Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Литохоро, Платамонас — Греция Июнь 2015

Обитая каждое лето на полуострове Кассандра, мы объездили практически все ближние и дальние окрестности.
Где-то вдалеке, видимый в хорошую погоду с холмов и юго-западного берега Кассандры, синеет Олимп.
Мы неоднократно проезжали мимо, но посещать его как-то не очень тянуло.
Мы не альпинисты, не приверженцы треккинга, особо интересного там ничего нет, богов там со времен античности тоже никто не встречал. Однако, желание съездить на Олимп росло, росло, и, наконец, достигло уровня реализации.
Собрались и как-то июльским утром выехали. Через 50 километров я обнаружил, что забыл фотоаппарат… Досадно, пришлось вернуться.
Вторая попытка была предпринята через пару дней. На этот раз я был предельно собран и вроде ничего не забыл.
Дорога к Олимпу в первой части пути совпадает с дорогой на Афины, Олимп при этом виден вдали, чуть правее дороги. Гора не имеет единственной вершины, это массив.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

В районе городка Литохоро покинул трассу и направился уже непосредственно к Олимпу. Неподалеку расположена воинская часть, за забором было оживленненько, ездили туда-сюда танки, бегали солдатики. Я хотел сфотографировать, но жена отговорила, видимо, испугалась, что по нам шарахнут прямой наводкой.
Въезжаем в Литохоро. Городок приятен во всех отношениях. В ценре нашлась приличная бесплатная парковка. Зашли в кафе выпить кофе — сидят бодрые опрятные старички с газетами, это радует и создает атмосферу благополучия.
Литохоро:

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

На гору проложена асфальтированная дорога до пункта Приония. Сразу после выезда по этой дороге из Литохоро расположен монастырь Святого Дионисия. Это новодел. Выглядит, впрочем, неплохо. Но я знаю, что наверху есть старинный монастырь св. Дионисия, собираюсь заехать туда.
Дорога хорошая, правда, обгонять сложно, если впереди попадется тихоход, то придется долго за ним тащиться с черепашьей скоростью. Спустя какое-то время я услышал, что мотор начал детонировать при резком нажатии на газ. Хм… машина новая, видимо, так двигатель реагирует на разреженность воздуха.
Дорога на Олимп:

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Доезжаем до поворота к монастырю. Здесь же берет начало тропа к ручью Энипей и дальше, к гроту святого Дионисия.
Но сначала монастырь. Построен он примерно в середине 16-го века, основателем считается афонский монах Дионисий. Во времена войн и революций служил убежищем для партизан и повстанцев. Монастырь в значительной мере пострадал от разрушительной силы времени, а немцы, проводившие рейды против партизан, взорвали его, уничтожив почти окончательно. В настоящее время ведется реставрация, церковь открыта для посетителей.
Монастырь святого Дионисия:

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Возле монастыря есть торговая лавка, продаются разные травы, сувениры и мед. Мы купили тимьяновый (он же чабрецовый), очень неплох. Вообще, греческий мед — отдельная тема, скажу лишь, что в мире не так много известных «национальных» медов (?), греческому отведено вполне достойное место.
Осмотрев монастырь, находим дорожку, ведущую к гроту св. Дионисия. Идти минут 20 по тенистой тропе. Сначала по деревянному мостику пересекаем ручей Энипей. Возле мостика стоит табличка с надписью на английском: «Купаться запрещено, вода питьевая». В трех метрах от таблички на камнях сидит парочка туристов, свесив босые ноги в воду…
Энипей:

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Дышится легко, глаз радуется разнообразию красок густого леса, от ручья доносится шум перекатов. Настроение прекрасное и продолжает улучшаться.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Тропа заканчивается крутой лестницей, спускающейся к гроту.

Грот представляет собой углубление в скале, здесь находится миниатюрная церквушка и совсем уж микроскопическая молельня.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

В глубине грота из скалы вытекает маленький ручеек.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Такую вот картинку созерцал наш Дионисий, пребывая в своем гроте:

Здесь я оставил жену посидеть в тени, а сам решил спуститься к ручью Энипей, побродить там среди каменных перекатов.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Я никогда не употреблял ни кокаин, ни метамфетамин, но тот прилив энергии, который я здесь ощутил, имел явно наркотический характер.
И нельзя назвать причиной тот факт, что, выбравшись из индустриальной зоны, надышался свежим воздухом, так как уже минимум месяц живем в экологически благополучном уголке Кассандры. Видимо, олимпийские деревья выделяют какие-то бодрящие вещества.
Сейчас, глядя на фотографии, мне трудно понять, что такого необычного я там увидел, но тогда почему-то впал в экзальтацию.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Прыгая с камня на камень в состоянии эйфории, надо, тем не менее, соблюдать осторожность, ведь заповедь «все, что нас не убивает, делает нас инвалидами» никто не отменял. Так, то продираясь сквозь густые ветки, то перепрыгивая протоки, я спустился примерно на километр вниз по течению, где, наконец, вспомнил, что у меня есть жена, она не знает точно, куда я пошел и надолго ли (обещал минут на 5–10, а прошло около часа). Пришлось возвращаться.
Возле грота ее уже не было, нашел только у мостика. Зная мою склонность ко всяческим ответвлениям и лазанью по камням, она ничуть не обеспокоилась, сидела и безмятежно созерцала пейзажи.
Прошли еще немного по ручью выше мостика, сделал пару снимков.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

По пути назад к машине обнаружили растущую сбоку от тропы землянику, чуть поклевали сладких ягодок, стараясь особо не увлекаться. На подходе к стоянке, наклонившись за очередной ягодкой, я нашел ключ от машины, видимо, потерянный совсем недавно. Поднял его — эмблема Рено, такая машина на стоянке была лишь одна, проверил, точно от нее. Оставить ключ в двери было бы неразумно, отнес его в монастырскую лавку, отдал продавцу меда. Хочется надеяться, что владельцы того Рено правильно сориентировались в поисках, и все обошлось благополучно.
Дальше едем в Прионию. Дорога сначала идет вверх, но после определенного момента начинает спускаться, получается, что Приония (1100 метров от уровня моря) — не самая высокая точка, до которой проложена дорога. Но при этом самая дальняя (или ближняя к вершинам).
Здесь много машин, есть ресторанчик, наверное, есть и место для ночевки. Отсюда начинаются многие пешие маршруты на вершину. На стоянке обнаружили еще одну машину с российскими номерами, перекинулись парой слов с земляками.
В-принципе, если не планировать дальнейший пеший подъем, ехать в Прионию не имеет особого смысла. Походили минут 10 по местности, сделали несколько снимков, да и поехали назад.

Гора Олимп на самом деле представляет собой массив, в котором различают три самых значимых вершины: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м). Титул «Трон Зевса» применяют к Митикосу. Высоты не являются экстремальными, но покорение Митикоса состоялось не так уж давно, в 1913 году. Например, Монблан с высотой 4810 м впервые был покорен аж в 1786 г. Название Олимп не носит ни одна из вершин этого массива. А вот в мире достаточно гор с таким названием, например, в Турции, недалеко от Кемера есть свой Олимп, я там бывал, наблюдал интересное природное явление — Химера. Впрочем, даже в Турции Олимпов штуки три. Бывал я и у кипрского Олимпа. А самый высокий Олимп (высотой 26,2 км) расположен далеко от этих мест — на Марсе. Впрочем, истинный, подлинный Олимп — именно в Греции, так что остерегайтесь подделок.
Одна из вершин греческого Олимпа:

Несмотря на жару внизу (+40) на склонах кое-где виден снег:

Поднимаясь на машине вверх, заметил пару прекрасных обзорных площадок, но они находились на другой стороне дороги, решил тормознуть там на обратном пути.
Литохоро, вид с олимпийского склона:

Ущелье (против солнца):

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

По плану у нас еще посещение городка Платамонас. Там находится средневековая византийская крепость, которую можно разглядеть даже с Олимпа. Проезжая ранее по трассе в Афины, я положил глаз на эту отлично сохранившуюся крепость и вот, пользуясь случаем, решил заехать.
Крепость Платамонас:

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Еще на парковке у подножья крепостного холма я понял — что-то не так, парковка почти пуста. Поднялись к крепости — надо же, открыта только до 15:00. На часах около пяти, обычный рабочий день, почему только до трех? Особенно учитывая, что крепость находится практически на шоссе Салоники-Афины, сюда б автобусы заезжали до самого заката. Загадка.
Но ничего не поделаешь, раз уж поднялись, обошли крепость по периметру, с холма открываются неплохие виды на побережье.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Цикады. Эти генераторы характерного звукового ощущения юга на вид невзрачны и трудноразличимы на фоне деревьев. Но можно, двигаясь на звук, иногда таки засечь это существо, особенно, если оно сидит не на дереве, а на камне. Я поначалу был уверен, что снимаю цикаду, но позже выяснил — это таки сверчок. Впрочем, я не настоящий энтомолог, наверняка могу утверждать лишь то, что это животное издавало звуки, подобные сверчкам и цикадам.

Городок Платамонас (он же Платамон):

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Спустились с крепостного холма, подъехали на машине в городок, немного побродили там, нашли ресторан на возвышенности, откуда крепость видна как на ладони.
Ресторан был совсем пуст, но, несмотря на этот обычно негативный признак, накормили нас отлично, очевидно, просто весь народ был еще на пляжах. После ресторана заехали на самую верхнюю точку городка, полагая, что крепость оттуда видно лучше всего.

Автомобильный марш-бросок на Олимп с заездом в Платамонас

Неподалеку есть еще одно известное место — долина Темби, ехать туда от Платамонаса менее часа.
Но мы там уже были, так что оставалось только выехать на шоссе и взять курс на Салоники, что и сделали.
Завершая рассказ, хочу сказать: если вы колеблетесь, стоит ли посещать Олимп, мой совет — стоит, ощущения, полученные там, весьма остры и оставляют след в памяти несколько более глубокий, чем можно предположить по одним фотоснимкам.