Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 5:41
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Клин — Россия Февраль 2016

В город Клин я попал совершенно неожиданно. Днём ранее я приехал на дачу к своему туристическому другу. Он пригласил меня и ещё нескольких человек в гости посмотреть фотографии из совместных поездок и посидеть за гостеприимным хлебосольным столом. Сейчас даже и не помню название местности, где это было. Знаю, что дом стоит в подмосковных, живописных дебрях и до Клина совсем недалеко.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

На следующий день, ранним воскресным утром, пока все ещё спали я выехал домой в Тулу. Но, перед этим решил сделать небольшой крюк в сторону маленького провинциального города Московской области. Первым делом отправился в знаменитый музей.

К своему стыду ранее я о нём не знал вообще ничего. Поэтому мои последующие эмоции вызваны прежде всего тем, что я не ожидал увидеть столь масштабный комплекс в городе с населением менее 100 тыс.человек.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Так же на энергетическое восприятие повлияла солнечная погода. До этого все дни были пасмурными и хмурыми.

В это воскресное утро у входа в музей я оказался единственным посетителем. Из-за отсутствия времени (нужно было успеть вернуться днём домой до которого 290 км) моей целью было беглое знакомство с данным объектом.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Но, самостоятельная экскурсия затянулась на час. В каждой комнате дежурили сотрудники музея. Поскольку я был один и соответственно находился в центре их внимания, мне нужно было со всеми поздороваться и для приличия задать хотя бы пару вопросов о Чайковском, который смотрел на меня отовсюду.

Сразу сориентирую вас по времени. Для того чтобы погулять на улице по открытой территории музея, далее обойти все витрины, читая описания и рассматривая экспонаты нужно минимум часа два.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Крайне рекомендую воспользоваться ауди-гидом либо заказать экскурсовода. Так же имейте ввиду, что здесь находится концертный зал в котором проводятся различные музыкальные представления (афиша есть на сайте). Если всё это совместить, то вы точно будете в полном восторге.

Государственный дом-музей П. И. Чайковского — музей в городе Клин Московской области. С 2013 года является центральным музеем Государственного мемориального музыкального музея-заповедника им. П. И. Чайковского.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Расположен в доме, который знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский снимал у мирового судьи В. С. Сахарова в последние годы жизни, с мая 1892 года.

Старейший мемориальный музыкальный музей в России, создан почти сразу после смерти композитора. В доме полностью сохранена бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, его личные вещи, библиотека, архив. В 1916 году по завещанию брата композитора Модеста Ильича Чайковского дом перешёл в ведение Московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохранён и будет поддерживаться.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Самое большое открытие и потрясение меня ждало на втором этаже концертно-выставочного здания. Здесь я услышал голос Чайковского. Я даже не знал, что существует подобная запись. Я стоял один посреди комнаты и впервые слышал живые слова такого великого человека. Вспомнились свои ощущения, когда школьником в музее города Улан-Батор я прослушивал речь Ленина. Здесь, несмотря на более взрослые годы, было тоже самое (в плане впечатлений).

Запись организовал в 1890 году Юлий Иванович Блок — меломан и энтузиаст ранней звукозаписи, который в 1889 году первым привез в Россию фонограф Эдисона.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Изначально идея заключалась в том, чтобы записать на фонограф игру великого пианиста Антона Рубинштейна, однако тот наотрез отказался записываться. Тогда присутствующие, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, просто начали баловаться с аппаратом, записывая все, что придет в голову. На записи слышно, что участники не теряют надежды усадить Рубинштейна за фортепиано.

В компанию, столпившуюся у фонографа, входили: солистка Большого театра Елизавета Лавровская, пианист, композитор, основатель и первый директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн, пианист и дирижер, директор Московской консерватории Василий Сафонов и пианистка Александра Губерт. Источник

Расшифровка записи:

«Е. Лавровская: Противный Кузьмин! Как он смеет называть меня коварной! (Кто-то из присутствующих поет.)
П. Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше!
Е. Лавровская: (Поет.)
П. Чайковский: Блок молодец! А Эдисон — еще лучше!
Е. Лавровская: (Кукует.)
В. Сафонов: Peter Jürgenson in Moskau!
П. Чайковский: Кто сейчас говорил? Кажется, голос Сафонова! (Свистит.)

Почитайте, очень интересная статья посвященная обнаружению вышеприведенной записи. Ещё в этом зале находится посмертная маска композитора. Представляете мои эмоции, когда я остался с ней наедине лицом к лицу. Волнительно и удивительно в такие моменты…

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

За более чем столетнюю историю музея его посетили миллионы людей со всего земного шара. Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность «встретиться» с гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его.

Когда я приехал домой появилось большое желание послушать лучшие произведения П, И.Чайковского.

После замечательного музея захотелось задержаться ещё хотя бы на часок и просто покататься по солнечному зимнему городу.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Я не раз видел тут места напоминающие о Петре Ильиче. В Клину и пригороде (село Фроловское и усадьба Майданово) Чайковский провёл последние годы своей жизни.

Во время прогулки я встретил два памятника русскому композитору. Первый на территории музея (в начале заметки), второй вот этот, более масштабный около Дома культуры (он же храм).

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

О городе я практические ничего не знал, поэтому залез в интернет и попытался найти несколько местных достопримечательностей. Из списка я сразу выбрал «Мемориал памяти воинов, погибших при защите и освобождении Клина в 1941 году».

Считаю, что если судьба занесла вас в город-герой или населённый пункт воинской доблести, каковым является Клин, то надо постараться отдать хотя бы частичку своего времени и уважения людям, благодаря которым мы живём и имеем возможность путешествовать.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Каждый клинчанин знает о том, что их родной город с 23 ноября по 15 декабря 1941 года был оккупирован немецкими войсками. Освобождение Клина — яркая страница не только истории города, но и истории всей страны. Начатое 6 декабря 1941 года контрнаступление Советской Армии под Москвой осуществляли 1-я ударная армия под командованием генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова на южном направлении и 30-я армия генерал-майора Д. Д. Лелюшенко на севере.

Бои под Клином уникальны тем, что численное превосходство советских войск над соперником было незначительным, а танки и артиллерия немецкой армии существенно превосходили наши войска. Невероятное мужество и отвага солдат позволили 8 декабря штурмом взять деревню Ямуга, при этом в бою были уничтожены около 20 немецких танков и полк пехоты. На следующий день, освободив д. Рогачево, советские войска подступили к окраинам Клина.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Клин в ВОВ — свидетель жестоких и кровопролитных сражений, бои за город продолжались до 15 декабря. 12 декабря произошло переломное сражение, бойцы 371 и 365 стрелковых дивизий уничтожили более 100 танков, немецкие авиация и артиллерия. 14 декабря с юго-востока к городу Клин подошли войска 1-й Ударной армии, замкнув город в кольцо. Согласно историческим данным, Клин в ВОВ — первый случай окружения немецко-фашистких войск.

Немцам была предложена капитуляция, но они отказались, поэтому г. Клин был взят штурмом. 15 декабря попытка немцев вырваться из окружения Клина практически увенчалась успехом, фашистские войска прорвались к Волоколамскому шоссе, но с юга и с севера их настигла советская артиллерия. Датой освобождения Клина считается 15 декабря 1941 года, именно к вечеру этого дня в городе не осталось ни одного немца. Подробности тут.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Постановлением Московской областной Думы от 28 апреля 2016 года городу Клин присвоено почётное звание «Населённый пункт воинской доблести».

Следующим местом, где я гулял пешком был небольшой исторический центр города.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Памятник архитектуры — торговые ряды 1886—1888 гг.

Вход в храм Воскресения Христова.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Это один из самых древних храмов в районе. Был возведён около 1712 года, а после постройки Троицкого собора стал частью соборного комплекса. В конце 20-х годов ХХ века храм был отобран у Православной Церкви и передан для нужд профессионального училища. В 1992 году Воскресенскую церковь возвратили верующим.

Другие храмы в центральной части города. Церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1847—1860 гг.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Церковь Святителя Тихона 1907 г.

Далее я поехал искать памятники и скульптуры. Ленина, как и Чайковского, в Клину я видел два раза.

Самый редкий памятник посвящён алфавиту. Находится около гимназии N1.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

А это фрагмент фонтана «Мальчик с осетром». Зимний вариант:)

Всё остальное, что я видел, катаясь кругами по городу было случайным. В основном это вывески, таблички и другие детали.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Красивое здание с часами (XVIII—XIX вв.) на пересечение улицы Литейной и Ленина.

Нашёл даже граффити. Свет мой, зеркальце, скажи:)

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

Чтобы представление о городе было более полным, а не только по моим субъективным картинкам, вот ещё несколько общих планов.

Забыл про справочную информацию. С этого надо было начинать заметку, но, думаю, ею можно и закончить. Клин расположен на берегу реки Сестра, в 65 км от МКАД по Ленинградскому шоссе (86 км). Население города почти 80 тысяч человек.

Первое упоминание города Клин относится к 1317 году. Находился в составе Тверского княжества. Ставший форпостом Твери в противоборстве с Москвой, он был сильно укреплён валом и рвом, новыми крепостными стенами. Крепость была разорена в начале 1409 года во время набега татарского мурзы Едигея. В 1482 году московский князь Иван III Васильевич присоединил Клин к своему княжеству.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

В 1569 году Клин сильно пострадал от опричнины. Особенно пострадали великолепные клинские строевые леса. Известно, что важнейшие постройки Московского Кремля возводились как раз из клинского леса.

В 1572 году Иван IV завещал своему сыну Ивану Клин с волостями, сёлами и пошлинами; позднее Клин был вотчиной дома Романовых. В 1617 году поляки Соколовского осаждали город, где оборону держал Дмитрий Петрович Лопата Пожарский.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

В XVIII веке в Клину указом Петра I был учреждён почтовый ям. С 1785 года — уездный город Московской губернии; тогда же Клин приобрёл регулярный план.

В 1851 году через Клин прошла первая в России ветвь Николаевской железной дороги, что привело к уменьшению ямских перевозок. Упало значение и «постоев». Теперь значительная часть населения города стала заниматься ручным ткачеством и делать платки, кисею, шерстяные обивочные ткани для мебели.

Город Чайковского и населённый пункт воинской доблести

К концу XIX века Клин превратился в тихий захолустный городок. Несколько сместился и центр его, теперь он был представлен Соборной площадью с расположенными на ней каменными торговыми рядами, гостиницей, управой и пожарной каланчой.

Отдельно хочется обратить внимание на флаг города утверждённый 30 марта 2007 года на основе аналогичного исторического герба символизирующего преемственность поколений и бережное отношение к своему прошлому.

Как видите по снимкам, Клин вполне симпатичный и интересный городок достойный внимания даже бывалого путешественника. А теперь и вы приезжайте сюда, чтобы рассказать про его другие достопримечательности.