Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:59

Родос, Сими — Греция Июнь 2014

Когда я был на Кипре, то Фамагуста напомнила мне иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина Кипрская сказка Пушкина.

Первая вечерняя прогулка по мысу Мельниц города Родоса вытащила из памяти другие строки из этой же «Сказки о царе Салтане»:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе».

Ощутимый ветерок гнал к побережью острова волны Эгейского моря, которые с шуршанием накатывались на берег, перекатывая камушки и песчинки, затем откатывались назад, чтобы через мгновение устремиться вновь к песчано-галечному пляжу.

Ветер, ветер! Ты могуч...

Кстати, горы в дымке на горизонте — это уже Турция.

Когда на пути влекомых ветром волн попадались бетонные плиты, то рассерженная вода вздыбивалась и поднималась вверх, осыпаясь затем брызгами. Несколько девушек завороженно стояли и снимали на свои мобильные телефоны природное буйство. Но, пока я дошёл до моря, большая часть из них разбрелась дальше по берегу. Осталась лишь одна.

Ветер трепал и вздыбал волосы, но ощущение новых открытий будоражило мысли, а ветер и море их остужали.

Ветер, ветер! Ты могуч...

Во многих местах острова Родос нам сопутствовал небольшой приятный ветерок и жара становилась не такой тягучей и обволакивающей. Природа понимает, что летом ветерок не в тягость.

Постоянные северные или северо-западные ветры дуют в период с середины мая до середины октября при ясном небе.

Ветер, ветер! Ты могуч...

Эти ветра носят название этезии (от греческого etesios — годичный, годовой). В Греции их еще называют слиппер, а в Турции — мельтеми (турецкий meltem — регулярно возвращающийся) .

Есть на Родосе места, где ветер дует практически постоянно и при этом ведёт себя как проказливый мальчишка, бросаясь прибрежным песком.

Направление при этом практически не меняется и ветра продувают остров насквозь со стороны Эгейского моря в сторону Средиземного. И отдыхающие на Средиземном море могут с удивлением наблюдать порой, что ветер дует с берега, а не с моря.

Особенно это хорошо было видно нам, когда мы побывали на юге острова в Прасониси. Со стороны Эгейского моря набегают на песчаную косу волны,

Ветер, ветер! Ты могуч...

а со стороны Средиземного моря — спокойная лагуна.

Свойства ветров были известны еще в древности и ими с успехом пользовались мореходы.

Интересно, что древние греки выделяли три главных ветра, бывшие братьями: Зефир — западный, Нот — южный, Борей — северный. Родителями их были Астрей — бог неба, отец ветров и звёзд, и богиня утренней зари Эос, бывшая сестрой Гелиоса. Из мифов известно, что бог солнца Гелиос был солнечным покровителем острова Родос и видимо по его просьбе сестра наказала своим сыновьям присматривать за островом дяди, принося прохладную свежесть в жаркую пору.

Не зря же древнегреческий поэт Гесиод говорил про другие ветра:

«Ветры же прочие все — пустовеи и без толку дуют.

Сверху они налетают на мглисто-туманное море,

Вихрями злыми крутясь на великую пагубу людям.

Дуют туда и сюда, корабли во все стороны гонят…

И разоряют прелестные нивы людей земнородных,

Пылью обильной их заполняя и тяжким смятеньем».

Силу ветра использовали не только мореплаватели, доставленное судами зерно мололи на ветряных мельницах острова Родос.

Хотя стихотворение написано для детей, но советский поэт Тимофей Максимович Белозёров (1929- 1986) словно с нами гулял по средневековому Родосу:

«Погляди — в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет все зерно мукою,

Потечет мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки».

В пору владычества рыцарей-госпитальеров над островом это была одна из доходных статей бюджета. Старые ветряные мельницы мне встречались в разных местах города Родоса- типичные европейские мельницы-башни с ровной конической крышей с горизонтальным ротором.

Особенно живописно выглядят две группы мельниц: в порту Мандраки

Ветер, ветер! Ты могуч...

и на побережье Эгейского моря вблизи Аквариума.

Встреились мельницы и во время прогулки по Фалираки. Непонятно только, то ли кафе разместили в старых мельницах, то ли оформили кафе под мельницы для придания местного колорита.

Рассказывают, что на острове Сими многие древние мельницы встроены в дома, этого я не видел. Но над городом видны множество мельниц без крыш.

Ветер, ветер! Ты могуч...

Единственную нормально сохранившуюся мельницу на Сими я увидел рядом с монастырём Панормитис.

Сейчас же в моде современные ветряные мельницы, совсем не похожие на старинные.

Когда во время спуска с горы Монте-Смит мы увидели эти деревья, то сразу вспомнилось стихотворение русского советского поэта Николая Николаевича Асеева (1889–1963):

«Когда приходит в мир великий ветер,

Против него встает, кто в землю врос,

Кто никуда не движется на свете,

Чуть пригибаясь под напором гроз».

Ветер, ветер! Ты могуч...

Не зря многие люди боялись ветра, с опаской относясь к его гигантской силе. При этом придумывали загадки: «Без рук, без ног, а дерево гнет». Да еще как гнёт!

Это дерево напоминает горбуна, но который самостоятельно идёт.

А это дерево подпёрто бетонным столбом, словно человек с клюкой.

Ветер, ветер! Ты могуч...

Здесь же деревья словно вышли прогуляться после дружеской пирушки, но так набрались, что даже идти боятся и лишь клонятся из стороны в сторону.

Нам же повезло. Ветер на острове нам не докучал и был прохладен, приятен и ласков с нами. Чего и Вам желаю!