Турист Иван Косенков (Ivan_Kosenkov)
Иван Косенков
был 6 августа 2023 19:56

Котор, Жабляк, Плав, Годинье, Петровац, Будва + 2 города — Черногория Май 2018

Черногория — прекрасное место назначения для путешествия на майские праздники, где может найти место на свой вкус и любитель расслабленного пляжного отдыха, и фанат активного образа жизни и горных походов. В недельном роуд-трипе нам удалось уместить и то, и другое в нужной пропорции. У нас было 8 дней и желание посмотреть Черногорию полностью.

Идея была в том, чтобы в равных долях совместить путешествие по древним городам и сёлам Адриатики и Которского залива и хайкинг в национальных парках Дурмитор и Проклетье.

Итоговый маршрут можно посмотреть по ссылке

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

В аэропорту Тивата мы взяли седан Citroen C4, АКПП, обошедшийся нам в 8200 рублей за 8 дней. Как почти у всех, наше путешествие началось с аэропорта Тивата и старого города Котора с его лестницей вверх к крепости.

Kotor, Montenegro (drone video)

В наших планах, тем не менее, не значилось оседать в Будве или Баре, глазея на Адриатику и поэтому уже в первый день после обеда, мы выдвинулись в сторону Мавзолея Негоша. Самая интересная дорога туда — серпантин до национального парка Ловчен, начинающийся недалеко от Котора и ведущий круто в гору, откуда с каждым поворотом открываются всё более захватывающие пейзажи которского залива. Единственное, сама дорога может стать испытанием для неопытных водителей, которым нужно разъехаться с туристическими автобусами на однополосной временами дороге.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Сам мавзолей, если честно, не представляет большого интереса, но туда можно заехать, посмотреть на окрестности с вершины горы Ловчен, направляясь к Жабляку, где мы остановились на две ночи, намереваясь посмотреть национальный парк Дурмитор.

В Дурмиторе стоит прогуляться вдоль Чёрного озера, сходить к Змеиному озеру, подняться на Боботов кук, а также рассмотреть как следует каньон реки Тара, который как утверждается является одним из глубочайших каньонов на Земле.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Погода в Дурмиторе может резко отличаться от той, что стоит на черногорском побережье — в начале мая большая часть треков может быть закрыта или недоступна из-за снега, который ещё не успевает сойти к этому времени. В лесу вокруг Чёрного озера можно было увидеть большие поляны нерастаявшего снега с подснежниками, пробивающимися сквозь покров.

Впрочем, это не помешало нам упереться по какому-то треку, показанному maps.me вверх по заснеженному склону и очнуться только в тот момент, когда тропа сузилась до продуваемой ветрами скальной гряды с провешенным по ней канатом нескольких метров в ширину с отвесными обрывами по обе стороны. В ужасе прижимаясь к камням, на исходе дня мы всё-таки благополучно спустились назад к Чёрному озеру. Да, маршруты в Дурмиторе могут таить в себе неиллюзорную опасность.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

На следующий день мы отдельно посетили смотровую площадку на каньон реки Тара, откуда открывается потрясающий вид на ландшафт, созданный рекой.

Мы отдельно заехали к мосту Джурджевича — одной из визитных карточек Черногории. Его высота в максимальной точке — более 170 метров и окружающие пейзажи стоят того, чтобы погулять по мосту и окрестностям пару часов.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

От моста вдоль каньона реки Тара идёт живописная дорога, серпантином вьющаяся рядом с рекой, проходя тоннели и открытые участки, где можно видеть суровые склоны ущелья. По этой дороге за день можно попасть из национального парка Дурмитор в национальный парк Проклетье (черногорская топонимика временами кажется чересчур мрачной).

Проклетье располагается близко к албанской границе, ближайшие населённые пункты — Плав и Гусинье (где в общем-то делать особо нечего) и по мере приближения к ней атмосфера вокруг неуловимо меняется: на смену православным храмам приходят мечети, места кажутся более дикими и заброшенными, а местные жители перестают излучать гостеприимство. Мы остановились на две ночи на местной базе отдыха — по комфорту близко к базам отдыха где-то на Алтае — бревенчатые одноэтажные домики у реки.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

От Плава по Проклетье идёт много пеших маршрутов, включая 190 километровый трек Peaks of the Balcans, проходящий по территориям Черногории, Албании и Косово. У нас был дефицит времени, поэтому мы решили отправиться в однодневный поход на гору Волушница. Трек стартует из долины Гребае, куда можно добраться только на арендованной машине.

Хайк занял почти весь световой день, но того стоил — величественные гранитные скалы, покрытые снегом, панорамные виды гор — восхитительны (выглядят не хуже, чем Норвегия или Патагония). При этом, мы были в треке в гордом одиночестве, не встретив ни души во всём национальном парке.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Чтобы добраться до вершин, находящихся на границе Албании и Черногории предстоит набрать порядка 900 метров через лес, а затем в гору. Трек по силам неподготовленным туристам и не требует специального снаряжения, но простым его назвать — сложно. Кто-то рекомендует брать гида, но нам это показалось излишним.

На наш взгляд именно дикой красоты горы являются лучшей частью Черногории, где мы бы с удовольствием провели ещё несколько дней. Мне кажется, что национальные парки Монтенегро сильно недооценены туристами.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

От Проклетье мы направились к Скадарскому озеру через каньон реки Морача. Дорога ничуть не менее живописная, чем каньон реки Тара. Если есть время, можно тормозить на обзорных площадках, говорят, что вдоль каньона много живописных подвесных мостов.

Само Скадарское озеро после захватывающих пейзажей Проклетье в целом не произвело на нас какого-то сильного впечатления. Мы заехали в старинную деревушку Годинье, по которой можно прогуляться часок, чтобы почувствовать балканский колорит.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Наверное самым красивым местом в районе Скадарского озера является обзорная площадка Павлова страна. От заброшенного отеля открывается вид на изгиб реки, и отдалённые холмы. Мы попали в это место в сильную грозу, отчего оно показалось нам ещё более драматичным. От Павловой страны серпантин выходит к живописной дороге над побережьем, открывая вид на будванскую ривьеру с высоты.

Оставшиеся два дня путешествия мы посвятили осмотру городков Адриатического побережья и Которской бухты.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Мы остановились на ночь в чудесном тихом Петроваце с его спокойной бухтой и немноголюдной набережной с ресторанчиками. На мой взгляд, тихие маленькие городки черногорского побережья намного лучше более оживлённой туристической Будвы, имеющей неуловимый вайб курортов Краснодарского края с бесчисленными торговыми рядами с ширпотребом, шумными барами и ресторанами вдоль всего побережья.

Старый город в Будве достаточно интересен, однако его можно пропустить без особого зазрения совести, особенно если уже посмотрели Котор или другие города. Другими словами, в саму Будву можно и не заезжать, и посвятить больше времени её окрестностям, например Свети Стефану.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Проблема с последним, это то, что туда просто так не пройти: визиты разрешены в строго отведённое время, которое не билось с нашим графиком. С берега всё выглядит довольно живописно, интересно как там внутри. Рестораны и кафе рядом тоже имеют несколько завышенный ценник.

В итоге, мы проехали порядка 60 километров от Будвы и остановились в Херцег-Нови, также тихом и спокойном месте без толп туристов, зато с интересным рельефом, крепостной башней и старой архитектурой. Последний вечер в Черногории мы провели, гуляя по его извилистым лестницам и набережной.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Напоследок мы заглянули в крохотный Пераст, откуда ходят лодки к церкви Божьей матери на рифе посреди Которской бухты.

В итоге, на мой взгляд, этот маршрут даёт возможность посмотреть почти всю Черногорию во всём её разнообразии — от высоких гор до пляжей. Конечно же, список примечательных мест Черногории этим не исчерпывается, будь у нас побольше времени, мы бы подробнее посмотрели национальные парки, походили бы ещё по горам, посмотрели бы каньоны и озёра, древние прибрежные города и даже уделили бы немного времени столице Черногории, но на мой взгляд проделанный маршрут был почти оптимален для того, чтобы составить впечатление о стране.

Автопутешествие по Черногории — не на эти майские

Основная мысль по итогам путешествия — Черногория очень недооценённая страна. Нам показалось, что то, что можно здесь увидеть — не хуже других, более «модных» и дорогих мест. Здесь определённо есть что посмотреть и чем себя занять достаточно долгое время.

Ниже — видеоотчёт из нашего дорожного путешествия. Будет интересно узнать ваше мнение о маршруте — что бы вы добавили, убрали или изменили, если бы отправились в поездку по Черногории?

Путешествие по Черногории | Montenegro Vlog

Автопутешествие по Черногории. Montenegro travel vlog. Маршрут нашего путешествия по Черногории лежит через национальные парки Ловчен, Дурмитор и Проклетье, каньоны рек Тара и Морача, Скадарское озеро, побережье Адриатики и Которскую бухту. В этом путешествии мы постоянно забираемся в места где нам страшно и опасно — горные кручи, каньоны, крепостные бастионы и крыши.