Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была сегодня 18:53
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Россия Октябрь 2019

Осень прекрасна, когда нет дождя, и светит солнце. На Урале в октябре редко случается солнечная погода, а если и случается, то в эти редкие дни народ старается выбраться за город, увидеть все буйство красок осенней природы и отдохнуть от серости пасмурного автограда. В лесу, в горах можно увидеть восхитительные живые картины ушедшего лета. Листья шуршат под ногами, словно говорят: скоро зима, но мы знаем, что все вернется на круги своя, и новая листва вновь будет шепотом петь свои песни. Еще неделя и лес станет совсем прозрачным, а горы и скалы станут мрачными и темными. Они никогда и никому не выдадут свои тайны, а тайн у них немало.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

Горы у нас невысокие, но в них скрывается столько красоты и неразгаданных тайн, что можно рассказывать не один день. Недалеко от Екатеринбурга в 25 км. близ станции Исеть есть Чертово Городище, которое находится в центре Верх-Исетского гранитного массива. От станции до скал 6 километров. К подножию горы можно доехать на машине, лучше на внедорожнике, но интереснее от станции Исеть проехать часть пути, оставить машину на поляне и пройтись пешком минут 40. По пути встретится ручей и скалы «Малые черти», лесная тропа порадует вас свежим воздухом и осенним великолепием.

Подъем в гору по тропе не крутой (со стороны дороги у кордона гораздо круче), и вот среди деревьев вырисовываются скалы. Городище похоже на неприступную стену, сложенную из гигантских гранитных плит.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

Скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 млн лет назад, возвышаются на 347 метров над уровнем моря. Высота стены 20 метров, на нее можно взобраться с южной стороны, по каменным ступеням.

Сверху открывается с одной стороны шикарная панорама на бескрайнее море тайги и с другой стороны на горизонте — Екатеринбург.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

Археологи установили, что человек с давних времен присутствовал в районе Чертова Городища. В ходе раскопок у подножья скал найдено много глиняных черепков, керамика иткульской культуры и кусочки листовой меди, а также медные подвески-обереги, находки относят к эпохе железного века. Нашли и следы древнего металлургического производства, и признаки жертвенного места. Возможно, здесь было святилище. Но есть и другая версия. В этих местах раньше жили манси. Слово «Чортан», точнее «Сортан», можно разложить на составляющие «Сарт-тан», в переводе с мансийского языка — это «передняя торговля». Эти слова могли быть русскими трансформированы — Сартан — Чертын — Чертов. Вот и получилось Чертово Городище — городище передней торговли.

По обеим сторонам от гранитного массива, чуть подальше, можно увидеть небольшие каменные палатки. Практически все окрестные горы усеяны такими каменными палатками. Интересно, что председатель УОЛЕ Онисим Клер, человек чрезвычайно образованный, опубликовавший около 60 работ по краеведению, посетив Чёртово Городище в конце 19 века, записал в своем дневнике «а не циклопические ли это сооружения древних людей?

Эти величественные скалы на данное время разрушаются. В этом виноваты и природа и люди. Ввиду их легкодоступности, здесь в выходные собирается много народа, скалолазы покоряют вершины, туристы у подножия жгут костры, площадка у скал практически вытоптана, растительности нет. Как бы хотелось подольше сохранить эту красоту.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

Поблизости от Чертова Городища находятся такие достопримечательности, как Исетское озеро и многочисленные каменные палатки разбросанные по горам.

Озеро Исетское — одно из живописных и самое большое в окрестностях Екатеринбурга, площадь его около 25 кв.км. Одна версия говорит, что Исеть получила название от племени исседонов, проживающих некогда на ее берегах. Другая версия утверждает, что «Исседон» это старое название Исети, т. е. «иссе» — река на языке скифов.

Из озера вытекает река Исеть, на которой стоят Екатеринбург и другие населенные пункты Урала. С древнейших времен здесь на берегах и островах озера жили люди. Стоянки относятся к неолиту и датируют 3–5 тысячелетиями до нашей эры. На берегах и островах Исетского озера ученые открыли более двух десятков археологических памятников, часть находок можно увидеть в Музее Истории и Археологии в Екатеринбурге. В 19 и 20 веках на многих скалах и камнях были найдены писанцы древнего человека: на Липовом мысе, Еловом полуострове, камне Писанце, острове Кораблик, около деревни Мурзинка. Увы, ни одной из писаниц не сохранилось до наших дней. Остров Кораблик с рисунками 3-го тысячелетия до н. э. был взорван в 1934 году при строительстве ГРЭС, а камень Писанец был наполовину затоплен в 1946 году при строительстве плотины. С севера и запада озеро окружено горами. Красивый вид на озеро открывается с горы Толстик. Жаль, что гора продана предпринимателям, и вскоре ее съест гранитный карьер. Практически половины горы уже нет, полгоры взорвано и переработано на щебень.

На карьере

А ведь на этой горе стоят каменные палатки, дольмены, необычные скалы.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

На другой стороне горы у озера стоит мой дачный домик, где я живу летом. Скорее всего, карьер до дачного поселка не дойдет (дача уже не на горе), жалко красоту и историю, которую разрушают ради наживы. Здесь столько интересного можно увидеть!

Пять тысяч лет назад люди совершали обряды на одной из вершин горы Сагринский Толстик. Там были поселения, стоянки, городища, святилища, могильники, жертвенные места, курганные группы, писаницы, остатки металлургического производства древних людей. Работы для ученых на этой уникальной площадке хватило бы на несколько десятилетий. Здесь обнаружена целая дольменная группа, на сегодня открыто несколько сот дольменов, а исследованы археологами единицы.

Уральские красоты. Чертово городище, Исетское озеро и чудо-камни

Идет вырубка леса вокруг культового объекта и его разрушение. Лесорубы, проигнорировав границы защитной зоны святилища, загнали сюда тяжелую технику, перемешали культурный слой и разбили дольмены. Каменные плиты вблизи комплекса были перемолоты в щебень, в который власти разрешили превратить все ближайшие возвышенности на данной территории. Нормальная страна создала бы на таком месте заповедник или исторический парк, природный и культурный туристический комплекс. Природа и история подарили нам такую красоту и шедевры, но мы не можем все это сберечь, разбиваясь о бюрократию, как об каменную стену.

А пока успеваем увидеть как можно больше, запечатлеть на фото и показать миру. Так хочется следующему поколению оставить частичку истории и природной красоты.