Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Россия Август 2017

Однажды в один из прекрасных летних дней мы побывали на скалах Петрогром. Находятся скалы примерно в 3 км к северо-западу от станции Исеть. Если ехать на машине от Исети по дороге на Сагру, то через 1,5 км, повернув налево, доезжаем до ж/д остановки «479 км», а оттуда по тропе пешком 20 мин. в гору до Петрогрома. На горе слева видим малые скалы, а направо — Петрогром.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Скалы протянулись с востока на запад, наибольшая высота скал достигает 15 м. Поражают воображение два каменных исполина, на которые можно взобраться и увидеть все великолепие уральской природы.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Эти скалы — ценный археологический памятник. Во время археологических раскопок здесь нашли металлические и керамические предметы двух культур: иткульской (V—III вв. до н. э.) и петрогромской (вторая пол. I тыс. н. э.), формы для отливки и заготовки для матриц. Археологи установили, что, древние люди еще в давние времена плавили здесь медь. Более того, на горе был воздвигнут целый горно-металлургический комплекс! Обнаружено 18 оснований металлургических горнов. Печи были сложены из каменных плит, достигали в высоту 1,5 м. Руду на Петрогром поставляли с близлежащего Согринского рудника, он расположен в междуречье речек Медянки и Согры и известен с глубокой древности. Рудник богат как медными, так и железными рудами, добываемую руду привозили на Петрогром. Здесь готовили специальный состав из смеси дробленой руды с древесным углем и костями животных — в качестве флюса, и помещали в плавильные печи. Расплавленный металл затем разливали по формам и получали нужные изделия, изготавливали наконечники стрел, копий, разнообразные украшения и т. д. Ученые считают, что уже в то время были налажены обширные торговые связи местного населения с другими народами, и металлические изделия с горы Петрогром распространялись далеко за пределы Урала. Некоторые находки позволяют сделать предположение, что древние металлурги Петрогрома уже умели при плавке отделять друг от друга цветные металлы, в частности серебро от меди. Некоторые остатки горнов в виде чаш на скалах можно увидеть здесь и сейчас.

Высота горы, где стоят скалы — 370 м, что повыше Чертова городища (347 м). Объяснение названия «Петрогром» имеет несколько версий, одна из них: петра — это камень, а гром — он и есть гром, Гремящий Камень, — почему бы и нет, на этой горе металлурги испокон веков громыхали железом.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Выглядят скалы очень живописно.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

А наверху вообще чудесно!

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Этот прекрасный летний день дал нам возможность найти такие замечательные скалы Верх-Исетского горного массива.

Каждое лето у нас знаменательно каким-нибудь ярким открытием нового места, которое удивляет своей природной красотой или историей.

Наши путешествия за тайнами Урала продолжаются. В этот раз мы решили посмотреть еще Каменные палатки, но не те знаменитые, что на Шарташе в Екатеринбурге, а на ЕКАДе, соединяющем Серовский и Московский тракты, в двух км от поселка Палкино. Доехать сюда легко, есть указатель на палатки, от дороги по тропе идти минут 5–10. Скалы с трех сторон окружены болотом, раньше вместо болота было озеро и сейчас эти скалы называют Каменным островом. С одной стороны палатки выходят к руслу реки Исеть.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

С 1977 года здесь проводились археологические раскопки. Нижнюю площадку назвали Палатки II, а верхнюю — Палатки I. Здесь были найдены поселения с остатками жилищ, мастерские по производству орудий, святилищные комплексы, погребения, многочисленные предметы быта. Сначала здесь жили рыбаки и охотники, рыбы здесь было много и притом огромного размера, судя по находкам огромных острог и крючков. С 6–3 веков до нашей эры на острове жили древние металлурги, выплавляющие медь. Найдены медные фигурки птиц, животных, людей, бытовых предметов. Здесь же обнаружилась необычная загадочная вещь — идол, прозванный человеком-совой из талькохлорита с человеческой головой с клювовидным носом. Датируется 3 тысячелетием до н. э., аналогов не имеется. Обследована ритуальная площадка, где проводился обряд оживления бубна, известный у хантов и манси, а также у алтайских тюрков. Нашли захоронение человека, судя по лежащим рядом предметам, пришедшего с Южного Урала (может с Аркаима?). Здесь же лежали необычные бусы из катаной меди и из катаного серебра. В конце 3–2 тысячелетия до н. э. на острове была каменоломня, гранитные плиты добывались для строительства, шлифовки, кругов для размалывания зерна. Находок много, загадок тоже много. Место любопытное. Некоторые камни выглядят как пластилин с углублениями и вмятинами.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Есть и каменная стена, сильно заросшая лесом.

Интересно было прикоснуться к древности. Эта летняя прогулка пробудила интерес к истории, заставила задуматься о прошлом и будущем, воодушевила на дальнейшие путешествия по Уралу.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Любопытна и природа нашего Урала. Цветы, букашки, чудо-грибы привлекают взгляд и радуют в это короткое (и часто дождливое) уральское лето.

Уральские красоты. Петрогром. Тайны Каменного острова.

Каждый ясный день ценишь и пользуешься им по полной программе.