Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:35
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Валдай — Россия Август 2020

В Валдае мне уже доводилось бывать, хоть и добраться туда из Петербурга было непросто. К счастью недавно ОАО РЖД запустило беспересадочный вагон Санкт-Петербург — Бологое — Валдай (а по выходным его продлевают до Старой Руссы). Как-то я уже вскользь рассказывал о Валдае. Что ж, настало время вернуться и рассказать об этом городе более подробно.

В уездном городе «В»

Этот поезд продолжает серию гибридных поездов ласточка+тепловоз. От Санкт-Петербурга до Бологое идёт 10 вагонов. В Бологое половину из них отцепляют и прицепляют тепловоз — железная дорога не электрифицирована до самого Пскова.

В городе Валдай нет ж/д вокзала, только ж/д станция. Это излишне просторное здание в котором есть билетная касса и туалет. Помимо Ласточки здесь 2 раза проходит фирменный поезд «Псков» и дизель-поезд(аналог электрички) Старая Русса — Бологое.

В уездном городе «В»

Валдай — очень маленький город, меньше 15 тысяч населения. Пожалуй эпитет «уездный» характеризует его лучше всего. Здесь можно увидеть самую разную застройку — от покосившихся деревенских домиков до современных коттеджей и газпромовского центра развития за кирпичным забором.

С севера на юг город пересекает центральная улица — Комсомольский проспект, переходящий в Советский проспект. Одним концом он указывает на Москву, другим на Петербург. Чтобы обыграть это, на нём установлен вот такой забавный знак.

В уездном городе «В»

В Валдае не очень много отелей. На мой взгляд пальму первенства уверенно удерживает АМАКС Валдайские зори. У отеля собственный пляж на берегу Валдайского озера со скамейками, шезлонгами, детской и спортивной площадками. Кстати в каждом номере есть собственный балкон. Вот такой мини-курорт.

Владельцы отеля позаботились обо всём, даже о месте для костра. Аккуратно, цивилизованно и не нужно идти мусорить в лес.

Примыкает к территории отеля Соловьёвский парк. Парк отчасти благоустроен — проложены выложенные гравием дорожки, стоят скамейки.

Самый значимый объект парка — копия Эйфелевой башни высотой 5 метров. Копия выкрашена в цвета российского флага. Место для неё выбрано удачное — на берегу озера. Можно сделать красивые фото.

В уездном городе «В»

В XIX — начале XX века основным производством в Валдае было колокололитейное. В эпоху, когда привычные нам средства связи ещё не изобрели, спектр применения колоколов был очень широк. Поэтому в городе есть два музея колоколов. Первый из них расположен в церкви Екатерины конца XVIII века. К сожалению внутрь попасть не удалось. В эпоху коронавируса размер экскурсионных групп ограничен 5 людьми. Желающих много и всё время посещения музея расписано на несколько дней вперёд.

Напротив музея находится часовня Иакова Боровичского. Она была построена в память императора Александра I. На её месте 18 февраля 1826 года служилась панихида над гробом усопшего императора.

В уездном городе «В»

Хоть в Музей колоколов мне попасть не удалось, зато в Валдае есть Музейный колокольный центр. Колоколов тут много самых разных размеров.

Музей уездного города расположен в двухэтажно особняке XIX века, ранее принадлежавшем дворянке К. О. Михайловой.

В уездном городе «В»

В музее представлены орудия труда и изделия валдайских мастеров.

Музей не случайно назван музеем уездного города. Именно таким и был Валдай — открытый, с тесной связью людей друг с другом. На фото ниже — интерьеры из различных домов в Валдае.

А также предметы посуды начала XX века.

В уездном городе «В»

Музей уездного города находится на площади Свободы. В самом центре неё расположен Троицкий собор. Он неоднократно перестраивался из-за пожаров, отстроен в камне он был только в правление императрицы Елизаветы. После революции его, как и другие церкви, закрыли. В разные периоды в нём располагались госпиталь, Дом Красной Армии и Дом Культуры. В конце 90-х годов прошлого века началось его возрождение и сейчас здесь действующий храм. Ни одной старой иконы, разумеется, не сохранилось, храм украшают заново написанные.

Рядом с собором — Сквер героев с вечным огнём, который горит в память о тех кого уже нет.

В уездном городе «В»

Оставив сквер и собор позади, пройдём опять к берегу озера. Здесь многое изменилось за последние 3 года — построили новую красивую набережную.

В озеро выдаётся два пирса. Первый из них выложен камнем.

Второй представляет собой дощатый настил.

Уток здесь плавает невероятно много. Конечно же, ведь многие их кормят.

Среди них моё внимание привлекла одна утка с четырьмя утятами необычного вида — с чёрными лапами. Подплыв к берегу она, громко крякая, разогнала остальных, заставив их освободить место для утят. После чего все пятеро принялись усиленно чистить перья.

Эта набережная — одно из немногих(если не единственное) мест в Валдай, откуда виден Иверский монастырь. Сам монастырь расположен на острове. Раньше в монастырь можно было попасть на теплоходе Заря, но с 2016 года теплоход больше не ходит. Поэтому вариантов остаётся немного. Такси либо, в холодные зимы, пешком по льду озера.

Патриарх Никон очень хотел обустроить обитель по образу Иверского монастыря на Святой горе Афон. И местом её расположения выбрал остров Сельвицкий на Валдайском озере, охарактеризовав его так: «Не зело велик, но зело прекрасен». К осени 1653 года на этом острове уже были построены два храма.

В уездном городе «В»

В наши дни на Сельвицком острове есть пирс. Вероятно когда-то он служил также и причалом. Сейчас же это просто смотровая площадка с великолепным видом на озеро.

Архитектурная доминанта монастыря — Иверский Собор. Он расположен на возвышении, а в солнечную погоду золотые купола очень красиво блестят на солнце.

В уездном городе «В»

Собор не избежал участи Троицкого собора — после революции его преобразовали в трудовую сельскохозяйственную артель.

В неизвестном направлении была увезена и самая почитаемая икона Иверского собора — Иверская икона Божей Матери. Сохранилась только её копия, написанная в 1854 году, как благословление валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну в 1853–56 гг.

В уездном городе «В»

Из других построек можно отметить Брам богоявления с трапезной палатой, Колокольню и Храм новомучеников и исповедников. Они тоже были построены в XVII веке.

Валдай — это тихий уездный городок. В нём приятно бывать и тянуть вернуться. Я уверен, это моё не последнее посещение этого города.