанином.

На соседней улице (Карла Маркса) сохранились и деревянные дома.

Челябинск. Только центр

Сдается мне, что некоторые дома реставрировать не будут, и мы вскоре их уже не увидим. Успеваем уловить купеческий дух старого города.

Вот так одна улица может рассказать историю города. А подробности истории можно узнать в музее.