Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:04

Фамагуста — Кипр Май 2013

Как-то прочитал, что возможным прототипом места, где правил князь Гвидон, была Фамагуста.

В Фамагусте я побывал, походил по Старому городу, посмотрел на величественные развалины старинных храмов.

Пока не посетил Северный Кипр, мысль о пушкинской сказке утонула где-то в подсознании. После возвращения она всплыла и мне стало интересно, насколько это может быть правдой. С учётом, естественно того, что «сказка-ложь, да в ней намёк».

Местоположение острова Кипр вполне походит для пушкинской «Сказки о царе Салтане».

Кипрская сказка Пушкина

Вспомним корабельщиков, которые плыли корабельщики мимо владений князя Гвидона:

«Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…»

На востоке от Кипра находится Ближний Восток, где в 11 веке из азиатских степей появились турки-сельджуки, правители которых именовались султанами. Затем сельджуков сменили мусульмане Египта, османские турки, но суть в том, что до начала прошлого века побережье оставалось султанским. Первый франкский правитель острова Кипр Ги де Лузиньян был одновременно королём Иерусалима, который захватили мусульмане, и правителем Кипра. Полный титул его звучал: «Guido per Dei gratiam in sancta civitate Iherusalem Latinorum rex VIII et Cipri dominus» (" Гвидо, милостью Божией VIII латинский король Иерусалима и господин Кипра»). Чем не князь Гвидон.

«И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон».

Интересные исторические аналогии: в жизни Ги де Луизиньян стал королём Иерусалима не с согласия матери, а благодаря женитьбе на Сибилле, дочери Амори I. Правда это происходило не в Фамагусте, а в Иерусалиме.

До наших дней дожила церковь Святого Николая, в которой кипрские короли короновались на титул королей Иерусалима вплоть до установления венецианского господства над Кипром. Правда турки превратили её в мечеть Лала Мустафы Паши.

Кипрская сказка Пушкина

Понятно, что на острове Кипр наш франкский Гвидон оказался не в результате плавания заточённым в бочке, но трюмы кораблей того времени не отличались комфортностью, а прибыл он из «царства Салтана», где пробыл в плену у Саладина с 4 июля 1187 по лето 1188 года. Сказка имеет право на художественный домысел при соблюдении внешней канвы повествования…

Развитие Фамагусты началось только при династии де Лузиньянов, до этого она была обычной рыбачьей деревушкой. Хотя город получил известность только через 100 лет после начала царствования Ги де Лузиньяна, а не как в сказке, где появился за одну ночь.

«Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей."

Мы и сейчас можем видеть в городе высокие крепостные стены,

остатки королевского дворца

и многочисленных храмов.

Кипрская сказка Пушкина

Есть в Фамагусте и старинное дерево, правда не дуб, как в сказке, а фиговое.

Простим Александра Сергеевича, ему ближе были дубы Средне — Русской возвышенности. Но пока не было построек — фиговое дерево было самым высоким в округе.

Помните:

«Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.»

Фиговое дерево по другому именуется смоква. А может смоква символизирует ель?

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Она располагается как раз напротив развалин бывшего королевского дворца.

Кипрская сказка Пушкина

Правда под ней белочки нет, а на скамейке отдыхают туристы.

Вместо хрустального дворца под деревом располагается мавзолей имама мечети Мустафы Зюхти Эфенди (Mustafa Zührü Efendi).

Порт Фамагусты являлся жемчужиной восточного Средиземноморья и его лучшим морским портом по мнению многих. Отатки былого величия имеются в наличии.

Кипрская сказка Пушкина

А что говорить про пору расцвета в так называемый «Золотой век» при де Лузиньянах, когда город купался в буквальном смысле в золоте и роскоши. Заморские купцы видели:

«Пристань с крепкою заставой;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.»

И они прекрасно понимали, что это означает. Пушки, установленные в крепости порта, своими выстрелами привлекали внимание кораблей, приглашая их войти в порт. Средневековые торговые города имели привилегии в виде складочного (штапельного) права, когда проезжающие купцы должны были торговать своими товарами в специально отведенном месте в пределах таких городов.

Правда на стенах пушек нет. Зато они есть в развалинах дворца,

Кипрская сказка Пушкина

да и боеприпасы при них.

Получается, что Пушкин был первым популяризатором путешествий на Кипр, но тщательно это скрывал…