Турист Ольга Ивлева (Olga81Iv)
Ольга Ивлева
была 29 июня 2023 9:41

Осло, Берген, Ульвик — Норвегия Август 2008

«В Норвегии понятие сторон света приобретает иной смысл. Нет ни востока, ни запада, ни севера, ни юга. Нет даже горизонта. Есть только одна сторона и единственный путь — узкая полоска зелено-изумрудной воды, зажатая между отвесными скалами. Здесь не трудно понять как родились легенды о суровых скандинавских богах и представить корабли викингов в таинственных водах» — цитата из рекламного проспекта по Норвегии, который я недавно откопала в недрах шкафа, разбирая ненужные нужные и памятные сердцу вещицы, хранимые много лет.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Бывает так, что красивая картинка так цепляет за живое, что тебе во что бы то ни было нужно увидеть это воочию. Меня «зацепили» фьорды Новой Зеландии, но, как трусливый немного осторожный турист, я не была готова на подвиги смены континентов, а увидеть их вдруг стало жизненно необходимо. Душе и сердцу хотелось красоты в ее суровой чистоте и простоте линий. И здесь мне в голову пришла великолепная альтернатива — Норвегия! Благо опять таки по картинкам ее природные красоты не уступали далекому конкуренту, а добираться до Норвегии всего ничего: два часа на самолете рейсом Москва-Осло, и мысли о Новой Зеландии отступили в категорию «однажды» с вероятнось воплощения 5 процентов. Я зашла в ближайшее турагентство, продающее индивидуальные туры в Скандинавию (благо наличие шенгенской визы давало простор и свободу воображению), и выбрала несложный по исполнению маршрут: Берген — Хардангер фьорд — Осло, хотя тогда он казался верхом смелости и дерзости, ведь мой опыт путешественника ограничивался курортным Родосом и Майоркой с организованными экскурсиями, да европейскими городами. В Норвегии же предполагалось передвигаться на поездах, автобусах, паромах, что было настоящим вызовом моей эпикурейской натуре, предпочитающей тихий буржуазный комфорт, но я была готова навстречу прекрасной стране и приключениям.

Берген. Танцуют все.

Как я написала выше, рейс Москва-Осло пролетел незаметно, и я коротала трехчасовую пересадку на рейс Осло-Берген в аэропорту Осло, где главным развлечением было рассматривать местных женщин: помню, как приятно меня поразила молодежность и моложавость дам за шестьдесят пять плюс, все как на подбор были в мини-юбках с лосинами, со стильными аксессуарами, никто не комплексовал из-за несовершенств фигуры, и мне это очень понравилось. Я уже полюбила эту прекрасную страну. Перелет в Берген занял что-то около тридцати пяти минут, и вот, я на выходе аэропорта «самого дождливого города на Земле». Были двадцатые числа августа, а никакого дождя и не предвещалось. Я вышла в чудесную летнюю ночь, такси минут за десять домчало меня до отеля, и я рухнула в кровать. Хотела бы я сказать, что тут же «вырубилась», но нет, я с удивлением узнала, что Берген — северная столица тусовки. То ли народ так радовался хорошей погоде, то ли я недооценила жизнерадостность потомков викингов, но заснуть мне удалось лишь ближе к трем утра, а ведь подъем был запланирован тревожная барабанная дробь на 7:00.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Встав по будильнику, я спустилась на завтрак и обомлела: батюшки-светы — десять видов одной только селедки на завтрак — омлеты, йогурты — тут не удивишь, но селедка! А еще, влюбивший меня без памяти, карамелизированный коричневый козий сыр под непроизносимым названием «Брюнуст» (Brunost) — его нужно нарезать специальной сырорезкой, которую, забегая вперед, я конечно же купила. Покончив с пищей насущной, я поспешила на прогулку по утреннему Бергену. Улицы, расположенные на холмах, встретили меня сияющей чистотой и свежестью, как будто и не было накануне никаких ночных безумств.

Главная достопримечательность бывшей столицы Норвегии (!) — старинная купеческая набережная Бригген, куда испокон веков доставляли шерсть, рыбу, зерно, пушнину, а многочисленные корабли отправлялись в далекие миссии во все концы света, и сегодня остается крупнейшим портом страны и просто невероятно уютным и самобытным местом с тянущимися яркими рядами красно-бело-оранжевых деревянных домиков, где в местных ресторанчиках можно заказать фирменное блюдо региона — треску с вареной картошкой и укропом, и полакомиться такой простой и безумно-вкусной трапезой прямо на бочке, выполняющей функции стола. Там же на набережной я совершила непростительную оплошность и, не раздумывая, купила шерстяное пальто в стиле народной одежды. Только позже, попав в Осло, я поняла, что не стоило горячиться и тратить триста пятьдесят евро не понятно на что.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Надо заметить, Берген предлагает интересный досуг: хочешь — броди по старинным переулкам или прокатись на веселом красном паровозике по главным достопримечательностям города, можно прогуляться по рыбному рынку, а затем подняться на фуникулере высоко в горы, чтобы полюбоваться незабываемой перспективой с высоты орла, я долго бродила в парке королевской крепости Бергенхуса и дивилась, как норвежцам удалось бережно восстановить готическую башню Розенкранца и королевский дворец, разрушенные войной. Но настоящее потрясение поджидало меня по возвращении в отель: люди всех возрастов задорно отплясывали народные танцы на улице — вот здесь я буквально потеряла дар речи, эмоции переполняли, и я легла спать в сладком предвкушении следующего дня, ведь мне предстоял волнительный переезд на Хардангер фьорд.

Яблоневый сад Норвегии. Ульвик

Как оказалось, я совершенно зря волновалась, потому что вся инфраструктура Норвегии построена для максимального комфорта активных путешественников: переезд на поезде, затем на автобусе, изрезанная береговая линия и вуа-ля, перед моими глазами открылась картина великолепных водопадов с чистейшей водой, только успевай поворачивать голову слева направо и щелкать затвором фотоаппарата, чем и занялся наш автобус, состоящий преимущественно из британских и американских туристов.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Четыре дня мне предстояло жить в удивительно-красивой деревушке Ульвик, уютно разместившейся в долине на одноименном Ульвик фьорде, части рукава Хардангер фьорда, который врезается в горное плато с многочисленными озерами, реками и ледником Фольгефонна. В деревне и вокруг нее растут бесчисленные яблоневые сады, за которыми виднеются снежные шапки гор, местные фермы подкупают простотой и отсутствием декоративных украшательств, да здесь они были бы абсолютно не к месту. Тоже самое касается единственной архитектурной достопримечательности Ульвика, местной церкви, куда я заглянула первым же делом, пока ждала заселения в номер отеля: простые деревянные скамьи, колонны, скромный алтарь кажутся продолжением главного чуда — местной природы.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Жить мне предстояло в чудесном историческом отеле Brakanes Hotel (ссылка здесь), а чудесен он прежде всего тем, что расположен на берегу фьорда с совершенно умопомрачительным видом! Если хотите сбежать от цивилизации и насладиться единением с природой — вам сюда, потому как любоваться самыми прекрасными видом по утрам и вечерам не может надоесть априори. По дороге в отель, в автобусе, я познакомилась с ребятами, которые впервые выехали за границу и немного растерялись, компания для общения была подобрана, и, как только бросили вещи по номерам, мы отправились плавать на лодках по нашему фьорду, на берегу договорившись, что завтра будем покорять Хардангер фьорд под покорением я не имею в виду, что мы облачимся в снегоступы с целью карабкаться на ледник — возьмем экскурсию. Сразу хочу оговориться, что под экскурсией понималось получение билетов на паром и автобус в горы, в остальном — это полностью самостоятельная поездка по полученному маршруту, что очень и очень здорово, за ручку вас никто не водит! А пока наша дружная компания наслаждалась идиллическими видами зеленых холмов с пасущимися овечками и, притулившимися на них, домиками.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Мини-Хардангер и самый дорогой бутерброд на свете

Утро следующего дня встретило меня ласковыми солнечными лучами — погода была на загляденье, и, как я ранее писала, утро и день были отданы под самостоятельную экскурсию «мини-Хардангер», стартующую с причала под загадочным названием Bruravik. Пропущу момент, как мы чуть не упустили наш паром, но все обошлось и вот уже любуемся главной достопримечательностью страны — ее несравненным по красоте и многообразию природным ландшафтом: широкими фьордами, окруженными зелеными холмами, массивными горными цепями, узкими заливами и синеющими вдали ледниками.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Паром причалил к идиллической долине в поселке Эйдфьорд, где для группы собравшихся туристов (в основном, американских пенсионеров) было предложено посещение Природного центра, показавшегося мне довольно странным местечком из-за экспозиции чучел бедных животных, представляющих фауну Норвегии, начиная с северных оленей и заканчивая лисами, зайцами и белым песцом, свернувшимся в клубочек. После ознакомления с животным миром, нам предложили просмотр короткого фильма о самых живописных местах страны. Фильм понравился. Затем нас забрал автобус, чтобы отвезти по серпантинным дорогам в горную деревушку полюбоваться самыми чудесными видами на свете и воочию увидеть местную изюминку — водопад Вёрингфоссен.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

В местной деревушке жил и сочинял музыку норвежский любимец и гордость — Эдварг Григ, побывав на месте, что называется, начитаешь лучше понимать, почему его музыка обладает таким торжественным звучанием. Все разбрелись фотографировать, а я присела на лавочку пенек, когда меня подстерег очаровательный местный продавец снедью, предложив попробовать «самый вкусный в мире бутерброд, такого Вы еще не ели» (сказано было на английском языке).

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Мне всегда неловко отказывать, поэтому соглашаюсь, да и аппетит разыгрался на свежем воздухе. И, о Боги, цена этого действительно внушительного бутерброда с форелью была двадцать евро в пересчете с норвежских крон. Увидев мои глаза, парень, ничтоже сумняшеся, заверил, что форели вкуснее этой я в жизни не пробовала. Внутренне содрогнувшись, со скандинавской стойкостью покупаю бутерброд и… это действительно нечто вкусное настолько, что описать превосходными эпитетами невозможно. Не пожалела, что купилась. Вернувшись в отель, я заметила, что за три дня, проведенных в Норвегии, я покрылась ровным загаром словно отдыха на солнечном курорте.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

В остальные дни нужно было придумать себе занятие. Не оставалось ничего другого, как начать активно заниматься спортом, благо норвежцы помешаны на здоровом образе жизи, и вся инфраструктура, в каком бы «медвежьем» углу вы не оказались, работает для удобства и здоровья человека. Перво наперво каждый день я брала в аренду велосипед и накручивала педали как по стадиону, где вокруг не было ни души, так и по окрестностям. В воздухе разлит запах… свежеипеченных булочек, он — везде. То и дело спрыгиваешь с велосипеда, чтобы запечатлеть идиллическую картинку чей-то фермы, залитой солнечным светом, цветущего сада или почтовых ящиков.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Помимо катания на велосипеде, я даже занялась бегом, что для такого неспортивного человека равно практически покорению Эвереста, без шуток! Чтобы оценить первозданность мест и отрыв от цивилизации, скажу, что в Ульвике нет кафе и ресторанов, иной альтернативы, как питаться в отеле у вас не будет. Но не спешите расстраиваться, еда была превосходна, что по меню, что по шведскому столу, ценник ориентировочно 50 евро, но вы не будете ни в чем ограничены, завтраки входят в стоимость проживания, а после дневного спортивного интенсива вам не придется себя ограничивать и думать о диетах.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Иногда в нашу тихую гавань заходили огромные круизные лайнеры, но близко не приближались, давая своим пассажирам издалека полюбоваться на наш тихий рай. Вечерами я обычно отправлялась на долгие пешие прогулки, буквально напитываясь простым бытом норвержцев, любуясь на рассыпаные по берегу деревянные домики с пришвартованными лодками, а кое-где и парусными яхтами. Должно быть ни с чем не сравнимое удовольствие, когда ты идешь под парусом в зелено-изумрудной воде, зажатой между отвесными скалами, и только ветер, брызги и солнце бьют в лицо.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

В густых лесных массивах для любителей фотоохоты за птицами, коих нассчитывается более восьмидесяти видов, сооружены специальные кабины для наблюдения. Зная, что на сайте есть такие любители, специально привожу данную информацию. Можно отправиться в поход, на рыбалку, записаться в группу желающих подняться на ледник или просто с комфортом отдохнуть в шезлонге отеля с видом на фьорд.

Дорога в Осло

Любая идиллия рано или поздно заканчивается, вот и подкрался день отъезда в Осло. Природа словно загрустила вместе со мной, подарив густой утренний туман, низко стелящийся по земле. Но для грусти не было причины, потому что если мне и предстоял переезд, то самый живописный на свете, потому как я выбрала его в форме самого популярного по сей день путешествия «Норвегия в миниатюре». Этот комбинированный маршрут проложен среди самых потрясающих и поражающих воображение пейзажей, включая переезд на автобусе, пароме и поезде. Но сначала небольшая остановка в Воссе: разминаем ноги, любуемся на местную деревянную церковь и грузимся в автобус.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

А дальше — головокружительная дорога по горному серпантину Сталхеймсклейв, где, о чудо, успеваешь сфотографировать роскошнейший водопад Silve. Вообще, посещает пародоксальная мысль, что в Норвегии водопады что голуби в Венеции на площади Сан-Марко. Но не успеваешь опомниться от потрясения, как нас высаживают в местечке Гудваген, и счастливые туристы отправляются в двухчасовое плавание на пароме по Нэрой-фьорду, между прочим, внесенному в список наследия Юнеско.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

Здесь ты остаешься один на один с этим нерукотворным чудом: водопады каскадами срываются с отвесных скал, горы высятся вверх почти на два километра, иногда взгляду попадаются местные фермы, каким-то чудом оказавшиеся в такой нетронутой глуши. Если душа жаждет очиститься и успокоиться, нет лучшей альтернативы такому передвижению. По прибытии во Флом сдаем вещи в камеру хранения, чтобы в часовой перерыв, пока ждем поезд, перекусить в очень достойном кафетерии воказала и осмотреться вокруг себя. Нужно заметить, что из Флома начинаются все дороги активных спортсменов, групп школьников и студентов. Кто-то идет с велосипедами, кто-то со снегоступами, фонариками и палаткой наперевес, готовясь штурмом брать ледники, кто-то просто живо шагает с рюкзаком за плечами.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

А потом началось финальное представление нашего пути: поездка по горной железной дороге в Мюрдал с перепадами уровней, спусками, набором высоты: горные реки, мощнейшие водопады, ущелья, горные пики — эмоций будет через край! Остановись, мгновенье, ты — прекрасно!

Никаких рюкзаков или столичный шик. Осло

Сойдя на вокзале Осло в одиннадцатом часу вечера, я двинулась на поиски моего отеля. Идя с рюкзаком на спине, я поняла, что спорт-шик нужно оставлять за пределами Осло. Город — необычайно элегантен и утончен. Пока шла, приключилась небольшая история: слегка запутавшись в темноте, подошла к группе чернокожих девушек спросить дорогу. Оказалось, это — местные жрицы любви, их невероятно позабавила девочка-одуванчик с рюкзаком, обратившаяся к ним за помощью: «Excuse me, would you be so kind to tell how can I get there…" Потом я видела этих красавиц еще два вечера подряд, но держалась подальше. Никто вроде бы не выражал желания пользоваться их услугами, но особенно я не выслеживала, кто же их клиенты.

Северное лето, карамельный сыр и треска. Норвегия

К несчастью, у меня не сохранились фотографии Осло, кроме одной единственной, где роскошный лайнер красуется у старинной пристани Акер Брюгге во внутренней части Осло-фьордра, поэтому кратко пробегусь по моему досугу и впечатлениям. Город — гармоничный симбиоз современной и старинной архитектуры. Я дваджы посетила средневековую крепость Акерхаус — до того она хороша. Любовалась многочисленными яхтами, баржами, паромами и прочими плавстредствами, уютно устроившимися в порту. Погуляла в многочисленных скверах и парках. Купила по настоящему элегантное и утонченное пальто, которое радует меня до сих пор. Не смогла пройти мимо национального текстиля и купила дорогущие домотканные салфетки, вышитые голубыми колокольчиками. Купила в подарок домой аквавит — яблочную водку, настоенную на травах.

Подводя своеобразный итог, могу сказать, что путешествие по Норвегии превзошло все мои ожидания. Домой я увозила так полюбившейся карамельный козий сыр, несколько банок селедки, красивый загар, два пальто, сырорезку, разделочную доску с панорамой набережной Бергена и великолепное настроение. Я обещала себе, что обязательно вернусь. Возможно, что однажы… Описывая этот незабываемый опыт, я будто снова пережила эти ошеломительные мнговения. И надеюсь, что зародила в вашей душе интерес если не повторить, но точно открыть для себя Норвегию!