Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Янгон — Мьянма Январь 2020

В Янгон прибыли вовремя, всё быстро, багажа нет. Граб-такси, отель. Отель на этот раз забронирован ближе к аэропорту, чем к центру, следующий вылет завтра утром, не хочется закладываться на пробки и вставать очень рано. Так что всего 15 минут езды, и мы в отеле. Янгонские отели, расположенные не в центре, мне нравятся своим впечатляющим соотношением цена/качество, а при развитой и дешевой системе такси добраться до нужного места можно быстро и недорого.

Не хочется терять время на пребывание в номере, ведь мы должны сегодня попасть в два хороших места, хоть и расположенных рядом, но все же далековато от отеля. Однако, мы не завтракали, и оба не можем нормально функционировать без утреннего кофе. В самолете что-то давали, но мой организм отказывается это принимать за кофе. Напротив есть торговый центр, идем туда. Ага, есть приличное кафе, с наслаждением завтракаем. Жена, конечно же, после кафе побежала смотреть магазины, пришлось ее отлавливать и тащить на улицу.

Такси на этот раз везет нас к пагоде Ботатаунг. Этот храм изначально присутствовал в моем плане на Янгон, в первое посещение мы туда не успевали, хорошо, что сейчас есть время. После осмотра пагоды запланировано еще одно место, оно рядом, но все по порядку.

Итак, Ботатаунг. Среди янгонских пагод эта делит третье по популярности место с пагодой Лежащего Будды. Храм представляет собой классический для Мьянмы ансамбль — в центре стоит большая позолоченная ступа, вокруг нее множество построек различного назначения. Возрастом ступа сравнима с Суле и Шведагоном (2–2,5 тыс. лет), но есть и версия, по которой Ботатаунг старше Шведагона. На рубеже Нашей Эры из Индии сюда в качестве дара привезли кое-какие фрагменты тела Будды — несколько волос и «две реликвии тела», что бы оно ни значило. Встречали священные дары с большим почетом и предосторожностями, у реки были выстроены армейские офицеры в количестве тысячи человек. Легенда утверждает, что от этой тысячи вояк и пошло название пагоды, Бо — офицер, а Татаунг (в различных вариантах) — тысяча. Такая трактовка является преобладающей, но не единственной. Альтернативный вариант гласит, что хоть история с доставкой и правда, словом Ботатаунг просто назывался тот холм, на котором уже стояла пагода. А версия, из которой следует более древний возраст этой пагоды, утверждает, что волосы, доставленные из Индии, хранились здесь, пока строился Шведагон. Я не историк, не поклонник легенд, всегда стараюсь строить свои взгляды на фактах. А достоверно известно только то, что возраст ступы Ботатаунг велик и примерно соответствует возрасту Шведагона и Суле.

Но, в отличие от них, во время Второй Мировой войны ступа и прилегающие строения были почти полностью уничтожены бомбардировками. После войны проводились тщательные восстановительные работы, в ходе которых обнаружилось много интересного. Во-первых, благодаря найденным письменным табличкам подтвердился внушительный возраст пагоды — языковый диалект, на котором сделаны записи, принадлежал древним монам. Во-вторых, были найдены пресловутые волосы, бережно упакованные в маленький золотой цилиндр. И в-третьих, среди находок было много драгоценных камней, украшений и прочих сокровищ.

Ступа была восстановлена практически с нуля.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

От множества подобных ее отличает наличие внутреннего пространства, представляющего собой систему коридоров, похожих на лабиринт. Стены коридоров отделаны золотом и зеркалами, а геометрическая структура, для посетителя ошарашивающе непонятная, имеет вид восьмиконечной звезды. Вдоль многих проходов, в углах и на стенах, устроены своеобразные витрины с выставленными реликвиями.

Коридоры и острые углы:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Вершина ступы в виде флюгера, украшенного драгоценными камнями:

Так выглядит этот флюгер на реальной ступе:

А здесь хранится главная реликвия — волосы Будды:

Жаль, английские надписи имеются только у наиболее значимых объектов, суть множества экспонатов без гида или переводчика остается за гранью понимания (мой бирманский все еще очень плох, по правде, он ограничен знанием трех слов и пары букв).

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Бродить здесь весьма интересно, сама атмосфера как бы намекает на таинственность, а мистика и величие просто сочатся из стен. Сделав неспешный круг, выходим через те же ворота, в которые входили.

Снаружи рядом со ступой есть павильон с установленной внутри статуей Будды. Чем не Алан Чумак во время телесеанса?

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

В другом помещении выставлен зуб Будды.

Надеюсь, при создании экспозиции ни один будда не пострадал. Еще одно помещение представляет собой просторную молельную комнату, здесь установлен еще один Будда — статуя довольно известная и имеет собственную историю. Не буду вдаваться в подробности, лишь упомяну, что какое-то время изваяние хранилось в Лондонском музее.

Вот этот Будда:

И молельная комната:

Вид на ступу с территории комплекса:

В углу едва завершено строительство этой башенки-ступы:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Есть на территории и пруд с фонтаном:

Однако, скоро начнет темнеть, пора закругляться, ведь нам надо посетить еще одно место.

Покидаем Ботатаунг и спешим к реке. Взгляд на фасад пагоды:

До реки Янгон от пагоды примерно 100 метров. Здесь туристов привлекает обилие чаек. Звучит обыденно, но бирманцы и тут удивили: чайки прикормлены, а специально изготовленный корм продается тут же многочисленными продавцами. Все поставлено на поток: ты спрашиваешь цену, протягиваешь деньги (небольшие), тебе дают пластиковую тарелку, полную шариков размером сантиметра полтора каждый. Выходишь на пристань, чайки терпеливо поджидают, покачиваясь на водной глади. Берешь горсть шариков и кидаешь в сторону чаек. Среди них начинается движуха — взлетают, галдят, хлопают крыльями, конкурируют. В течение примерно минуты их движение упорядочивается и приобретает цикличность, другими словами, чайки начинают летать по кругу диаметром метров 10–15. Брошенные шарики они ловят клювами на лету. Некоторые чайки приспособились харчеваться, не взлетая, они просто подбирают упавшие в воду шарики. Впрочем, летающих больше, видимо, так азартнее.

С этой пристани отправляются (и сюда прибываю) не только паромы, корабли и баржи, но и небольшие лодки, всё находит спрос.

Кормление происходит здесь.

Видно, что на пароходике активно проходит тот же процесс, чаек там не меньше:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Снимать это, конечно, лучше днем, при ярком солнечном свете. В нашем случае уже вечерело, света маловато, а выдержка требуется короткая, иначе объекты смазываются, но при малой выдержке… в общем, сложновато. А еще и эта сторона пристани обращена на юго-запад, т. е. низкое солнце чуть ли не напротив (справа), приходится прицеливаться только в левый сектор обзора.

Тут вот видны летящие кормовые шарики:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Кормление птиц оказалось делом очень увлекательным. Когда кончились шарики, жена в азарте потребовала купить еще. Я выразительно постучал… нет, не по голове, а по руке в области часов, нам ведь еще домой ехать, да и темнеет уже.

А сюда еще и свадьбы привозят:

На выходе с пристани продавщицы корма принимают от туристов пластиковые тарелочки, выданные ранее. Туристов много, тарелочки одинаковые, точек продаж тоже немало, способность продавщиц безошибочно различать «своих», чтоб забрать тару, развилась до совершенства.

На обратном пути решили пройтись пешком до района Суле, навскидку это примерно 20 минут. Вдоль реки проходит крупная улица Strand road, при желании ее можно назвать набережной, если б она не располагалась в неотором отдалении от реки. В районе пагоды Ботатаунг есть пешеходный мост через дорогу, можно тормознуть и снять пагоду в лучах заходящего солнца.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Солнце садится очень быстро, пока дошли до Суле, уже стемнело. Пагода Суле расположена так, что вид на нее почти отовсюду прикрыт окружающими зданиями и автомобилями.

Народу в парке много и днем, и вечером:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 6

Идем дальше по Sule road, к пешеходному мосту, с него хочу снять вид на пагоду.

Справа нет автомобилей просто потому, что им горит красный. Все, план на сегодня выполнен, пора домой. Пытаюсь вызвать граб-такси. Здесь обнаружился интересный нюанс — цена в вечернее время выросла процентов на 50. Да, она при этом все равно оставалась низкой, но азарт бюджетного путешественника спровоцировал нас сесть в подъехавший как раз автобус, благо на нем латиницей было написано Aeroport, а наш отель расположен на дороге к нему. Как уже упоминал, в последнее время в Янгоне появились автобусы, чаще всего компании YBS (на верхнем снимке виден такой), которые учитывают интересы иностранцев, помимо арабских цифр, на борту могут присутствовать английские названия конечных или значимых точек маршрута. Оплату принимает водитель, а стоимость проезда до смешного низкая. Например, перемещение из Суле, а аэропорт разорит вас примерно на 30 американских центов. Пробки в Янгоне бывают, но в сравнении с московскими они пустяковые.

Доехали, надо поужинать. Изучив меню местного ресторана, заказали ужин с доставкой в номер. Не обошлось без приключений, официант ни слова не понимал по-английски, я тыкал пальцем в меню, он записывал, но спустя 20 минут приносил не то, и не в том количестве. Пришлось ему бегать туда-сюда не менее четырех раз. Хорошо хоть, что номер комнаты запомнил… хотя и в этом я не уверен.

Назавтра выезд раньше начала завтрака, нам пообещали сухие пайки. Утром все прошло прекрасно, водитель уточнил у нас, какой терминал (мы беспечно забыли о том, что летим международным рейсом, а терминалы там расположены в полукилометре друг от друга. Прибыли куда надо, регистрация, посадка, взлет.

Вопрос — понравилась ли Мьянма? Ответ — очень! Причем, чем больше проходит времени, тем воспоминания теплей и восторженней. Забыт городской адок Мандалая, остались его прелести, забыт переезд на автобусе в Баган, осталось очарование баганских храмов, забыты малые бытовые неурядицы Нгапали, осталась позитивная безмятежность, забыт ночной холод, осталась теплое ласковое море, песок и солнце. А приветливость и радушие бирманцев не оттеняется ничем.

Окончена бирманская глава, но само путешествие продолжается, летим мы в Бангкок.

Об этом уже в следующей главе.